Понятие индивидуальной культурной лаборатории
Подход к познанию, эволюционировавший от позитивизма и неокантианства к критическому рационализму, структурализму и когнитивной социологии науки, упрочил представление об индивидуальном субъекте как замкнутом в коллективном социокультурном пространстве. Утлое суденышко, властно влекомое океанскими волнами и течениями, игрушка в руках окружающей стихии — такой образ индивидуального субъекта, поглощенного традицией, создала философия науки. Однако сегодня все чаще возникает мысль о радикальной неполноте этого образа. Сама традиция напоминает одинокого пловца в океане индивидуально- Глава 22. Социокультурные роли человека интеллектуального труда сти, остающемся только массой мутной воды, если смотреть на него сквозь призму универсальности традиции. В самом деле, как бы существовали традиции (исследовательские программы, темы, парадигмы, стили мышления), если бы не было множества окружающих их плодотворных микроструктур? Впрочем, не воспроизводит ли предлагаемое противопоставление традиции и индивида старую дилемму? Не противоречит л и оно принципиальному убеждению в социальности познания? Можно ли говорить о каких-то интимных, свойственных самому индивиду формах социальности? Необходимой чертой творческого субъекта выступает то, что можно назвать «методическим солипсизмом». Захваченный творческим процессом человек простодушно упивается своего рода нарциссизмом, придавая своим психическим состояниям онтологический, иной раз даже сакрально-мистический смысл. Глубокое непонимание главного тезиса Дж. Беркли - esse est percipi — связано именно с неприятием этого обстоятельства. Плодотворность методического солипсизма исторически состояла в том, что человек — по образу и подобию Бога — наделялся творческой свободой обращения с миром. Кантовская наука, предписывающая законы природе, — крайний полюс этой «креационистски-креа-тивистской» установки.
Однако свобода в сфере природы для субъекта творчества всегда производна от свободы в культуре. Внешняя социальность ограничивает индивида, хотя и может служить материалом для его работы, она аналогична «первому миру», если принять социокультурную интерпретацию известной концепции Поппера. Внутренняя социальность также ставит границу творческой способности, приспосабливая ее к уровню наличных практических и ментальных навыков («второй мир»). Важнейшее измерение индивидуальной культурной лаборатории1 (ИКЛ) составляет сфера культурной свободы, открытая социальность, которая делает творчество возможным. Это «третий мир» - сфера культуры, взятая в ее максимально доступном объеме. Возрождение именно потому впервые прославило индивидуального гения, что предоставило человеку свободу на новых пространствах знания, открытых в античности. 1 Понятие ИКЛитипологиясоциальностивводитсямнойвкниге«Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания». Раздел III. 11рикладные исследования Это второе измерение ИКЛ можно назвать онтологическим космополитизмом — субъект творчества не только обожествляет свой внутренний мир, но и получает возможность свободно перемещаться по наличному и историческому многообразию культуры, отбирая для себя подходящие когнитивные и нормативно-регулятивные ресурсы. В ИКЛ, этой «машине времени и пространства», попперовское «объективное знание» обретает непсихологизированного субъекта, отряхнувшего со своих ног прах первого и второго миров и целиком отдавшегося миру вечных идей и проблем.
