Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство как тип мировоззрения




 

В духовном производстве искусство является эстетическим способом освоения действительности. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Оно имеет свои особенности:

· искусство – это универсальная образная модель мира, отражающая всё;

· искусство – это универсальная социальная память человечества, оно хранит информацию обо всех сторонах жизни людей и общества;

· искусство – это универсальный компенсатор недостатков индивидуального опыта человека;

· искусство – это универсальный язык общения людей;

· искусство – это универсальное поле творчества человека.

Множество видов искусств обусловлено разнообразием языка, средств и материалов творчества: 1) литература – искусство слова; 2) музыка – искусство звука; 3) живопись – искусство цвета; 4) графика – искусство линии; 5) скульптура – искусство объёма. Всё это моноискусства.

Кроме моноисскуств существуют синтетические виды искусства: 1) театр; 2) кино.

В истории искусства можно выделить три крупных творческих направления: реализм, формализм, натурализм. Они различаются соотношением субъективного (художник, скульптор и т.д.) и объективного (натура) в творчестве того или иного деятеля искусства.

Реализм – это единство субъективного и объективного, «я» и «не-я», художественного и предметного. Реалист не только отражает предмет, натуру, но и выражает своё отношение к ней, свою оценку.

Формализм – это абсолютизация субъективного начала в творчестве, преувеличение роли художника, его оценок, его восприятия мира. Формалист стремится не только и не столько отразить натуру, сколько выразить себя в произведении.

Натурализм – это абсолютизация объективного, натурального, предметного начала в творчестве. Натуралист видит свою цель только в правдивой, фотографической передаче натуры.

Предпосылкой философского понимания искусства служит выдвинутое ещё Аристотелем положение о том, что всякое искусство имеет дело с возникновением вещей, которые могли бы быть, а могли и не быть. Их причина коренится в Творце, а не в них самих. Таким образом, произведения искусства, в отличие от явлений природы, возникают и функционируют не в силу естественной необходимости, а благодаря свободной воле Творца.

Философ Нового времени И. Кант, поддерживая и по-своему развивая идею античного мыслителя, иллюстрирует её следующим примером: многие склонны называть произведением искусства – великолепно построенные пчёлами соты. На самом деле это только аналогия с действительным искусством. Пчёлы исходят в своём труде не из соображений свободы воли и принципов разума. Соты – продукт их природы, инстинкта. В этом смысле к сфере искусства относятся вещи, представления о которых, в качестве причины, предшествуют их реальному существованию.

«Античное» понимание искусства более широкое. Оно включает не только «изящные» искусства – поэзию, живопись, музыку, но и такие формы духовной и практической деятельности, как науку и ремесло. Ведь и в них представление о вещи предшествует в качестве причины самой вещи, ибо, прежде чем изготовить самый простой стол, необходимо предварительно иметь в голове его идею. В этом плане «прекрасное» искусство отличается от науки (научного знания) воплощением замысла, идеи в действительности, а от ремесла и техники – отсутствием точного, конкретного знания о результате воплощения. Если в сфере технического производства точно известны и сам процесс деятельности, и характер производимого продукта, то искусство, художественное творение основано на свободной игре творческих сил.

Художественное творение – есть хранение вещей в истине. Это не следует понимать только в смысле «вечности» творений искусства в сравнении с преходящим миром вещей («жизнь – коротка, искусство – долговечно»). Смысл «хранения в истине» состоит в раскрытии подлинной природы сущего, в его одухотворении, в возвращении духа к самому себе.

Простой художник копирует действительность; простой поэт создаёт фантастический образ реальности. Потенциально любой человек может петь, рисовать, танцевать, писать стихи и т.д., если в нём развиты данные способности, творить же реальность, раскрывать подлинное лицо бытия может только особо одарённая личность – художественный гений.

Слово «гений» (от лат. «genius») подразумевает, что в человеке с самого рождения присутствует некий Дух, охраняющий его, руководящий им и как бы внушающий ему оригинальные идеи. В. С. Соловьёв в своей работе «Исток художественного творения» ни раз обращал внимание на то, что вдохновение, неистовство гения всегда имеет «небесный», божественный источник. Что само художественное творчество есть «богочеловеческое» творчество.

Согласно И. Канту, гений – это талант, т.е. дар природы:

Во-первых, гений – это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого стандарта, чему нельзя научиться. Следовательно, главным признаком гения является его оригинальность.

Во-вторых, поскольку возможна и оригинальная бессмыслица, произведения гения должны являться образцовыми, служить примером для других.

В-третьих, гений не может объяснить, как он создаёт свои произведения. Его творчество носит во многом бессознательный характер.

В-четвёртых, истинная гениальность характерна только для художественного творчества, ибо природа «предписывает правила» не науке, а только искусству. В подтверждение этой мысли И. Кант сравнивает творчество Ньютона и Гомера. Всему тому, что Ньютон изложил в своём бессмертном труде о началах философии природы, всё-таки можно научиться; но невозможно научиться вдохновенно, создавать поэтические шедевры, как бы подробно не были предписаны правила стихосложения и как бы превосходны не были образцы.

Ф. В. Шеллинг в своей работе «Система трансцендентального идеализма» замечает, что наличие гениальности следует предположить там, где идея целого, несомненно, предшествует возникновению частей.

