Три стороны психологического знания
Стр 1 из 52Следующая ⇒ Либин А. В. Л478 Дифференциальная психология: на пересечении Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психо- Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и Для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей психоло- УДК 158.3 (075.8) ISBN 5-89357-044-8 А. В. Либин, 1998 "Дифференциальная психология не является лишь од-
"Перед нами открывается необозримый горизонт наблю- И.П.Палов (1933) "Успехи в изучении индивидуально-психологических Б.М. Теплое (1960) "Если мы можем объяснить, почему одни индивиды ре- Anna Anastasi ( 1994) "Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к Hans Eysenck (1997) Оглавление предисловие............................................................... 17 homo unicum................................................................24 три СТОРОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ..................... 24 феноменология ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ.................... 25 корни СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ................................ 27 часть I. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................ 29 глава 1. познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................. 29 1.1. предпосылки УЧЕНИЯ О РАЗЛИЧИЯХ МЕВДУ ЛЮДЬМИ...........................................................................30 жизненные НАБЛЮДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ......... 30
требования ПРАКТИКИ.................................................................. 31 научный АНАЛИЗ ФАКТОВ И ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ....................... 32 1.2. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ — ПРАВО НА НЕЗАВИСИМОСТЬ........................................................... 34 концептуальные ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ВОКРУГ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И теоретические УСТАНОВКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ ........... 38 1.3. универсальные ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.........40 "Сходство—различие"............................................................... 40 "формальное——СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ"..................................,............. 41 "наследственное— ПРИОБРЕТЕННОЕ"............................................. 41 "детерминизм—ИНДЕТЕРМИНИЗМ" ............................................... 42 "общее—ЕДИНИЧНОЕ".................................................................. 42 "идентификация——ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ" ...................................... 42 "физическое——СОЦИАЛЬНОЕ"....................................................... 43 "сознательное——ВНЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ" ............................................. 43 "внешнее——ВНУТРЕННЕЕ".............................................................. 43 третья КООРДИНАТА——ЗАВЕРШАЮЩИЙ ШТРИХ ............................... 44 1.4. иерархическая СТРУКТУРА СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ: ОРГАНИЗМ, ИНДИВИД, 1.4.1. организм — ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.......... 47 1.4.2. Индивид —предпосылка к личности.............................. 48 1.4.3. Личность — психологический носитель социальных свойств.................................................................................. 49 1.4.4. индивидуальность —— ИНТЕГРАЛЬНАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ 1.4.5. человек КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ............... 52 1.5. дифференциально — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ 1.6. внутренний И ВНЕШНИЙ СТАТУС ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ психологии........................................................................... 58 глава 2. общие ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО- 2.1. традиции ФОРМАЛЬНОГО ПОДХОДА...........................60 2.2. структура ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ .............................. 64 природа ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕЛЛЕКТА .......................................... 64
структурные КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................... 65 структурная ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ ............................................... 66 2.3. элементы ГЕШТАЛЬТА И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ЦЕЛОСТНУЮ СТРУКТУРУ................................................ 66 2.4. интраиндивидуальные И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ 2.5. индивидуальные, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ГРУППОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ....................................................................68 2.6. nature VS nurture: ЭНДОФАКТОРЫ И 2.7. перспективы ИНТЕРАКЦИОНИЗМА: СИЛА СИТУАЦИЙ Х УСТОЙЧИВОСТЬ ДИСПОЗИЦИЙ................... 71 2.8. психодиагностические ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ сила И СЛАБОСТЬ ТЕСТОЛОГИИ ...................................................... 75 2.9. статистическая ОЦЕНКА ИЗМЕРЯЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.....76 нормальное РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ............ 76 зависимая И НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННЫЕ....................................... 77 факторный АНАЛИЗ...................................................................... 78 проверка АДЕКВАТНОСТИ ТЕСТОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ ОЦЕНОК................................................. 79 часть II. индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.................................. 81 глава 3. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I): ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, 3.1. исследования СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ НОВОРОЖДЕННЫХ........................................................82 3.2. сенсомоторные СТРАТЕГИИ МЛАДЕНЦЕВ...................83 3.3. психомоторные стили............................................ 86 3.4. индивидуальные ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ: ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КОНТРОЛЯ И СТИЛИ............................ 88 3.5. представления — РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ....... 92 3.6. дифференциальные ХАРАКТЕРИСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................. 94 3.7. Типы внимания и памяти.....................................95 3.8. стилевые ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ................... 97 3.9. дифференциальная когнитология: различия в ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ...................................... 99 глава 4. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II): ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
