Дисциплинарный статус: болезненный вопрос?
Попробуем построить гипотезу о подлинном предмете размышлений Е.А. Мамчур. Она пытается показать, что социальные эпистемологи стоят перед принципиальной дилеммой. Им следует: О либо признать неразличимость социологии знания и социальной эпистемологии, отказаться от философско-эпистемологических претензий и ограничить себя анализом слабой формы социальной обусловленности знания; О либо противопоставить социологию знания и социальную эпистемологию, принять натуралистский подход и крайнюю версию социального конструктивизма и настаивать на полной социальной нагруженности знания, его «социальной детерминированности». И в том и в другом случае социальным эпистемологам надлежит признать, что они согласны с дихотомией когнитивное—социальное, а также не занимаются философией. Только в первом случае они, уйдя из философии, сохраняют академическую состоятельность, во втором же рискуют, что их обвинят в релятивизме и вытекающих из него грехах, а в конечном счете в научной несостоятельности. Во-первых, вынужден не согласиться с Еленой Аркадьевной в ее попытках уложить социальную эпистемологию, по крайней мере как понимаю ее я и ряд моих коллег, в прокрустово ложе данной дилеммы. На мой взгляд, в общем виде нельзя провести никакой четкой границы между социологией знания и социальной эпистемологией, это можно сделать только применительно к конкретным трудам и авторам. Ведь современная эпистемология и социальная эпистемология в частности находятся в постоянном междисциплинарном диалоге со специальными нефилософскими дисциплинами, изучающими познавательный процесс, в котором идет обмен понятиями и даже методами.
Глава 24. Об одном ли предмете мы спорим? Спор с Е.А. Мамчур Во-вторых, социальная эпистемология — а я, отвечая на критику Е.А. Мамчур, говорю о себе и своих российских коллегах — целенаправленно занята анализом и переосмыслением классических эпистемологических категорий (знание, познание, истина, заблуждение, рациональность, субъект познания и т.п.), а также введением в эпистемологический оборот новых понятий (традиция, архетип, текст, контекст, дискурс, вненаучное знание, повседневность, миграция). В этом смысле наша социальная эпистемология сохраняет и культивирует собственно философское содержание и вовсе не стремится в плен социологических и иных специально-научных схем контекстуальной реконструкции. И напротив, одним из ее принципов является критическое отношение к самому понятию «контекст», поскольку контексты являются результатом определенного рода конструирования и реконструирования1. Так что философский подход к социальной обусловленности состоит не в том, чтобы просто находить в знании социальные образы, а чтобы дать по возможности полный образ знания с точки зрения реальных условий и факторов его генезиса, форм накопления, средств функционирования и развития. Социальная эпистемология — это такое философское учение, которое базируется на деятельностном, коммуникативно-семиотическом и культурно-историческом подходах к анализу субъекта познания. И это помимо всего — форма эпистемологического холизма и монизма в отличие от дуализма, предлагаемого нашими критиками. В-третьих, приведу обещанное в начале высказывание Елены Аркадьевны в рамках панельной дискуссии: «Между философией и социологией науки никогда не было соперничества, поскольку в качестве предмета анализа они подразумевали разные вещи. Но когнитивная социология претендует на исследование того же самого объекта, что и философия науки, а именно на анализ научного знания. Естественно, что в данном случае неизбежно встает вопрос о границах философского и социологического подходов к рассмотрению познания»2.
