Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5: Философия истории. Направленность истории и понятие прогресса. Формационный и цивилизационный подходы




Философия истории как раздел философского знания призвана осмысливать историю социума, исторические процессы, события, факты. Философы рассматривают историю как совокупную память общества, аккумулирующую исторический опыт.

В исторической памяти общества можно выделить три уровня:

практика – совокупность всех исторических деяний, событий, существенных и несущественных, случайных и необходимых, важных и неважных, глобальных и локальных;

опыт – это всё важное, значимое, представляющее интерес своим положительным и отрицательным значением;

культура – это всё ценное, положительное в историческом опыте человечества.

Итак, практика – это всё свершившееся; опыт – всё значимое; культура – всё ценное в опыте.

Социальная память человечества, включающая в себя культуру и весь исторический опыт общества, обеспечивает непрерывность человеческой истории, преемственность ценностей и традиций, передаваемых из поколения в поколение. Традиция – это исторически сложившиеся устойчивые способы и формы деятельности людей. Они проявляются в укладе жизни, обычаях, обрядах, ритуалах. У каждого народа, этноса своя совокупность традиций, они то и формируют национальную культуру.

Чтобы существовала преемственность поколений (история), необходимо следовать традициям; чтобы общество развивалось (тоже история) необходимо нарушать традиции, создавать новое, действовать творчески, новаторски. Традиции и новациидве противоположности. Их диалектическое единство обеспечивает одновременно и прогресс, и устойчивость.

Прогресс или регресс испытывает человеческое общество и его история? Данный вопрос волновал многих философов. Философская мысль выдвинула несколько концепций (концепция – это содержательное развитие какой-либо идеи) о направленности истории.

1-я точка зрения берёт своё начало в глубокой древности. Греческий поэт Гесиод заявил когда-то, что человеческое общество с развитием деградирует. В своей истории общество проходит пять стадий от «золотого века» до «века железного».

В далёком прошлом, по мнению Гесиода, люди были сделаны из золота, они не знали житейских забот, ни тем более нравственной порчи. На смену им пришло серебренное поколение, которое намного хуже. Третьим было поколение медное. Четвёртым – поколение божественных героев. Затем наступил век железных людей, в котором:

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почёт воздаваться. Где сила, там будет и право.

Гесиод считал, что уже среди его современников почти нет нравственных индивидов:

Скоро вовсе на Олимп отлетят

Совесть и стыд.

Лишь одни жесточайшие беды

Людям останутся в жизни.

От зла избавленья не будет

(Гесиод. Труды и дни. М., 1927).

Концепция, развивающая мысли Гесиода, рассматривает историю как непрерывно продолжающийся упадок в социальной и нравственной сферах.

2-я точка зрения восходит к Гераклиту, к его идее «циклической пульсации Вселенной» («попеременное вспыхивание – угасание света и ночи, бодрствования и сна, жизни и смерти»). В более развитой форме идея цикличности представлена в теории исторического круговорота Д. Вико (XVIII в.). Согласно которой все нации развиваются по циклам, состоящим из трёх эпох: 1) века богов (безгосударственность, подчинение только богам); 2) века героев (аристократическое государство); 3) века людей (демократическая республика, или представительная монархия). Цикл включает в себя подъём, упадок и гибель. Подобных взглядов придерживались Аристотель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Русский философ Николай Яковлевич Данилевский выделил 8 типов человечества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский, германо-романский и славянский.

Данная концепция утверждает, что история измеряется циклически, т.е. всё возвращается на круги своя.

3-я точка зрения признаёт восходящее, поступательное развитие истории, переход от низких, менее совершенных форм жизни к более высоким и совершенным. В развитии общества и его истории наблюдается прогресс (от лат. progressus – движение вперёд, успех). Развивали данную концепцию А. Тюрго, Ж. А. Кондорсе, И. Гердер. В этом же ракурсе представляли исторический процесс Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс.

На протяжении всей истории человечества мыслители пытались выявить главный критерий общественного прогресса.

Критерий общественного прогресса – это признак, по которому можно судить, о развитии общества.

Предлагались разные варианты критериев прогресса.

Согласно первой точки зрения, главным критерием прогресса является техника (технократическое мышление). Однако многие учёные были вынуждены констатировать тот факт, что технический прогресс неминуемо сопровождался регрессом в духовной и социальной сферах жизнедеятельности социума (именно об этом говорил нам Гесиод).

Согласно второй точки зрения, главным критерием прогресса является человек (гуманистическое мышление). Человечество не сможет выжить и разрешить свои глобальные экологические, энергетические и прочие проблемы, не научившись управлять социальными процессами. Это предполагает отказ от технократического мышления, гуманизацию исторического процесса, выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, которым должны быть подчинены классовые, государственные, национальные и иные более частные интересы.

Согласно третьей точки зрения, главным критерием прогресса является производительность общественного труда. Чем более развито общество в техническом плане, тем более высокая производительность труда, более высокий уровень жизни людей. Данная концепция соединяет два предыдущих подхода, гасит их недостатки.

 

×××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...