Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3: религия, искусство, наука как типы мировоззрения




И ВИДЫ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Духовная жизнь – это сфера жизнедеятельности социума, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей людей. Она включает в себя:

духовное общение – форма обмена идеями, чувствами, представлениями, переживаниями;

духовное потребление – процесс удовлетворения духовных потребностей;

духовные потребности – это состояния людей, побуждающие их к осознанию и освоению духовных ценностей, к деятельности в духовной сфере;

духовную деятельность – деятельность, направленная на производство духовных ценностей.

Результатом духовной деятельности (производства) являются, по меньшей мере, три продукта:

· идеи, теории, образы, духовные ценности;

· духовные общественные связи и отношения;

· сам индивид, поскольку помимо того, что человек – существо биологическое и общественное, он – существо духовное.

Духовное производство – процесс создания человеческим сознанием специфических продуктов в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом.

В духовном производстве процесс постижения действительности происходит тремя основными способами:

религиозным;

эстетическим;

научным.

Политику, право и мораль нельзя считать видами духовного производства.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что создаваемые в результате правовой и политической деятельности связи и отношения индивидов не являются по преимуществу духовными. Политические и правовые отношения между людьми складываются по поводу государственной власти, а не понятий о ней. Государство же с его чиновничьим аппаратом, армией, судами, тюрьмами – явление самое, что ни наесть материальное. Мораль не является видом духовного производства потому, что она не является созданием профессионалов или идеологов. Мы не найдём в истории ни одной моральной нормы, изобретённой и внедрённой в жизнь профессионалом. Мораль – неинституциональный регулятор поведения. А вот этику, как науку о морали можно отнести к сфере духовного производства.

 

JJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJ

МОРАЛЬ

Мораль – система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

В моральном сознании выражен некий алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путём, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики людей, выкристаллизовываясь в качестве определённых образцов только в том случае, если общество интуитивно осознаёт их несомненную пользу общему единству. Мораль можно в принципе считать проявлением коллективной воли. Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации (обретение опыта, обучение мудрости и т.д.), а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, стыд, совесть).

Структура морали многоярусна и многопланова. Наиболее распространённым вариантом структуры морали, основа которого была намечена ещё в древности, является её членение на три уровня:

1) нравственное сознание;

2) нравственное поведение (деятельность, поступок);

3) нравственные отношения (социальные связи).

Характерные черты морали:

· императивность (лат. imperative – повеление) – свойство морали «требовать» определённого поведения от индивидов. Мораль как совокупность правил, норм, принципов указывает не на то, что есть, а на то, что должно быть;

· мораль обладает всеобъемлющим характером, что означает проникновение моральных требований и оценок во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая житейская ситуация необходимо имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действие её участников на «человечность»;

· предписания морали носят обобщённый, мировоззренческий характер, что отличает её от обычая, регламентирующего детали поведения;

· внутренняя природа морали противоречива, т.е. антиномична. Добро познаётся через зло, справедливость через несправедливость и т.д.;

· моральные требования к поведению людей безусловны (должны выполняться всеми членами общества, независимо от условий) и универсальны.

Универсальность выражается в беспристрастности и надситуативности.

Беспристрастность – равное отношение ко всем в определённой ситуации.

Надситуативность – равное отношение к одному лицу в разных ситуациях.

Основные функции морали:

регулятивная – мораль выступает, прежде всего, как ориентир и контроль человеческого поведения в социуме, где имеются предписания, повеления «поступать так, а не иначе», соблюдение или несоблюдение которых санкционируется обществом;

оценочно-императивная – нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и даётся собственно оценка любому проявлению общественной жизни;

познавательная – функция, в известной степени производная от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования, как всего общества, так и каждого индивида. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований. Мораль выполняет и множество других функций – воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную.

Эти три основных функции морали все вместе определяют социальную роль морали.

Мораль является главным предметом изучения такой науки, как этика.