В ИКЛ по-разному задействованы все три типа социальности познания. Внешняя социальность предоставляет образ объекта в его отношении к человеку в форме исторически определенного предпосылочного знания (картины мира, например). Внутренняя социальность, наоборот, непредметна, она содержит формы познавательного общения, присущие той конкретно-исторической общности, относительно которой самоопределяется субъект. Эти формы общения выступают в знании в качестве интерсубъективного набора методов, норм и идеалов исследования. Наконец, открытая социальность - это также сфера общения, но уже не социально-коллективного, а индивидуально-рефлексивного, в котором субъект коммуницирует со всем доступным многообразием культуры и сравнивает между собой различные формы внешней и внутренней социальности, свободно выбирая то, что ему ближе. Методологический солипсизм — первая предпосылка такой свободы выбора, принятие всерьез своего собственного внутреннего мира, его онтологизация, ясное сознание его самоценности. Это не означает интеллектуального самодовольства, напротив, сопровождается повышенной критичностью к себе и своим способностям, потребностью во внутреннем совершенствовании и большой работой над собой — именно потому, что «этот сад заслуживает ухода». Креативный субъект обладает отчетливым сознанием того, что возможный продукт его творчества будет обязан во всем ему самому и за неудачу не с кого спросить, кроме как с себя самого. При этом его задача не в том, чтобы сохранить себя, а в том, чтобы осуществить экспансию, оплодотворяя своими идеями весь окружающий мир. Последний есть только материя творчества, из которой субъект свободен лепить все, что заблагорассудится, а книги читаются лишь для того, чтобы найти в них уже давно лелеемую мысль, повод для создания оригинального («пер- Глава 22. Социокультурные роли человека интеллектуального труда вичного») текста. Построенный Ж.П. Сартром образ субъекта как проекта подчеркивает именно это измерение индивидуальности - способность вытащить себя самого за волосы из болота. Поэтому индивидуальный мир творчества является парадоксальным кентавром: это замкнутый мир, реализующий себя лишь в выходе за свои пределы; дом, состоящий из дверей и окон; территория, границы которой всякий раз уже ее самой. Это, конечно, гетерогенный мир, в котором обретается опыт культурного рождения — один из типов предельного опыта.
Второй предпосылкой «встречи в культуре» с произвольно выбранным объектом является сознание самоценной абсолютности мировой культуры и забвение ее социально-исторической релятивности. Культура воспринимается объективно-экологически, как мир, существующий независимо от субъекта, мир, связь с которым питательна, целительна и успокоительна. Всякий культурный факт может выступать при этом в качестве абсолютного образца, а фигуры культурных героев — как близкие родственники и друзья или, напротив, как личные недруги и обидчики. Пространство и время культуры становится равнодоступно, гомогенно, а индивид живет в культуре, как в своем доме, в котором ему все знакомо или может стать знакомым без каких-либо трудностей понимания. Ценность культуры становится несоизмеримо выше ценности индивидуального сознания и бытия, субъект «тонет» в культуре, добровольно и радостно погружаясь в нее в поисках истоков своего культурного родства, рассыпанных по всему миру. Он всегда готов восхититься чужой строкой, воодушевиться чужой идеей, «поклониться тени» (И. Бродский). По мере построения своей культурной родословной, своего «домашнего очага» путешествие по миру культуры постепенно приобретает концентрический, центростремительный характер, а затем и вообще утрачивает признаки движения, становясь шагом на месте, неспешным перебиранием золотых монет, листанием одной и той же «вечной книги» (Борхес), где отныне написано все и все может быть вычитано. Непрерывное нахождение в этом мире приводит к тому, что «автор умирает в читателе» — ценность трансляции культуры, интерпретации, создания «вторичного текста» заслоняет творческий горизонт. Онтологический космополитизм — это в пределе опыт «культурной смерти». Раздел 111. Прикладные исследования
