Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три стороны психологического знания




Либин А. В.

Л478 Дифференциальная психология: на пересечении
европейских, российских и американских
традиций. М.: Смысл, 1999.— 532 с.
ISBN 5-89357-044-8

Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психо-
логии. В доступной форме излагаются основы анализа индивидуальных,
групповых и типологических различий между людьми, проявляющихся в
специфике организации нервной системы и психических процессов, ин-
теллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Ана-
лизируются также общепсихологические закономерности, лежащие в ос-
нове индивидуальных свойств — темперамента, способностей и интел-
лекта, характера и стиля человека. Значительное место уделено рассмотре-
нию индивидуальной специфики в организации психических процессов
— эмоций, памяти и внимания, мышления и сознания.

Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и
отечественных исследователей. Описываются ключевые понятия разделов
дифференциальной психологии, посвященных изучению половых и воз-
растных особенностей, патопсихологических нарушений и личностных де-
формаций, специфике детского развития и стилей родительского воспи-
тания, проблемам школьного обучения и профессиональных достижений.
Специальные главы посвящены вопросам групповых различий — расо-
вых, национальных и культурологических.

Для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей психоло-
гии, других специалистов в области человекознания.

УДК 158.3 (075.8)
ББК 88

ISBN 5-89357-044-8

А. В. Либин, 1998
Издательство «Смысл», 1999
Б.Л.Будинас, оформление, 1999


"Дифференциальная психология не является лишь од-
ним из измерений особенного (в человеке). Предметом
ее исследования служит сама целостная Индивидуаль-
ность как существующая эмпирическая реальность".
William Stern (\9\\)

"Перед нами открывается необозримый горизонт наблю-
дений и опытов... Психологи получат, наконец, общую
прочную основу, естественную систему изучаемых ими
основных явлений, в которой легче будет им разместить
бесконечный хаос человеческих переживаний".

И.П.Палов (1933)

"Успехи в изучении индивидуально-психологических
различий в значительной степени зависят от разработ-
ки общепсихологической теории,... а также от созда-
ния такой системы этой науки, которая ликвидирова-
ла бы явно существующий в настоящее время разрыв
между психологией психических процессов и психо-
логией личности".

Б.М. Теплое (1960)

"Если мы можем объяснить, почему одни индивиды ре-
агируют отлично от других, то мы уже далеко продви-
нулись в понимании того, почему каждый человек реа-
гирует так, а не иначе. Данные дифференциальной пси-
хологии, таким образом, должны помогать выяснению
основных механизмов поведения".

Anna Anastasi ( 1994)

"Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к
смелой и научно необходимой попытке создать единую
систему объяснения поведения, базирующуюся на коли-
чественных соотношениях между несколькими достаточ-
но определенными переменными".

Hans Eysenck (1997)


Оглавление

предисловие............................................................... 17

homo unicum................................................................24

три СТОРОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ..................... 24

феноменология ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ.................... 25

корни СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ................................ 27

часть I. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................ 29

глава 1. познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................. 29

1.1. предпосылки УЧЕНИЯ О РАЗЛИЧИЯХ МЕВДУ

ЛЮДЬМИ...........................................................................30

жизненные НАБЛЮДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ......... 30

требования ПРАКТИКИ.................................................................. 31

научный АНАЛИЗ ФАКТОВ И ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ....................... 32

1.2. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ — ПРАВО НА

НЕЗАВИСИМОСТЬ........................................................... 34

концептуальные ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ВОКРУГ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И
МЕТОДОВ........................................................................................ 34

теоретические УСТАНОВКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ ........... 38

1.3. универсальные ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.........40

"Сходство—различие"............................................................... 40

"формальное——СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ"..................................,............. 41

"наследственное— ПРИОБРЕТЕННОЕ"............................................. 41

"детерминизм—ИНДЕТЕРМИНИЗМ" ............................................... 42

"общее—ЕДИНИЧНОЕ".................................................................. 42

