II. Методические рекомендации по изучению
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Министерство Российской Федерации По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям И ликвидации последствий стихийных бедствий ______________________________________________________ Академия гражданской защиты
Кафедра философии, истории и культурологии Малов А.В., Чижик П. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ По изучению дисциплины «ФИЛОСОФИЯ» Химки – 2013
УДК- ББК-
Рецензент: Г.Л.Бузук, доктор философских наук, профессор
Методика изучения философии: учебное пособие / под ред. А.В. Малова. Химки: АГЗ МЧС России, 2013. - 165 с.
Авторы: А.В. Малов - кандидат философских наук, доцент - введение, темы 1,2, заключение П.И. Чижик - доктор философских наук, профессор – темы 5, 6.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «философия». Оно должно оптимизировать познавательную деятельность обучающихся по освоению объема материала, предусмотренного учебной программой по философии. В пособии изложены структурное содержание лекций, планы и содержательное наполнение других видов занятий, даны задания и методические рекомендации по подготовке к ним. В качестве дидактических дополнительных материалов предлагаются схемы по курсу философии, терминологический минимум, краткая хрестоматия по разделам курса, наиболее известные философы и их идеи, вопросы для подготовки к экзамену и перечень литературы. Учебно-методическое пособие нацеливает обучаемых на усвоение главного содержания учебного материала, который структурирован в лаконичной и удобной для восприятия форме. Вопросы для самоконтроля помогут корректировать качество усвоения основных положений изучаемых тем.
Пособие предназначено для курсантов и студентов АГЗ, а также может быть использовано всеми, кто желает изучать философию.
© Академия гражданской защиты МЧС России, 2013 © Малов А.В., Чижик П.И. ВВЕДЕНИЕ
Государственные образовательные стандарты профессиональной образовательной программы по философии для специальностей, предусмотренных в нашем вузе, в качестве обязательного минимума требуют усвоения следующих смысловых блоков: – роль философии в жизни человека и общества; – исторические типы философии; – человек во вселенной; – философская, религиозная и научная картина мира; – природа человека и смысл его существования; – познание, его возможности и границы; знание и вера; – общество: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; – человек в мире культуры; – Запад, Восток, Россия в диалоге культур; – личность: проблемы свободы и ответственности; – человек в информационно-техническом мире; – роль научной рациональности в развитии общества; – проблемы и перспективы современной цивилизации; – человечество перед лицом глобальных проблем и др. Исходя из этого дидактического содержания, сформированы требования к знаниям выпускника АГЗ. Он должен: – иметь представление о содержании основных философских течений, школ и систем прошлого и настоящего, тенденциях развития философского знания; – знать сущность и содержание философии, поэтапную историю ее развития и роль в системе современных наук; содержание и значение основных принципов, законов и категорий философского знания; сущность общества и человека; содержание и взаимосвязь онтологических концепций мироздания; сущность и специфику познавательной деятельности человека; основы философии техники и рискологии, специфику деятельности в экстремальной ситуации;
– уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности; анализировать явления и процессы, происходящие в природе и социуме; ориентироваться в системе ценностей и идеалов и обоснованно определять собственные духовно-нравственные приоритеты. Таким образом, целью изучения философии является содействие в выработке сознательно принимаемого цельного, теоретически обоснованного, осмысленного мировоззрения, фундаментальных смысложизненных установок и ориентаций, научно-методологических подходов к решению профессиональных, личностных и общественных проблем. Изучение дисциплины способствует формированию у обучаемых культуры мышления, потребности самостоятельного добывания знаний и творческому их применению. Для решения этих задач курс философии тесно увязан с другими учебными дисциплинами, изучается в первые годы обучения в Академии и структурно состоит из четырех разделов: 1. Введение. 2. Исторические типы философии. 3. Философия как единство онтологии и гносеологии. 4. Социальная философия и философская антропология.