В работе Ф. Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» мы обнаружили ещё одну существенную черту гениальности. Если руками гения творит сама природа, то сущность гениальности должна выражаться в особой наивности и непосредственности, в торжестве простоты над изощрённостью и замысловатостью. Искусство, по мнению Ф. Шиллера, должно быть безыскусным. Высшее искусство заключается в умении скрыть искусство.

Гений творит не по заученным принципам, а по наитию, по внушению самой природы. Поэтому «всё гениальное просто», а великие произведения искусства являются образцом для всех времён и народов.

Если для создания произведений искусства требуется гений, то для суждения о них необходим вкус. В общем смысле, вкус можно определить, как способность судить о том, является ли нечто прекрасным или нет.

Для того чтобы выступать судьей в вопросах вкуса, необходимо быть безразличным к существованию вещи, о которой идёт речь. Сказать, что предмет прекрасен, – значит подчеркнуть свою независимость от него, полную не заинтересованность в нём. Таким образом, эстетический вкус есть способность судить о предмете на основе благорасположения или не благорасположения к нему, свободного от всякого интереса. Сознавая, что благорасположение к какой-либо вещи лишено для него всякого интереса, индивид сочтёт, что в ней должно заключаться основание благорасположения для каждого. В этом притязании на субъективную всеобщность заключается источник антиномии вкуса, первая посылка которой – тезис – выражает субъективный момент чувства вкуса: «У каждого свой вкус, поэтому о вкусах не спорят». Вторая посылка – антитезис – характеризует объективный, общезначимый момент суждения вкуса: «О вкусах можно спорить, ибо существует общий критерий правильного, хорошего вкуса». Заметим, что первая посылка бытует на правах поговорки у многих народов мира. И это свидетельствует о том, что народная мудрость не поднялась выше субъективного представления о вкусе. И. Кант убедительно показал, что речь здесь идёт о разных понятиях вкуса. В первой посылке имеется в виду чувственный вкус, представление о приятном; во второй – собственно эстетический вкус – представление о прекрасном.

В чём сущность прекрасного?

Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Но что означает «целесообразность формы»? Например, когда говорят: «У этой женщины прекрасная фигура», то имеют в виду, что природа в совершенстве выразила в ее образе цель женского телосложения. Следовательно, целесообразность вещи есть ее соответствие некой высшей цели, высшему предназначению или, другими словами, причастность ее к идее. Целесообразность является своего рода «очертанием» идеи. И в этом смысле красота – «воплощение идеи» (В. С. Соловьёв) или «выражение эстетической идеи» (И. Кант). Можно также выразить эту мысль в духе Платона: красота – совершенная лепка формы в соответствии с неким идеальным образцом, эйдосом. Отсюда древнерусское слово «лепота».

Вопрос о соотношении прекрасного и возвышенного.

Яркое описание возвышенного даёт А. Шопенгауэр. Представьте себе: бурное волнение в природе, полумрак от грозных чёрных туч; огромные, голые, нависшие скалы, которые теснясь закрывают горизонт; бурлящие, пенящиеся воды; стоны неимоверного ветра…Перед нами отчётливо выступает наша зависимость, наша борьба с враждебной природой, наша сломленная ею воля. Но до тех пор, пока верх не берёт ощущение личной опасности, и мы пребываем в эстетическом созерцании, сквозь эту борьбу природы, сквозь этот образ сломленной воли проглядывает чистый субъект познания, спокойно, невозмутимо, безмятежно постигающий идеи тех самых явлений, которые угрожают воле, пугают её. В этом контрасте и заключено чувство возвышенного.

Чувство возвышенного, согласно Ф. Шиллеру, включает в себя три составные части: во-первых, явление природы как некую силу, неизмеримо превосходящую человека; во-вторых, соотношение этой силы с нашей физической способностью сопротивляться; в-третьих, отношение ее к нашей моральной личности, к нашему духу.

Таким образом, возвышенное является результатом действия трёх последовательных представлений: объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального превосходства.

В этом отношении возвышенное существенно отличается от прекрасного. И. Кант, глубоко проанализировавший эти две основные формы эстетического, установил, что если прекрасное доставляет нам удовольствие само по себе, вызывая непосредственно наше благорасположение, то благорасположение к предметам возвышенного возникает только на основе идей разума.

Прямое воздействие разума на формирование чувства возвышенного позволяет понять, почему прекрасное в природе всегда связано с формой предмета, а возвышенное может быть обнаружено в любой бесформенности, хаотичности; или почему прекрасное только привлекает, а возвышенное одновременно и привлекает, и отталкивает. Наслаждаться ужасным, изумляться собственному ничтожеству, восхищаться своим физическим бессилием можно только на почве высокого морального духа, глубокой идеи разума. В этом и состоит феномен возвышенного.

Красота и гармония, прекрасное и возвышенное – всё это входит в сферу интересов эстетики. Сам термин «эстетика» образован от греч. aisthetikos, что значит «чувственный», «чувствующий». Возникновение эстетики как самостоятельной философской дисциплины относится к XVIII в., т.е. к эпохе Просвещения. Основатель эстетики – Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство – как воплощение красоты. Очень часто эстетику называют «философией прекрасного».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...