"идентификация——ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ" ...................................... 42

"физическое——СОЦИАЛЬНОЕ"....................................................... 43

"сознательное——ВНЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ" ............................................. 43

"внешнее——ВНУТРЕННЕЕ".............................................................. 43

третья КООРДИНАТА——ЗАВЕРШАЮЩИЙ ШТРИХ ............................... 44

1.4. иерархическая СТРУКТУРА СУБЪЕКТА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ: ОРГАНИЗМ, ИНДИВИД,
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.................................. 45

1.4.1. организм — ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.......... 47


1.4.2. Индивид —предпосылка к личности.............................. 48

1.4.3. Личность — психологический носитель социальных

свойств.................................................................................. 49

1.4.4. индивидуальность —— ИНТЕГРАЛЬНАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА....................................................... 51

1.4.5. человек КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ............... 52

1.5. дифференциально — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ
ЧЕЛОВЕКА................................................................................. 54

1.6. внутренний И ВНЕШНИЙ СТАТУС ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

психологии........................................................................... 58

глава 2. общие ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................................... 60

2.1. традиции ФОРМАЛЬНОГО ПОДХОДА...........................60

2.2. структура ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ:

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ .............................. 64

природа ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕЛЛЕКТА .......................................... 64

структурные КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................... 65

структурная ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ ............................................... 66

2.3. элементы ГЕШТАЛЬТА И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В

ЦЕЛОСТНУЮ СТРУКТУРУ................................................ 66

2.4. интраиндивидуальные И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
РАЗЛИЧИЯ....................................................................67

2.5. индивидуальные, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ГРУППОВЫЕ

РАЗЛИЧИЯ....................................................................68

2.6. nature VS nurture: ЭНДОФАКТОРЫ И
ЭКЗОФАКТОРЫ В ДЕТЕРМИНАЦИИ
МЕЖИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ......................69

2.7. перспективы ИНТЕРАКЦИОНИЗМА: СИЛА

СИТУАЦИЙ Х УСТОЙЧИВОСТЬ ДИСПОЗИЦИЙ................... 71

2.8. психодиагностические ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
РАЗЛИЧИЙ....................................................................73

сила И СЛАБОСТЬ ТЕСТОЛОГИИ ...................................................... 75

2.9. статистическая ОЦЕНКА ИЗМЕРЯЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.....76

нормальное РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ............ 76

зависимая И НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННЫЕ....................................... 77

факторный АНАЛИЗ...................................................................... 78

проверка АДЕКВАТНОСТИ ТЕСТОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ: ВНУТРЕННЯЯ И

ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ ОЦЕНОК................................................. 79


часть II. индивидуальная СПЕЦИФИКА

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.................................. 81

глава 3. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I):

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ,
МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.......... 81

3.1. исследования СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ

НОВОРОЖДЕННЫХ........................................................82

3.2. сенсомоторные СТРАТЕГИИ МЛАДЕНЦЕВ...................83

3.3. психомоторные стили............................................ 86

3.4. индивидуальные ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ:

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КОНТРОЛЯ И СТИЛИ............................ 88

3.5. представления — РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ....... 92

3.6. дифференциальные ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................. 94

3.7. Типы внимания и памяти.....................................95

3.8. стилевые ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ................... 97

3.9. дифференциальная когнитология: различия в

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ...................................... 99

глава 4. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II):

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ..................................................... 101

4.1. паттерны ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...... 101

4.2. эмоциональные ПРЕДПОЧТЕНИЯ, РЕАКЦИИ И

стили....................................................................... 102

4.3. эмоциональные И НЕЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ... 104

4.4. индивидуальные ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ И

САМОРЕГУЛЯЦИИ........................................................ 106

4.5. Стиль речи: как мы говорим?.............................. 108

4.6. стилевые ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ........................ 111

часть III. координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА.......................................................... 113

глава 5. темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСНОВА ЛИЧНОСТИ...................................................113

