Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сенсомоторные стратегии младенцев




Различия в специфически-субъективной организации
поведенческих паттернов также обнаруживаются очень рано.
Проводя наблюдение за младенцами в течение первой не-
дели их жизни, Дж.Браун (Brown, 1964) установил разни-
цу в пропорциях при сочетании признаков, характеризу-
ющих типы поведения малышей, связанные с комбина-
цией разных видов активности. Малышка Дороти, напри-
мер, спит немного (37 процентов наблюдаемого време-
ни), много кричит (39 процентов) и редко тревожится
(4 процента), а также сильно реагирует на стимуляцию в
процессе измерения чувствительности. В противоположность

 

84 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ей, Тэд много спит (56 процентов наблюдаемого време-
ни), мало кричит (17 процентов), употребляя большущ
часть своей активности на то, чтобы избавиться от любого
напряжения и снова погрузиться в сон. В исследовании
моторики спящих и бодрствующих новорожденных, Т.Бра-
зельтон (Brazelfon, 1969; 1984) удалось определить те тон-
кие характеристики, которые отличают одного младенца
от другого. Разработав специальную шкалу, психологи вы-
делили шесть измерений (условно названных "состояния-
ми сознания"), включающих параметры моторики, интен-
сивность проявлений которых лежит в основе отличий од-
ного поведенческого паттерна от другого — глубокий сон
(глаза закрыты, дыхание регулярное, движения возника-
ют только в случае необходимости); активный сон (глаза
закрыты, дыхание нерегулярное, легкое подергивание те-
лом, без резких движений); спокойное бодрствование (глаза
открыты, движения тела не выражены, дыхание регуляр-
ное); активное бодрствование (глаза открыты, голова, ко-
нечности и туловище в движении, нерегулярное дыхание);

нервозность (глаза частично или полностью закрыты, пе-
риодически возникают всхлипывания, сопровождаемые
нерегулярным дыханием); плач (глаза частично или пол-
ностью закрыты, сильные движения тела сопровождаются
криком). Кроме доказательства того, что младенческие
состояния — вещь гораздо более сложная, чем это ка-
жется наивным наблюдателям, наблюдения Т.Бразель-
тон подтвердили гипотезу о том, что поведение младен-
цев определяет широкий диапазон их взаимодействия со
взрослыми.

Специфика активности младенцев проявляется и в осо-
бенностях организации ими необходимых физических кон-
тактов с миром предметов и людей. Г.Шаффер и П.Эмер-
сон (Schqffer, Emerson, 1964), изучая реакции тридцати семи
новорожденных на физический контакт, обнаружили де-
ление младенцев на "стремящихся к объятиям", получаю-
щих удовольствие от близкого физического контакта, и
"отстраняющихся от объятий", то есть сопротивляющих-
ся контакту, вызывающему у них физическое напряжение.
Правда, "отстраняющиеся" не избегали других — помимо
объятий — форм физического взаимодействия, например,


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I)...


 


качания и подбрасывания. Дальнейшее наблюдение в те-
чение первых двух лет жизни показало, что малыши обна-
руживают различия в моторном развитии. "Отстраняющи-
еся" оказались более развитыми, проявляя способность
сидеть без поддержки, стоять с опорой и ползать раньше,

чем "стремящиеся".

Возможно, локус контроля (поиск поддержки vs ориен-
тация на автономию) в сенсомоторной сфере, позднее
трансформирующийся в важнейшее личностное измере-
ние (см. главу 9), а также связанная с характеристиками
проприоцептивных ощущений зависимость/независимость
от поля (опора на внешний источник информации vs опо-
ра на собственные ощущения), проявляющаяся в различ-
ных формах практически на всех уровнях индивидуальнос-
ти (см. главу 8), имеют в своей основе обнаруживаемую в
раннем детстве предрасположенность. Конечно, речь идет
о механизмах формирования будущих индивидуальных
свойств, степень выраженности которых зависит от харак-
тера подкрепления со стороны окружения. Более подроб-
ный анализ различий в сенсомоторной сфере связан с изу-
чением проявлений темперамента в поведении младенцев

(см. главы 5 и 9).

Довольно неожиданным оказалось выявление половых
различий (анализу которых посвящена отдельная, двенад-
цатая, глава), проявляющихся у однолетних детей в мо-
торной сфере (Ми/гид, 1982).). Мальчики больше времени
тратили на овладение видами активности, сопровож-
дающимися проявлением грубой моторики, а девочки —

тонкой.