Прошлое как прошлое, прошлое как соединение в настоящем прошлого и будущего и прошлое как будущее — эти три временные ориентации формируют соответственно три этапа развития ИКЛ, субъекты которых занимают соответственно позиции инициатора, медиатора и наследника культуры. Жизнь в затворничестве ИКЛ, затем установление внешнесоциальных связей и привлечение к своей ИКЛ других и, наконец, превращение ИКЛ в традицию-таков путь превращения творческого индивида в культурного героя. Смыслы, выработанные когда-то в сфере ИКЛ отдельным индивидом, прорабатываются затем другими как культурные символы на уровне внутренней социальности и превращаются в итоге в архетипы, окаменевающие в качестве элементов социальности внешней. Так, событие индивидуальной судьбы становится схемой деятельности, чтобы затем обернуться музейным экспонатом. Вина Эдипа, тревога Авраама, эйдосы Платона, элементы Бойля, капитализм Маркса, бессознательное Фрейда, относительность Эйнштейна -это все примеры социальных ситуаций производства знания, соответствующие многообразию персонажей мировой культуры. Их образы запечатлели индивидуальный культурный опыт в процессе разрешения вечных экзистенциальных и идейных коллизий, опыт, ставший общественным достоянием. Публичный интеллектуал Старый пушкинский вопрос о совместимости злодейства и гения в наши дни приобретает новые оттенки. В 2001 г. американский публицист Марк Лила становится знаменитым благодаря своей книге «Отчаянные головы». По форме она представляет собой довольно популярное историко-философское исследование, посвященное ряду европейских мыслителей XX в. (Хайдеггер, Яс-перс, Арендт, Шмидт, Беньямин, Кожев, Фуко, Деррида)1. Однако по содержанию это замечательный пример «фельетонного стиля» (Гессе), задача которого формулируется так: показать, что наиболее прославленные философы современности были отъявленные сволочи2. Автора интересует не содержание их учений, 1 Lila M. The Reckless Mind: Intellectuals in Politics. N.Y., 2001. 2 См.: Goldblatt M. Dangerous thinkers: 20th-century Philosophers' Love Affair with Totalitarianism (The Reckless Mind: Intellectuals in Polities'). Book Review// Reason. 2002. October 1. Глава 22. Социокультурные роли человека интеллектуального труда оно полагается известным; главное — их связь с политикой и, следовательно, соглашательство и приверженность той или иной по определению порочной идеологии. Похоже, что в этом видится существенный фактор их известности, читай - скандальности. Конечно, отчасти философов извиняет реальная угроза жизни в условиях того или иного тоталитарного режима (фашизма или коммунизма). Однако как же объяснить тот факт, вопрошает Лила, что тирании поют осанну и те интеллектуалы, которым практически ничего не угрожает и которые вольны писать все что хотят?
Воздержимся от обвинений в банальной корысти и допустим, что интеллектуал озабочен, во-первых, выдвижением и, во-вторых, продвижением своих идей. В условиях современной конкуренции и омассовления интеллектуального труда и первая задача, и особенно вторая оказываются достаточно ресурсоемкими. Идеи становятся популярными или маргинальными благодаря наличию или дефициту ресурсов. Иначе не может быть в этом мире, где каждая идея реально окружена массой других, готовых оттеснить ее интеллектуальных продуктов. Это хороший повод для социально-эпистемологической рефлексии, результат которой может быть сформулирован так: нет ни одной идеи, невинной в участи других. Отсюда и роль публичного интеллектуала, призванного минимизировать незаслуженные преимущества той или иной идеи: «Задача публичного интеллектуала ясна: конструировать ситуации, позволяющие восстановить баланс, и пересмотреть случаи, которые были закрыты слишком долгое время»1. Фуллер именует его «агентом дистрибутивной справедливости» и «профессиональным кризис-менеджером». Публичный интеллектуал выходит за пределы спора между Кнехтом и Дезиньори, понимаемого буквально. Он служит не власти, а культуре, но для этого вынужден использовать особые социальные технологии воздействия на общественное мнение, не замыкаясь в башне из слоновой кости. Эмиль Золя своим заявлением «J'Accuse!» по делу Альфреда Дрейфуса буквально взорвал интеллектуальную атмосферу Третьей Республики, но он не был политическим террористом, поскольку верил в силу пера, а не шпаги. Публичный интеллектуал парадоксален, поскольку ставит перед собой непопулярные цели и использует непопулярные методы наряду с 1 FullerS. Op.cit. P. 107. Раздел III Прикладные исследования популярными. Галилей с готовностью обращался за поддержкой и к Филолаю, и к Аристотелю, демонстрируя этим открытость культуре в ее полном объеме. Поскольку публичный интеллектуал не примыкает догматически ни к одной политической партии или традиции, он рискует постоянно, а не только тогда, когда его социальная база.