1 См.: Касавин И. Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии // Вопросы философии. 2004. №11. 2 Знание в социокультурном контексте: как возможна социальная эпистемология? Раздел IV. Полемика Озабоченность дисциплинарными границами и чистотой философских помыслов у Е.А. Мамчур основана на старом споре о предмете философии науки — относится ли она к науковедению или же это философская дисциплина. Е.А. Мамчур, как и многие другие, явно не удовлетворена положением дел в философии науки и, в частности, философии физики, популярность которой ' стремительно падает, несмотря на необходимость ее изучения аспирантами. Не имея вкуса к философии и не обладая пониманием ее специфики, такие авторы, как С.А. Лебедев, сводят (почти по О. Конту) философию науки к суммированию некоторых общих сведений о естественных и точных науках и позиционируют ее в рамках науковедения. В современной науке и в самом деле нелегко отыскать и реконструировать собственно эпистемологическую проблематику, поскольку ученые обычно избегают ее открытого обсуждения. Поэтому на словах многие философы науки хоть и признают важность философии, но наделе предпочитают закапываться в частности специальных наук и дискуссий, не выводя рассмотрение на реальное обсуждение эпистемологических проблем. Есть основания полагать, что, дистанцируясь от философии, именно современная философия науки в ее сциентистски-интер-налистском варианте окончательно утрачивает свой предмет. Хотелось бы, чтобы представители философского анализа знания всех типов не забывали, что все эти типы — разные ипостаси философии, предметом которой является человек как познающий, действующий и общающийся субъект. Чем является социальная эпистемология — специальной научной дисциплиной типа социологии науки или философским анализом знания? Ответ на этот вопрос предлагает столь же точное определение места остальных дисциплин, изучающих познавательный процесс: разным вариантам эпистемологии (трансцендентальной, конструктивистской, эволюционной, компьютерной и др.), философии и истории науки, когнитивным наукам. Сегодня нелегко проводить четкие дисциплинарные границы, поскольку все в большей мере получает кредит междисциплинарный подход. Вытесняется ли философская эпистемология натуралистическим подходом? В чем суть философского подхода к знанию? Об этом мы и дискутируем с Е.А. Мамчур.
Глава 25. Человек или тело? К вопросу о природе носителя сознания1 На одном из заседаний семинара «Проблемы рациональной философии» уважаемый докладчик, рассуждая о проблеме сознания, заявил примерно следующее: «С изобретением электронного томографа проблема сознания переходит из разряда вечных философских проблем в число задач, решаемых научными методами. Короче говоря, проблема сознания в принципе уже решена». Этим докладчиком был И.П. Меркулов, уже ушедший от нас. Его ученики сегодня пытаются развивать и пересматривать взгляды учителя. Так, Е.Н. Князева признается: «Прежние подходы к пониманию мозга и сознания - вычислительный и информационный - оказываются принципиально недостаточными. Динамика функционирования сознания является более сложной, чем исчисление (компьютерная метафора) и переработка информации». Что ж, можно с удовлетворением констатировать существенную эволюцию сознания эволюционных эпистемологов в отношении нашего с ними сознания. Инкарнированное познание Конечно, некоторые из нас, которые и раньше почитывали не только классиков типа Р. Декарта, Ж.О. Ламетри и B.C. Тюхтина, но и авторов попроще, скажем, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, Ж.П. Сартра, Л. Выготского, А. Лурию, а то и хорошую художественную литературу, уже догадывались, что с сознанием не все так просто. Оно и в самом деле несводимо к функции мозга, а уж к ее нейрофизиологическому субстрату — и подавно. А то, что оно относительно самостоятельно по отношению к бытию вообще, некоторые философы знали еще раньше. Но бог с ней, с историей. Давайте лучше посмотрим, какую новацию предлагает Е.Н. Князева сегодня. Оказывается, сознание и познание телесно, «детерминировано телесной облеченностью человека, обусловлено мезокос-мически выработанными способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. То, что познается и как познается, зависит от строения тела и его конкретных функциональных особенностей». Итак, уже не просто мозги под информационным
1 Частично опубликовано в: Эпистемология и философия науки. 2010. № (Панельная дискуссия). Раздел IV, Полемика Глава 25. Человек или тело? К вопросу о природе носителя сознания соусом, но тело целиком — вот что является носителем и даже сильнее — детермшантой наших когнитивных актов. Это значительный шаг вперед по сравнению с А. Тьюрингом, для которого совершенно все равно, каков по своей вещественной природе носитель сознания (информации). И, как мы увидим, это не послед-_ний шаг. Е.Н. Князева подчеркивает, что тело — только элемент более сложного образования тело—окружающая среда. Казалось бы, это просто детализация известной формулы о том, что сознание — функция мозга в его взаимодействии с окружающей средой (телом, природой, другими людьми). Но здесь вступает в свои права биолог Ф. Варела, согласно которому всякая жизнь вообще есть познание, а различие между человеком и другими живыми существами имеет лишь количественный характер. Отсюда вытекают два вопроса и два ответа на них. Во-первых, что же есть познание, понятое как жизнь? Это адаптация и ориентация в среде, поясняет докладчик. Как следует из данного определения, познание (а если следовать формуле К. Маркса «Сознание существует в форме знания», то и сознание) переносится вне тела и категорически не нуждается ни в какой «субъективной реальности», «душе», «менталитете», «внутреннем опыте». Таким образом, вопрос о том, что происходит в мозге в момент психического акта, перестает наконец интересовать эволюционного эпистемолога, избавившегося от менталистского понимания знания. Во-вторых, что же есть человек как носитель сознания? Это существо, главная задача которого не самореализация, а экологическая проблема отношения со средой. Сам по себе человек «пуст»; кроме тела (физиологических задатков, сложившихся эволюционно в рамках определенной экологической ниши) и среды (не любой, а лишь доступной ему в принципе в силу его структуры), он более ничем не располагает. Он вовсе не «экзистенциальный проект» и даже не «мыслящее Я», а конгломерат двух физических систем - тела и среды, функция их отношения. Отсюда сознание иначе как «стихийный и непостижимый» (нормальное русское обозначение для «эмерджентный») эпифеномен этого отношения пониматься не может, и при этом никакого принципиального различия между человеческим сознанием и психикой животных не существует.