5.1. интерпретации ПОНЯТИЯ "ТЕМПЕРАМЕНТ":

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... 113


5.1.1. темперамент КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ.115

5.1.2. телесные ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ............................... 118

5.1.3. психологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

"МАГИЧЕСКИХ ТИПОВ"............................................................ 124

5.2. НОВЫЙ ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА................ 125

5.2.1. исследования СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ......................... 126

5.2.2. свойства НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128

5.2.3. дифференциальная психофизиология — новый раздел

НАУКИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО—ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133

5.3. развитие ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИХ

и лонгитюдных исследований................................. 137

5.3.1. первые ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ..... 138

5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей............. 139

5.4. темперамент, СТИЛЬ, ХАРАКТЕР: О СТАТУСЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ....................... 140

глава 6. способности И ИНТЕЛЛЕКТ..........................144

6.1. Что измеряет IQ?................................................... 144

6.2. IQ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ............................. 147

6.3. формальный АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ОБЩЕГО

ФАКТОРА К ИЕРАРХИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ...................... 147

6.4. устойчивость ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ...... 150

6.5. наследственность И СРЕДА В ДЕТЕРМИНАЦИИ,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151

6.6. интеллект В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ.. 153
энергетические И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ........................ 154

глава 7. СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
МИРОМ..................................................................... 158

7.1. весь МИР — КОНТЕКСТ............................................ 158

7.2. соприкосновение С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ............. 159

7.3. пространство СТИЛЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ: ПЕРЦЕПЦИЯ,

когниция, личность............................................... 160

7.4. феноменология когнитивного стиля................. 164

7.5. объяснительные КОНЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

СТИЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ.............................................. 166

полезависимые И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ. ........................................ 167

аналитичные И СИНТЕТИЧНЫЕ..................................................... 168

импульсивные И РЕФЛЕКСИВНЫЕ ................................................ 170


когнитивная ПРОСТОТА—СЛОЖНОСТЬ................................ 7.6. компоненты ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................... 7.7. контуры ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СТИЛЯ....................... 7.7.1. единая КОНЦЕПЦИЯ СТИЛЯ ЧЕЛОВЕКА......................... 7.7.2. стилевые МЕТАМОРФОЗЫ........................................... 7.7.3. интерпретация ГИПОТЕЗЫ О ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ СТАТУСЕ СТИЛЯ.................................................................... 7.8. Типология стилей человека.......................... глава 8. базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА........... 8.1. структура ХАРАКТЕРА.......................................

173
173
175
177

180
190
,193
193

8.2. характер И ДРУГИЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..195

8.3. я-концепция......................................................... 197

8.4. стратегии ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОБРАЗ-Я И

КОНСТРУКТИВНЫЕ РИСУНКИ...................................... 199

8.5. самооценка........................................................... 201

8.6. саморегуляция—настойчивость—воля............... 202

8.7. система БАЗОВЫХ ОРИЕНТАЦИИ: НА СЕБЯ, НА ПРЕДМЕТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ............................ 205

глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ.................................. 208

9.1. Личность: дифференциально-психологический

АСПЕКТ......................................................................208

9.2. корни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ............................ 210

9.3. концепции личностных черт............................... 211

экстраверсия/нейротицизм/психотицизм............................... 212

активность/социабельность/эмоциональность...................... 213

тревожность.............................................................................213

гнев........................................................................................... 215

застенчивость...........................................................................215

9.4. теории личностных факторов: три,

ШЕСТНАДЦАТЬ, ПЯТЬ.................................................. 217

большая пятерка: ЛЕКСИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.................................... 219

Пять факторов: психометрическая модель............................. 222

9.5. нейропсихологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ......................................... 223

9.6. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ............... 226

9.7. формально-динамическая модель личности...... 228

9.8. функционирующая личность:

