Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феноменология человеческих различий




Как и всякая наука, дифференциальная психология
имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо за-


26 Либин А.

метить, оказывается столь же древней, как и само челове-
чество. В сообществах первобытных людей появление груп-
повых различий, позволяющих провести границу между
Мы и не-Мы, сыграло решающее значение. В идентифика-
ции со своим племенем, родовой общиной формирова-
лись первые проблески человеческого сознания именно как
"со(-вместного)знания". Следующим жизненно необходи-
мым этапом стало выделение индивидуальных особеннос-
тей членов племени. Наблюдение за поведением
соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает
или точнее метает камень — послужило не только основой
для распределения необходимых для выживания племени
функций, но и привело к появлению первых имен — одного
из важнейших признаков человеческого рода, выделяю-
щих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных
различий закреплялась с помощью присвоения имени, в
котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и
устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики
или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась
из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности чело-
веческого мышления осуществлять операцию различения.
Отделение "Я" от "не-Я" стало важнейшим признаком
зарождающейся первобытной личности с уникальным са-
мосознанием.

В первобытных сообществах, древнейших цивилизаци-
ях и современном обществе феноменология человеческих
различий — индивидуальных и групповых — продолжает
оставаться главной частью субъективного жизненного опы-
та людей. Однако простых, несистематизированных
наблюдений за поведением — своим собственным и окру-
жающих — всегда было недостаточно для тех, кто стре-
мился понять общие закономерности природы человека.
Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие
индивидуальных и, тем более, групповых признаков тре-
бовалась некая система координат. В качестве таковой мог
приниматься любой набор признаков, отчетливо наблю-
даемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемы-
ми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для
составления простейших классификаций своих собратьев
внешние объекты или события. Так появились примитив-


Предисловие

 

 


 


ные поведенческие типологии, в которых описание инди-
видуально-групповых особенностей людей исходило из
свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), располо-
жения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы).
Отдавая должное наблюдательности и изобретательности
наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь
пока что идет лишь об описании особенностей личности и
человеческого поведения, а не объяснении причин, при-
водящих к появлению различий между людьми. Поиск ре-
шений этой задачи станет в последующем отправной точкой
в развитии дифференциальной психологии.

Корни СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Можно сказать без преувеличения, что скрытое в не-
драх жизненной феноменологии знание о человеческих
различиях послужило толчком к развитию не только са-
мой психологии, но и всех наук о человеке. Одним из са-
мых простых феноменологических фактов, основанных на
непосредственном жизненном наблюдении, являются уси-
лия маленького ребенка выделить, "различить" себя в ок-
ружающей среде. Перефразируя И.М.Сеченова (1947),
можно сказать, что "смутное валовое ощущение" себя,
потребность отделиться от остального мира, движет чело-
веческим существом с момента его рождения. Первые про-
блески сознания трехлетнего малыша также связаны с
появлением различения между "Я".и "не-Я" (Берне, 1986).
Ощущение и осознание себя как неповторимой индиви-
дуальности является стержнем личности взрослого человека
и основой межиндивидуальных различий, в контексте ко-
торых складываются наши взаимоотношения с окружаю-
щими в течение всей жизни. Также как из процесса
внутрииндивидуального различения возникают межинди-
видуальные различия, формирование личности возникает
на базе индивидуально-типологических особенностей. Фе-
номенологические переплетения в жизни порождают слож-
ности научного характера, проявляющиеся в непростых
вопросах, связанных и с соотношением понятий (орга-
низм—личность, личность—индивидуальность etc.), и с
взаимодействием важнейших областей науки о душе —


28 Либин А.

общей психологии, психологии личности и дифференци-
альной психологии. Но разговор об этом пойдет позже, а
сейчас обратимся к основным понятиям, с обсуждения
которых начинается любая наука.

Ключевые термины раздела: примитивные поведенческие
типологии, социо-культурные закономерности,
субъективный жизненный опыт, уникальность чело-
века, феноменология человеческих различий, эволю-
ционно-генетические законы.


Часть I. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ

В этой части будут рассмотрены центральные понятия
дифференциальной психологии, анализ которых необхо-
дим для более четкой ориентации в материале последую-
щих глав. Список отобранных понятий, вместе с тем, на-
кладывает некоторые ограничения на весьма обширный
перечень терминов и тем, связанных с теориями, концеп-
циями и фактами из области дифференциально-психоло-
гического изучения человека. Те же из них, которые будут
рассмотрены ниже, также нуждаются в оговорке. Многие
проявления человека — идет ли речь о его конституции (в
широком смысле слова), индивидных свойствах, личности
или индивидуальности — заслуженно являются предме-
том рассмотрения других, смежных с психологией, науч-
ных дисциплин: философии и биологии, медицины и
социологии, антропологии и культурологии. Не только
меж-, но и внутридисциплинарная, внутрипсихологичес-
кая интеграция различных смысловых контекстов одного
и того же понятия приводит (скорее, к счастью, чем к
огорчению) к семантической дифференциации таких важ-
нейших конструктов как темперамент, характер, стиль,
интеллект, способности, вошедших в обиход общей пси-
хологии, психофизики, эргопсихологии. Поэтому будем
иметь в виду, что понятия, появляющиеся на страницах
этой книги, рассматриваются в связи с наличием в при-
роде явлений, которые они определяют, дифференциаль-
но-психологического аспекта изучения.

Глава 1. познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Намечается исходная система координат, относитель-
но которой и будут в дальнейшем рассматриваться прояв-


30 дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ления человеческой индивидуальности. Дается обоснова-
ние дифференциально-психологической парадигмы в изу-
чении человека.

1.1. предпосылки УЧЕНИЯ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ

Разумеется, на этапе древнейшей человеческой исто-
рии процесс индивидуализации человека оставался латен-
тным, скрытым фактором развития все более дифферен-
цирующегося общественного сознания. Различные исто-
риографические источники отмечают, что понятие "ин-
дивидуальность" стало осознаваться самим обществом как
фундамент субъективной реальности лишь в Эпоху Воз-
рождения. Однако уже мудрецы Древнего Востока и ан-
тичные греческие философы создавали трактаты, предме-
том описания и анализа которых были наблюдаемые в по-
вседневной жизни человеческие различия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...