Сущность и основные компоненты педагогического искусства
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических ЗНУ, соединенное с высоким педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство является частью педагогического искусства. Значение педагогического искусства заключается в том, что оно является тем единственным каналом, благодаря которому обеспечивается эффективное претворение в жизнь открытых педагогикой и психологией законов, принципов, правил, осуществляется действенное целенаправленное обучение и воспитание подрастающих поколений. Педагогическое мастерство как целостное явление складывается из нескольких компонентов. Среди данных компонентов, в первую очередь, можно выделить систему целей – ориентиров и стимулов. Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все остальные ее компоненты в органически единое целое. Педагогу необходимо четко представлять себе основные направления мировоззренческого, гражданского, умственного, правового, экономического, трудового воспитания в их практическом взаимодействии. Организуя тот или иной вид учебно-воспитательной работы с учащимися, педагог-мастер во всей полноте использует его воспитательные и дидактические возможности. Овладение педагогическими целями, их глубокое знание, понимание и практическое использование – определяющие условия эффективности и качества работы педагога. Следующий важный компонент педагогического искусства – глубокие знания о воспитаннике, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. Для успешного педагогического труда необходимы данные, выводы, рекомендации смежных наук, разрабатываемые в двух направлениях. Во-первых, знания о законах возрастного физиологического и психологического развития учащихся; о критериях физических и психологических нагрузок для детей различных возрастных групп и др. Во-вторых, нужны знания о закономерностях движения, развития всех психических и физиологических процессов в стандартных и нестандартных условиях воспитания и обучения. Накопление педагогических знаний о конкретных психологических и физиологических закономерностях возрастного развития учащихся в организованных и самодеятельных условия составляет важную научную основу педагогического искусства, ориентирует педагога в НОТ и общении с учащимися.
Третий компонент педагогического искусства – этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с учащимися. Они могут быть реализованы в практике педагогических отношений только личностью педагога через посредство его этико-эстетических качеств. К числу нравственно-эстетических принципов искусства организации педагогических взаимоотношений воспитателей и воспитанников относятся: – целеустремленность и перспективность; – принципиальность и справедливость; – требовательность, уважительность и доброжелательность; – доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках; – деловитость и организованность; – дисциплинированность и инициативность; – высокая этичность и эстетичность стиля и тона отношений. Следующий компонент педагогического искусства предполагает знание педагогом социологических характеристик учащихся и их взаимоотношений в коллективе (группе). Для педагогического искусства социологическая реальность всего лишь отправная точка для организации педагогического действия. Социологические методики помогают педагогу установить лидеров, конформистов, симпатии, предпочтения и др. Социологический срез – лишь объективно сложившаяся на данный момент картина, подверженная изменению и преобразованию педагогическими средствами. Педагогическое искусство позволяет воспитателю пробудить в каждом воспитаннике инициативу общественного лидера, сознание необходимости исполнения долга, сопротивление несправедливости, дружеские симпатии к товарищам. Социологическая реальность не указывает педагогу ни цели, ни средства, а лишь раскрывает объективную картину, необходимую для размышлений, анализа, выводов.
Следующий компонент педагогического искусства – сведения из области искусствоведения – состоит в том, чтобы четко и искренне выразить себя, оказать наиболее эффективное воздействие, повести воспитанников за собой. Искусствознание, раскрывающее саму суть литературных, музыкальных, изобразительных, экранных произведений, показывающее подлинную сущность и психологию человека, стимулы и мотивы его поведения, является для педагога одним из важнейших учебников человековедения. Чем глубже педагог любой специальности погружается в мир искусства и искусствознания, тем ближе он к педагогическому искусству. Немало дает педагогу сценическое искусство: умение владеть собой, своим психическим состоянием, умение проникнуть эмоционально и рационально в суть быстро возникающих и меняющихся ситуаций, овладеть ими, выражать свое отношение, принимать решения и последовательно проводить их в жизнь. Искусство звучащего слова, как часть сценического искусства, также чрезвычайно важно для педагога. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью. Учащиеся должны «слышать», что сказал педагог: требует он или просит, смеется или шутит, наказывает или предупреждает, советует или запрещает и т. д. Таковы основные компоненты педагогического искусства, овладение которыми ведет педагога к профессиональному мастерству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|