переживает кризис. Он должен реагировать на ситуацию немедленно, отсюда специфический стиль его работы: доминирование устного слова над письменным, импровизация, а не заготовленный заранее доклад или аксиоматически выстроенный трактат. *** Онтология и эпистемология субъекта — вещи взаимодополнительные, подобные сущности и существованию, материи и форме. Акцент на онтологии требует рассматривать субъекта в качестве примата сущности над существованием, как процесс детерминации познания со стороны внешней и внутренней социальности — факторов, независимых от воли отдельного индивида. Эпистемологический взгляд, напротив, усматривает в субъекте то, как его существование предшествует сущности, т.е. как процесс и результаты познавательной деятельности задают контуры социальности и ландшафт культуры. Это и есть те концептуальные рамки, в которых аполитичный творец и публичный интеллектуал, амбивалентный интеллигент и карьерный ученый обретают свое время и место. При этом за каждым остается право возвысить свою субъективность, выпрыгнуть из нее так, чтобы она отразила в себе «трещину мира», боль социокультурной реальности. Одновременно творческая субъективность сохраняет шанс заставить эту реальность заговорить ее голосом, воплотить в себе ее идеи, оформиться по ее воле. И поэтому Кнехт и Дезиньори в каждом из нас обречены на диалог, смену позиции рефлексии и видов деятельности в контексте наличной социальности и многообразия культуры. Общее коммуникативное пространство российской философии, потерпевшее ущерб в последние десятилетия, требует своего восстановления, поскольку вне его философия вырождается в эзотерическое сектантство и в итоге утрачивает понимание не только окружающей реальности, но самой себя. Во многом этим продиктовано включение в данный раздел некоторых полемических комментариев и размышлений об идеях моих коллег. Их вклад в побуждение меня к мышлению трудно переоценить. IV РАЗДЕЛ ПОЛЕМИКА Общее коммуникативное пространство российской философии, потерпевшее ущерб в последние десятилетия, требует своего восстановления, поскольку вне его философия вырождается в эзотерическое сектантство и в итоге утрачивает понимание не только окружающей реальности, но самой себя. Во многом этим продиктовано включение в данный раздел некоторых полемических комментариев и размышлений об идеях моих коллег. Их вклад в побуждение меня к мышлению трудно переоценить. Глава 23. Всегда иной и прежний1. Об А. Никифорове Что есть знание? Чем так раздражают людей философы? Среди прочего своей неуловимостью. Не сову Минервы, вылетающую в сумерки (хотя, быть может, и ее, ведь именно в сумерках обычному человеку мир кажется обманчивым), но греческого бога Протея следовало бы избрать символом философии. Стоит только задать философу простой вопрос, как он разовьет целую теорию и уйдет от прямого ответа, предоставив ломать голову уже не над первоначальным вопросом, а над выстроенным частоколом аргументации. Отсюда и трудности историко-философской интерпретации, которая имеет дело с самыми разными пластами рефлексии: с явным образом высказанными тезисами, с плохо осмысленными и неясно сформулированными догадками, с неосознаваемыми убеждениями, с набором многочисленных масок, время от времени примеряемых на себя, наконец, со всеми предшествующими интерпретациями всего перечисленного выше. Главная трудность для интерпретатора состоит в том, что, как сказал один историк, философы слишком много мыслят. Этим свойством — свойством настоящего философа — отличается и Александр Леонидович Никифоров. Мы знакомы уже более 30 лет, но он не перестает меня удивлять. В полемике с ним мне приходилось неоднократно удивляться его способности примерять на себя различные позиции рефлексии и отстаивать их со страстью и искусством. Это в полной мере относится к выступлению А.Л. на семинаре «Проблемы рациональной философии» в феврале 2010 г. Оно имеет то же название, что и текст, помещенный в юбилейном издании2, и по сути является его первоначальной версией. Однако в переработанном виде он уже почти демонстративно направлен не на презентацию крайней точки зрения, не 1 Название позаимствовано из статьи Б. Дубина о Х.Л. Борхесе. 2 Язык. Знание. Реальность. К 70-летию А.Л. Никифорова; под ред. И.Т. Каса-вина, П.