Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мониторинг качества образовательного процесса (2ч).




Семинарско-практическое занятие № 6.

Тема 6. Критерии и современные способы оценивания результатов обучения (2 ч).

Цель: сформировать профессиональное отношение к проблемам контроля и оценки в средней школе; развить педагогическое мышление.

Задачи:

1. Сформировать умение оценивать результаты учебной деятельности и обосновывать оценку.

2. Сформировать умение проводить мониторинг качества образовательного процесса.

3. Овладеть методами диагностики эффективности процесса обучения и воспитания.

План занятия:

1. Современные формы и методы контроля.

2. Требования к проверке и оценке знаний.

Рекомендуемая литература

Основная

Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Москва, 2007. – С. 6 - 31.

Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: теория и практика: кол. монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. – 261 с. – С. 204 - 233.

Дополнительная

Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: Учеб. пособ. для слушателей системы доп. проф. пед. образования. - Волгоград: Перемена, 2004.

Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. М., 2005.

Необходимое оборудование:

Стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

 

Используемые образовательные технологии:

Метод проектной деятельности «Конструируем урок» - студенты самостоятельно выбирают тему, класс, тип урока, цели урока, форму, содержание, методы обучения и контроля, виды деятельности учеников и реализуют его в форме ролевой игры.

Дискуссия.

 

Методические материалы:

(в том числе: наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.)

Сравнительная таблица традиционных и современных методов педагогического контроля. Видео уроков.

Вопросы студентам для обсуждения на занятии:

  1. Какими могут быть цели проверки знаний и умений учащихся?
  2. Каковы основные виды, формы, способы контроля?
  3. Что такое оценивание? Как оно соотносится с оценкой и отметкой?
  4. Какова специфика построения обучения на содержательно-оценочной основе?
  5. Каковы современные взгляды на критерии оценки?

 

Анализ оценочной деятельности учителя с помощью просмотра видеозаписей фрагментов уроков:

- что включало в себя оценивание (отметку, комментарий, словесную оценку и т.д.);

- какие факторы учитывались при оценивании;

- что можно было бы добавить в оценивание учителя или изменить;

- выполнялась ли контролирующая и воспитывающая функция оценки;

- оценивались ли достижения в учебной деятельности.


Современные дидактические концепции (4 ч).

Семинарско-практическое занятие № 7.

Тема 7. Анализ современных дидактических концепций (2 ч).

Цель: сформировать научное представление о сущности современных дидактических концепций.

Задачи:

1. Сформировать умение системно анализировать и выбирать дидактические концепции.

2. Овладетьспособами осуществления педагогической поддержки и сопровождения образовательного процесса.

3. Сформировать умение высказывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

План занятия:

1. Повторение основных теоретических положений современных дидактических концепций: развивающего, проблемного, эвристического, программированного, личностно ориентированного обучения и др.

Рекомендуемая литература

Основная

Борытко Н. М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 151 - 165.

Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. - Волгоград, 2000.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – С. 185 - 214.

Дополнительная

Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1985.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. 272 с.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., 1980.

Необходимое оборудование:

Аудитория, оборудованная учебной мебелью, позволяющей организовать работу в микрогруппах.

 

Используемые образовательные технологии:

Мини-диспут.

 

Методические материалы:

(в том числе: наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.)

Демонстрационный материал.

Вопросы студентам для обсуждения на занятии:

1. Распределившись на подгруппы, выберите одну из дидактических теорий, распределите роли: докладчик, содокладчик (и), оппонент (ы), библиограф (аннотация на литературу) и подготовьтесь к обсуждению.

2. Проведите анализ дидактических теорий и заполните следующую таблицу:

3.

Дидактическая теория   Авторы Целевой аспект Содержательный аспект   Процессуальный аспект Нерешаемые проблемы, трудности
  Проблемное обучение МахмутовМ.И. МатюшкинА.М Развитие продуктивного мышления Проблемные ситуации, задачи, вопросы Выдвижение гипотез, подтверждение или опровержение Временные затраты, эффективное использование не для всех учащихся
             

4. Выявите особенности образовательного процесса обучения в условиях проблемного обучения.

5. Рассмотрите специфику процесса отбора содержания и его усвоения при линейном, разветвленном и смешанном программировании.

6. Выделите структуру (основные звенья) проблемного обучения.

7. Выявите ограничения проблемного обучения, с чем они связаны.

8. Охарактеризуйте культурологическую концепцию личностно ориентированного образования В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской.

9. Охарактеризуйте одну из авторских педагогических систем.

 


Семинарско-практическое занятие № 8.

Тема 8. Сущность педагогики сотрудничества, ее основные идеи. Анализ деятельности учителей-новаторов на примере авторских педагогических систем выдающихся педагогов С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, Ильина Е.Н и др. (2 ч).

Цель: сформировать научное представление о сущности педагогики сотрудничества на примере деятельности учителей-новаторов.

Задачи:

1. Сформировать представление об авторской педагогической системе.

2. Сформировать умение высказывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

План занятия:

1. Педагогика сотрудничества, ее особенности.

2. Деятельность учителей-новаторов С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, Ильина Е.Н и др.

Рекомендуемая литература

Основная

Борытко Н. М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 151 - 165.

Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. - Волгоград, 2000.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – С. 185 - 214.

Дополнительная

Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1985.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. 272 с.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., 1980.

Необходимое оборудование:

Стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

 

Используемые образовательные технологии:

Дискуссия.

 

Методические материалы:

(в том числе: наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.)

Презентация проводится по теме «Авторские системы». Студенты разбиваются на группы и выбирают системы, которые они будут представлять (Библер В.С. «Школа диалога культур», Тубельский А.Н. «Школа самоопределения», Ямбург Е.А. «Адаптивная школа или «школа для всех»» и др.). Презентация проходит с использованием информационных технологий.

Вопросы студентам для обсуждения на занятии:

1. В чем отличие педагогики сотрудничества?

2. Какие цели ставит педагогика сотрудничества?

3. Какова специфика деятельности педагогов-новаторов?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...