Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сила и слабость тестологии




Тестовая диагностика, или тестология, основателем
которой считается Дж.Кеттэл (Cattell, 1890), впервые ис-
пользовавший также сам термин "тест", долгое время ос-
тавалась центральной областью психодиагностики, пред-
ставляя собой связующее звено между нею и дифферен-
циальной психологией. Тесты оказались незаменимым ин-
струментом изучения скрытого от внешнего наблюдателя
мира психической реальности. Тестовые измерения из об-
ласти научных исследований практически сразу же пере-
шли в распоряжение психологической практики, где ис-
пользуются для дифференциации людей с точки зрения
различных девиаций, оценки развития разнообразных пси-
хических функций, задач профессионального отбора. Из-
вестный дифференциальный психолог Л.Тилер (Tyier,
1988) даже делает вывод, что использование психологи-
ческих тестов для измерения различий в умственных спо-
собностях индивидуумов является "одним из неоспоримых
психологических достижений". Однако уже Альфред Бине,


 

Дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


 


впервые широко применявший тесты, четко осознавал,
что созданный им инструмент для измерения индивиду-
альных особенностей может описывать лишь функциони-
рующую в момент тестирования систему, в частности,
интеллект ребенка, и совсем не обязательно подразумева-
ет прогноз {Clarke & Clarice, 1976; 1996). На недостаточную
прогностичность тестовых оценок указывают и многие со-
временные исследователи (см. 2.7). Однако проблема зак-
лючается не столько в спорах о силе или слабости тес-
товых измерений, сколько в разработке современных ме-
тодов и диагностических моделей, позволяющих обеспе-
чить нужную прогностичность.

2.9. статистическая ОЦЕНКА ИЗМЕРЯЕМЫХ
ЯВЛЕНИЙ

Поскольку область приложения статистических мето-
дов к анализу поведения и структуры индивидуальности
превратилась в обширный экспериментальный полигон,
оснащенный новейшими компьютерными технологиями,
наша задача в этом небольшом разделе — отметить лишь
некоторые необходимые понятия.

Нормальное РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Интересно, что появление новых измерительных про-
цедур всегда оказывалось тесно связанным с развитием
новых идей. Например, понятия "нормальное распреде-
ление", "коэффициент корреляции" и "факторный ана-
лиз" утвердились в дифференциальной психологии бла-
годаря исследованиям интеллекта. Фрэнсис Гальтон был
первым, кто обнаружил, что различия в интеллекте мо-
гут быть измерены количественно через установление сте-
пени выраженности этих характеристик у разных людей.
Он предположил, что эти различия нормально распре-
делены в популяции, то есть небольшие группы людей
обладают высоким или низким уровнем интеллекта, а
большая часть выборки занимает положение в середине
(Gallon, 1869). Кривая нормального распределения стала
одним из основных постулатов дифференциальной пси-


общие принципы...


 


хологии. Другим важнейшим открытием, вышедшим да-
леко за рамки дифференциальной психологии, стал ко-
эффициент корреляции, предложенный в 1901 году Кар-
лом Спирменом (K.Spearmen) для измерения со-отно-
шения (англ. co-relation) между двумя интеллектуальны-
ми показателями. Смысл его выражался в том, что две
тесно связанные между собой переменные соотносятся
с коэффициентом 1.00, два совершенно не связанных
признака имеют г (relation) = 0.00; наконец, степень
связности двух частично зависимых характеристик будет
ранжирована от 0.01 до 0.99. В дополнение к этому, со-
отношение может быть как позитивным, так и негатив-
ным. Отрицательный коэффициент корреляции означа-
ет разнонаправленность в изменении связанных пара-
метров — при увеличении значения одного значение
другого уменьшается (см. Spearmen, 1927). Однако как
только К.Спирмен поспешил поделиться своим откры-
тием в области измерения степени связности признаков
между собой со всем научным миром, оказалось, что
один из учеников Ф.Гальтона, Карл Пирсон (K.Pearson)
несколькими годами раньше уже сделал похожее сооб-
щение.

