Нет, скорее все-таки иной...
Когда А.Л. Никифоров убеждает нас, что «всю терминологию, связанную с классическим понятием истины, мы можем сохранить», он, мне кажется, не вполне ясно выражается. Им пересмотрены понятия реальности, истины, объективности, а понятие отражения заменено понятием конструирования. Термины, особенно в философии, не являются простыми ярлыками (за это А.Л. критикует Г. Фреге), они обычно имеют смысл и значение, которые претерпели существенные изменения. Некоторые следствия этих изменений, которыми уже пару десятилетий пропитана философская атмосфера, мы вкратце очертим ниже. Классическая эпистемология трактует истину как свойство знания говорить о реальности самой по себе. Неклассическая социаль- Главя 23. Всегда иной и прежний. Об А. Никифорове ная эпистемология, разрабатывая процедуру истинностной оценки знания, вводит в контекст теории истины социального субъекта, в силу чего проясняется многообразие смыслов и способов использования знания в социуме. Аналогичное понимание истины как «свободного синтеза», призванного «раскрыть всеобъемлющий смысл бытия-в-истине», сформулировал Ясперс. В этом случае нормативный образ истины уступает место его дескриптивному пониманию, складывающемуся в контексте взаимного сравнения и диалога различных идей, теорий и форм знания, связанных с ними практик и социальных реальностей. Выбирая в истории познания некоторую ситуацию и занимая определенную позицию рефлексии, эпистемолог описывает ее предпосылки и перспективу. Меняя позицию, он дает затем иное описание подобно тому, как один и тот же ландшафт видится с горы иначе, чем из долины. Многообразие видения, методов, предпосылок, возможных результатов затем сравнивается с описаниями данной ситуации ее участниками, атакже историками и социологами культуры. В итоге это оказывается способом сознательного конструирования картины мира, которая в свернутой форме представит определенный блок истории познания, т.е. картину знания (онтология и есть картина знания, понятая как картина мира). Зная истоки и метод конструирования онтологии, мы можем более успешно работать над ее совершенствованием и доверять ей при истинностной оценке отдельных высказываний. Сама же онтология будет истинна в другом смысле, а именно как диалогический, чело-векоразмерный, многоуровневый, но все же совокупный образ знания, относящийся к миру самому по себе, как достигнутый и как прогнозируемый уровень этого знания.
И здесь важно обратить внимание на принципиальное различие функции понятия истины в философии и науке. Философ не в состоянии установить, насколько анализируемое им знание соответствует его объекту. Если это кто-то и может сделать, так только ученый, для которого корреспондентная концепция истины имеет определенный смысл. Именно ученый несет ответственность за свои открытия и их обоснование, за построение достоверного знания и его отличие от ошибок, заблуждений, предрассудков. Это же характеризует всякого субъекта, который познает мир и ориентируется в нем на основании своего знания. Задачи же философии познания существенно иные. Философ не открывает — в отличие от ученого —ничего нового вприро- Раздел IV. Полемика де или обществе, он лишь проясняет известное, предостерегает от самоуверенности и конструирует целостную картину из наличного материала. Отсюда и истина для него — не демаркация знания на совершенное и несовершенное, а целостный продукт философской рефлексии — картина знания, которая оказывается объектом для рефлексирующего ученого и иного познающего субъекта. В этом смысле философ не создает нормативных предписаний, а синтетически описывает, собирает в одно целое то, что уже относится к сфере известного и возможного, но еще не осмыслено в качестве единства многообразного.
Как мне представляется, А.Л. Никифоров постепенно приходит к следующей мысли, которую разделяет и автор этих строк. Чисто эпистемологическое рассмотрение знания внутренне недостаточно, оно должно включить в себя социально-философский и культурно-антропологический аспект, т.е. стать философским в полном объеме. Главный недостаток большинства концепций знания в том, что они не выходят за пределы конфронтации классической и неклассической эпистемологии, философского и натуралистического проектов исследования познания. Однако современную эпистемологию надо строить на новых основаниях, понимая ее как снятие противоположности классического и неклассического подходов. Это будет постнеклассическая теория познания, сохраняющая ведущую роль философии, с одной стороны, и признающая важность междисциплинарного взаимодействия — с другой. Решая различные исследовательские задачи, она будет постоянно переходить от дескриптивизма и эмпиризма к нормативизму и трансцендентализму и обратно. Не специальная наука — логика, психология или социология, не отдельный узко понятый эпистемологический подход (эволюционный, когнитивный или культурологический), но лишь интегральная философия познания, философия как таковая способна дать адекватное и богатое представление о знании. Последнее в таком случае является результатом анализа реального познавательного процесса и потому наполнено конкретным содержанием; и вместе с тем оно имеет всеобщий и абстрактный характер, дабы служить познающему человеку нормой и идеалом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|