Тема 1: Понятие мировоззрения, его структура, уровни, типы
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ДУХОВНАЯ СФЕРА
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. В структуру мировоззрения входят 4 компонента: 1. Познавательный компонент базируется на обобщённых знаниях (повседневных, профессиональных, научных и т.д.). Он включает в себя: сознание, знание, познание. Бытие человека осознанно. Он задумывается над тем: Как живёт? Что делает? Сознание – это выражение отношения индивида к своему существованию и функционированию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. 2. Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы. Мировоззрение зиждется не на одних только знаниях, но и на их оценке с позиций: хорошо – плохо, полезно – вредно, т.е., ему присуща не только информационная, но и аксиологическая (ценностная) насыщенность. Ценность – это то, что дорого, значимо для человека. Ценность – не природное свойство чего-либо (предмета, события, явления), в ней отражено отношение индивида к чему-либо (предмету, событию, явлению). Ценности различаются по содержанию (истина, удовольствие, красота, власть и т.д.); по знаку – положительные и отрицательные (добро – зло, наслаждение – страдание, польза – вред). Ценности могут быть материальными и духовными, высшими и низшими. У каждого конкретного человека своя иерархия ценностей.
На протяжении истории философии наиболее отчётливо выделялись три главные ценности – добро, красота, истина. Добро охватывает практическую жизнь человека (особо актуальной данная ценность была в Античности и Средневековье). Красота представлена в чувственно-эстетическом бытии индивида и общества (наиболее значимой ценностью она становится в эпоху Возрождения). Истина доступна в основном через научную деятельность (истина как ценность приобрела статус «главной» в Новое и Новейшее время). Идеал (лат. idealis – вид, образ, идея): 1) высшая степень ценного или наилучшего, завершённое состояние какого-либо предмета, явления («идеальный вид», «идеально построенный дом» и т.д.); 2) индивидуально-принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личностных качеств, способностей. Жизнь человека изменяется, улучшается, приближается к совершенству, руководствуясь идеалом – тем, чего ещё не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Мировоззрение, в структуру которого включены идеалы, нельзя определить как простое отражение действительности. Наличие в нём идеалов характеризует его как отражающее отражение, как такую идеальную силу, которая не только отражает реальность, но и ориентирует на её изменение. Убеждение – не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, взглядов, идей. Которые, овладев всем существом индивида, подчиняют себе его чувства, совесть, волю, поступки. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы (моральные, религиозные, правовые и т.д.), регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей степени, нежели в ценностях присутствует приказной, обязующий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Каждый конкретный человек индивидуален. В зависимости от его темперамента, характера, жизненного опыта, взглядов и убеждений, способностей строятся его отношения к обществу, людям, т.е. воззрения на мир или мировоззрение. Ведь не зря ещё с античных времён уделялось столь пристальное внимание душевному складу человека, его характеру. По мнению современных учёных, наш характер шестислойный: 1-ый слой: темперамент (когда-то всем хорошо известный Гиппократ выделил четыре темперамента – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик); 2-ой слой: общенческие черты, т.е. отношение человека к другим людям (эгоизм – альтруизм, коммуникабельность – замкнутость и т.д.); 3-ий слой: самооценка, т.е. отношение к себе (своему душевному облику, внешности, поведению); 4-ый слой: волевые черты, которые являются хребтом характера (твёрдость – мягкость, сила – слабость); 5-ый слой: черты умственного склада (быстрота, глубина и острота мышления, логика или же их антиподы); 6-ой слой: черты чувств (эмоций): а) психологические чувства и эмоции (любовь, зависть и т.д.); б) нравственные чувства и эмоции (стыд, совесть и т.д.); в) эстетические чувства и эмоции (такт, юмор, вкус и т.д.). Для того чтобы знания, ценности, нормы реализовались в практических действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка особой эмоционально-психологической установки на готовность действовать определённым образом. 4. Практический компонент отражает тип поведения каждого конкретного индивида в определённых обстоятельствах и ситуациях в соответствии с его мировоззрением. По характеру формирования и способу функционирования мировоззрения можно выделить два его уровня: жизненно-практический и теоретический. I. Жизненно-практический уровень складывается стихийно и базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте. Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение и познанный опыт каждого отдельного индивида.
II. Теоретический уровень мировоззрения акцентирует внимание на познавательной, когнитивной (лат. – знание, познание) стороне постижения мира, а не на эмоциях, личных мнениях и т.п. Сущность данного уровня – рациональность (разумность), придающая решающее значение мышлению. Выделяют 6 исторических типов мировоззрения: · мифология (символическое мировоззрение) – система символов, через которую реальное представляется как ирреальное; · религия (догматическое мировоззрение) – система догм, постулатов, фиксирующих отношение человека к сверхъестественному; · народное мировоззрение (традиционалистское) – система традиций или фиксация исторически не приходящих ценностей в отношении человека к миру; · философия (концептуальное мировоззрение) – система концепций, понятийно-логическое осмысление отношения индивида к миру; · искусство (образное мировоззрение) – отражение системы «мир – человек» в образной форме; · наука (номологическое мировоззрение) – система законов, или отражение закономерного в отношении человека к миру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|