ПОСТОЯНСТВО VS ИЗМЕНЧИВОСТЬ.................................... 230


9.9. интра- И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ... 233

глава 10. иерархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА................................................••••••••..••••••• 235

10.1. конституциональный (ТЕЛЕСНЫЙ) ФАКТОР

индивидуальности................................................ 235

10.1.1. морфофункциональные АСИММЕТРИИ........................... 236

10.1.2. нейрофизиологические гипотезы................................. 237

10.2. индивидные свойства индивидуальности...... 239

10.3. Личность и индивидуальность.......................... 239

10.4. структура индивидуальности ЧЕЛОВЕКА........... 240

10.5. метапараметры ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

индивидуальности................................................ 241

10.6. механизмы ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

индивидуальности................................................ 243

10.6.1. общепсихологическая КОНЦЕПЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ... 244

10.6.2. законы ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, КООРДИНАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В
ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРНОФ-УНКЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

индивидуальности.............................................................. 247

10.7. системный АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

различий................................................•..•.••••••••••••• 249


255.255

часть IV. человек В ГРУППЕ

Е PLURIBUS UNUM — ГРУППОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА.


глава 11. развивающаяся ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВОЗРАСТНОЕ
ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА....................... 257

11.1. групповые РАЗЛИЧИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 257

11.2. биологические ЧАСЫ — ГЕНЕТИЧЕСКИ

ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПАТТЕРНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

развития.................................................•••••••••..•••••• 258

11.3. ментальные ЧАСЫ — ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........................................... 261

сенсорно—ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА.................................................. 262

когнитивная СФЕРА ................................................................... 262

11.4. социальные ЧАСЫ—ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................... 264


11.5. время ЛИЧНОСТИ — "Я" В ПРОШЛОМ,

НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ............................................ 266

глава 12. половые РАЗЛИЧИЯ: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ.......................................273

12.1. половые РАЗЛИЧИЯ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 273

12.2. некоторые АСПЕКТЫ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ...... 274

специфика ПОЛА В ПРЕНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ .............................. 274

половая ИДЕНТИФИКАЦИЯ У МАЛЫШЕЙ ........................................ 275

мальчики И ДЕВОЧКИ В ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ ............................... 276

Юноши и девушки в период молодости.................................. 277

мужчины И ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ ............................ 278

12.3. фактор пола и психика.....................................278

интеллект.................................................................................. 279

языковые способности............................................................. 280

реакции НА СТРЕСС .................................................................... 281

личностные ПЕРЕМЕННЫЕ ........................................................... 281

12.4. социальные СТЕРЕОТИПЫ: НАСТОЯЩИЕ

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ............................................. 282

12.5. полоролевое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:

МАСКУЛИННОСТЬ, ФЕМИНИННОСТЬ И АНДРОГИНИЯ... 285

12.6. какая РЕАЛЬНОСТЬ СКРЫВАЕТСЯ ЗА СТЕРЕОТИПАМИ?..... 286

глава 13. социоэкономический СТАТУС

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................288

13.1. критерии РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ

группами...................................................................... 288

13.2. Экология индивидуального развития............... 289

13.3. семейная СРЕДА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССОВЫХ РАЗЛИЧИЙ.. 290

13.4. влияние СТАТУСНОГО УРОВНЯ НА ИНТЕЛЛЕКТ....... 293

13.5. качество ЖИЗНИ: ОБРАЗОВАНИЕ, НАЛИЧИЕ И

СЛОЖНОСТЬ РАБОТЫ, ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ.................. 295

13.6. стремление К ДОСТИЖЕНИЯМ В КОНТЕКСТЕ

СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.................................. 298

глава 14. разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens:

РАСЫ И ЭТНОСЫ.......................................................301

14.1. социокультурная КООРДИНАТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 301

14.2. кросс-культурные ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЛИЧНОСТИ... 303


раннее ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..................................................... 303

познавательные процессы ........................................................ 304

интеллектуальная РАСА? ........................................................... 306

