Показатели нервно-психического развития ребенка
Цель работы: изучить основные показатели нервно-психического развития ребенка в различном возрасте.
Ход работы
1. Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу 18 по образцу.
Таблица 18
Нервно-психическое развитие ребёнка
Возраст
| Сенсорное развитие
| Развитие речи
| Движения и навыки
|
Новорожденный
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет. Вздрагивает и моргает при резком звуке
| Кричит при неблагополучии
| Ручки преимущественно сжаты в кулак; выраженный хватательный рефлекс. Примитивная реакция упора ног; автоматическая ходьба.
|
6 месяцев
|
|
|
|
1 год
|
|
|
|
3 года
|
|
|
|
6–7 лет
|
|
|
|
8-10 лет
|
|
|
|
11-14 лет
|
|
|
|
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Тестовое задание по теме «Высшая нервная деятельность»
Выберите один из предложенных ответов:
1. Какие рефлексы являются безусловными:
1) врожденные;
2) приобретенные;
3) индивидуальные;
4) общие с животными
| 10. Первая сигнальная система
1) есть у животных;
2) есть только у человека;
3) есть и у человека и у животных
4) отсутствует
|
2. Какие рефлексы являются условными:
1) врожденные;
2) приобретенные;
3) общевидовые;
4) общие с животными
| 11. Временная связь замыкается:
1) в ретикулярной формации;
2) в подкорковых ядрах;
3) в коре головного мозга;
4) в спинном мозге
|
3. Какое из условий не должно быть при выработке условного рефлекса:
1) повторность;
2) наличие безусловного раздражителя;
3) наличие условного раздражителя;
4) наличие постороннего раздражителя
| 12. Преобладание первой сигнальной системы определяет тип ВНД:
1) художественный;
2) мыслительный;
3) неустойчивый;
4) безудержный
|
4. Условный раздражитель должен:
1) быть ранее индифферентным;
2) вызывать рефлекс;
3) быть сильным;
4) биологически значимым
| 13. Классификацию типов ВНД детей предложил:
1) Гиппократ;
2) Павлов;
3) Красногорский;
4) Ухтомский.
|
5. Какой тип торможения условных рефлексов относится к безусловным:
1) запаздывающее;
2) дифференцировочное;
3) условный тормоз;
4) запредельное
| 14. Переучивание левшей приводит к развитию у них:
1) способностей;
2) неврозов;
3) заикания;
4) утомлению правой руки
|
6. Угасательное торможение лежит в основе:
1) развития воли;
2) забывания;
3) воспитания;
4) обучения
| 15. Доминирующим у левшей является:
1) левое полушарие;
2) правое полушарие;
3) оба полушария ведущие;
4) таламус
|
7. Динамический стереотип обеспечивает:
1) преобладание темперамента;
2) сосредоточение внимания;
3) целенаправленную деятельность;
4) привычные действия, не требующие осмысления.
| 16. Речь является
1) инстинктом;
2) условным рефлексом, возникающим на звук;
3) предрасположенностью, которая развивается при общении;
4) безусловным рефлексом
|
8. Доминантный очаг обладает
1) выраженным торможением;
2) низкой возбудимостью;
3) инертностью;
4) лабильностью
| 17. Слабый тип ВНД характерен для:
1) сангвиника;
2) флегматика;
3) холерика;
4) меланхолика.
|
9. Проявлением второй сигнальной системы является:
1) речь;
2) темперамент;
3) память;
4) внимание
| 18.Двигательный центр речи (центр Брока) у большинства людей расположен:
1) в КБП левой лобной доли;
2) в КБП правой лобной доли;
3) в КБП левой височной доли;
4) в КБП затылочной доли.