Однако, забегая вперед, отметим, что для содержатель-
ной интерпретации различий в сенсомоторной сфере нам
уже недостаточно исходить только из наличия двух факто-
ров организмического уровня — наследственности и со-
зревания. Влияние среды — ближайшего социального ок-
ружения — также "становится существенным фактором в
формировании стиля моторного поведения субъекта. Пси-
хологи исследовали, насколько влияние упражнений уси-
ливает рефлексы младенцев, связанные с последующими
навыками ходьбы (Zeiaw, Zeiazo & Kolb, 1972). С одной
Фуппой младенцев мужского пола ежедневно занимались


 

индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


 


упражнениями на развитие рефлексов ходьбы в период со
второй по восьмую неделю их жизни. Вторая группа полу-
чала пассивную моторную и социальную стимуляцию, не
связанную с упражнениями рефлексов. Группа, не полу-
чавшая никаких дополнительных занятий, просто тести-
ровалась еженедельно вместе с упражняющимися. Нако-
нец, четвертую группу протестировали лишь однажды, в
конце эксперимента. Результаты показали, что в последу-
ющем навыки ходьбы гораздо быстрее появились в груп-
пе, получавшей специальные упражнения на развитие реф-
лексов. Психологи подчеркивают важность стимулирова-
ния рефлекса ходьбы, связанного с последующим форми-
рованием двигательной и исполнительной компетентнос-
ти. Возможно также, что многие показатели вариативнос-
ти в моторной сфере детей связаны с характером роди-
тельского отношения к детской подвижности. Рассмотрен-
ный пример наглядно иллюстрирует одну из важнейших
дискуссий в современной психологии развития о роли со-
зревания и научения в процессе формирования индивиду-
альных особенностей.

3.3. психомоторные стили

По результатам исследований, посвященных изучению
различий в сенсомоторной сфере у детей и взрослых, мож-
но было бы составить том внушительного объема. Уже упо-
миналось, что с анализа феноменов, характеризующих
специфику моторного поведения человека, все и начина-
лось. На заре формирования дифференциальной психоло-
гии как науки, в наблюдениях Бесселя и лабораторных
экспериментах сэра Фрэнсиса Гальтона, изучению двига-
тельных реакций придавалось фундаментальное значение.
Как потом обнаружилось, выдвинутая Гальтоном (Gallon,
1869/1978) гипотеза о связи некоторых особенностей мо-
торики со способностями имела реальные основания (см.
главу 6). В современных исследованиях также отмечается
связь психомоторного темпа с рядом показателей свойств
нервной системы, темперамента и личности (см. главу 5).

Психомоторный стиль (под стилем здесь и далее мы
будем подразумевать устойчивую систему способов, или


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I).


 


приемов, осуществления субъектом разных форм актив-
ности) характеризует индивидуальность с точки зрения
ее психомоторной экспрессивности, то есть телесной, не-
вербальной выразительности. Выделяют различные уров-
ни в организации психомоторного стиля (Takala, 1975),
соответствующие: физическому измерению (размер, ско-
рость, угловатость vs плавность); физиологическому изме-
рению (тонические сокращения мышц в результате при-
нятия позы, предпочтение направленных внутрь или вов-
не движений руки); кодирование значений движения как
следствия индивидуального или межличностного поведе-
ния (экспансивные, агрессивные движения, аутистичес-
кие жесты), то есть как части коммуникативного процесса.
Д.Кэмбелл и Д.Фиске (Campbell & Fiske, 1959) с помо-
щью факторного анализа выявили межиндивидуальную
устойчивость относительно независимых между собой по-
казателей графомоторики (размер, давление, угловатость,
протяженность) при выполнении различных заданий (ко-
пирование, письмо, рисование). Кроме того, авторы сде-
лали вывод о независимости выявленной устойчивости
показателей от содержания и значения выполняемых за-
даний. Изучая предпочтение детьми быстрой или медлен-
ной скорости в работе, С. Стивене {Stevens, 1970) нашел,
что гиперкинетичные дети всегда проявляют тенденцию
работать на пределе, со скоростью, близкой к возможной
для них максимальной величине, и не способны адап-
тироваться к изменяющейся стимульной ситуации. Ин-
дивидуальные особенности выделенной экстремальной
группы интерпретировались психофизиологически, в
контексте концепций активации (arousal) и концентра-
ции внимания.

По мнению А.Петри (Petrie, 1967), не только психо-
мотрика, но и организация субъективного сенсорного опы-
та в целом может характеризоваться шкалой "занижения-
завышения" (reducing or augmenting). В зависимости от
индивидуальных особенностей, в восприятии субъекта
преобладает тенденция либо преуменьшать, либо пре-
увеличивать воспринимаемое. Людей, не проявляющих ни
одну их этих тенденций, А.Петри назвал "умеренными"
(moderate). Диапазон реакций — от крайнего преуменьше-


88 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ния до крайнего преувеличения — является, в этом слу-
чае, переменной перцептивного реагирования. Процедура
измерения этих характеристик заключается в следующем.
Испытуемому (при выключенном зрении) предлагается
отмерить с помощью большого и указательного пальцев
правой, а затем левой руки, заданное образцом (ширину
и длину которого испытуемый определяет на ощупь ра-
нее, под контролем зрения) расстояние на деревянном
бруске, имеющем двигающуюся рамку. Результаты изме-
рений и выявили указанные выше тенденции. Разумеется,
различия в перцептивной сфере оказались связанными с
рядом других показателей. "Занижающие" оказались менее
способными переносить сенсорную депривацию (создан-
ную в специальном эксперименте), что соответствовало
гипотезе об их неустойчивости к воздействию среды, сен-
сорная стимуляция в которой уже снижена до минимума.
Они также лучше, по сравнению с "завышающими", пе-
реносили вызванную давлением боль, подтверждая свой-
ственную им тенденцию занижать интенсивность привхо-
дящих стимулов.

3.4. индивидуальные ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...