культурные ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ .................................................. 307

Личность сквозь культуру ........................................................ 307

14.3. воспитание В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ.....................308

14.4. этническое САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.......................................................... 310

субъективно-нравственное ПОНИМАНИЕ ЛЖИ ............................ 310

МОРАЛЬНО-ПРАВОВЬЕ СУЖДЕНИЯ................................................. 311

отношение К РАБОТЕ.................................................................. 312

мечты О БУДУЩЕМ...................................................................... 313

14.5. национальный ХАРАКТЕР ..................................... 314

культурные РАЗЛИЧИЯ В ОБСУЖДЕНИИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ ............. 314

часть V. "иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО........... 317

глава 15. правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?......................... 317

15.1. ИНОЙ — "НЕ ВРАЖДЕБНЫЙ, А ПРОСТО ОТЛИЧНЫЙ

ОТ ТЕБЯ".................................................................... 318

15.2. психопатология: ВРОЖДЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ..... 320

15.3. классификация И ИЗМЕРЕНИЕ НАРУШЕНИЙ......... 322

15.4. симптомокомплексы АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ..... 323

15.5. формы ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ............ 324

когнитивно-эмоциональныедевиации.................................... 325

психосоматические РАССТРОЙСТВА........................................... 326

факторы РИСКА И СТИЛЬ ЖИЗНИ ................................................ 328

15.6. предпосылки ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ:

МАТРИЦА СИТУАЦИЙ, ФАКТОР УЯЗВИМОСТИ И
СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ................... 331

15.7. аномалии ЛИЧНОСТИ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ................................................................ 333

ЛИНИИ ДЕТСТВА- ПРИРОДА —— ВОСПИТАНИЕ —— ОПЫТ ..................... 333

делинквентные подростки........................................................ 334

болезни ЛИЧНОСТИ ИЛИ БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА?............................... 334

сексуальные ДЕВИАЦИИ.............................................................. 335

жертва И НАСИЛЬНИК: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............. 336

15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ... 338

15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..340


глава 16. феномен КРЕАТИВНОСТИ.............................342

16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ

ГЕНИАЛЬНОСТИ?......................................................... 343

16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА ......... 344

16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ. 344

16.2. одаренность, ТАЛАНТЛИВОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ —

В ЧЕМ РАЗНИЦА?......................................................... 346

16.3. механизмы КРЕАТИВНОСТИ?................................ 349

скорость И ВАРИАТИВНОСТЬ VS МЕТАФОРИЧНОСТЬ ........................ 350

интеллектуальность VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ................................... 350

конвергентность VS ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ........................ 352

креативность VS РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ.................................... 352

16.4. элементы ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ТВОРЧЕСКОЙ

личности................................................................. 353

16.5. портрет гения...................................................... 355

16.6. конструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 356
часть VI. типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ

РЕАЛЬНОСТИ...................................................... 358

свойства И ТИПЫ.......................................................358

глава 17. Типологии и классификации: от

СЕНСОРИКИ ДО ЛИЧНОСТИ.......................................359

17.1. понятие ТИПА В ПСИХОЛОГИИ.............................. 360

17.2. конституциональные типологии: от

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
К ОБЩИМ И ЧАСТНЫМ ТИПАМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ .... 361

17.3. соотношение ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНЫХ

СИСТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПО И.П.ПАВЛОВУ)..... 363

17.4. современные ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА............ 366

17.5. личностные типы................................................ 367

17.6. функциональная ТИПОЛОГИЯ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................ 370

17.7. ученый В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТИПОВ...................................... 375

старое о старом....................................................................... 375

старое о новом......................................................................... 376

новое о старом......................................................................... 376

новое о новом.......................;.................................................. 377


глава 18. параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ — СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
СОБЫТИЙ.................................................................379

18.1. универсальные ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНЫХ

СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ.................................. 379

