Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как целенаправленный процесс формирования личности.




Педагогические перспективы в современной рос­сийской школе

Образование как понятие представляется в определенной сте­пени сложным и многогранным. Под определением понятия «об­разование» подразумевается не только систематический и целена­правленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование по­знавательных процессов, индивидуального мировоззрения, фор­мирование ума и чувственных ощущений.

Образованным считается тот человек, который имеет представ­ление об общих принципах и методах, определяющих общий под­ход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.

Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оцен­ку с этических и морально-нравственных позиций всему проис­ходящему вокруг как постоянно протекающему процессу общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовле­кать человека в различные виды деятельности общественного про­изводства.

Таким образом, под сущностью образования человека пони­мается следующее: специально организованный процесс и его ре­зультат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совер­шенствованием.

Структура образования, как и обучения, в данном случае пред­ставляет собой триединый процесс, состоящий из:

1) усвоения опыта;

2) воспитания качеств поведения;

3) физического и умственного развития.

Поскольку образование вообще тесно связано с человеком, с его местом и функцией в окружающем мире и обществе, то соответ­ственно и содержание образования уходит своими корнями в да­лекое прошлое.

Основными источниками изучения содержания образования являются культура или социальный опыт, которые, однако, не оп­ределяют содержание образования. В данном случае необходимо найти наиболее конкретные источники, определяющие это содер­жание. Источники, которыми являются наука, производство, об­щественные отношения, и формируют принципы выбора инфор­мации, т. е. принципы построения содержания в определенную структуру, и виды деятельности человека (познавательная, практи­ческая, коммуникативная, художественная). При комплектовании содержания обучающего методического материала из вышепере­численных источников учитываются требования: исторические, ду­ховные, культурные, нравственные, психологические и др. В зави­симости от этих требований изменяется содержание социального опыта.

Наконец, при определении содержания образования необхо­димо учитывать особенности индивидуального развития личности и ее интересов.
В этой связи в содержание образования включают­ся кроме обязательных дисциплин и учебные предметы для свобод­ного выбора. Такой подход позволяет углубленно познавать и раз­вивать профессиональные интересы учащихся.

Требования к содержанию образования выдвигает не только об­щество, имеющее способность изменяться под влиянием развития производства, науки и техники, потребностей, но и граждане. В свя­зи с этим в педагогике сформированы такие понятия, как образо­вательные потребности населения, образовательные услуги, допол­нительное образование, дифференцированное обучение. Обязательная задача государства состоит в том, чтобы опреде­лить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необхо­димый уровень его усвоения. Критерием определения содержания образования служат общие принципы, выступающие в качестве инструментария учебного материала в учебных дисцип­линах. Конечно, в содержание образования должны быть вклю­чены основы всех наук, которые формируют современную есте­ственнонаучную и социальную окружающую среду.

Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проб­лем, решаемых наукой, ее методы. Все, что имеет общеобразова­тельное значение, включается в содержание образования. Это те явления, которые имеют значение для многих сфер деятельности, также логика развития основных знаний, логика при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, логика прин­ципов действий. В содержании образования должна быть раскры­та область практического применения теоретических знаний, долж­ны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Кроме того, в содержа­ние образования включаются основные и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для индивидуального развития.

Важно заметить, что все вышеизложенные принципы можно разделить на три вида.

1. Соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гу­манистического демократического общества.

2. Анализ содержания обучения при определении содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает на­личие всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

3. Сохранение единства содержания образования на разных эта­пах его развития, исходя из личностного становления школьника.

Данные принципы являются определяющими ориентирами то­го, что следует, а что не следует включать в состав содержания об­разования.

Таким образом, социальное явление образования можно опре­делить как общественную ценность. При этом от степени и уровня развития образования в обществе зависит нравственный, интел­лектуальный, научно-технический потенциал общества. Образова­ние носит исторический характер, отражает задачи общества, уро­вень развития экономики и культуры, потому как учитель и ученик являются элементами общественных отношений. Важно сказать, что степень образования определяется не только производствен­ными требованиями, но и интересами господствующих социаль­но-общественных кругов.

Содержание образования является одним из основополагаю­щих условий формирования и развития личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...