Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип связи теории с практикой




Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Данному принципу всегда отводилась самая значительная роль в организации отечественного процесса обучения в массовой школе. Однако с 1937 г. этот принцип стал постоянно нарушаться. Так, например, были отменены уроки трудового обучения в советской школе, против чего выступала Н.К. Крупская (ее письмо к председателю наркомпроса Жданову). Отмена уроков трудового обучения вполне отвечала идеологии того времени. До 1937 г. в результате репрессий была практически ликвидирована интеллигенция, в том числе и техническая. Нужно было создать заново «советскую» интеллигенцию, надо было молодежь готовить в вузы и техникумы, развивая умственные способности учащихся, и поэтому было взято направление лишь на интеллектуальную подготовку. Такое положение существовало до 1958 г. В 1958 г. был принят Закон о связи обучения с жизнью, где этот принцип рассматривался как ведущий принцип советской школы. Было введено одиннадцатилетнее обучение. Учащиеся 9, 10 и 11 классов два дня в неделю в течение всего учебного года занимались профессиональным обучением. После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каждый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и т. п.

Серьезное внимание уделялось связи теоретических школьных предметов с профессиональным профилем школьников. Такая система просуществовала до 1963 г., когда отменили одиннадцатый класс и работа, начатая в 1958 г., стала сворачиваться. Начиная с 1977 г. опять стали создаваться межшкольные мастерские - УПК, которые к середине 90-х гг. также потеряли свою актуальность.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой. Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т. п.

ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ

И ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык – автоматизированное действие, элемент умения.

Развивающая функция обучения. Обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства.

Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.

 

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Так как главной особенностью процесса обучения является характер деятельности обучающего и обучающихся, то немаловажную роль здесь играют и способы осуществления этих видов деятельности, которые рассматриваются в дидактике как методы обучения и являются одним из важнейших понятий дидактики.

Результаты обучения во многом определяются характером и способами организации деятельности обучающих и обучающихся. Они могут быть индивидуальными, групповыми; это и лекции, и практические занятия, и семинары и т. д. Это все - формы обучения.

Таким образом, важнейшими понятиями дидактики как науки являются: процесс обучения, его принципы, содержание, средства, методы и формы обучения.

 

 


Лекция № 2. Тема 2. Содержание образования (2 ч).

Цель: сформировать научное представление о понятии «содержание образования», о подходах к содержанию образования.

Задачи:

1. Сформировать знания о компонентах содержания образования, их характеристиках, уровнях формирования.

2. Сформировать знания о нормативно-правовом обеспечении содержания образования.

3. Сформировать умение анализировать нормативные образовательные документы.

План лекции:

1. Понятие «содержание образования», его исторический характер.

2. Проблемы формирования содержания образования.

3. Деятельностный подход к содержанию образования.

4. Нормативно-правовая база, обеспечивающая современное содержание образования. Государственные образовательные стандарты 1,2 и 3 поколения.

 

Рекомендуемая литература

Основная

Борытко Н. М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 117 - 124.

Борытко Н. М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – С. 20 - 26.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – С. 214 - 233.

Педагогика: Учеб. пособие: в 3 кн. / И.П. Подласый.– М.: Владос, 2007. – С. 316 – 331. Ч.1.

Дополнительная

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. - М.: ВШ, 2007.

Необходимое оборудование:

Стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Нормативные документы.

 

Используемые образовательные технологии:

Лекция с элементами проблемного обучения и с мультимедийной поддержкой.

Дискуссия. Акцентируем внимание студентов на таких вопросах:

1. Почему содержание образования постоянно обновляется?

2. Что означает деятельностный аспект содержания образования?

3. Какие возможности для ученика открывает Базовая составляющая учебного плана?

4. Каковы принципиальные отличия стандартов второго поколения?

5. В чем суть понятий, раскрывающих концепцию ФГОС: фундаментальное ядро содержания образования, базисный образовательный план, требования к результатам обучения, УУД и др.? Каких изменений позволит достигнуть в образовании РФ новая концепция ФГОС?

 

Методические материалы, в том числе:

наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к лекционному курсу (презентации, видеофильмы и др.), схемы, карты, модели, плакаты, таблицы, макеты, авторские пособия и пр.)

Мультимедийная презентация.

 

Вопросы студентам для самопроверки:

  1. Почему содержание образования постоянно обновляется?
  2. Каково современное представление о сущности содержания образования?
  3. Что означает деятельностный аспект содержания образования?
  4. Как вы понимаете аксиологический аспект содержания образования?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...