18.2. личностные КОНСТРУКТЫ КАК "ПУТИ

ПРЕДСКАЗАНИЯ СОБЫТИЙ"......................................... 384

18.3. специфика ЛИЧНОСТНЫХ УСТАНОВОК ЧЕРЕЗ

ПРИЗМУ СИТУАЦИИ.................................................... 387

18.4. субъективное ИСТОЛКОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ

СОБЫТИЙ: АТТРИБУТИВНЫЕ СТИЛИ............................. 389

18.5. счастливчики И НЕСЧАСТНЫЕ ИЛИ

Личность и судьба.................................................. 390

18.6. В ГАЛЕРЕЕ "картины ЖИЗНЕННОГО ПУТИ"............. 392

часть VII. человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ......... 395

слагаемые ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

"ЧЕЛОВЕК—СИТУАЦИЯ" ................................................ 395

глава 19. семья—ДРУЗЬЯ—ШКОЛА: ВЛИЯНИЕ

РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ.............................................. 397

19.1. внутрисемейные ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР

различий.................................................................. 398

19.1.1. модели внутрисемейных процессов............................ 400

19.1.2. ЭФФЕКТ РАЗМЕРА СЕМЬИ: ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ И

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ................................... 401

19.1.3. Стиль родительского воспитания................................ 403

19.2. индивидуальные ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ..................... 407

19.3. обучающие СТРАТЕГИИ: УЧИТЕЛЬ—УЧЕНИК........... 409

19.4. дифференциальная психология обучения........ 411

глава 20. профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ И

ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ........................................414

20.1. интеллектуальная КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 414

20.2. личностные предпосылки профессиональной

КОМПЕТЕНТНОСТИ..................................................... 415

20.2.1. выбор профессии и тип личности............................... 416


20.2.2. субъективные установки, продуктивность труда и

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ.................................................. 418

20.3. лидер: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП И

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА................................................... 420

отличительные ПРИЗНАКИ МОДЕЛЕЙ РУКОВОДСТВА....................... 420

генетика лидерства— ХилиУ?............................................. 421

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА: ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ....... 422

успешные ЛИДЕРЫ И РУКОВОДИТЕЛИ—НЕУДАЧНИКИ...................... 424

20.4. стратегии жизненного успеха и мотивация

ДОСТИЖЕНИЯ.............................................................426

20.5. успешные И НЕУСПЕШНЫЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

ПОРТРЕТ..................................................................... 430

глава 21. реакции НА СТРЕСС — ЗАЩИТА ИЛИ

СОВЛАДАНИЕ? {Е.В.ЛИБИНА, А.В.ЛИБИН)................. 433

21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?.................. 433

21.2. адекватность ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО...............434

21.3. индивидуальные СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ.............. 435

21.4. защита ИЛИ СОВЛАДАНИЕ:

ФЕНОМЕНЫ И МЕХАНИЗМЫ........................................ 437

ситуативные ПЕРЕМЕННЫЕ .......................................................... 438

личностные ПЕРЕМЕННЫЕ........................................................... 439

оценка И ИЗМЕРЕНИЕ................................................................. 440

21.5. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ СТИЛЕВОГО

ПОВЕДЕНИЯ................................................................ 441

21.6. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СЛОЖНЫЕ

СИТУАЦИИ: ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ......................... 443

диагностика ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ....................................... 444

интерпретация БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ.......................................... 446

21.7. дифференциальная ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: тренинг

совладания со Сложными ситуациями............. 449

послесловие О БУДУЩЕМ, ИЛИ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.... 452
приложение (перечень РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ)............. 456

рисунки.................................................................................... 456

таблицы..................................................................................... 457

литература.................................................................... 459

