Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Закономерности (общие и частные) и принципы обучения (2 ч).




Цель: сформировать умение видеть реализацию закономерностей и принципов обучения на практике.

Задачи:

1. Освоить применение категории «принципы обучения» на практике.

2. Овладеть научной характеристикой принципа, номенклатурой и содержанием принципов обучения.

3. Развивать навыки работы в группе.

План занятия:

1. Сущностные характеристики категории «закономерности обучения» (общие и частные).

2. Сущностные характеристики категории «принцип обучения» (связи между принципами, функции).

Рекомендуемая литература

Основная

Борытко Н. М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 101 - 107.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – С. 165 -185.

Педагогика: Учеб. пособие: в 3 кн. / И.П. Подласый.– М.: Владос, 2007. – С. 419 – 469. Ч.1.

Дополнительная

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. - М.: ВШ, 2007.

 

Необходимое оборудование:

Стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

 

Используемые образовательные технологии:

Дискуссия. Решение педагогических задач по выявлению принципов обучения.

 

Методические материалы:
(в том числе: наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.)

Схема классификации закономерностей и принципов обучения. Примеры педагогических задач по выявлению принципов обучения. Видеозапись урока.

 

Вопросы студентам для обсуждения на занятии:

1. Что вы понимаете под закономерностями и принципами обучения?

2. Назовите общие и частные закономерности обучения

3. Какова связь между закономерностями и принципами обучения?

4. Какую роль играют принципы обучения в процессе обучения?

5. Почему состав принципов расширяется - чем это объясняется?

6. Могли бы вы предложить новый принцип обучения? Как доказать его состоятельность?

Задание для работы в группах

1. Просмотреть видеозапись урока и определить, какие принципы обучения были реализованы (свои ответы подкрепить фактами).

2. Спланировать урок (фрагмент урока) с учетом нескольких принципов (учебный предмет выбирайте по своему усмотрению), укажите, что конкретно соответствует учету того или иного принципа.

3. Разделитесь на группы по 3 - 4 человека. На основе имеющихся знаний о закономерностях обучения и гуманитарных отношениях сформулируйте со­держание принципа гуманитарности в обучении. Обсудите получившиеся ва­рианты в труппе.

4. Напишите принципы обучения Я.А. Коменского и определите, каким принципам современного образования они соответствуют:

Принципы обучения Я.А. Коменского Современные принципы обучения
   
   
   

5. Какие функции выполняет педагогический процесс в при­веденных ситуациях? Какие принципы целостного педаго­гического процесса реализованы в каждом отдельном случае?

1. Один из учащихся принес на занятия марки. На большой переме­не он стал показывать их товарищам. Ребята с интересом рассматрива­ли марки: удивлялись, восхищались, завидовали. Только стоявший рядом классный руководитель не проявлял к коллекции никакого ин­тереса. Вдруг кто-то нечаянно смял самую красивую марку. Вспыхнула ссо­ра. Классный руководитель наказал поссорившихся, а обиженный обладатель марок спрятал их в портфель.

2. Вчера ваше учительское сердце замирало от радости, А сегодня, когда так свежи еще первосентябрьские букеты, так памятны волную­щие слова пожеланий, оно встревожено. Еще бы! Только что в учитель­ской во всеуслышание сказано: «А ваш класс совсем распустился...» Что же произошло? Хотел мальчишка похвастаться перед товарища­ми обретенной в лагере спортивной сноровкой и сломал ненароком стул. Девочка пришла на занятия в причудливом платье, и это послужило поводом для оскорбительных шуток. А кто-то принес забавные летние фотографии, и все принялись их разглядывать и обсуждать прямо на уроке.

3. Часть учителей полагает, что решительными мерами воспитания дисциплины в учебном процессе нужно прежде всего считать то, что за­висит от самого учителя, от педагогического коллектива, от личного принципа, так как ученики среднего и старшего возраста знают, на­пример, что тройку, скажем, у Ивана Петровича, просто так не получишь — надо много и усердно работать. А вот у Марии Ивановны даже закоренелый лентяй в конце четверти получит спасительную трой­ку. Иные учителя бывают строгими и требовательными только под горячую руку. Некоторые требовательность подменяют крикливостью. Строго спрашиваем с учеников, но не требуем того же от себя. Главное в воспитании — личный пример.

4. На уроке биологии изучается тема «Удобрения».

− Сегодня, ребята, — говорит учительница, — мы узнаем, какие минеральные соли берет растение из почвы для питания, как пополняют­ся запасы минеральных солей в почве, как удобрения влияют на повы­шение урожая культур. Начнем с опыта, о котором расскажет Игорь. Мальчик говорит о том, как он выращивал семена в растворе мине­ральных солей.

Ребята делают вывод: для нормального роста растений надо, чтобы в почве были все необходимые соли.

— Подумайте, всем ли растениям требуется одинаковое количество азота, фосфора, калия? — спрашивает учительница.

Ребята вспоминают результаты опыта и приходят к выводу, что азот способствует росту зеленой массы, фосфор ускоряет цветение и созрева­ние плодов.

− А вот калий, — объясняет учительница, — способствует уве­личению количества крахмала и сахара в клубнях и плодах, предохра­няет растения от заболеваний. Каким же растениям требуется больше

калия?

— Картофелю, сахарной свекле, плодовым деревьям и ягодникам, —

отвечают ребята.

После этого учительница приводит примеры опытов по подкормке растений, поставленных на пришкольном опытном участке старшекласс­никами. Она называет, какие опыты были проделаны и пятиклассни­ками. Попутно показываются диаграммы, на которых наглядно пред­ставлены результаты опытов. Учащиеся услышали и о важнейших химических комбинатах, которые производят минеральные удобрения.

В конце урока несколько учеников попросили учительницу поручить им постановку опытов на пришкольном участке.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...