Тема 1. Закономерности (общие и частные) и принципы обучения (2 ч).
Цель: сформировать умение видеть реализацию закономерностей и принципов обучения на практике. Задачи: 1. Освоить применение категории «принципы обучения» на практике. 2. Овладеть научной характеристикой принципа, номенклатурой и содержанием принципов обучения. 3. Развивать навыки работы в группе. План занятия: 1. Сущностные характеристики категории «закономерности обучения» (общие и частные). 2. Сущностные характеристики категории «принцип обучения» (связи между принципами, функции). Рекомендуемая литература Основная Борытко Н. М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 101 - 107. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – С. 165 -185. Педагогика: Учеб. пособие: в 3 кн. / И.П. Подласый.– М.: Владос, 2007. – С. 419 – 469. Ч.1. Дополнительная Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. - М.: ВШ, 2007.
Необходимое оборудование: Стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Используемые образовательные технологии: Дискуссия. Решение педагогических задач по выявлению принципов обучения.
Методические материалы:
Схема классификации закономерностей и принципов обучения. Примеры педагогических задач по выявлению принципов обучения. Видеозапись урока.
Вопросы студентам для обсуждения на занятии: 1. Что вы понимаете под закономерностями и принципами обучения? 2. Назовите общие и частные закономерности обучения 3. Какова связь между закономерностями и принципами обучения? 4. Какую роль играют принципы обучения в процессе обучения? 5. Почему состав принципов расширяется - чем это объясняется? 6. Могли бы вы предложить новый принцип обучения? Как доказать его состоятельность? Задание для работы в группах 1. Просмотреть видеозапись урока и определить, какие принципы обучения были реализованы (свои ответы подкрепить фактами). 2. Спланировать урок (фрагмент урока) с учетом нескольких принципов (учебный предмет выбирайте по своему усмотрению), укажите, что конкретно соответствует учету того или иного принципа. 3. Разделитесь на группы по 3 - 4 человека. На основе имеющихся знаний о закономерностях обучения и гуманитарных отношениях сформулируйте содержание принципа гуманитарности в обучении. Обсудите получившиеся варианты в труппе. 4. Напишите принципы обучения Я.А. Коменского и определите, каким принципам современного образования они соответствуют:
5. Какие функции выполняет педагогический процесс в приведенных ситуациях? Какие принципы целостного педагогического процесса реализованы в каждом отдельном случае? 1. Один из учащихся принес на занятия марки. На большой перемене он стал показывать их товарищам. Ребята с интересом рассматривали марки: удивлялись, восхищались, завидовали. Только стоявший рядом классный руководитель не проявлял к коллекции никакого интереса. Вдруг кто-то нечаянно смял самую красивую марку. Вспыхнула ссора. Классный руководитель наказал поссорившихся, а обиженный обладатель марок спрятал их в портфель.
2. Вчера ваше учительское сердце замирало от радости, А сегодня, когда так свежи еще первосентябрьские букеты, так памятны волнующие слова пожеланий, оно встревожено. Еще бы! Только что в учительской во всеуслышание сказано: «А ваш класс совсем распустился...» Что же произошло? Хотел мальчишка похвастаться перед товарищами обретенной в лагере спортивной сноровкой и сломал ненароком стул. Девочка пришла на занятия в причудливом платье, и это послужило поводом для оскорбительных шуток. А кто-то принес забавные летние фотографии, и все принялись их разглядывать и обсуждать прямо на уроке. 3. Часть учителей полагает, что решительными мерами воспитания дисциплины в учебном процессе нужно прежде всего считать то, что зависит от самого учителя, от педагогического коллектива, от личного принципа, так как ученики среднего и старшего возраста знают, например, что тройку, скажем, у Ивана Петровича, просто так не получишь — надо много и усердно работать. А вот у Марии Ивановны даже закоренелый лентяй в конце четверти получит спасительную тройку. Иные учителя бывают строгими и требовательными только под горячую руку. Некоторые требовательность подменяют крикливостью. Строго спрашиваем с учеников, но не требуем того же от себя. Главное в воспитании — личный пример. 4. На уроке биологии изучается тема «Удобрения». − Сегодня, ребята, — говорит учительница, — мы узнаем, какие минеральные соли берет растение из почвы для питания, как пополняются запасы минеральных солей в почве, как удобрения влияют на повышение урожая культур. Начнем с опыта, о котором расскажет Игорь. Мальчик говорит о том, как он выращивал семена в растворе минеральных солей. Ребята делают вывод: для нормального роста растений надо, чтобы в почве были все необходимые соли. — Подумайте, всем ли растениям требуется одинаковое количество азота, фосфора, калия? — спрашивает учительница. Ребята вспоминают результаты опыта и приходят к выводу, что азот способствует росту зеленой массы, фосфор ускоряет цветение и созревание плодов.
− А вот калий, — объясняет учительница, — способствует увеличению количества крахмала и сахара в клубнях и плодах, предохраняет растения от заболеваний. Каким же растениям требуется больше калия? — Картофелю, сахарной свекле, плодовым деревьям и ягодникам, — отвечают ребята. После этого учительница приводит примеры опытов по подкормке растений, поставленных на пришкольном опытном участке старшеклассниками. Она называет, какие опыты были проделаны и пятиклассниками. Попутно показываются диаграммы, на которых наглядно представлены результаты опытов. Учащиеся услышали и о важнейших химических комбинатах, которые производят минеральные удобрения. В конце урока несколько учеников попросили учительницу поручить им постановку опытов на пришкольном участке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|