4.1. паттерны ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...... 101 4.2. эмоциональные ПРЕДПОЧТЕНИЯ, РЕАКЦИИ И стили....................................................................... 102 4.3. эмоциональные И НЕЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ... 104 4.4. индивидуальные ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ........................................................ 106 4.5. Стиль речи: как мы говорим?.............................. 108 4.6. стилевые ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ........................ 111 часть III. координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.......................................................... 113 глава 5. темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ...................................................113 5.1. интерпретации ПОНЯТИЯ "ТЕМПЕРАМЕНТ": ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... 113 5.1.1. темперамент КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ.115 5.1.2. телесные ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ............................... 118 5.1.3. психологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ "МАГИЧЕСКИХ ТИПОВ"............................................................ 124 5.2. НОВЫЙ ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА................ 125 5.2.1. исследования СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ......................... 126 5.2.2. свойства НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128 5.2.3. дифференциальная психофизиология — новый раздел НАУКИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО—ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133 5.3. развитие ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИХ и лонгитюдных исследований................................. 137 5.3.1. первые ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ..... 138 5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей............. 139 5.4. темперамент, СТИЛЬ, ХАРАКТЕР: О СТАТУСЕ ТЕМПЕРАМЕНТА глава 6. способности И ИНТЕЛЛЕКТ..........................144 6.1. Что измеряет IQ?................................................... 144 6.2. IQ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ............................. 147 6.3. формальный АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ОБЩЕГО ФАКТОРА К ИЕРАРХИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ...................... 147 6.4. устойчивость ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ...... 150 6.5. наследственность И СРЕДА В ДЕТЕРМИНАЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151 6.6. интеллект В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ.. 153 глава 7. СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С 7.1. весь МИР — КОНТЕКСТ............................................ 158 7.2. соприкосновение С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ............. 159 7.3. пространство СТИЛЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ: ПЕРЦЕПЦИЯ, когниция, личность............................................... 160 7.4. феноменология когнитивного стиля................. 164 7.5. объяснительные КОНЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ.............................................. 166 полезависимые И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ. ........................................ 167
аналитичные И СИНТЕТИЧНЫЕ..................................................... 168 импульсивные И РЕФЛЕКСИВНЫЕ ................................................ 170
173 180 8.2. характер И ДРУГИЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..195 8.3. я-концепция......................................................... 197 8.4. стратегии ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОБРАЗ-Я И КОНСТРУКТИВНЫЕ РИСУНКИ...................................... 199 8.5. самооценка........................................................... 201 8.6. саморегуляция—настойчивость—воля............... 202 8.7. система БАЗОВЫХ ОРИЕНТАЦИИ: НА СЕБЯ, НА ПРЕДМЕТ глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ.................................. 208 9.1. Личность: дифференциально-психологический АСПЕКТ......................................................................208 9.2. корни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ............................ 210 9.3. концепции личностных черт............................... 211 экстраверсия/нейротицизм/психотицизм............................... 212 активность/социабельность/эмоциональность...................... 213 тревожность.............................................................................213 гнев........................................................................................... 215 застенчивость...........................................................................215 9.4. теории личностных факторов: три, ШЕСТНАДЦАТЬ, ПЯТЬ.................................................. 217 большая пятерка: ЛЕКСИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.................................... 219 Пять факторов: психометрическая модель............................. 222 9.5. нейропсихологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ......................................... 223 9.6. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ............... 226 9.7. формально-динамическая модель личности...... 228 9.8. функционирующая личность: ПОСТОЯНСТВО VS ИЗМЕНЧИВОСТЬ.................................... 230 9.9. интра- И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ... 233 глава 10. иерархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА................................................••••••••..••••••• 235 10.1. конституциональный (ТЕЛЕСНЫЙ) ФАКТОР индивидуальности................................................ 235 10.1.1. морфофункциональные АСИММЕТРИИ........................... 236 10.1.2. нейрофизиологические гипотезы................................. 237 10.2. индивидные свойства индивидуальности...... 239 10.3. Личность и индивидуальность.......................... 239 10.4. структура индивидуальности ЧЕЛОВЕКА........... 240 10.5. метапараметры ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ индивидуальности................................................ 241 10.6. механизмы ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ индивидуальности................................................ 243 10.6.1. общепсихологическая КОНЦЕПЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ... 244 10.6.2. законы ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, КООРДИНАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В индивидуальности.............................................................. 247 10.7. системный АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ различий................................................•..•.••••••••••••• 249
