Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиции формального подхода




В изучении индивидуальности формальный подход (от
лат. forma — структура чего-либо, а также от formans —
образующий) можно определить как совокупность мето-
дов анализа структуры устойчивых универсальных свойств
человека. Конструкт "формальный подход" позволяет про-
вести необходимую для целей исследования границу меж-
ду наиболее типичными, стабильными, воспроизводимы-
ми в жизненной практике и в экспериментальной ситуа-
ции индивидуально-типологическими особенностями, и
остальным бесконечным разнообразием уникальных ком-


общие ПРИНЦИПЫ...

бинаций признаков, характеризующих неповторимость
отдельной человеческой индивидуальности.

Вместе с тем, представляется недостаточно обоснован-
ной позиция, согласно которой формальными или эксп-
лицитными теориями считаются все научные теории ин-
дивидуальности (личности), в отличие от неформальных
или имплицитных наивных концепций, распространенных
в среде непрофессионалов (Phares, Chaplin, 1997). Это де-
ление отражает, скорее, универсальную для всех областей
знания дихотомию "научное—житейское", и ничего но-
вого не привносит в понимание научной специфики фор-
мального подхода как специального метода научного по-
знания человека. К тому же, множество теорий индивиду-
альности, имея ярко выраженную идеографическую на-
правленность и ставя своей целью изучение собственно-
субъектных закономерностей организации внутреннего
мира человека, смыкается в этом пункте с методами не-
научного, метафорически-художественного анализа инди-
видуальности.

В рамках формального подхода для описания структуры
психики используются такие психодинамические конст-
рукты, как темперамент, стиль, способности, характер и
другие. Отличие в использовании этих конструктов в пси-
ходинамических и общеличностных теориях обозначается
вопросом. Обычно исследователи, предлагая разнообраз-
ные способы объяснения природы различных психичес-
ких явлений, явно или неявно демонстрируют свое отно-
шение к двум основным вопросам психологии: "Что?" (зна-
чение содержательного компонента психики); и: "Как?"
(проявление психодинамической стороны). Поиски ответа
на последний вопрос ("Как?") связаны, в первую оче-
редь, с развитием представлений о способах, или форме
функционирования психических процессов, свойств и
индивидуальности в целом. Г.Оллпорт определял важней-
ший параметр личности — черту, — прибегая к понятию
"устойчивых, эквивалентных форм адаптивного и эксп-
рессивного поведения" (Allport, 1937), воспроизведенных
индивидуальной системой в качестве функциональных
эквивалентов раздражающих воздействий. Формальную сто-
рону индивидуальности называют также инструменталь-


62 дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ной (Палей, Магун, 1979), подразумевая под этим харак- |
теристику субъекта с точки зрения способов — своеобраз-д
ных "орудий" или "инструментов", — которые он исполь-
зует для освоения мира.

Отличие формообразующих свойств от других характе-
ристик человеческой индивидуальности в том, что их раз-
витие в меньшей степени определяется влиянием содер-
жательно-смысловых детерминант. Формальный подход
предполагает выявление инвариантной структуры изучае-
мого феномена и определение валидности анализируемых
параметров.

В новейших теориях психологии индивидуальных раз-
личий подчеркивается, что содержательная сторона пове-
дения и деятельности, являющаяся во многом результа-
том усвоения этических и культурных норм, и формаль-
но-динамическая характеристика человека сливаются в
одну гармоничную универсальную структуру. При этом
биологически обусловленные базисные свойства, или тен-
денции, часто становятся фактором, ограничивающим
число степеней свободы в процессе формирования и раз-
вития вышележащих психологических структур (Русалов,
1986; Собчик, 1987). Другими словами, содержательные;

характеристики попадают под действие социально-обус- j
ловленных законов культурного контекста, в то время как
механизмы формальных характеристик индивидуальности
подчинены эволюционно-генетическим законам, оказы|
ваясь в большей степени под влиянием кросс-ситуатив|
ных, устойчивых во времени и толератнтных к контексту-
альному воздействию, факторов. Отметим также, что вза-
имоотношения формы и содержания обратимы и релятив-
ны (Дорфман, 1995). С позиций теории интегральной ин-
дивидуальности обратимость и релятивность формально-
динамических и содержательных индивидуальных свойств
обусловлены двойственностью ее качественной определен-
ности, т.е. тем, в каком качестве она рассматривается: как
подсистема социальных систем или как самостоятельная
система. Когда формально-динамические свойства — идет
ли речь о темпераменте или о динамической стороне
свойств личности — принадлежат Интегральной Инди-
видуальности (системе) и ее характеризуют, то они при-


обшие принципы... "^

обретают статус содержания, подобно тому как содержа-
тельные свойства психики обретают статус содержания в
силу выражения (отражения) в них тех или иных призна-
ков социальной системы (тогда Интегральная Индивиду-
альность является подсистемой социальных систем).

Рис. 8. Принципы Формального подхода

Формальный анализ индивидуальности основан на ис-
пользовании следующих четырех базовых принципов (см.
рисунок 8):

* принципа иерархичности, заключающегося в разве-
дении и последующем соотнесении между собой уровней
анализа исследуемого явления;

* принципа инвариантности, выражающегося в опре-
делении меры стабильности—изменчивости изучаемых
структур, а также типа источников детерминации конк-
ретных индивидуальных свойств;

* принципа координации взаимодействия, лежащего в
основе наиболее существенных для понимания природы
человека интегративных эффектов оптимальности и ком-
пенсаторности поведения;


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...