Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциальная психология: основные понятия





 


есть снижением числа степеней свободы в поведении сис-
темы. Ограничение диапазона индивидуальных проявлений
связано с жесткостью детерминирующих закономернос-
тей, ослабевающей по мере продвижения вверх по уров-
ням иерархической организации индивидуальности чело-
века (см. главу 10). Однако сила прогноза в этом случае
обнаруживает тенденцию не к уменьшению, а, скорее, к
увеличению, базируясь на оценке системы индивидуаль-
ности в целом. С этой точки зрения представляется перс-
пективной установка, производная от концепции интер-
акционизма, включающей в качестве основных следую-
щие положения (Cronbach, 1975; Magnusson & Endler, 1977;

0'Connor, 1992):

* индивидуальные различия в поведении постоянны в
разнообразных ситуациях, при этом когнитивные перемен-
ные рассматриваются как опосредующее звено между си-
туацией и поведением субъекта;

* на основе сходства восприятия определенных ситуа-
ций можно предсказать сходство поведения индивидуумов;

* перцептивно-когнитивные процессы отличаются
избирательной чувствительностью к потребностям
организма.

В отношении первого положения представляет интерес
трансформация исследовательских установок известного
психолога, профессора Колумбийского университета (New
York, USA) Уолтера Мишеля, который от строго ситуа-
ционистской позиции (Mishel, 1973) перешел к предпо-
ложению, что личностные переменные обуславливают
индивидуальные различия — обычно называемые стилями
или стратегиями — на основе субъективной значимости
для индивидуума внешних стимулов. В соответствии с тра-
дициями интеракционистского подхода, концентрирую-
щегося на анализе взаимодействия индивидуальных и си-
туативных факторов, У.Мишель (Mishel, 1979; 1986) ана-
лизирует это взаимодействие, опираясь не на психодина-
мические концепты или черты, а на личностно-акценти-
рованные (person-focused) переменные когнитивного пла-
на, такие как:

* характеристики компетентности (competencies), вклю-
чающие интеллект, развитие Я, социальные и личност-

 


общие ПРИНЦИПЫ...

ные достижения и навыки, социальную и когнитивную
зрелость;

* кодирующие стратегии (encoding strategies), связан-
ные с тем, как люди репрезентируют и символически ко-
дируют информацию. Например, информацию: "На сле-
дующей неделе будет контрольная работа", одни студен-
ты воспримут как возможность продемонстрировать свои
способности, а другие как повод для тревоги;

* ожидания (expectancies), проявляющиеся в трех фор-
мах — последствия от выбранного нами способа поведе-
ния; результат интерпретации стимула; оценка собствен-
ной самодостаточности (что именно я могу выполнить ус-
пешно, с чем могу справиться);

* субъективные ценности (subjective values), связанные
с нашими предпочтениями и избирательностью, симпа-
тиями и антипатиями;

* система саморегуляции и планирования (self-regulatory
system), характеризующая способы, с помощью которых
мы регулируем свое поведение в соответствии с намечен-
ными целями и принятыми стандартами; а также наборы
правил, которыми мы руководствуемся даже при отсут-
ствии внешних ограничителей.

Отметим также, что одна из основных тенденций со-
временной психологии — "индивидуальные различия vs
влияние ситуации" (Zimbardo, Weber, 1997) — тесно свя-
зана с проблемой психологических измерений.

2.8. психодиагностические ИЗМЕРЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

Психологические измерения заключаются в использо-
вании специальных тестовых процедур для оценки инди-
видуальных свойств и результатов выполнения заданий.
Психодиагностика, как система способов раскрытия
субъективных особенностей психики, с самого начала раз-
вивалась в направлении от "внешнего", видимого, наблю-
даемого, к "внутреннему", скрытому, подлежащему вы-
явлению. За две тысячи лет существования современного
человеческого сообщества ~ так или иначе постоянно ис-
пытывающего потребность в знании о своих психологи-


74 дифференциальная психология: основные понятия

ческих возможностях — психодиагностика проделала путь
от наивных, ненаучных интерпретаций хиромантов до на-
учных методов пренатальной диагностики девиаций в пси-
хическом развитии индивида (см. главу 15).

Начало современного этапа психодиагностики связано
с экспериментами по измерению различных проявлений
человеческой психики, которые были организованы в кон-
це девятнадцатого — начале двадцатого века англичани-
ном Ф.Гальтоном и немецким психологом В.Вундтом. Чуть
позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются
российские психологи Г.И.Россолимо (1910) (впервые
разработавший систему психологических профилей, ис-
пользующихся для интегральной оценки тестовых измере-
ний) и А.Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве
тестового средства использовать отпечатки чернильных
пятен); швейцарец Г.Роршах (который ввел в 1921 году в
научный обиход сам термин "психодиагностика", сделав
его названием своей книги о проективном тесте на основе
"чернильных пятен" — Rorschach, 1921) и французы А.Бине
и С.Симон, создавшие свою версию шкалы измерения ин-
теллекта. С конца двадцатых годов наиболее значитель-
ные психодиагностические исследования стали проводиться
в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского
университетов.

Так как предмет психодиагностики — это психическое
в его самых разнообразных проявлениях, можно предста-
вить, что измерение степени выраженности признаков на
основе статистических методов есть конечная цель тести-
рования. Однако характер полученной информации, так-
же как и ее интерпретация, зависят от психологической
гипотезы, предшествующей процедуре измерения. Основ-
ные требования к психодиагностике как общему методу
измерения ментальных феноменов (см. также Витцлак,
1986) можно представить в виде таблицы 2.

В.Штерн {Stern, 1911/1994) первым назвал дифферен-
циальную психологию "наукой о существенных различиях
в психических-функциях и свойствах". Поскольку основ-
ной задачей в этом случае становится изучение разброса
(дисперсии) свойств, основным методом эмпирического
дифференциально-психологического исследования явля-


общие принципы... 75

ется дисперсионный анализ. Особенность же психодиагно-
стики как специальной области знания заключается в воз-
можности изучения интраиндивидуальных свойств и спе-
цифики их взаимосвязи на основе знания "интериндиви-
дуальных вариаций степени их возможного проявления".
Исходя из этого можно заключить, что предмет психоди-
агностики не сводится только к изучению различий между
людьми, но включает в себя и элементы идеографическо-
го анализа.

    Таблица 2  
Релевантность психодк   /(агностической процедуры  
Элементы системы отношений Интраиндивидуальные связи   Требования к диагностическим данным Выявление специфики взаимосвязи индивидуальных психических свойств  
Интериндивидуальные вариации   Установление различий межру данным  
свойств   субъектом и другими людьми  
Объект-субъектнэе взаимодействие   Информация об отношениях и способах взаи-  
    модействия человека с предметной и ком-  
    муникативной средой  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...