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ФИЛОСОФИИ
Приступая к освоению вузовской программы по любой учебной дисциплине, обучаемые рано или поздно задаются вопросом – как оптимизировать свои усилия, каким образом качественно и надолго усвоить материал, преподносимый наставниками и изложенный в учебниках? Хотя однозначного ответа на такой вопрос быть не может по причине индивидуальных особенностей мышления и психики каждого обучаемого, некоторые обобщенные рекомендации известны. Существует точка зрения, состоящая в том, что философию нужно изучать по оригинальным классическим философским текстам. Отчасти такой подход справедлив, однако он предполагает наличие уже сложившегося, зрелого и систематического мышления и навыков самостоятельной работы с книгой и, главное, базовых знаний общенаучных принципов и категорий. Опыт преподавательской работы показывает, что большинство курсантов и студентов АГЗ (а это по преимуществу недавние школьники) такими качествами не обладают. В связи с этим нередко имеют место попытки обучаемых в ходе семинарских (и других) занятий подменить изложение конкретного учебного материала так называемым «философствованием», по большей части беспредметным. К сожалению, существует еще одно достаточно распространенное заблуждение, состоящее в том, что философия и связанные с нею дисциплины, на изучение которых в техническом вузе отводится сравнительно мало времени, не являясь профилирующими, не дают конкретных и актуальных для будущей профессиональной деятельности знаний и, следовательно, не должны отнимать много сил и энергии. Так ли это? Вопрос, по мнению авторов, риторический. Философия – обязательная вузовская учебная дисциплина, как в нашей стране, так и за рубежом. В последние десятилетия в мире отмечается тенденция к гуманитаризации образования, в том числе некоторые позитивные сдвиги намечаются и в отечественной образовательной сфере. Любой специалист, стремящийся к дальнейшему росту профессиональной квалификации, и скажем, поступающий в адъюнктуру (аспирантуру), помимо предметов специализации экзаменуется также и по философии, что является испытанием на зрелость мышления и потенциальную способность к занятиям научной деятельностью. Известно также, что претенденты на первичную ученую степень кандидата наук (независимо от области исследований) допускаются к защите диссертации только после сдачи экзамена кандидатского минимума по философии. Случайно ли это?
Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Оно способствует выработке цельного, сознательно избранного и творчески развиваемого мировоззрения, столь необходимого в наше непростое время каждому мыслящему и образованному человеку. Изучение философии требует значительных интеллектуальных усилий, однако труд окупается расширением кругозора, приобретением навыков критического и самостоятельного анализа разноплановых проблем, глубокого осмысления современных социальных процессов, адекватным пониманием сущности кризисных явлений в различных сферах жизни, постижением эффективных путей рационального и гуманного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем. Отметим некоторые из специфических трудностей, возникающих перед впервые приступающими к изучению философии. Выбор литературы Проблема не в отсутствии качественных учебников – их сегодня как никогда много. Однако, парадокс в том, что универсального учебника, который в полном мере отвечал бы требованиям сегодняшнего дня и специфике учебного процесса в нашей академии, пока нет. Из существующих учебников наиболее полно отвечают нашим программам следующие: · Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. Данный учебник выдержал уже 5 изданий, последнее из которых состоялось в 2011 году. · История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб: Питер, 2010. В библиотеке Академии указанные учебники представлены в достаточном количестве как и настоящее пособие, призванное сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых проблемах курса. Рекомендуем также воспользоваться пособием, имеющимся в академической сети интранет: · Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012. Что касается интернета, то наибольший интерес предоставляют его библиотеки. В частности: · Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ · Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ · Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Для глубокого проникновения в сущность изучаемых проблем желательно подкреплять получаемые из лекций и учебников знания знакомством с трудами видных философов. При этом очевидной трудностью является поиск главного содержания в объемных текстах первоисточников. В данном случае на помощь придет краткая хрестоматия в нашем пособии, а также различного рода антологии, хрестоматии и сборники текстов. И последнее по поводу литературы. Вполне целесообразным представляется для логического, смыслового, структурного и исторического закрепления учебного материала использовать различного рода схемы, издания, где проблемы философии даны в кратком изложении, например, в виде вопросов и ответов. Ряд схем, структурирующих материал, предложены в данном пособии. При этом нужно предостеречь обучаемых от еще одной методической ошибки: ни одно из таких изданий не может заменить конспекта лекций и учебника. Обращаем внимание на то, что перечень литературы к разделам (темам) курса и семинарским занятиям взаимодополняемы. Они не ограничивают самостоятельного поиска источников знания обучаемыми. Целесообразно использование периодических философских изданий, к примеру, журнала «Вопросы философии».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|