С. Куслия. М., 2011. Глава 23. Всегда иной и прежний. Об А. Никифорове на зажигание возможной полемики по образу и подобию Фейера-бенда, а на синтетическое и сбалансированное представление о познании, способное лечь в основу соответствующего учебника. Впрочем, не обманчиво ли это первое впечатление? С самого начала следует обратить внимание на то, что Александр Леонидович обсуждает не вопрос о том, что есть знание само по себе или как это понятие трактуется в современных когнитивных науках. Речь идет как раз о философском понимании знания и в этом смысле — об основном предмете и содержании эпистемологии как дисциплины. Этапозиция мне очень близка, и именно с данной точки зрения я и попытаюсь посмотреть на аргументы автора. Свое рассуждение А.Л. начинает с того же пункта, что Сократ или Декарт, — с наблюдения собственного, т.е. зрелого, образованного, современного, европейского, мужского, здорового сознания. То, что этот начальный пункт уже образует большую проблему, для классической эпистемологии не важно — разум един у всехлюдей, и он же обнаруживает, что мы живем в мире, наполненном осмысленными предметами. По сути дела здесь можно было бы и остановиться, так как все наиболее важное уже сказано. Но философия начинает с того же, чем и кончает. Поэтому А.Л. ставит цель показать, что это очевидное, казалось бы, утверждение основано на целом ряде эпистемологических и онтологических предпосылок. Для «распредмечивания» мира необходимо анализировать язык, такие понятия, как значение, смысл, онтология, предмет, реальность, истина и т.п. И здесь есть место интересным проблемам, инсайтам, изящным поворотам мысли и стилистическим изыскам, что делает указанный текст не только приятным чтением, но и поводом для глубокого размышления. Так, очевидно, что для него рассмотрение понятия «знание» отнюдь не должно начинается с вопроса «Кто говорит?», поставленного Ф. Ницше, т.е. с уточнения того, какая именно позиция рефлексии будет представлена в дан ном дискурсе. Мне же, напротив, представляется существенно важным разграничивать обыденное, научное и философское рассмотрение знания с точки зрения реальной компетенции рассуждающего субъекта. Что представляет собой знание для «человека с улицы» (А. Шюц)? Это в первую очередь основание для уверенности в своих действиях. «Я знаю, что вслед за ночью придет рассвет» оз- Раздел IV. Полемика Глава 23. Всегда иной и прежний. Об А. Никифорове начает, что человек может запланировать проснуться утром и заняться текущими делами. «Я знаю, как выбирать арбуз» - знание покупателя, дающее ему надежду на то, что купленный арбуз не придется выбросить на помойку. «Я знаю этого человека» -утверждение, позволяющее автору общаться (или избегать общения) с кем-то, предвидя последствия своих действий. Итак, почти буквальное следуя известному из аналитической философии (Б. Рассел) различению, мы получаем «знание-что», «знание-как» и «знание-о ком-то», т.е. предметное, методологическое и коммуникативное знания уже даны в обыденном сознании, хотя оно и не артикулирует данные различия. Главное в знании для «человека обыденного» это то, что в нем он черпает веру в способность предвидеть развитие ситуации и планировать соответствующие действия; это операциональное знание, которое в технике и технологии (социальной в том числе) находит свое развитое воплощение. Ученый (а мы ведем речь о представителе фундаментальной науки) выделяет из нерасчлененной когнитивной установки обыденного сознания его первую ипостась — «знание-что». Следует подчеркнуть, что особенность научного взгляда на знание в том, что в исследуемой предметности выделяется не основа для человеческих действии, но ее собственное основание, а именно ее структура и функции. Можно долго дискутировать о том, доминирует ли структурный подход над функциональным в науках физико-математического типа, претендующих на каузальное объяснение, или о том, имеет ли функциональный подход приоритет перед структурным в натуралистических и социально-гуманитарных науках, ориентированных на описание. Так или иначе, но специалист в области атомной физики разрабатывает и обосновывает представление о структуре атома, а также ее функциях, проявляющихся во взаимодействии элементов атома, и выводит отсюда все возможные следствия, позволяющие осуществить экспериментальную проверку. Он полагает, что получает знание, когда изучает учебную и научную литературу, когда выдвигает гипотезы и делает вычисления, но в первую очередь когда все это находит подтверждение в эксперименте. Опытная проверка рассматривается как наиболее основательная идентификация знания. Аналогичным образом этолог, описывающий поведение волков, соотносит это с анатомией и физиологией, а геолог, изучающий морфологию осадочных пород или тектонических плит, может сделать выводы по поводу динамики их