Индивид — предпосылка к личности
Понятие "индивид" является коренным словом для
центрального в дифференциальной психологии конструк-
та "индивидуальность", поэтому возможная двойственная
трактовка этого понятия прослеживается и в двойствен-
ной неопределенности (или, правильнее сказать, опреде-
ленности) понимания специфики индивидуальности как
таковой.
Термин "индивид" обозначает, с одной стороны, "еди-
ное нераздельное существо (от лат. individuum — недели-
мое)" (Радлов, 1913), "выступающее как единое целое"
(Webster's..., 1996), и, с другой стороны, "отдельного пред-
ставителя человеческой общности" (Петровский, Ярошев-
ский, 1990). Эти качества индивида проявляются затем на
высшем уровне интеграции субъекта — в его индивиду-
альности — как уникальные, присущие только данному
конкретному человеку свойства, и как его целостная ха-
рактеристика. Заметим, что и в том, и в другом случае
понятие "уникальности" совсем не противоречит, а, ско-
рее, дополняет понятие "целостности".
познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Индивидный уровень свойств — половозрастные и кон-
ституциональные (включая нейродинамические) особен-
ности (см. Ананьев, 1977; 1980) — принято считать безлич-
ными предпосылками развития субъекта (см. Асмолов, 1984;
1990). Хотя содержание этих понятий чаще определяется
познавательной ориентацией автора — биогенетической,
социогенетической или персонологической (Кон, 1984), в
любом случае они являются "уровневыми характеристи-
ками" (Равич-Щербо, 1988). Индивидный уровень отража-
ет преимущественно природные особенности организации
психических процессов, а личностный — социально при-
внесенные. Другими словами, индивидная координата че-
ловека обозначает очередную, также двойственно ин-
терпретируемую, границу в сфере познания, проявляю-
щуюся в:
1. переходе от отдельной сущности к групповой, когда
"неделимый" представитель своего вида характеризуется
включенностью в группы, объединенные как по биологи-
ческим (пол, возраст, раса) и собственно психологичес-
ким (типовые характеристики психических процессов), так
и по социальным (культурная и профессиональная иден-
тификация, социально-экономический статус) признакам;
2. трансформации безличных (до-личностных) предпо-
сылок в свойства, обнаруживающие личностную детерми-
нацию.
1.4.3. Личность — психологический носитель
социальных свойств
Отмечая различия между понятиями "индивид" и "лич-
ность", обычно указывают, что это формально-логически
равнозначащие понятия, относящиеся к одному и тому
же классу объектов (Ломов, 1984, с.291), хотя в каждом из
них раскрываются разные признаки субъекта. При этом в
"понятии "личность" фиксируются те признаки, которые
определяются принадлежностью индивида к обществу (со-
циальное качество)" (там же).
Совсем недавно так широко распространенное опреде-
ление личности лишь как совокупности свойств (или фак-
торов) постепенно становится достоянием исторической
психологии. На современном же этапе исследователей при-
дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
влекают "своей простотой" два круга проблем — 1) ис-
точники возникновения личностных черт, анализ слож-
ной природы их детерминации; и 2) стремление понять
личность как особый, не сводимый ни к каким другим
уровням психической реальности, феномен:
"Как же можно вычленить собственно личностные харак-
теристики субъекта, которые не совпадали бы с общепсихо-
логической, или, точнее говоря, дифференциально-психо-
логической, традицией... и не растворялись без остатка в меж-
субъектных связях как предмете социально-психологическо-
го исследования?" (Петровский, Ярошевский, 1994, с.400).
Одни считают, что источники индивидуального своеб-
разия организации человеческой личности скрываются в
специфике нервной системы, другие убеждены, что лич-
ность — чисто социальный феномен, никак не связанный
с таким "заземленным" понятием, как организм. Прогрес-
сивную установку выражает мнение Л.М.Веккера (1981;
1998), считающего личность основным носителем именно
психосоциальных свойств человека. Обозначить границу при
переходе от концепции личности к пониманию инди-
видуальности, интегральной по самой своей природе, очень
сложно. Можно лишь указать на трудноуловимую грань меж-
ду процессами интериоризации и экстериоризации (Вы-
готский, 1926), в которых отражается специфика "собст-
венно-личностного" и "личностно-общественного" про-
явления.
Наконец, личность, особенно в своих высших проявле-
ниях, оказывается, по мнению многих категоричных в своих
выводах авторов, структурой, максимально разведенной с
исходными — организмическим и индивидным — уровня-
ми (в смысле их влияния на личностные образования).
Вместе с тем, вряд ли даже эти авторы стали бы оспари-
вать положение об обратном влиянии личности на все про-
цессы, протекающие в организме, чему есть многочис-
ленные свидетельства из области экспериментальной пси-
хосоматической медицины, включая применение самовну-
шения, аутотренинга и гипноза, основанного на действии
второй сигнальной системы (то есть речевых символах).
Для объяснения этих фактов в необходимом нам диф-
ференциально-психологическом контексте необходимо
познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ______51
введение следующего, интегрального уровня, ответствен-
ного за появление эффектов компенсации, сопряжения,
дифференциации и координации при функционировании
целостной системы индивидуальности.
1.4.4. индивидуальность — ИНТЕГРАЛЬНАЯ
БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА
Многие авторы почеркивают понимание индивидуаль-
ности как совокупности (симптомокомплексе, синдроме
и пр.) различных свойств — от биохимических и нейро-
физиологических до особенностей творческого самовыра-
жения. В то же время существуют значительные расхожде-
ния в том, считать ли индивидуальность качественно но-
вой, целостной характеристикой, описывающей интеграль-
ные способы реализации человека в течение жизни, или
же надо говорить "лишь" об индивидуальных особенностях
тех или иных психических — в том числе личностных —
процессов, черт и состояний. В последнем случае поня-
тие "индивидуальность" используется для определения
одной из сторон конкретной формы активности, для вы-
ражения "не целостности, не всесторонней полноты, а
своеобразия, неповторимости определенного явления,
его непохожести на другие явления данного вида" (Пан-
пурин, 1990).
Вместе с тем, именно с анализом интегративных эф-
фектов функционирования индивидуальности (таких как,
например, адаптивность, компенсаторность, оптималь-
ность или результативность), связан основной вопрос
дифференциальной психофизиологии и психологии — "чем
каждый из нас отличается от других людей" (Небылицын,
1996). В этой фразе заключается суть следующей границы,
пролегающей между общечеловеческими (универсальны-
ми психическими и социо-культурными) закономернос-
тями и тем, как эти общие законы преломляются в непов-
торимом мире субъективной реальности. Носителем этого
мира (репрезентирующим его вовне) является индивиду-
альность как уникальный целостный феномен, оказываю-
щийся интегралом всех уровней внутреннего и внешнего
взаимодействия, включающего в себя процессы диффе-
52 дифференциальная психология: основные понятия
ренциации и координации (см. главу 10). Очевидно, что
анализ следующей границы, переход через которую вы-
водит нас к понятию "метаиндивидуальности" (Мерлин,
1986; Дорфман, 1995), включающему в себя также раз-
личные формы взаимодействия субъективных миров ин-
дивидуальности, станет предметом рассмотрения дру-
гих глав (см. часть VI). Мы же обратимся пока ко второ-
му, временно вынесенному за скобки, полюсу "пара-
дигмальной дихотомии".
Воспользуйтесь поиском по сайту: