Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, принципы функционирования




Сущность бюджетного федерализма и межбюджетных отношений на современном этапе.

Понятие бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, принципы функционирования

 

Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы. К ним относятся следующие:

наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы;

единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сочетания инте­ресов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе;

• ведущая роль федерального бюджета как вы­ражающего общие интересы всех субъектов федерации в сочетании с высокой степенью самостоятельности бюджетов и ответс­твенности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциалу на данной территории, с предо­ставлением им необходимой для этого налоговой инициативы;

активное участие субъектов федерации в фор­мировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджет­ные отношения. [5]

Объективной основой сочетания интересов бюджетов всех уровней является то, что конечной целью органов власти любого уровня должны быть интересы населения.

Сочетание принципов централизма и децентрализма в условиях бюджетного федерализма оз­начает, что наряду с тенденцией децентрализации, характеризующейся усилением демократических начал организации и функционирования бюд­жетной системы страны, необходимыми услови­ями являются сохранение единства государства, финансовое обеспечение общих общественных потребностей как полностью бесплатных для на­селения (государственное управление, оборона и некоторые другие), в отличие от таких обществен­ных потребностей, которые могут быть частично платными (образование, здравоохранение и др.). Это предопределяет соблюдение приоритета феде­рального бюджета, выражающего общие интересы всех членов федерации.

Резкое усиление централизации финансовых ресурсов в условиях бюджетного федерализма приемлемо в тех случаях, когда оно способствует лучшему удовлетворению потребностей населения, осуществляется не в ущерб интересам и ресурсам долговременного социально-экономического развития субъектов федерации, вызвано чрез­вычайными обстоятельствами и принимается не как стратегическое направление развития эконо­мических основ федеративных отношений, а как временный маневр.

При реализации бюджетной политики феде­ративного государства важным является сочетание интересов народов многонациональной федерации (в национально-культурном их развитии) как об­щегосударственная задача.

Высокая степень самостоятельности бюджетов разных уровней и ответственности органов власти за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность предопределяет повышение их заинтересованности в наращивании налогового по­тенциала, своевременном и полном сборе налогов, а также в эффективном расходовании бюджетных средств. Такая самостоятельность бюджетов харак­терна для классического бюджетного федерализма, так как она позволяет проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную налогово-бюд­жетную политику в пределах своей компетенции.

Активное участие субъектов федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства в качестве принципа бюд­жетного федерализма подтверждает тот факт, что бюджетный федерализм не сводится к межбюджет­ным отношениям, хотя последние в значительной степени характеризуют его особенности.

Поэтому понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федераль­ными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов цент­рализма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспре­деления в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местны­ми властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной федерации, проживаю­щих на территориях субъектов федерации и входящих в них местных территориальных образований. [5]

Межбюджетные отношения в федеративных государствах имеют особенности, которые дикту­ются бюджетным устройством государства и степе­нью развития бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограни­чения сроком) основе расходных и доходных полномо­чий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию: возможному рас­пределению некоторых налогов по временным (не менее чем на очередной финансовый год) нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и пе­рераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня. [5]

Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоя­щего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично (по разделенным налоговым ставкам или в процентных долях), для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной сис­темы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня. Термин бюд­жетное регулирование может иметь расширительное толкование, учитывая регулирующее воздействие через бюджетную систему на экономические и социальные процессы в стране.

Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.

Межбюджетное регулирование не ограничива­ется выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции входят также возмещение бюджетам дополни­тельных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приори­тетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расхо­дования средств этих бюджетов.

Межбюджетные отношения могут быть и не­посредственно между бюджетами одного и того же уровня. Например, для объединения финансовых ресурсов в целях решения задач, имеющих взаим­ный интерес.

Состояние межбюджетных отношений, и в частности межбюджетного регулирования, в значи­тельной степени предопределяется тем, насколько разграничение расходов и доходных источников на постоянной основе между звеньями бюджетной системы отвечает принципу самостоятельности бюджетов. Там, где низок уровень собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, вопрос о самостоятельности бюджета становится проблематичным.

