Понятие и сущность рабочей тетради
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Учебная деятельность в рабочих тетрадях конструируется[26]. Обучение с помощью рабочей тетради началось очень давно. Еще в 20-е годы нашего столетия в России предпринимались попытки внедрения рабочей тетради в систему народного образования. К этому периоду относятся, например, создание рабочей тетради по краеведению Пензенской губернии «Хозяйство Пензенского края» для пятого класса, составленное секцией преподавателей географии города Пензы под редакцией П. Иллюстратова, созданное в 1927 году. Тетрадь была разбита на тематические разделы и содержала задания для самостоятельного выполнения их учащимися. Однако в эти годы развитие самостоятельности не являлось основной целью образования, поэтому рабочая тетрадь как средство увеличения самостоятельности и активности учащихся не получила широкого распространения. Следующий этап в разработке рабочих тетрадей приходится на 60-70-е годы. К этому периоду относится создание рабочей тетради по предметам школьной программы, появились рабочие тетради в училищах, техникумах и институтах. Почти десятилетие «второй жизни» (так как первая попытка ввести в обучение истории рабочие тетради была предпринята в 60-е гг. М.И. Тененбаумом) новых пособий существенно обогатило методический арсенал преподавателей разнообразными тестами, видами иллюстраций, которые прежде редко или вообще не использовались на уроках; документами, содержащими иные, отличные от авторских, подходы и оценки и т. п. С помощью инструкций и памяток, включаемых в рабочие тетради, учащиеся учатся самостоятельно пополнять свои знания из разных источников, всесторонне анализировать тексты, делать аргументированные выводы, формулировать свою точку зрения[27].
Примечательно, что ещё в самом начале возрождения рабочих тетрадей единственным обязательным требованием к ним была заявлена «ориентация на диалог с учащимися». Рабочая тетрадь – это не механическое соединение ученика и тетради, – убеждали нас. Рабочая тетрадь творится сознанием учащихся. В идеале она должна не столько сообщать сведения, сколько формировать умение учиться, развивать творческий потенциал учащихся. В профессиональном образовании используют рабочие тетради по следующим предметам: § Рабочая тетрадь по материаловедению – автор: Т.В. Шингарова (Верхняя Пышма); § Рабочая тетрадь по специальной технологии слесарного дела. Автор: Т.В. Шингарова. - Верхняя Пышма, 1999; § Рабочая тетрадь по электротехнике. Авторы: Н.А. Исаев, Т.А. Ищенко, Г.К. Смолин, М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург, 1998; § Рабочая тетрадь по технологии и организации плиточно-мозаичных работ. Авторы: Мишарина Н.Ю., Доронин Н.А., Берсенёва В.А. – Екатеринбург, 2002. В новом поколении рабочих тетрадей нет механического соединения учебника и обычной тетради. В них умножаются достоинства того и другого. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу учащихся. Впервые создаётся единая серия рабочих тетрадей, рассчитанная на то, чтобы удовлетворить потребности всех предметов школьной программы, всех классов от первого до одиннадцатого[28]. Комплексность и комплектность – вот главные из достоинств рабочей тетради. Рабочие тетради для профессионального образования отличаются по содержанию, целям, способам представления содержания, и приёмам выполнения действий от рабочих тетрадей для общего образования. Такого широкого распространения как в общем образовании рабочие тетради для профессиональной подготовки ещё не нашли. Сейчас идёт поиск структуры, содержания, методики составления и методики использования рабочих тетрадей для профессиональной подготовки учащихся.
Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении – обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов. Рабочая тетрадь - особый жанр учебной литературы, призванный активизировать познавательную деятельность учащихся. Ни учебник с его вопросами к параграфам, ни отдельные дидактические материалы, разбросанные по разным изданиям, не обеспечивают полноценной, систематической и системной работы учащихся на занятиях и дома. Вопросы и задания действующих сегодня учебников ориентируются в большей степени на прямую репродукцию текста, а дидактические материалы в основном проверяют и тренируют память, ибо носят, как правило, текстовый характер, это вовсе не означает, что не существует полноценных дидактических материалов. Они есть, но зачастую не доступны преподавателю. Причины различны: отдаленность от центра, плохая информация о вышедших учебных пособиях, малые тиражи. Рабочие тетради же, изданные массовым тиражом, включающие в себя определённым образом выстроенную систему вопросов и заданий, дошедшие до каждого преподавателя и учащегося, могут и должны быть включены в учебный процесс. Естественно, необходимо отработать модель такой рабочей тетради, которая бы в полной мере отвечала современным научным, педагогическим, дидактическим и методическим требованиям[29]. Внедрение этого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи: 1. Продолжение развития мышления у учащихся. 2. Более прочное усвоение теоретических знаний. 3. Усвоение технических понятий. 4. Приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий.
5. Формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля. 6. Контроль за ходом обучения учащихся конкретной учебной дисциплине. Соответственно решаемым задачам функции рабочей тетради в учебном процессе следующие: 1. Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений. 2. Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера. 3. Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта. 4. Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради. 5. Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции. 6. Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки[30]. Основным источником, обеспечивающим обратную связь педагога и учащихся, являются опрос и проверочные работы. Но опрос носит эпизодический характер и требует значительных затрат времени. Проверочные работы дают педагогу главным образом результаты мыслительной деятельности учащихся и не дают возможностей проникнуть в сам процесс этой деятельности. Поэтому наиболее оптимальным средством управления мыслительной деятельностью являются рабочие тетради. В рабочих тетрадях весь процесс мышления расчленён на отдельные операции, ошибка на каждом этапе учебного познания будет замечена и исправлена в том месте, где была совершена[31].
Самостоятельная работа – важнейшее звено в концепции индивидуализации обучения. Предлагаемые задания хоть и одинаковые для всех учащихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, т. к. деятельность каждого проверяется и оценивается. Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. Рабочие тетради отличаются от пособий другого типа большим содержательным наполнением и тем, что задания можно выполнять в самой тетради. Выделяют несколько типов рабочих тетрадей: 1. Тетради, по структуре и содержанию следующие за действующими учебниками. Преимущество рабочих тетрадей подобного типа в том, что учитель, работающий по государственной программе, не перестраивая коренным образом содержание учебного материала, может расширить его, представить перед учащимися контекст учебника, что способствует более осознанному усвоению материала и появлению интереса к предмету. Рабочие тетради такого типа предполагают параллельную самостоятельную или с помощью учителя работу ученика с содержанием учебника. 2. Тетради, представляющие собой некий симбиоз учебника и рабочих материалов к нему, что требует и от автора и от учителя совершенно иного подхода к построению и содержанию учебного материала и самого обучения. Возможно, это новый вариант учебного пособия. 3. Рабочие тетради могут быть посвящены отдельным аспектам, отдельным темам курса, разделам и, таким образом, обеспечивать обучение, как по стандартным, так и по альтернативным программам[32]. В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам: § тетради для упражнений, или тренинговые тетради; § тетради по графическому моделированию; § семиотико-семантические тетради. Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.
Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля[33].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|