Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Методические рекомендации по изучению




Министерство Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

______________________________________________________

Академия гражданской защиты

 

Кафедра философии, истории и культурологии

Малов А.В., Чижик П.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

По изучению дисциплины

«ФИЛОСОФИЯ»

Химки – 2013


 

УДК-

ББК-

 

Рецензент:

Г.Л.Бузук, доктор философских наук, профессор

 

 

Методика изучения философии: учебное пособие / под ред. А.В. Малова. Химки: АГЗ МЧС России, 2013. - 165 с.

 

Авторы:

А.В. Малов - кандидат философских наук, доцент - введение, темы 1,2, заключение

П.И. Чижик - доктор философских наук, профессор – темы 5, 6.

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «философия». Оно должно оптимизировать познавательную деятельность обучающихся по освоению объема материала, предусмотренного учебной программой по философии.

В пособии изложены структурное содержание лекций, планы и содержательное наполнение других видов занятий, даны задания и методические рекомендации по подготовке к ним. В качестве дидактических дополнительных материалов предлагаются схемы по курсу философии, терминологический минимум, краткая хрестоматия по разделам курса, наиболее известные философы и их идеи, вопросы для подготовки к экзамену и перечень литературы.

Учебно-методическое пособие нацеливает обучаемых на усвоение главного содержания учебного материала, который структурирован в лаконичной и удобной для восприятия форме. Вопросы для самоконтроля помогут корректировать качество усвоения основных положений изучаемых тем.

Пособие предназначено для курсантов и студентов АГЗ, а также может быть использовано всеми, кто желает изучать философию.

 

© Академия гражданской защиты МЧС России, 2013

© Малов А.В., Чижик П.И.

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные образовательные стандарты профессиональной образовательной программы по философии для специальностей, предусмотренных в нашем вузе, в качестве обязательного минимума требуют усвоения следующих смысловых блоков:

– роль философии в жизни человека и общества;

– исторические типы философии;

– человек во вселенной;

– философская, религиозная и научная картина мира;

– природа человека и смысл его существования;

– познание, его возможности и границы; знание и вера;

– общество: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта;

– человек в мире культуры;

– Запад, Восток, Россия в диалоге культур;

– личность: проблемы свободы и ответственности;

– человек в информационно-техническом мире;

– роль научной рациональности в развитии общества;

– проблемы и перспективы современной цивилизации;

– человечество перед лицом глобальных проблем и др.

Исходя из этого дидактического содержания, сформированы требования к знаниям выпускника АГЗ.

Он должен:

– иметь представление о содержании основных философских течений, школ и систем прошлого и настоящего, тенденциях развития философского знания;

– знать сущность и содержание философии, поэтапную историю ее развития и роль в системе современных наук; содержание и значение основных принципов, законов и категорий философского знания; сущность общества и человека; содержание и взаимосвязь онтологических концепций мироздания; сущность и специфику познавательной деятельности человека; основы философии техники и рискологии, специфику деятельности в экстремальной ситуации;

– уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности; анализировать явления и процессы, происходящие в природе и социуме; ориентироваться в системе ценностей и идеалов и обоснованно определять собственные духовно-нравственные приоритеты.

Таким образом, целью изучения философии является содействие в выработке сознательно принимаемого цельного, теоретически обоснованного, осмысленного мировоззрения, фундаментальных смысложизненных установок и ориентаций, научно-методологических подходов к решению профессиональных, личностных и общественных проблем.

Изучение дисциплины способствует формированию у обучаемых культуры мышления, потребности самостоятельного добывания знаний и творческому их применению.

Для решения этих задач курс философии тесно увязан с другими учебными дисциплинами, изучается в первые годы обучения в Академии и структурно состоит из четырех разделов:

1. Введение.

2. Исторические типы философии.

3. Философия как единство онтологии и гносеологии.

4. Социальная философия и философская антропология.

 

 

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид занятий, нумерация НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ, ЗАНЯТИЙ Количество часов
аудиторные самостоятельная работа обучающихся
         
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ    
Тема №1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе    
1. Занятие 1/1 лекция Философия и ее роль в жизни человека и общества    
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ    
Тема №2. Философская мысль в странах Древнего мира    
2. Занятие 2/1 лекция Генезис философии в странах Древнего мира    
3. Занятие 2/2 лекция Основные школы, идеи и представители античной философии    
4. Занятие 2/3 семинар Философия стран Древнего мира    
Тема № 3 Основные проблемы философии Средневековья    
5. Занятие 3/1 лекция Средневековая философия: особенности, проблематика, основные этапы развития    
6. Занятие 3/2 семинар Философская мысль эпохи Средневековья    
Тема №4. Становление и развитие философии Нового и Новейшего времени    
7. Занятие 4/1 лекция Становление философии Нового времени    
8. Занятие 4/2 лекция Немецкая классическая философия: основные идеи и представители    
9. Занятие 4/3 лекция Философия марксизма    
10. Занятие 4/4 лекция Западноевропейская философия второй половины XIX-XX веков.    
11. Занятие 4/5 индивидуальное контрольное собеседование Историко-философский процесс: основные этапы, школы, идеи      
Тема № 5 Развитие отечественной философии    
12. Занятие 5/1 лекция Становление и основные этапы развития русской философской мысли.    
13. Занятие 5/2 лекция Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы    
14. Занятие 5/3 семинар «Русская идея»: проблема историко-культурной самобытности России    
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ КАК ЕДИНСТВО ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ    
Тема №6 Философское учение о бытии    
15. Занятие 6/1 лекция Бытие как философская проблема    
16. Занятие 6/2 семинар Философская, естественнонаучная и религиозная картины мира    
Тема №7. Философия познания    
         