изменений. Структура и функция, статика и динамика — эти и другие измерения предметности выступают для ученого в единстве. При этом методологический и коммуникативный аспекты знания в науке подчинены предметному. Знание постольку знание, поскольку несет в себе не методы его получения, формы общения, а содержание, говорящее об исследуемом объекте. И в этом отношении ни в неклассической, ни в постнеклассической науке ничего не меняется: наука все делает своим предметом, во всем видит предмет, хотя на деле кое-что может обстоять не совсем так. Однако мы ведем здесь речь именно об установке ученого, а она, взятая в идеале, однозначна - нацеленность на предмет исследования. При этом критерии знания, его отличия от того, что знанием не является (а это не заблуждение, не ошибка, о них речь может идти отдельно), многообразны. Здесь и наличие экспериментального обоснования и определенной теоретической формы (классификация, гипотеза, закон, объяснение, предсказание), и соблюдение методологических требований (простоты, системности, логичности, связи с предшествующим знанием). Однако философу надлежит подходить к знанию с несколько иной стороны. Здесь мы расходимся с А.Л. Никифоровым. Рассматривая многие важные эпистемологические темы, он с самого начала исключает из своего рассмотрения историческое формирование познавательного отношения и проблемы появления нового знания, а также весь комплекс вопросов, связанных с социокультурным содержанием и социально-культурной детерминацией функционирования и развития знания. Эти центральные и собственно философские проблемы, касающиеся субъекта познания, он числит по ведомству своих коллег и ссылается на то, что нельзя объять необъятное. Впрочем, дело не в этом, а в интенции рассматривать знание как феномен индивидуального опыта, непосредственно данный отдельному сознанию и неподвижно замерший на время нашего рассмотрения. Это типичные признаки классической эпистемологии, сторонником которой А.Л. позиционирует себя вновь. И это обстоятельство не могут скрыть его вежливые поклоны в адрес коллег, которые занимаются неклассическими сюжетами. Забежим впереди посмотрим на то, чем он завершает свое рассмотрение. Оказывается, вся терминология классической теории Раздел IV. Полемика познания может быть сохранена, поскольку она вполне совместима с новыми подходами. В общем, учет нового под видом старого — вот программа развития эпистемологии, предлагаемая нашим коллегой. Однако мирному синтезу такого рода, к сожалению, не суждено состояться. Диалог классики и неклассики весьма проблематичен, если не сказать хуже. Только на страницах учебников могут объединиться тематика классической и неклассической эпистемологии. В головах людей и в форме систематических концепций это произойдет еще очень не скоро и не обойдется без переформулировки, переинтерпретации центральных понятий и проблем. Как мне кажется, в трудах нашего коллеги уже видны следы этой мыслительной работы. Да, бастионы классики еще стоят, но стены покрыты трещинами, потихоньку то там, то здесь вываливаются кирпичи, и через образовавшиеся отверстия начинает просачиваться дурман неклассической эпистемологии. Что поделаешь, влияние контекста! Это видно при рассмотрении ряда вполне классических философских проблем, которые обнаруживают весьма свежее звучание. К вопросу о смысле Начнем с вопроса о смысле, который обстоятельно разбирается А.Л. Никифоровым. В частности, им затрагивается различение существенно (закономерно) истинных предложений, совокупность которых образует смысл языкового выражения, и предложений, истинность которых, так сказать, случайна. А.Л. уходит от обсуждения этого различения, полагая его неразрешимым. В самом деле, «Петр небрит» или «Настя болеет» могут быть истинными выражениями, но разве они определяют смысл собственных имен «Петр» или «Настя»? Впрочем, выражения «Петр - мужчина» и «Настя — женщина» также несущественны для смысла этих собственных имен вопреки утверждению А.Л. Никифорова. Они обладают только этимологическим смыслом, т.е. подлежат интерпретации с точки зрения так называемой каузальной теории референции, которая вскрывает истоки первоначального акта именования. Если же иметь в виду конкретных людей (люди, впрочем, не слова, у них нет смысла в понимании А.