часть IV. человек В ГРУППЕ Е PLURIBUS UNUM — ГРУППОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА. глава 11. развивающаяся ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВОЗРАСТНОЕ 11.1. групповые РАЗЛИЧИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 257 11.2. биологические ЧАСЫ — ГЕНЕТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПАТТЕРНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО развития.................................................•••••••••..•••••• 258 11.3. ментальные ЧАСЫ — ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........................................... 261 сенсорно—ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА.................................................. 262 когнитивная СФЕРА ................................................................... 262 11.4. социальные ЧАСЫ—ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................... 264 11.5. время ЛИЧНОСТИ — "Я" В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ............................................ 266 глава 12. половые РАЗЛИЧИЯ: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 12.1. половые РАЗЛИЧИЯ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 273 12.2. некоторые АСПЕКТЫ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ...... 274 специфика ПОЛА В ПРЕНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ .............................. 274 половая ИДЕНТИФИКАЦИЯ У МАЛЫШЕЙ ........................................ 275 мальчики И ДЕВОЧКИ В ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ ............................... 276 Юноши и девушки в период молодости.................................. 277 мужчины И ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ ............................ 278 12.3. фактор пола и психика.....................................278 интеллект.................................................................................. 279 языковые способности............................................................. 280 реакции НА СТРЕСС .................................................................... 281 личностные ПЕРЕМЕННЫЕ ........................................................... 281 12.4. социальные СТЕРЕОТИПЫ: НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ............................................. 282 12.5. полоролевое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: МАСКУЛИННОСТЬ, ФЕМИНИННОСТЬ И АНДРОГИНИЯ... 285 12.6. какая РЕАЛЬНОСТЬ СКРЫВАЕТСЯ ЗА СТЕРЕОТИПАМИ?..... 286 глава 13. социоэкономический СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................288 13.1. критерии РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ группами...................................................................... 288 13.2. Экология индивидуального развития............... 289 13.3. семейная СРЕДА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССОВЫХ РАЗЛИЧИЙ.. 290 13.4. влияние СТАТУСНОГО УРОВНЯ НА ИНТЕЛЛЕКТ....... 293 13.5. качество ЖИЗНИ: ОБРАЗОВАНИЕ, НАЛИЧИЕ И СЛОЖНОСТЬ РАБОТЫ, ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ.................. 295 13.6. стремление К ДОСТИЖЕНИЯМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.................................. 298 глава 14. разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ.......................................................301 14.1. социокультурная КООРДИНАТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 301 14.2. кросс-культурные ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЛИЧНОСТИ... 303 раннее ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..................................................... 303 познавательные процессы ........................................................ 304 интеллектуальная РАСА? ........................................................... 306 культурные ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ .................................................. 307 Личность сквозь культуру ........................................................ 307 14.3. воспитание В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ.....................308 14.4. этническое САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ.......................................................... 310 субъективно-нравственное ПОНИМАНИЕ ЛЖИ ............................ 310 МОРАЛЬНО-ПРАВОВЬЕ СУЖДЕНИЯ................................................. 311 отношение К РАБОТЕ.................................................................. 312 мечты О БУДУЩЕМ...................................................................... 313 14.5. национальный ХАРАКТЕР ..................................... 314 культурные РАЗЛИЧИЯ В ОБСУЖДЕНИИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ ............. 314 часть V. "иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО........... 317 глава 15. правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?......................... 317 15.1. ИНОЙ — "НЕ ВРАЖДЕБНЫЙ, А ПРОСТО ОТЛИЧНЫЙ ОТ ТЕБЯ".................................................................... 318 15.2. психопатология: ВРОЖДЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ..... 320 15.3. классификация И ИЗМЕРЕНИЕ НАРУШЕНИЙ......... 322 15.4. симптомокомплексы АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ..... 323 15.5. формы ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ............ 324 когнитивно-эмоциональныедевиации.................................... 325 психосоматические РАССТРОЙСТВА........................................... 326 факторы РИСКА И СТИЛЬ ЖИЗНИ ................................................ 328 15.6. предпосылки ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ: МАТРИЦА СИТУАЦИЙ, ФАКТОР УЯЗВИМОСТИ И 15.7. аномалии ЛИЧНОСТИ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ................................................................ 333 ЛИНИИ ДЕТСТВА- ПРИРОДА —— ВОСПИТАНИЕ —— ОПЫТ ..................... 333 делинквентные подростки........................................................ 334 болезни ЛИЧНОСТИ ИЛИ БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА?............................... 334 сексуальные ДЕВИАЦИИ.............................................................. 335 жертва И НАСИЛЬНИК: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............. 336 15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ... 338 15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..340 глава 16. феномен КРЕАТИВНОСТИ.............................342 16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ ГЕНИАЛЬНОСТИ?......................................................... 343 16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА ......... 344 16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ. 344 16.2. одаренность, ТАЛАНТЛИВОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ — В ЧЕМ РАЗНИЦА?......................................................... 346 16.3. механизмы КРЕАТИВНОСТИ?................................ 349 скорость И ВАРИАТИВНОСТЬ VS МЕТАФОРИЧНОСТЬ ........................ 350 интеллектуальность VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ................................... 350 конвергентность VS ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ........................ 352 креативность VS РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ.................................... 352 16.4. элементы ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ТВОРЧЕСКОЙ личности................................................................. 