Попробуем проанализировать эту концепцию на примерах. Взять, скажем, высших животных, которые, как и человек, спо-
собны использовать орудия для достижения своих целей. Шимпанзе палкой сбивает висящий банан. Этот навык не присущ приматам сам по себе, являясь продуктом научения, результатом жизни в сообществе, что обеспечивает достаточно ограниченный опыт, ибо шимпанзе в принципе неспособен составить издвухпалок одну, если не хватает длины одной из них. Ему явно недостает того периода продленного детства, которым обеспечен человеческий детеныш. Именно этим дефицитом общения обусловлена психика шимпанзе. Поэтому едва ли можно редуцировать общение детеныша с матерью к адаптации и ориентации в среде. Среда же становится предметом психического переживания лишь при посредстве общения субъектов. Сама по себе она не дает креативных импульсов, а то, что они не появляются спонтанно из глубин мозга или тела, тоже более или менее очевидно. Адругой субъект -не безличная среда, к которой можно приспособиться, не спрашивая, хочет ли она этого. Из фактора общения вытекает необходимость откорректировать изначальное определение сознания и познания даже применительно к стадным животным. Другой пример дает нам М. Булгаков в своей повести «Собачье сердце». Операция по пересадке органов от человека к собаке превращает последнюю в Шарикова, который органично встраивается в советскую среду «эпохи Москвашвея» (О. Мандельштам) со своими швондерами и прочими типичными персонажами. Сточки зрения телесно ориентированного подхода это нормально и правдоподобно: изменили структуру телесности, изменилось и сознание, собака стала человеком. Писатель, впрочем, сторонится такого вывода, показывая, что собака если и может стать человеком, то тот оказывается хуже хорошей собаки. Каковы следствия из тезиса о том, что структура телесности детерминирует человеческое сознание? В таком случае школьников нужно распределять по классам не столько по формальному возрасту и интеллектуальным склонностям, сколько по росту, весу, цвету волос и, конечно же, полу. Ведь известные небольшие различия между мальчиками и девочками могут оказаться решающими с точки зрения их способностей к математике или истории. Само собой, телесно ориентированный подход дает убедительное объяснение тому, почему знаменитыми философами оказывались, как правило, мужчины, и 3. Фрейд бы немедленно с этим согласился, но, боюсь, что профессора Е.Н. Князеву это едва ли устроит. Раздел IV. Полемика Конечно, если вчитаться в другие труды Е.Н. Князевой, то ситуация не будет столь однозначной. Тезис инкарнированности1 (телесной воплощенности и даже детерминированности) познания и сознания совмещается у нее с совсем другим тезисом о том, что когнитивные структуры являются эмерджентными (спонтанными, непредсказуемыми и относительно недетерминированными)2. То, что здесь имеет место неустранимое противоречие, известно достаточно давно, уже из концепции Д. Дэвидсона3, о которой, вероятно, ничего не знают любимые авторы Е.Н. Князевой. Это неудивительно, поскольку концепция «инактивирован-ного познания» вообще не слишком тесно связана с философией4. Кстати, телесно ориентированный подход в эпистемологии обнаруживает сегодня особое социальное звучание, поскольку оказывается весьма востребованным среди, скажем так, необычных идейных течений. «Черная эпистемология», «женская эпистемология», «квир-эпистемология» (queer epistemology, т.е. теория познания людей нетрадиционной сексуальной ориентации) — все это примеры того, что нам обещает такая «одержимость телом» в анализе познавательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|