Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Формы обучения. Урок как основная организационная форма обучения (2 ч).




Цель: сформировать умение анализировать урок и определять его тип, вид, структуру.

Задачи:

1. Сформировать умение использовать традиционные и инновационные формы организации процесса обучения.

2. Овладеть обучающими и развивающими возможностями педагогических методов.

3. Овладеть основами технологий проектирования и организации образовательного процесса.

План занятия:

1.Урок как целостное явление.

2.Типы анализов урока.

Рекомендуемая литература

Основная

Борытко Н. М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 145 - 151.

Борытко Н. М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – С. 46 - 51.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – С. 251 - 268.

Педагогика: Учеб. пособие: в 3 кн. / И.П. Подласый.– М.: Владос, 2007. – С. 511 - 535. Ч.1.

Дополнительная

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. - М.: ВШ, 2007.

Необходимое оборудование:

Стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

 

Используемые образовательные технологии:

Метод мозгового штурма «Создай урок». Решение педагогических задач.

 

Методические материалы:

(в том числе: наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.)

Примеры педагогических задач. Видео – фрагменты уроков. Схемы «Структура урока».

Вопросы студентам для обсуждения на занятии:

1. Что такое урок?

2. Назовите типы и виды уроков.

3. Каковы основные функции домашней работы?

2. Назовите типы анализов урока.

Задание для работы в группах

1. Студенты работают в группе. По заданной теме урока для конкретного класса, типу урока студенты определяют структуру, содержание, форму, методы обучения и контроля, после чего «защищают» свои модели уроков.

2. Просмотрев фрагменты 2-х уроков, студенты находят ответы на вопросы: Какой тип урока, чем это подтверждено? Какие цели урока? Какие методы обучения использовались учителем? Можно ли сказать, что урок представляет собой систему? и т.д..

3. Разработайте конспект урока: а) объяснительно-иллюстративного типа; б) проблемного типа; в) интегративного типа; г) урок-экскурсию; д) урок с использованием инсцениро­вок; г) сюжетно-ролевой урок и пр..

4. Составьте сравнительную таблицу традиционного урока и урока в системе развивающего обучения.

5. Разработайте урок (фрагмент урока) с использованием групповой формы обучения.

6. Разработайте задания для самостоятельной работы учащимся, имеющим повышенную обучаемость и интерес к предмету (с отстающими учащимися).

Педагогические задачи

1. Урок в 3 классе. Учебный год кончается, чувствуется, что дети уста­ли. Но атмосфера на уроке русского языка была деловой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бурный и короткий, на несколько минут завладел вниманием класса.

— Анна Ильинична, дождик! — ликовали, вскакивая со своих мест,

ребята.

Праздник громыхнул и уплыл вместе с тучей, надо было возвра­щаться к будничному труду. Учительница смогла бы это сделать, но она поступила по-другому. Велела открыть форточки, и со двора ворвался

запах свежести.

— Я вижу, как вы празднично настроились, — сказала она с улыб­кой. — Давайте не отпустим эту нечаянную радость, пусть она еще не­множко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка мы написать маленькое сочинение «Майский дождик».

— А можно я назову «О чем шумит дождь»?

— Можно...

— Можно, — сказала учительница. — Сейчас все можно. Как думае­те, как чувствуете, так и пишите.

Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока? Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации?

Как в подобной ситуации поступил бы, по вашему мнению, учитель, У которого вы проходили педагогическую практику? А как бы посту­пили вы?

2. Завершая изучение раздела о простом предложении, учительница проводит урок следующим образом.

В начале урока учащиеся придумывают примеры личного, неопре­деленно-личного, безличного, назывного предложений и подкрепляют свои ответы соответствующими правилами.

Затем выставляется для обозрения репродукция картины И. Шиш­кина «Рожь». Учащиеся рассматривают ее в течение двух минут, а за­тем трое из них кратко рассказывают о том, что на ней изображено. После этого содержание картины подробно анализируется в беседе учителя с классом (время года, описание поля, его аромат; впечатление от картины). По этому же плану учащиеся рассказывают о картине, ис­пользуя разные виды предложений. Были записаны и разобраны слова: необъятное, горизонт, справа, вдали.

Домашнее задание: написать сочинение о картине «Рожь» с исполь­зованием разных видов предложений.

Проанализируйте данный урок и определите его тип.

Какую роль сыграла картина в ходе этого урока?

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...