тезаурус основных понятий....................................... 524


предисловие

Книги, посвященные проблеме общечеловеческих раз-
личий, выполнены, как правило, в одном из трех форма-
тов. Первому, назовем его условно Коллекционным или
форматом CS (от англ. collection of samples — коллекция
моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром
авторских предпочтений изложение наиболее известных на
текущий момент фактов, теорий и концепций из диффе-
ренциально-психологической области человекознания (см.
Tyier, 1956; Willerman, l976;Minton, Schneider, 1985; Cooper,
1998). Книги этого типа отличаются друг от друга поряд-
ком изложения отобранных автором тем, среди которых
выделяются — восприятие, интеллект, личность, поло-
возрастные особенности, различия в обучении и профес-
сиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о
различиях между людьми включаются в учебники в виде
отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома.
Собранные в один огромный компендиум, который мог
насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти
книги, безусловно, стали бы ценнейшим — хотя и не-
сколько неупорядоченным источником сведений энцик-
лопедического характера.

Второй формат представления дифференциально-пси-
хологических знаний можно условно обозначить как Те-
матический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ.
field of study — область изучения). Как правило, эти книги
выполнены в виде коллективных, реже — авторских, моно-
графий, посвященных более подробному описанию какой-
либо одной, специальной темы, например, исследованию
общих и специальных свойств нервной системы (Nebylitzyn,
Gray,
1972; Теплое, 1986), психогенетических аспектов
индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структу-
ры темперамента или психобиологической основы инди-
видуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995),
способностей (Голубева, 1994), природы стиля человека
(Либин, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995). Среди


 

Либин А.

 


 


FS-книг можно выделить в особую группу те работы, тео-
ретическое значение которых выходит за рамки обозна-
ченной самим автором узко-специальной темы (см. Eysenk,
1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbetf, 1991;

Zimbardo, 1990).

Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр
научных изысканий в области различий между людьми —
это книги типа ST (от англ. special theory — специальные
теории). В основе ST-монографии лежит разработанная авто-
ром концепция о сущности изучаемого явления, а все изла-
гаемые материалы пропускаются через призму создаваемых
теоретических конструкций, гипотез и отобранных или по-
лученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком
в этом случае оказывается авторская пристрастность, опре-
деляющая основную линию научных интерпретаций. Но этот
недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяю-
щим, благодаря устойчивой позиции, представить целост-
ную картину изучаемого феномена.

Образцом монографий ST-типа является книга основа-
теля дифференциально-психологического направления как
самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна
(1998) (Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году под на-
званием "О Психологии индивидуальных различий: идеи
к дифференциальной психологии" и переизданная позже
уже с другим подзаголовком — "Дифференциальная Пси-
хология и ее методические основы". Дальнейшее развитие
эта концепция — правда, в существенно переработанном
виде, — получает в трудах американского психолога Анны
Анастази (Anastasi, 1958), выпустившей обобщающую ис-
следования первой половины двадцатого века фундамен-
тальную монографию под названием "Дифференциальная
психология". В следующие десятилетия появляется еще не-
сколько авторских монографий, развивающих целостный
подход через призму конкретно-исследовательских уста-
новок. Это труды Б.М.Теплова (1986) и В.Д.Небылицына
(1996), создателей нового направления — дифференциаль-
ной психофизиологии как важнейшей части дифференци-
альной психологии, а также работы английского психолога
Ганса Айзенка (Eysenck, 1947, 1997), концепция интег-
ральной индивидуальности В.С.Мерлина (1986), теория


Предисловие

 

 


 


многофакторной структуры личности и индивидуальных
различий Дж.Р.Ройса и А.Д.Пауэлла (Royce, Powell, 1983),
оригинальная концепция эпистемологической интерпре-
тации проблем индивидуальных различий американского
профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987).