|
Самостоятельная работа № 7
Железы внутренней секреции
Цель работы: изучить железы внутренней секреции и их основные гормоны
Ход работы
1. Дайте характеристику основных гормонов, их физиологический эффект и возрастные особенности образования в табл. 18
Таблица 18
Значение и возрастные особенности эндокринных желез
Эндокринные железы
| Основные
гормоны
| Основной физиологический эффект
| Возрастные особенности желез
|
Гипофиз
а) передняя доля (аденогипофиз)
| Соматотропин (СТГ, гормон роста)
|
|
|
Тиреотропный гормон (ТТГ)
|
|
Кортикотропин (адренокортикотропный гормон, АКТГ)
|
|
Фоллитропин (фолликулостимулирующий гормон, ФСГ)
|
|
Лютропин (лютеинизирующий гормон, ЛГ)
|
|
б) задняя доля (складируются эффекторные гормоны гипоталамуса)
| Окситоцин
|
|
Вазопрессин (антидиуретический гормон, АДГ)
|
|
Эпифиз
| Мелатонин
|
|
|
Серотонин
|
|
Паращитовидная
| Паратгормон
|
|
|
Щитовидная железа
| Тироксин (Т4)
|
|
|
Вилочковая железа (тимус)
| Тимозин
|
|
|
Поджелудочная
| Инсулин
|
|
|
Глюкагон
|
|
Надпочечники
а) корковый слой
| Глюкокортикоиды (ГК), например, кортизол
|
|
|
Кортикостероиды
|
|
Минералкортикоиды (МК), например, альдостерон
|
|
б) мозговой слой
| Катехоламины (КА): норадреналин, адреналин
|
|
Яички
| Андрогены (тестостерон, дегидроэпиандростерон)
|
|
|
Яичники
| Эстрогены: эстрадиол, эстрон, эстриол
|
|
|
Прогестерон
|
|
Оценка _______________Преподаватель ________________ Дата __________
Самостоятельная работа № 8
Сердечнососудистая система человека
Цель работы: изучить строение сердца и кругов кровообращения человека; возрастные особенности кровообращения человека
Ход работы
1. Ознакомьтесь с расположением сердца в организме (табл. 19)
Таблица 19
Параметр
| Топография
|
Местоположение
| Область средостения, асимметрично
|
Границы
| Верхушка
| Хрящ 5-го левого ребра на 1 см кнутри от соска
|
Правая
| На 1–2 см вправо от грудины от 3 до 5 ребра
|
Левая
| От хряща 3-го ребра к верхушке
|
Верхняя
| Хрящи 3-их ребер
|
Нижняя
| Косо от хряща 5-го правого ребра к верхушке
|
2. Рассмотрите муляж сердца, найдите структуры, обозначенные в табл. 19.
Таблица 19
Параметр
| Структуры
|
Форма
| Усеченный конус
|
Размеры
| Продольный
| 14–16 см
|
Поперечный
| 12–15 см
|
Толщина
| 6–10 см
|
Масса
| У женщин 220 г (1/250 массы тела), у мужчин 250 г (1/215 массы тела)
|
Ось
| Косо сверху вниз, справа налево, сзади наперед, наклонена на 40° к медиальной и фронтальной плоскостям
|
Основание
| Образовано предсердиями, обращено вверх, назад и направо
|
Верхушка
| Нижний выступающий конец сердца, сформирован левым желудочком
|
Борозды
| Венечная
| Отделяет предсердия от желудочков
|
Межжелудочковые
| Отделяют желудочки один от другого
|
| | | |
3. По таблицам, атласам и муляжам найдите структуры внутреннего строения сердца, обозначьте их на рис. 3.
| … – правое предсердие;
… – правый желудочек;
… – левое предсердие;
… – левый желудочек;
… – межпредсердная перегородка с овальной ямкой;
… – межжелудочковая перегородка;
… – сосочковые мышцы;
… – сухожильные хорды;
… – полулунные клапаны;
… – двустворчатый клапан;
… – трехстворчатый клапан;
… – легочные вены;
… – легочный ствол;
… – верхняя полая вена;
… – аорта.
|
Рис. 3. Сердце (вскрыто).
|
4. Изучите проводящую систему сердца. На рисунках атласа найдите синусный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса, ножки Гиса и волокна Пуркинье. Какова функция проводящей системы сердца? Объясните механизм ее работы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выпишите из учебника особенности строения сердца новорожденного:
1)____________________________________________________________
2)___________________________________________________________
3)___________________________________________________________
4)___________________________________________________________
6. По таблицам и атласам рассмотрите слои стенок сосудов, отметьте особенности их строения (табл. 20).
Таблица 20
Слой
| Артерии
| Вены
| Капилляры
|
Наружный
| Соединительная ткань
| Соединительная ткань
| –
|
Средний
| Гладкая мышечная ткань, много эластиновых волокон
| Выражен слабо, есть гладкая мышечная ткань, коллагеновые волокна
| –
|
Внутренний
| Эндотелиальная ткань гладкая
| Эндотелиальная ткань образует складки – клапаны
| Один слой клеток
|
7. По таблицам изучите круги кровообращения; заполните таблицу 21 по образцу.
Таблица 21
Круги кровообращения
Признаки
| Малый
| Большой
| Сердечный
|
Место начала
| Правый желудочек
|
|
|
Каким(и) сосудом(ами) начинается
| Легочный ствол
|
|
|
Место завершения
| Левое предсердие
|
|
|
Какими сосудами завершается
| 4 легочные вены
|
|
|
Область кровоснабжения
| Легкие
|
|
|
Насыщенность крови кислородом:
а) в артериях;
б) в венах
| а) ненасыщенная (венозная);
б) насыщенная (артериальная)
|
|
|
8. Выпишите отличительные особенности кровообращения плода:
1)___________________________________________________________
2)___________________________________________________________
3)___________________________________________________________
4)___________________________________________________________
Оценка _______________Преподаватель ________________ Дата __________
Самостоятельная работа № 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: