Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение формационной и цивилизационной парадигм исторического процесса.




Термин «формация» (от лат. formation – образование, вид) перешёл в обществознание из геологической науки, где им обозначалось «наслоение горных пород, возникающих на определённых этапах развития земной коры». В социологию он был введён К. Марксом.

Под общественно-экономической формацией стали понимать исторически конкретный тип общества с присущим ему способом производства, экономическим базисом и общественным устройством. Маркс выделил пять формаций, т.е. ступеней развития исторического процесса: первобытную (архаичную); рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и коммунистическую (первая стадия которой – социализм).

Маркс и Энгельс предпринимают так называемое крупномасштабное членение истории на два больших этапа – на предысторию и подлинную историю. Предысторией называется вся история человечества до установления коммунизма (до коммунизма, по мнению Маркса, люди не жили ещё социальной жизнью, а лишь создавали условия для неё). Подлинная история начинается с коммунизма. Переход к этой формации (по Марксу) – есть скачок из «царства необходимости» в «царство свободы».

Цивилизация: Первоначально, это понятие появилось во Франции в XVIII в. Просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Уже в нач. XX в. немецкий философ О. Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918-1922), формулируя теорию культурно-исторических циклов, утверждал, что цивилизация – симптом и выражение отмирания, затухания культуры. «Цивилизация – закат культуры».

К настоящему времени стало достаточно общепринятым определение цивилизации с позиций типологии истории: Цивилизация – это этап развития человеческой истории, связанный с переходом общества от организации по кровнородственным принципам – к обществу, организованному по социально-территориальному признаку (от родоплеменной изолированности к собственно социальным связям).

Цивилизационный подход к типологии истории позволяет выделить два крупных этапа в историческом процессе: 1) доцивилизационное, или «традиционное» общество с 2-мя периодами – дикостью и варварством; 2) цивилизационное общество, в развитии которого имеется несколько разных стадий, или «волн цивилизации», а также локально-исторические типы.

Английский философ, историк А. Тойнби в труде «Исследование истории» (12 томов) говорил, что «Цивилизация – это ограниченная во времени и пространстве культурно-историческая система, в основе которой лежит относительное единство духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни людей». Тойнби также членит историю на два периода: доцивилизационный и цивилизационный, последний образует несколько локальных цивилизаций (всего 21 локальную цивилизацию).

С 80-х гг. XX в. получило распространение концепция выделения стадий цивилизационного развития человечества на основе технического и технологического прогресса (Д. Белл, А. Тоффлер, И. Д. Ковальченко). А. Тоффлер в работе «Третья волна» (1980) утверждал, что человечество переживает новую технологическую революцию («третью волну»). Этой третьей волне предшествовали две другие. Вот эти три волны: Первая: аграрная цивилизация (земледельческая). Вторая: индустриальная цивилизация. Третья: постиндустриальная цивилизация (информационная, или ещё иногда её называют – компьютерной).

 

QQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQ

 

Тема 6: Понятие культуры

 

Выделившись из природного мира, человек создаёт свою социальную среду обитания – общество, социум. Он «возделывает» природу и создаёт культуру, двигаясь от варварства к дикости, а затем и к цивилизации: доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. От собирательно-охотничьего типа хозяйствования человечество перешло к производительно-аграрному или земледельческо-скотоводческому (в этом состояла суть неолитической революции), а затем и – к индустриально-техническому (сер. XVIII в.)

Культура – многоплановое понятие.

Версии происхождения термина «культура»:

1. Слово «культура» происходит от латинского cultura что в переводе означает – возделывание земли, усовершенствование (такой смысл данное слово имело в античное время).

2. Слово «культура» происходит от термина «культ» – почитание (такой смысл данное слово имело, прежде всего, в средневековую эпоху и это не случайно, так как именно в это время происходит распространение такой религии, как христианство). В этой версии особы подчёркивается духовная значимость культурных явлений, а также важность их передачи и преемственности от поколения к поколению в процессе социализации.

3. Понятие «культура» как самостоятельный термин появился только в 18 веке – в эпоху Просвещения.

Определения культуры:

Существует до 400 его определений, но все они сводятся к тому, что: Культураэто всё неприродное, внеприродное, надприродное, т.е. человекотворное (!), созданное человеком, в отличие от естественного.

Культура в широком смысле этого словаэто все достижения человечества с момента его возникновения.

Однако не следует забывать о том, что человек создаёт не только позитивное, но и негативное: преступность, милитаризм, различные формы национализма, расизм и т.д., поэтому: Культура в узком смысле словаэто только всё положительно ценное, созданное человечеством за его историю, или: культураэто созданная человеком система материальных и духовных ценностей, служащих социальному прогрессу и развитию личности (определение, данное просветителями). И именно поэтому существует понятие «антикультура»:

Антикультура – с овокупность антиценного, отрицательного, негативного в истории человеческого общества.

Как и прочим социальным явлениям, культуре свойственны процессы интеграции и дифференциации.

Интеграция проявляется в так называемых кросскультурных процессах – проникновении элементов одной культуры в другую. Они не обратимы. Особенно ощутимыми интеграционные процессы стали в последнее время, связано это с актуализацией проблемы глобализации – стирания всех возможных границ, в том числе и культурных. Глобализация может привести к унификации культуры – поглощению более сильной культурой более слабой, утрате самобытности, превращению всех людей в однообразную безликую серую массу. Показателем данного процесса является быстро деэтнозирующий Запад. Другим серьёзным последствием может стать эклектичность – смешения каких-либо элементов разных культур (например, в вышивке мордовского народа появляются характерные элементы русского узора).

Дифференциация представляет собой деление культуры на типы, виды, подвиды (например: тип – современная культура, виды – массовая и элитарная культуры; подвид – субкультура). Дифференционные процессы из-за постоянного движения, развития социума также нельзя остановить. С древнейших времён существовала материальная и духовная культуры, локальные, этнические, национальные и интернациональные культуры.

Материальная культура – это совокупность материальных ценностей, созданных человеком: жильё, одежда, пища, домашняя утварь, орудия и механизмы труда и т.д.

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей, созданных человеком: религиозные верования и ценности, достижения науки, произведения искусства.

Этническая (народная) культура – это самобытная, неповторимая, свойственная только данному этносу культура с её оригинальными материальными и духовными ценностями, традициями, обычаями, укладом.

Национальная культура – поскольку нация является полиэтническим объединением, т.е. представляет собой совокупность этносов, каждый из которых имеет собственную этническую культуру, то национальная культура должна базироваться на общепринятых и общезначимых для всех, входящих в нацию народов, ценностях и достижениях материальной и духовной культуры.

Интернациональная культура – это культура, черты которой носят общий для всех этносов и наций, общечеловеческий характер. Эта общность обеспечивается за счёт постоянного взаимодействия культур между собой.

В ходе исторического общения народов, их культуры взаимообогащаются. Примеров тому множество: 1) так произошло после завоевания древнегреческих государств римлянами, а позднее и германскими племенами, которые, покорив Римскую империю, вобрали в себя очень много ценного из её культуры; 2) то же самое можно сказать и о монгольском завоевании Руси: завоеватели многое усвоили из древнерусской культуры, хотя, с другой стороны почти трёхсотлетнее иго затормозило надолго развитие производительных сил и производственных отношений, да и культуры государства русского; 3) а вот всесторонние связи Руси с Византией, а позднее с Францией, Германией, наоборот способствовали развитию её культуры и т.д.

Локальная культура – это замкнутая культура, в которой связи с культурами других народов не развиты или слабо развиты.

В современном мире особое значение приобрели «массовая» и «элитарная» культуры.

Многие социологи Запада утверждают, что в новом постиндустриальном (информационном) обществе выживает только то, что массово востребовано, а такими свойствами обладают стандартизированные, унифицированные продукты массовой культуры, потребителем которых становится человек-масса.

Х. Ортега-и-Гассет, характеризуя человека-массу, замечает, что «последний ощущает себя таким, как все, и не только не удручён этим, но и доволен подобной неотличимостью, для него жить – это плыть по течению, не силясь перерасти себя».

Д. Белл, объяснявший особенности современного общества возникновением массового производства и потребления, следующим образом интерпретирует понятие «масса»:

– масса – недифференцируемое множество;

– масса – синоним невежественности (по Х. Ортеге-и-Гассету);

– масса – механизированное общество, где человек воспринимается как придаток техники;

– масса – бюрократизированное общество, в котором личность теряет свою индивидуальность;

– масса – толпа, которая не рассуждает, а повинуется страстям.

Таким образом, по Д. Беллу, «массы» – это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Массовая культура (культура для масс, для широкого круга потребителей) – коммерческая культура, её продукты – произведения искусства, достижения науки, религиозные ценности выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, так как учитывают вкусы и запросы массового потребителя.

Главной причиной появления массовой культуры социологи считают становление и развитие общества массового производства и потребления.

Однако есть и другие причины, например, урбанизация, когда массы крестьян и мелкой буржуазии массово стали переселяться из сел, деревень в города; они оторвались от народной культуры, но так и не смогли приобщится из-за своей необразованности (зачастую – неграмотности), невоспитанности к высокой культуре, а потому нуждались в других, доступных большинству, а не избранным, формах культуры.

Не следует путать понятия «массовая культура» (она, конечно для народа, для большей его части, но, абсолютно духовно и гуманистически не окрашена) и «народная культура» – связана с народно-художественным творчеством, т.е. создаёт, накапливает и воспроизводит определённые духовные и материальные ценности народа.

Например, премьера телесериала, переиздание детектива-бестселлера, публичный пиар поп-звезды, устроившей скандал на телевидении или в каком-то ещё многолюдном месте – всё это проявления и формы массовой культуры, её цель, прежде всего, коммерческая – побольше и подороже продать.

Формы народной культуры иные – конкурс фольклорных коллективов, выставка народного творчества, празднование Масленицы и т.п.

Элитарная культура – это культура, продукты которой рассчитаны на узкий круг потребителя. Это в основном люди, тонко разбирающиеся в искусстве, искусствоведы, критики и т.п.

Контркультура – это понятие, используемое для обозначения социально-культурных установок и ценностей, направленных против ценностей массовой и элитарной культур (особенно наглядно контркультура проявилась в 60- 70-е гг. XX в. на Западе – панки, хиппи и т.д., т.е. появились культуры, которые выпадали из общепринятых определений и массовой, и элитарной, и тем более классической культуры).

Разновидностью контркультуры является молодёжная субкультура (культура в культуре) со специфичными, только ей свойственными формами и проявлениями.

Контркультура выступает против конформизма – уподобления другим.

 

QQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQ

Тема 7: МЕНТАЛИТЕТ НАРОДА

У каждого народа есть свой исторически сложившийся «национальный склад» души и сознания, отличающий, например, англичан от японцев, русских от немцев. Многие мыслители и учёные прошлого и современности пытались понять, чем один этнос отличается от другого, почему в мире существует так много своеобразных, неповторимых культур, почему одни народы в определённой ситуации поступают так, а другие – иначе. Выяснилось, что каждый этнос имеет свой собственный и не только антропологический, но и духовный облик (портрет).

Этот портрет не что иное, как менталитет народа (от лат. – дух, образ) – система внутренних устойчивых духовных, психических качеств, проявляющихся в поведении, деятельности, образе жизни людей.

В. Овчинников написал книгу «Ветка сакуры», в которой изучил и описал особенности менталитета японцев; другую свою работу «Корни дуба» он посвятил своеобразию менталитета англичан.

Есть свои характерные черты и свойства у менталитета русских людей.

коллективизм (стремление к объединению, консолидации, кооперации, что называется «всем миром, всем народом»);

всемирная отзывчивость (мы быстрее других откликаемся на беду других народов, будь то землетрясение, наводнение, голод, эпидемия какой-то болезни; русский человек всегда готов «не пощадить живота своего»);

терпениеБог терпел и нам велел» – вот общая установка русских людей);

штурмовщинаРусский мужик медленно запрягается, но быстро пашет») – мгновенная мобилизация всех сил и средств на достижение какой-либо цели (мы годовую программу можем выполнить 31 декабря).

Русских людей отличает какая-то особая духовность, связанная со стремлением возвыситься над суетой жизни, над повседневностью и прозаичностью бытия. Из этого вытекают и такие производные духовные интенции (стремления), как тяготение к сверхъестественному, божественному, космическому, к разного рода дневникам и откровениям.

– Бескорыстие – ещё одна черта русского менталитета (в русской литературе постоянно действуют герои-бессеребренники, подвижники, благодетели, сердобольные люди).

Есть и другие ярко выраженные проявления русского менталитета, например «русский авось» («Пока гром не грянет, мужик не перекрестится») – упование на случай, на помощь извне, на стечение обстоятельств;

– «русское хлебосольство» (русский человек поставит на стол перед гостем всё, даже последнее).

 

QQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQQ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...