Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и сферы проявления педагогического мастерства




Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые принципиальные изменения в образовательной системе практически неосуществимы до тех пор, пока не происходит изменение качественного уровня профессиональной деятельности преподавателя, проявляющегося в его педагогическом мастерстве. Как показал историко-педагогический анализ, на всех этапах развития системы образования проблема педагогического мастерства преподавателя была актуальной, ибо качество обучения и воспитания подрастающего поколения находится в прямой зависимости от готовности и способности педагога выполнять свои педагогические функции.

Эффективность функционирования системы высшего и среднего образования в России во многом обусловлена степенью профессионализма, педагогического мастерства преподавателя – центральной фигуры образовательного процесса в вузе и учителя в школе.

В условиях обновления российской школы актуальность проблемы педагогического мастерства преподавателей неуклонно возрастает. Она имеет важное экономическое (актуализирует педагогический потенциал), социальное (формирует профессионально-педагогическое мастерство как социально-нравственную ценность) и научное (служит средством познания и профессионально-педагогических возможностей людей) значение.

Педагогическое мастерство преподавателя (воспитателя) – понятие (явление), представляющие собой квинтэссенцию педагогики как науки и практики. И не случайно, что о нем в той или иной форме писали многие виднейшие педагоги прошлого – Я.А. Коменский, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский и другие.

В отечественной общей педагогике проблема педагогического мастерства изучена в основном применительно к учительскому труду.

Педагогическое мастерство преподавателя вуза – сложное социально-педагогическое явление. Мастерство выступает в качестве средства для достижения целей обучения и воспитания, характеризует профессиональный уровень педагогической деятельности, является не только сферой приложения открытых наукой закономерностей, но и той областью, где
в педагогическую теорию вносятся практические коррективы. Мастерство как особая форма соотношения теоретических знаний и практических умений необходимо для всех видов педагоги­ческой деятельности. Оно включает разнообразные теоретические знания (психолого-педагогические, социально-психологические и философские). Подлинное мастерство выступает в роли своеобразного посредствующего звена между теорией и практикой, т. е. между системой знаний, «резюмированных» в научных понятиях, и деятель­ностью, которая ведет к преобразованию существующей действительности.

Мастерство аккумулирует в себе синтез педагогической теории
и практики, качественную определенность профессиональной деятельности преподавателей, обусловленную культурно-историческим уровнем развития данного общества. Такой подход, при котором мастерство рассматривается не как нечто абсолютно неповторимое, а как неизбежное следствие основных тенденций развития общества, как результат определенной общей и педагогической культуры преподавателя, позволяет целостно проанализировать основные компоненты мастерства и раскрыть связи между ними. Педагогическое мастерство преподавателя в целостном виде можно изучить только через совокупность требований определенной системы образования, соответс­твие работы преподавателя ее целям и задачам.

Каждый тип образовательной системы выдвигает новые задачи обучения и воспитания, новые способы их реализации, новые требо­вания к работе преподавателя и его профессиональному мастерству. Смена модели образования влечет за собой и смену критериев качества работы, которые в настоящее время разграничиваются в двух основных направлениях: ориентация на развитие человека (на его способность самостоятельно овладевать знаниями) и на конечный результат (на усвоение обучаемым необходимого количества знаний).

Наукой обосновано положение, что общество предписывает каждому человеку социальную роль, нормативно одобренный образ жизни и поведения, не зависящий от сознания конкретной личности, и которая вытекает из ее социального положения. Соответствие человека социальной роли служит критерием оценки ее выполнения. Уже сама социальная роль преподавателя обусловливает его профессиональное мастерство, ответственность за выполняемую работу, постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Каждая модель образования выдвигает новые цели, задачи и способы обучения и воспитания, что сказывается и на изменении со­вокупности требований к педагогу. При таком подходе категория «педагогическое мастерство» предстает не только как высокая сте­пень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, а как и соответствие определенной совокупности требований, выдвига­емых преподавателю конкретной системой образования. Сам же процесс развития профессионально-педагогического мастерства преподавателей осуществляется в процессе освоения ими постоянно усложняющихся педагогических технологий, повышением требований как к профессиональным знаниям и умениям, так и к личностным качествам, а также зависит от социального развития общества, системы ценностей и ориентаций, состояния экономики, политики, культуры, сложившихся в данной, стране и в данное время.

Анализ литературы убеждает в отсутствии единого мнения в трактовке этого понятия. Одни авторы считают, что мастерство – это особенность личности педагога. Другие полагают, что это зна­ния, навыки, умения. Третьи объединяют и то и другое вместе. Чет­вертые в одних случаях называют педагогическим мастерством ка­чества личности, а в других – качественный уровень осуществления профессиональной деятельности.

Как представляется, мастерство преподавателя основано больше на его общeпедагогических умениях (деятельностный подход). С позиции этого подхода педагогическое мастерство преподавателя понимается как уровень и результативность осуществления им педа­гогической деятельности, обусловленный и проявляемый в совокупности его профессионально значимых качеств, знаний и педагогичес­кой техники.

На индивидуальном уровне педагогическое мастерство – это сложное психолого-педагогическое образование: с одной стороны, это интегральное свойство личности, с другой – процесс и результат педагогической деятельности.

Более цельно представить место педагогического мастерства в системе других понятий, описывающих профессионально-педагогическую деятельность, позволяет анализ концептуальных моделей преподавателей.

Общая модель преподавателя высшей школы включает 3 блока характеристик:

1. Требования к преподавателю как личности (широта взглядов, адаптивность, интерес к нововведениям, готовность взять на себя ответственность, контактность, эмоциональная устойчивость и др.).

2. Требования к преподавателю как специалисту (солидное академическое образование, глубокие знания в области обучения и др.).

3. Требования к преподавателю как профессионалу (владение методами, средствами обучения, методами исследования и т. д.).

Педагогическое мастерство преподавателя в этой модели является качественной характеристикой не только педагогической дея­тельности, но и его профессионализма. Это концептуальный показатель личностно-деятельностной сущности педагога. Пpеподаватель-мастер не ограничивается только рамками сложившейся модели воспитания и обучения, а стремится к самовыражению, творческому поиску. Педагогическое мастерство не может быть массовым, его невозможно наложить и перенести из одной модели образования в дру­гую, мастерство одного педагога на мастерство другого. Каждый педагог достигает мастерства индивидуально, но при этом анализируя, перенимая и используя предшествовавший опыт, дополняя его и развивая.

Таким образом, педагогическое мастерство преподавателей высшей школы представляет собой социально-педагогическое явление, с одной стороны, педагогическое образование, интегpальное свойство человека –
с другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...