353 16.5. портрет гения...................................................... 355 16.6. конструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 356 РЕАЛЬНОСТИ...................................................... 358 свойства И ТИПЫ.......................................................358 глава 17. Типологии и классификации: от СЕНСОРИКИ ДО ЛИЧНОСТИ.......................................359 17.1. понятие ТИПА В ПСИХОЛОГИИ.............................. 360 17.2. конституциональные типологии: от МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 17.3. соотношение ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПО И.П.ПАВЛОВУ)..... 363 17.4. современные ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА............ 366 17.5. личностные типы................................................ 367 17.6. функциональная ТИПОЛОГИЯ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................ 370 17.7. ученый В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТИПОВ...................................... 375 старое о старом....................................................................... 375 старое о новом......................................................................... 376 новое о старом......................................................................... 376 новое о новом.......................;.................................................. 377 глава 18. параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ — СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 18.1. универсальные ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ.................................. 379 18.2. личностные КОНСТРУКТЫ КАК "ПУТИ ПРЕДСКАЗАНИЯ СОБЫТИЙ"......................................... 384 18.3. специфика ЛИЧНОСТНЫХ УСТАНОВОК ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СИТУАЦИИ.................................................... 387 18.4. субъективное ИСТОЛКОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: АТТРИБУТИВНЫЕ СТИЛИ............................. 389 18.5. счастливчики И НЕСЧАСТНЫЕ ИЛИ Личность и судьба.................................................. 390 18.6. В ГАЛЕРЕЕ "картины ЖИЗНЕННОГО ПУТИ"............. 392 часть VII. человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ......... 395 слагаемые ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ЧЕЛОВЕК—СИТУАЦИЯ" ................................................ 395 глава 19. семья—ДРУЗЬЯ—ШКОЛА: ВЛИЯНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ.............................................. 397 19.1. внутрисемейные ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР различий.................................................................. 398 19.1.1. модели внутрисемейных процессов............................ 400 19.1.2. ЭФФЕКТ РАЗМЕРА СЕМЬИ: ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ................................... 401 19.1.3. Стиль родительского воспитания................................ 403 19.2. индивидуальные ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ..................... 407 19.3. обучающие СТРАТЕГИИ: УЧИТЕЛЬ—УЧЕНИК........... 409 19.4. дифференциальная психология обучения........ 411 глава 20. профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ........................................414 20.1. интеллектуальная КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 414 20.2. личностные предпосылки профессиональной КОМПЕТЕНТНОСТИ..................................................... 415 20.2.1. выбор профессии и тип личности............................... 416 20.2.2. субъективные установки, продуктивность труда и УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ.................................................. 418 20.3. лидер: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА................................................... 420 отличительные ПРИЗНАКИ МОДЕЛЕЙ РУКОВОДСТВА....................... 420 генетика лидерства— ХилиУ?............................................. 421 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА: ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ....... 422 успешные ЛИДЕРЫ И РУКОВОДИТЕЛИ—НЕУДАЧНИКИ...................... 424 20.4. стратегии жизненного успеха и мотивация ДОСТИЖЕНИЯ.............................................................426 20.5. успешные И НЕУСПЕШНЫЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ..................................................................... 430 глава 21. реакции НА СТРЕСС — ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАНИЕ? {Е.В.ЛИБИНА, А.В.ЛИБИН)................. 433 21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?.................. 433 21.2. адекватность ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО...............434 21.3. индивидуальные СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ.............. 435 21.4. защита ИЛИ СОВЛАДАНИЕ: ФЕНОМЕНЫ И МЕХАНИЗМЫ........................................ 437 ситуативные ПЕРЕМЕННЫЕ .......................................................... 438 личностные ПЕРЕМЕННЫЕ........................................................... 439 оценка И ИЗМЕРЕНИЕ................................................................. 440 21.5. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ СТИЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ................................................................ 441 21.6. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ: ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ......................... 443 диагностика ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ....................................... 444 интерпретация БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ.......................................... 446 21.7. дифференциальная ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: тренинг совладания со Сложными ситуациями............. 449 послесловие О БУДУЩЕМ, ИЛИ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ рисунки.................................................................................... 456 таблицы..................................................................................... 457 литература.................................................................... 459 тезаурус основных понятий....................................... 524 предисловие Книги, посвященные проблеме общечеловеческих раз- Второй формат представления дифференциально-пси-
FS-книг можно выделить в особую группу те работы, тео- Zimbardo, 1990). Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр Образцом монографий ST-типа является книга основа-
многофакторной структуры личности и индивидуальных Несмотря на относительное многообразие работ и в этом Разумеется, есть своя специфика и в представляемой * европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & 20 Либин А. * американской, связанной с именами Джеймса Мак- * весьма своеобразной, российской, развивающей Еще одной теоретической предпосылкой при создании
вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к Характер учебного пособия, определяющий его как "уг-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|