Л.), носящих данные имена, то небритость Петра и болезненность Насти нельзя сбра- Глава 23. Всегда иной и прежний. Об А. Никифорове сывать со счетов как нечто несущественное, если эти качества обнаружены в результате достаточно полного индуктивного обобщения. За ними в таком случае стоят немаловажные причины, достойные включения в число существенных. В частности, эти качества тогда будет нельзя поменять местами; впрочем, высказывания «Петр болеет» и «Настя небрита» также могут быть истинными, потому что Петр, будучи мужчиной, болеет, хотя и редко, а Настя, будучи женщиной, не бреется вообще. Иное дело, что вопрос о полноте индукции не решается чисто методологическими средствами, что обнаружено всеми дискуссиями по данному вопросу (хотя это тоже только результат индуктивного вывода). Он опирается на онтологическое допущение (убеждение) о единообразии мира, сформировавшееся в процессе существования в этом мире. Именно отсюда проистекает различие существенного и несущественного, закономерного и случайного. Сущности, законы — не результаты процедуры абстракции, не априорные категории, а улицы, по которым мы ходим, магистральные линии нашей жизни. Ксвязи знания и жизни мы еще вернемся. Далее, вызывает интерес мысль А.Л., высказанная им в ходе критики концепции Г. Фреге1 и двухчастной семантики, приводящей к элиминации понятия «смысл»: «Фрегевское различие между именами и функциями в применении к естественному языку можно истолковать как различие между ролями субъекта и предиката в предложении: для субъекта основной является функция обозначения, для предиката — выражение смысла». Здесь актуализируется весьма важная идея: смысл языковых выражений конституируется не сам по себе, в силу собственной субстанциальности, но исключительно благодаря месту данной языковой единицы в совокупности актов ее использования, короче говоря, в контексте речи. В самом деле, и теория дескрипций, и идея жестких десигнаторов — варианты одной и той же тенденции, идущей еще от Соссюра: разграничение и даже противопоставление языка и речи, системы и деятельности, правил и практики. И хотя рабо- ' Порой создается впечатление, что А.Л. Никифоров трактует семантику Г. Фреге как двухчастную, хотя именно ему мы обязаны понятием «треугольник Фреге». Иное дело, как именно понимаются смысл и значение; но то, что между ними проводится явное различие и они имеют разные функции, по-видимому, не ставится Фреге под вопрос. Раздел IV. Полемика ты позднего Витгенштейна и Куайна (путем решительной переинтерпретации понятия «смысл»), казалось, переломили эту тенденцию, она псе еще весьма влиятельна. А.Л. Никифоров, возражая противнее, мог бы, впрочем, довести свою критику до логического конца. Ведь элиминация понятия «смысл» из теории познания — то же самое, что исключение из нее проблематики мышления. Понятие смысла изначально предполагает теоретическое мышление и даже мышление вообще. Как замечает B.C. Швырев, «научное знание в принципе теоретично с самого начала, так как всегда связано с размышлением о содержании используемых в науке понятий и той исследовательской деятельности, которая приводит к формированию этих понятий». И далее: «Теоретическое мышление вообще, размышление над смыслом используемых понятий необходимо сопутствуют всякой науке»1. Чем иным является мышление, как не операциями со смыслом? В мышлении человек занимается вопрошанием смысла, его поиском, обнаружением, приписыванием. Он осмысливает, переосмысливает, обессмысливает окружающий мир и себя самого, открывает соответствия и несоизмеримость смыслов. Все это — проявление нашей познавательной способности, которая по аналогии с сознательным целеполаганием обнаруживает в реальности некие планы и ставит нас перед проблемой обоснования целей, направлений (прогресса, упадка, повторения) или принципов эволюции и тем самым нахождения смысла этой реальности. Здесь же - и понятие смысла некоторого события, которое описывает отношение принадлежности единичного к общему в аспекте ценности. Вопрос о смысле как цели касается тогда уже обоснования в этическом смысле. От него отличается отношение средств деятельности к достижению некоторой цели: нечто обладает смыслом, если имеет место соответствие намерения его предмету (практический, или инструментальный, смысл деятельности или поведения). Поиск смысла, потребность в нем могут относиться к опыту социального кризиса или личной пограничной ситуации. Вопрос о смысле человеческого существования возникает в опыте страдания, скуки, смерти, болезни, собственного рождения. 