Исходя из принципов бюджетного федерализма можно определить следующие принципы межбюд­жетных отношений:

сочетание интересов всех участников межбюд­жетных отношений;

• четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уров­ней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;

максимально возможное разграничение на пос­тоянной (без ограничения сроком) основе видов доходов (полностью или частично) в качестве закрепленных доходов между бюджетами разных уровней;

сокращение дотационности и количества до­тационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;

равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации;

• применение в межбюджетном регулировании для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности;

• обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, явившихся следствием реше­ний, принятых органами власти другого уровня;

недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собс­твенных доходов, закрепленных на постоянной основе, дополнительно полученных или сэконом­ленных бюджетных средств;

недопустимость изменения ранжировки терри­ториальных образований по бюджетной обеспе­ченности в сопоставимых условиях при передаче им средств из вышестоящего бюджета в порядке межбюджетного регулирования;

• взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюд­жета другого уровня;

относительная стабильность принятого к реали­зации механизма межбюджетных отношений;

• ясность (прозрачность) и гласность межбюд­жетных отношений, простота расчетов. [7]

Основными функциями межбюджетных от­ношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны), и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной тер­ритории, а также рационального и эффективного их расходования. Обе эти функции подлежат реализации в сочетании — как двуединый процесс. Поэтому когда выравнивающая функция становится преобладаю­щей, вступая в противоречие со стимулирующей фун­кцией, требуется внесение корректив в действующий механизм межбюджетных отношений.

Развитие полноценных федеративных от­ношений в современных условиях предполагает проведение политики регионального выравнивания, целя­ми которой являются:

1) минимизация негативных последствий терри­ториальных диспропорций между регионами — субъектами Федерации;

2) создание условий для максимального укрепле­ния межрегиональных экономических связей и единого экономического пространства фе­деративного государства;

3) обеспечение условий для оптимального обес­печения субъектами Федерации своего внутриэкономического потенциала [5].

Одной из форм регионального выравнивания является бюджетное выравнивание, предполагающее не нивелирование экономических воз­можностей бюджетов регионов в краткосрочном периоде, что означало бы элементарное «обирание» более богатых территорий в пользу более бедных и ликвидацию всяческих стимулов к развитию, а стремление к достижению разумного компромисса между прямой поддержкой бюджетов бедных (дота­ционных) регионов и созданием условий для пос­тупательного развития всех остальных регионов. При этом политика регионального выравнивания предполагает достижение социально-экономичес­кого равновесия между регионами исключительно как долговременную тенденцию, что и подтверж­дает опыт успешного бюджетного выравнивания в практике наиболее развитых в экономическом отношении государств мира. [7]

В соответствии с критериями экономической эффектив­ности структура налоговой системы с точки зрения перечня федеральных, региональных и местных налогов должна ос­новываться на следующих принципах:

1) налоги, выполняющие стабилизационные функции (налоги на доходы юридических и физических лиц), должны быть закреплены за федеральными органами власти, в то время как региональные и местные налоги должны быть ус­тойчивыми к циклическим колебаниям;

2) налоги с прогрессивной ставкой, используемой для перераспределения доходов между различными группами населения, должны быть закреплены за федеральными орга­нами государственной власти;

3) в случае если налоговая база неравномерно распреде­лена по территории страны, полномочия по ее налогообло­жению должны принадлежать федеральным органам власти;

4) региональные и местные налоги должны иметь немо­бильную и равномерно размещенную налоговую базу;

5) региональные и местные налоги могут быть установ­лены только при возможности администрирования налоговой базы на уровне территориального образования.

Вывод: Бюджетный федерализм это есть ни что иное, как форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предпола­гает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентиро­ванном и на учет общегосударственных интересов, и на реа­лизацию интересов субъектов Федерации.

Сравнение действующего механизма межбюд­жетных отношений с указанными выше принципа­ми — требованиями бюджетного федерализма к его построению позволяет улучшить организацию этих отношений, а также обеспечить правильный выбор направлений дальнейшего их совершенствования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...