17. Занятие 7/1 лекция Философское учение о познании.    
18. Занятие 7/2 семинар Познание его возможности и границы    
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ    
Тема № 8 Общество как объект философского анализа    
19. Занятие 8/1 лекция Общество как целостная, саморазвивающаяся система.    
20. Занятие 8/2 лекция Смысл и направленность развития истории    
21. Занятие 8/3 семинар Основные проблемы социальной философии    
Тема №9 Философская антропология    
22. Занятие 9/1 лекция Человек как предмет философского анализа.    
23. Занятие 9/2 семинар Философское учение о человеке    
Тема № 10. Человек в информационно-техническом мире    
24. Занятие 10/1 лекция Философия техники    
25. Занятие 10/2 лекция Человек перед лицом глобальных проблем. Будущее цивилизации.    
26. Занятие 10/3 семинар Бытие человека в современном мире.    
ВСЕГО    
ЭКЗАМЕН
             

 


II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ФИЛОСОФИИ

 

Приступая к освоению вузовской программы по любой учебной дисциплине, обучаемые рано или поздно задаются вопросом – как оптимизировать свои усилия, каким образом качественно и надолго усвоить материал, преподносимый наставниками и изложенный в учебниках?

Хотя однозначного ответа на такой вопрос быть не может по причине индивидуальных особенностей мышления и психики каждого обучаемого, некоторые обобщенные рекомендации известны.

Существует точка зрения, состоящая в том, что философию нужно изучать по оригинальным классическим философским текстам. Отчасти такой подход справедлив, однако он предполагает наличие уже сложившегося, зрелого и систематического мышления и навыков самостоятельной работы с книгой и, главное, базовых знаний общенаучных принципов и категорий.

Опыт преподавательской работы показывает, что большинство курсантов и студентов АГЗ (а это по преимуществу недавние школьники) такими качествами не обладают. В связи с этим нередко имеют место попытки обучаемых в ходе семинарских (и других) занятий подменить изложение конкретного учебного материала так называемым «философствованием», по большей части беспредметным.

К сожалению, существует еще одно достаточно распространенное заблуждение, состоящее в том, что философия и связанные с нею дисциплины, на изучение которых в техническом вузе отводится сравнительно мало времени, не являясь профилирующими, не дают конкретных и актуальных для будущей профессиональной деятельности знаний и, следовательно, не должны отнимать много сил и энергии. Так ли это?

Вопрос, по мнению авторов, риторический. Философия – обязательная вузовская учебная дисциплина, как в нашей стране, так и за рубежом. В последние десятилетия в мире отмечается тенденция к гуманитаризации образования, в том числе некоторые позитивные сдвиги намечаются и в отечественной образовательной сфере.

Любой специалист, стремящийся к дальнейшему росту профессиональной квалификации, и скажем, поступающий в адъюнктуру (аспирантуру), помимо предметов специализации экзаменуется также и по философии, что является испытанием на зрелость мышления и потенциальную способность к занятиям научной деятельностью. Известно также, что претенденты на первичную ученую степень кандидата наук (независимо от области исследований) допускаются к защите диссертации только после сдачи экзамена кандидатского минимума по философии. Случайно ли это?

Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Оно способствует выработке цельного, сознательно избранного и творчески развиваемого мировоззрения, столь необходимого в наше непростое время каждому мыслящему и образованному человеку.

Изучение философии требует значительных интеллектуальных усилий, однако труд окупается расширением кругозора, приобретением навыков критического и самостоятельного анализа разноплановых проблем, глубокого осмысления современных социальных процессов, адекватным пониманием сущности кризисных явлений в различных сферах жизни, постижением эффективных путей рационального и гуманного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем.

Отметим некоторые из специфических трудностей, возникающих перед впервые приступающими к изучению философии.

Выбор литературы

Проблема не в отсутствии качественных учебников – их сегодня как никогда много. Однако, парадокс в том, что универсального учебника, который в полном мере отвечал бы требованиям сегодняшнего дня и специфике учебного процесса в нашей академии, пока нет. Из существующих учебников наиболее полно отвечают нашим программам следующие:

· Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова.

Данный учебник выдержал уже 5 изданий, последнее из которых состоялось в 2011 году.

· История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб: Питер, 2010.

В библиотеке Академии указанные учебники представлены в достаточном количестве как и настоящее пособие, призванное сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых проблемах курса.

Рекомендуем также воспользоваться пособием, имеющимся в академической сети интранет:

· Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Что касается интернета, то наибольший интерес предоставляют его библиотеки. В частности:

· Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

· Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

· Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Для глубокого проникновения в сущность изучаемых проблем желательно подкреплять получаемые из лекций и учебников знания знакомством с трудами видных философов. При этом очевидной трудностью является поиск главного содержания в объемных текстах первоисточников. В данном случае на помощь придет краткая хрестоматия в нашем пособии, а также различного рода антологии, хрестоматии и сборники текстов.

И последнее по поводу литературы. Вполне целесообразным представляется для логического, смыслового, структурного и исторического закрепления учебного материала использовать различного рода схемы, издания, где проблемы философии даны в кратком изложении, например, в виде вопросов и ответов. Ряд схем, структурирующих материал, предложены в данном пособии. При этом нужно предостеречь обучаемых от еще одной методической ошибки: ни одно из таких изданий не может заменить конспекта лекций и учебника.

Обращаем внимание на то, что перечень литературы к разделам (темам) курса и семинарским занятиям взаимодополняемы. Они не ограничивают самостоятельного поиска источников знания обучаемыми. Целесообразно использование периодических философских изданий, к примеру, журнала «Вопросы философии».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...