Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективное решение педагогических задач зависит от уровня развития педагогических способностей.




Способностями называются в психологии индивидуальные психические свойства личности, позволяющие успешно выполнять один или несколько видов деятельности. Педагогические способности проявляются в умении педагога прогнозировать поведение учащегося на основе постоянно получаемой информации о нем, в умении анализировать воспринимаемую учащимся информацию, а также видеть способы продвижения учеников по учебному процессу к заданному уровню обучения.

Какие же качества личности присущи педагогу-мастеру?

Мировозренческая подготовка педагога. Миссию носителя всего передового учитель может выполнить при условии, если сам будет активным участником общественной, политической жизни страны, если добивается того, чтобы полученные учащимися в школе знания стали прочной основой их научного мировозрения, их педагогической убежденности. Разумеется, все это связанно с умением педагога влиять на личность ученика, на его общественную активность, вооружать его полноценными знаниями.

Знания предмета деятельности. Без сомнения, педагог должен свободно и гибко оперировать информацией, видеть связи в сложной структуре доказательств, уметь легко вводить учащихся в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.

Стремление к самообразованию позволяет педагогу постоянно пополнять собственные знания, а стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью педагога. Любознательность тем успешней проявляется в результатах труда, чем этот труд вдохновеннее. Вдохновенный труд (любая работа) делает человека счастливым, повышает эмоционально-волевое влияние педагога на учащихся. Постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях.

С отмеченными качествами педагога тесно связана любовь к учащимся. Педагог никогда не должен поспешно судить и плохо думать о своем питомце. К любому ученику, приятному или чем-то настораживающему, обаятельному и «не очень», прилежному и «шалопаю», надо подходить непременно с оптимистической верой – может стать лучше! Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных» и «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека, личность, а значит, не разглядеть чьей-то судьбы.

Однако любовь к учащимся, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует учащихся, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. Она нацеливает учащихся на пересмотр и самоконтроль своих взглядов, отношений, действий. Да и сами учащиеся нетребовательных педагогов не любят. Очевидно, потому, что в требовательности учителя они видят стремление обучить их общественно ценным ориентациям, чувствуют заинтересованность в их будущем, а в мягкости и податливости – неоправданные «авансы» или, что еще хуже, стремление быть добренькими в ущерб делу и объективности. При этом разумная педагогическая требовательность ничего общего не имеет с авторитетностью. Нельзя также противопоставлять педагогику сотрудничества педагогике требовательности.

В требованиях обязательно чувство меры. Иногда педагог нетерпеливым, раздражительным тоном требует от учащихся невыполнимого или слишком трудного. В результате у некоторых учащихся рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя от других, важно уметь поставить себя в условия учащихся, т.е. уметь определить меру требовательности.

С чувством меры в требовательности педагога к учащемуся тесно связан педагогический такт. По справедливому заключению А.С. Макаренко, требования педагога принимаются учащимся тогда, когда они являются законным продолжением уважения к ним (требую, потому что уважаю, и чем больше требую, тем больше уважаю), закономерным выражением доверия педагога к учащимся, а также внимательного и чуткого отношения к его личности. При этом и доверие, и бережное отношение к личности школьника нельзя выставлять напоказ. Доверие к учащимся выражается не столько словами педагога, сколько демонстрацией подтверждения возможностей усомнившегося в чем-то питомца. Таким образом, такт проявляется в умении педагога создавать основу здоровых взаимоотношений, а это значит не только избегать конфликтов с ребенком, но и, если это нужно, сознательно идти на конфликт, разрешая любое возникшее противоречие.

Личный пример педагога во всем (в отношении к делу, к детям, умении уважать и в меру требовать и помогать) – неотъемлемое качество профессионала. С личным примером педагога связана проблема общения в любом коллективе. Бывают случаи, когда у педагога сложится определенное мнение об ученике и он его устойчиво придерживается. Страдают и ученик, и дело: «хорошо» зарекомендовавший себя в глазах педагога ученик постоянно авансируется, а «плохой» подвергается очередному потоку морали. Поэтому педагогу важно в любой ситуации отличаться выдержкой, терпением, объективностью, доброжелательностью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учащимися.

Искренность в отношениях, спокойствие в поведение, уравновешенность в требованиях – неотъемлемые черты педагога.

Важное значение имеют такие качества педагогов, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, прозорливость.

Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый педагог способен проникать во внутренний мир учащегося.

Профессиональная зоркость (прозорливость) позволяет педагогу фиксировать изменения в развитии питомцев и на этой основе создавать систему обдуманной, достаточно аргументированной собственной деятельности.

В сложной структуре педагогического мастерства важное место занимает интерес педагога к избранной педагогической специальности.

Названные качества педагога (а перечисление их можно продолжить) реализуются в неразрывном единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими питомцами, устанавливать доброжелательное отношение между ними в повседневной жизни и работе, предполагают глубокое знание детской души, интересов и стремлений учащихся. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение занятий или «выполнение» учебной программы, но не знает настроения и отношения к нему его питомцев, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.

Для анализа педагогического труда требуется знать показатели – критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффектно осуществлять педагогический процесс. Таких показателей (умений) множество. Но есть среди них умения, без ориентации на которые невозможно успешно работать.

Пристальное внимание к работе учителей, успешно продвигающимся к вершинам профессионализма, помогло выявить тот факт, что подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника, что такая чувствительность – результат их высокой наблюдательности и прозорливости и в то же время одно из главных условий их гибкости в работе, их творчества. Короче, стало очевидным: психологическая структура деятельности педагога – неотъемлемый, важнейший компонент успешной педагогической деятельности.

На основание проведенного экспериментального анализа были сделаны выводы: только знание (видение) проблемы в комплексе помогает успешному ее решению, а умение заострять свое внимание на главном и в то же время ориентироваться на системы взаимодействующих элементов в психологической структуре деятельности – необходимое условие успешного продвижения к вершинам педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

1) психолого-педагогических компонентов, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности;

2) соотнесенности психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера;

3) определенных уровней педагогических способностей.

Центральным звеном педагогического мастерства является педагогическая техника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...