1 Швырев B.C. Теория // Новая философская энциклопедия. М, 2001. Т. IV. С. 43. Глава 23. Всегда иной и прежний. Об А. Никифорове С точки зрения социальной философии диагноз смыслового кризиса и поиска смысла выражает противоречие между общественной практикой и ее идеалами и целями, как они представлены в идеологии и теориях государства, а также констатирует отчуждение индивида от социума. Итак, обнаружение того обстоятельства, что ни знак, ни действие, ни иное событие окружающего мира само по себе не исчерпывается своим чувственно данным бытием, становится первой постановкой проблемы смысла как поиска цели, назначения, причины, основания, сущности. Поэтому смысл изначально предполагает расширяющееся пространство деятельности, дистанцию, путь, который следует преодолеть для увеличения массива своего знания. Идея самостоятельности теоретического мышления, будучи давно сформулирована философами, в науку проникла только на ее неклассическом этапе развития. Эйнштейн неоднократно высказывался в духе того, что теория возникает внезапно, независимо от опыта. В 1970-е гг. эта идея получила новое концептуальное выражение в форме тезисов Дюгема—Куайна и Куна—Фейерабен-да. Факты нагружаются теориями, не вытекающими из данных фактов, а существующими независимо от них. Обобщенный вывод, основанный в том числе и на результатах оригинальной исто-рико-теоретической реконструкции формирования электродинамики, гласит: «Фундаментальные теории не являются продуктом индуктивного обобщения опыта, а создаются вначале за счет трансляции концептуальных средств, заимствованных из других областей теоретического знания»1. Такая трансляция возможна прежде всего благодаря объемлющим концептуальным каркасам - общенаучной и специальной научной картине мира. Это образование, занимающее в структуре оснований науки особое место, принципиально отличается от теоретической схемы своим содержательным характером так же, как понятие корпускулы со всей его теоретической неопределенностью и долгой концептуальной историей отличается от абстрактного идеального объекта «абсолютно твердое тело». Картина мира не только создает возможность трансляции теоретических представлений, но и в отсутствие теоретической схемы фактически берет на себя функции последней в структуре теоретического Степан B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 10. Раздел. IV. Полемика знания и тем самым позволяет ей сформироваться. На основе картины мира строится семантическая интерпретация теоретической схемы, а в ее отсутствие картина мира дает и теоретическую интерпретацию фактов, выполняя функцию осмысления, придания смысла единицам языка науки, а тем самым — и самой познавае-. мой реальности. В силу этого смысл - ключевое понятие в раскрытии природы теоретического знания вообще. А.Л. Никифоров признает и дополнительно обосновывает это обстоятельство, однако недаром исключает из своего рассмотрения проблематику мышления. В смысле для А.Л. по-прежнему доминирует момент стабильности, а не процесс развития, преобладает данное, а не становящееся. Нащупав тупики проблемы смысла, в которые зашла аналитическая философия, он, прямо как Герцен, останавливается на достигнутом. Где же, по нашему мнению, просматриваются новые повороты данной проблемы? У позднего Гуссерля смысл — уже даже не свойство рефлексивной логики мышления, но элемент жизненного мира. Эту программу разворачивал в дальнейшем Яс-перс, связав понятие смысла с понятием экзистенциальной ситуации. Бахтин и Лотман истолковывали смысл языковых единиц в контексте живого общения, понимания и культурного взаимодействия. В социологии близкие идеи развивает Т. Дрид-зе, используя понятие «конкретной жизненной ситуации»1. Нечто подобное, пусть и на свой аналитический лад, высказывали С. Крипке и X. Патнэм в отношении уже не «Lebenswelt», a «possible worlds». Итак, вместо того чтобы истолковывать смысл как общее для всех и тривиальное содержание, как общезначимость слова, важно увидеть в многообразии смыслов уникальность и изменчивость сознания, обусловленные конкретной культурной и экзистенциальной ситуацией субъекта. Осмысленно только то, что осмыслено заново; восприятие смысла - всегда творчество, осмысление мира на свой лад; смыслообразование есть иносказание. Из уникальности смысла как продукта индивидуальной интерпретации вытекает и многообразие значений: человек, творчески относясь к употреблению языка, порождает особый мир. Смысл исчезает в ' См.:Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001. Глава 23. Всегда иной и прежний. Об А. Никифорове рутинном восприятии слова; понимание - не что иное, как внесение нового. Нельзя понять смысл, вложенный другим, не модифицируя его. В этом отнош
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|