Зависимая И НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННЫЕ

Смысл статистических измерений в психологии заклю-
чается в попытке делать предсказания в отношении того,
как "поведет" себя та или иная измеряемая переменная.
Прогноз в психологии связан с анализом вероятности про-
явления определенного типа поведения или обнаружения
определенного соотношения свойств. Для того, чтобы де-
лать прогноз, психологу нужно установить, какой стимул
и каким образом влияет на субъекта, вызывая его реак-
цию. Результат поиска формулируется в терминах перемен-
ных. Под переменной понимается процесс, условие или
событие, которое изменяется (переменяется) или варьи-
рует. Независимой переменной называют характеристики
стимула, которые систематически изменяются эксперимен-
татором с целью вызвать нужный эффект в поведении
субъекта. Зависимой переменной в этом случае называется


 


 

Дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


 


тот показатель, выраженность которого зависит от изме-
нений независимой переменной. В экспериментальных ус-
ловиях независимая переменная играет роль предикто-
ра, а зависимая — выступает в роли предсказываемой (ожи-
даемой) реакции.

Факторный АНАЛИЗ

К.Спирмен, наблюдая зависимость между разными про-
явлениями интеллектуальной активности людей, был оза-
дачен вопросом о том, существует ли общий фактор, ле-
жащий в основе разнообразных проявлений человеческо-
го ума, характеризующий некую генеральную способность.
Для проверки своей гипотезы он предложил математичес-
кий аппарат, позволяющий на основе анализа матрицы
коэффициентов корреляции вычислять общие закономер-
ности, или факторы. В настоящее время также выделяют
три типа факторов:

* общие факторы, объединяющие в себе все измерения
данного свойства, например, общий фактор интеллекта
или общий фактор активности;

* групповые факторы, включающие в себя не все, но
значительное число измерений данного свойства;

* специфические или уникальные факторы, относящи-
еся лишь к одному типу измерений.

Факторный анализ не есть обозначение одного особого
метода, но совокупность различных способов статистичес-
кого анализа, отражающих специфику исходной психоло-
гической теории и интерпретационной потребности ис-
следователя. Кроме этого, результаты факторизации зави-
сят от природы и количества переменных, подвергающихся
анализу. От этих параметров, как и от изучаемой теорети-
ческой реальности, зависит решение о выборе формы фак-
торного анализа и тех переменных, которые должны быть
включены в исходную матрицу. Еще Г.Оллпорт и П.Вер-
нон (Allport & Vernon, 1933) сформулировали положение о
"сфере фактора", подчеркивающее ограниченное влияние
конкретного фактора на данную область психических про-
явлений.


обш.ие принципы... 79

проверка АДЕКВАТНОСТИ ТЕСТОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ: ВНУТРЕННЯЯ
И ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ ОЦЕНОК

Статистический анализ результатов применения тестов
осуществляется двумя способами. Первый тип анализа по-
строен на изучении заданий самого теста и на выявлении
их взаимосвязей. Например, латентно-структурный анализ
П.Лазарсфельда (1974) позволяет вычислить меру отне-
сенное™ данного вопроса к шкале, в которую он вклю-
чен, что дает возможность определить степень ее консис-
тентности (то есть внутренней сбалансированности). Та-
кой анализ является необходимой частью работы при со-
здании новых тестовых методов и, в этом случае, известен
как иитернальная или внутренняя тестовая валидность.

Второй тип анализа направлен на изучение корреляций
тестовых оценок или баллов с различными внешними кри-
териями, такими как школьные оценки или критерии ус-
пешности профессиональной деятельности, данные кли-
нической диагностики или экспериментальные показате-
ли. В психодиагностике процедуру корреляции тестовых
параметров с другими критериями называют внешней ва-
лидностью и используют в качестве проверки содержатель-
ной интерпретации разрабатываемой диагностической
процедуры.