Несмотря на относительное многообразие работ и в этом
направлении, намеченная самим У.Штерном главная ли-
ния исследований, очерчивающая сферу дифференциаль-
но-психологического знания как единое целое, была
продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пункти-
ром. Трудно предположить, почему так произошло — в
силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных
разделов науки о человеке, или в силу центробежной тен-
денции внутри дифференциально-психологической области
знаний как следствия, проистекающего из целостной при-
роды предмета изучения — человеческой индивидуальности.
Ясно только, что все большее значение приобретает на
современном этапе концентрация усилий исследовательс-
кой мысли на пути концептуальной интеграции сложив-
шихся к настоящему времени подходов. Который из них
станет отправной точкой в создании новой — парадиг-
мальной — системы координат? Хотелось бы думать, что
ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития на-
учного познания, к счастью, нередко совпадающей с не-
сокрушимой силой субъективных авторских предпочтений.

Разумеется, есть своя специфика и в представляемой
вниманию читателей книге "Дифференциальная психоло-
гия: на пересечении европейских, российских, и
американских традиций". Материал, посвященный инди-
видуальным, типологическим и групповым различиям, об-
разующим особый, дифференциально-психологический
статус человека, преломляется, с одной стороны, через
представления об иерархической структуре человека как
субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны,
рассматривается в контексте анализа механизмов коорди-
нации интра- и интериндивидуального взаимодействия.
Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился
учесть и своеобразие трех мировых линий исследований:

* европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet &
Henry,
1895) и Уильяма Штерна;


20 Либин А.

* американской, связанной с именами Джеймса Мак-
кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;

* весьма своеобразной, российской, развивающей
традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизио-
логической школы Б.М.Теплова—В.Д.Небылицына и
включающей множество плодотворных, но пока еще не-
достаточно хорошо известных мировому читателю кон-
цепций.

Еще одной теоретической предпосылкой при создании
учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ
различий между людьми становится более эффективным в
контексте изучения основных тенденций общей и соци-
альной психологии. Поэтому большинство рассматривае-
мых дифференциально-психологических тем, посвященных
сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным,
эмоциональным или личностным различиям, также как и
обсуждение проблем развития и природно-социальной
детерминации индивидуальности, тесно связаны с
соответствующими разделами из смежных областей пси-
хологического знания. Это нашло свое отражение в струк-
туре книги и глав, в логике изложения материала, в
неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоре-
тических концепций и экспериментальных фактов. На
структурирование материала оказали влияние и основные
положения развиваемой автором на протяжении последних
десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, со-
гласно которой организация и функционирование мира
психической реальности человека подчиняется действию
закона приоритета более сложных, дифференцированных
структур (по сравнению с менее сложными, недифферен-
цированными), а также закону взаимодействия этих струк-
тур на "паритетных началах, допускающих относительную
автономию — род степеней свободы для коррелируемых,
соотносимых свойств — каждой из них" (см. Ананьев, 1968).
Большое воздействие на авторскую позицию в отношении
многих спорных вопросов современной психологии чело-
века оказало сотрудничество с профессором Львом Мар-
ковичем Веккером, в частности, наш совместный труд,
посвященный разработке системы базовых принципов мен-
тальной репрезентации и основных механизмов формиро-


Предисловие

 

 


 


вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к
печати).

Характер учебного пособия, определяющий его как "уг-
лубление в проблему", а также ограниченный объем кни-
ги, вынудили вынести за скобки ряд важных для
дифференциальной психологии тем, которые, вместе с
тем, получили достаточно подробное освещение в трудах
отечественных и зарубежных авторов. Среди них моногра-
фии, посвященные психогенетическому анализу меха-
низмов формирования индивидуальных различий (см.
Равич-Щербо, 1998), применению математических моде-
лей и статистических методов обработки данных для изу-
чения интра- и интериндивидуальных различий, (см. Гусев,
Измайлов, Михалевская,
1997), исследованию индивиду-
альных особенностей младенцев (Адрианов (отв. ред.), 1993),
изучению способностей (Дружинин, 1995), мотивации
(Хекхаузен, 1986) и др. По мере необходимости автор
стремился показать обоснованность использования психоге-
нетических или нейрофизиологических, а также матема-
тико-статистичес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...