Надежность тестовой процедуры измеряется также пу-
тем ре-теста, то есть повторного тестирования, позволяю-
щего измерять временную устойчивость тестовых показа-
телей у каждого испытуемого. В таких случаях обычно вы-
числяют коэффициент ранговой корреляции (по Спирме-
ну) между показателями теста у одной и той же группы
людей. Довольно часто для повышения надежности резуль-
татов тестирования необходимо выровнять группы обсле-
дуемых по признакам возраста и пола.

На этом заканчивается раздел о психодиагностике и
методах анализа результатов тестирования, но тема стати-
стической оценки измеряемых явлений не завершается. Мы
еще не раз будем к ней обращаться в конкретных разделах
и по конкретному поводу.


 

дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


 


Ключевые термины главы: детерминация человеческих раз-
личий, инструментальная характеристика индивидуаль-
ности, интеракционизм, интраиндивидуальные разли-
чия, коэффициент корреляции, принципы дифферен-
циально-психологического анализа, психогенетический
анализ, психодиагностика, статистическая оценка раз-
личий, тестовая валидность, тестология, тип перемен-
ной, факторный анализ, формальная динамика пове-
дения, формальный подход, эндо- и экзофакторы.


Часть II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ

Сенсорные, перцептивные, когнитивные, эмоциональ-
ные и регулятивные феномены (включая интегральные
характеристики — речь и сознание), образующие сферу
психической реальности, рассматриваются в этой части с
точки зрения индивидуальной специфики их организации.
Многие исследования обнаруживают появление индиви-
дуальных различий уже на самых ранних стадиях челове-
ческого онтогенеза, начиная с первичных, "нижних" уров-
ней иерархии индивидуальности.

глава 3. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
(I): ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ,
ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И

ВООБРАЖЕНИЕ

Сейчас многим психологам кажется очевидным тот
факт, что люди по-разному слышат, видят и чувствуют
окружающий мир. Однако, несмотря на то, что экспери-
ментальная психология с момента своего возникновения
имела дело с измерениями ощущений и восприятия, уди-
вительный феномен психических различий был не сразу
понят и оценен по достоинству. Парадокс заключается в
том, что субъективные различия поначалу считались арте-
фактом! Но история хороша тем, что допущенные ошиб-
ки со временем теряют свою магическую власть, стано-
вясь прологом к сделанным на их основе открытиям.

Уже упоминавшаяся история о двух астрономах, обна-
руживших различия во времени реакции — одной из фун-
даментальных характеристик сенсорно-перцептивной сфе-
ры, — один из первых зафиксированных и очевидных при-
меров наглядной демонстрации проявления индивидуаль-
ных различий в области первичных психических процес-


82___ индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

сов — ощущений. Исследователя, заинтересовавшегося
"астрономической историей", в первую очередь волновал
бы вопрос: "Чем были вызваны обнаруженные различия
во времени реакции?". Возможные ответы легко класси-
фицировать (однако далеко не так легко верифицировать),
положив в основание "базового фактора":

— особенности нервных процессов (психофизиологи-
ческий фактор);

— установку или мотивированность (психологический
фактор);

— специфику стиля (или способа выполнения) наблю-
дения (инструментальный, поведенческий фактор) и др.

Очевидно, Бессель (Bessel, 1822 — см. Hergenhahn,
1992), представляя в печать статью со статистическими
выкладками, сделанными в результате наблюдений за
временем двигательной реакции других людей, также
искал причину обнаруженных различий в одном из ука-
занных факторов.

Довольно заманчиво представить вышеупомянутых аст-
рономов в детстве, точнее, в младенчестве, и пронаблю-
дать, проявляются ли базовые индивидуальные особеннос-
ти в поведении на самых ранних стадиях развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...