Если в основе эстетических ценностей лежит совершенство формы, то в основе этических ценностей – совершенство воли. Совершенство формы – красота, целесообразность в мире и природе. Совершенство воли – добро, сознательное волевое устремление к абсолютной полноте бытия. Природа есть преимущественно бессознательное стремление к красоте; дух – сознательное стремление к добру, высшему благу. Что же такое «совершенство воли»? В какой степени оно может быть присуще человеку? Если исходить из того, что воля – высшая способность желания, то совершенная воля предполагает:

во-первых, желание собственного духовного блага, самосовершенствования, т.е. совершенный склад души (совершенную добродетель);

во-вторых, желание блага другому, желание руководствоваться в своём поведении сверхиндивидуальными, неэгоистическими интересами, т.е. совершенный мотив поведения.

Ни один поступок не может совершаться без достаточного мотива. Согласно А. Шопенгауэру, то, что движет нашей волей, есть исключительно благо или зло. Следовательно, всякий мотив должен иметь отношение к благу или злу. Всё многообразие человеческих поступков определяется в целом лишь четырьмя мотивами: 1) желанием блага себе; 2 ) желанием блага другому; 3) желанием зла другому; 4) желанием зла себе.

Рассмотрим подробнее возможные сочетания мотивов и способов их обоснования в истории этики.

Первый мотивжелание блага себе – определяет в целом «этику эгоизма». Эгоизм включает два момента: себялюбие и самолюбие.

Себялюбие – это естественная склонность к самосохранению. Себялюбие является мерой любви к другому: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Н. А. Бердяев тонко подметил, что «самые злые люди – те, которые не любят себя».

Самолюбие – это себялюбие, возведённое в устойчивую черту характера, в принцип поведения. Аристотель разницу между себялюбием и самолюбием усматривал в следующем: самолюбие заключается не просто в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.

Исторически исходной, элементарной формой «этики эгоизма» является гедонизм (от греч. hedone – удовольствие, наслаждение). Благо отождествлялось гедонистами с удовольствием, желание блага себе сводилось к стремлению жить с наслаждением, к погоне за удовольствиями. Но всякое ли удовольствие есть благо? Ответ на этот вопрос привёл к новым, более утончённым формам «этики эгоизма», стремящимся определить меру удовольствия.

Так, эвдемонизм (от греч. eudemonia – блаженство или счастье) исходил из того, что благом являются только разумные удовольствия, которые не влекут за собой страдания, раскаяния или сожаления. Эпикур полагал, что разумное удовольствие это не сиюминутное чувственное наслаждение, а устойчивое состояние души, не волнуемое никакими страстями, что и есть счастье.

Утилитаризм (от лат. утилитас – польза) основывался на том, что нравственная ценность и мера удовольствия определяется их полезностью. Британский философ XVIII века Иеремия Бентам, представитель классического утилитаризма, в качестве критерия полезности удовольствия выделял такие признаки, как продолжительность, интенсивность, чистота, общечеловечность. В последнем определяющем признаке совмещены два мотива: желание блага себе и желание блага другому. Утилитаристы приходят к выводу, что самое большое (полезное) наслаждение – доставлять удовольствие другим, а самый счастливый человек – тот, кто принёс счастье наибольшему числу людей. Теория разумного эгоизма пытается ещё больше усилить альтруистическое звучание мотива собственного блага. Человек может достичь собственного блага, только стремясь к общему благу, желая добра другим. Счастлив тот, чьи интересы совпадают с интересами других людей, с интересами целого (общества, государства), даже ценой самопожертвования. Альтруистические поступки заносятся здесь в разряд альтруистических.

Перфекционизм (от лат. perfectio – совершенство) – «этика совершенствования» – доводит до предела альтруистический смысл мотива желания собственного блага. Желание блага самому себе означает здесь желание духовного самосовершенствования. Заботясь о благе души, человек перестаёт быть эгоистом, ибо думать о собственной душе – значит думать о благополучии других. И теория разумного эгоизма, и особенно этика самосовершенствования переходят грань, отделяющую альтруизм от эгоизма. Они ещё «эгоистичны» по форме, но уже вполне альтруистичны по содержанию.

Второй мотивжелание блага другому – в качестве осознанного и доминирующего импульса воли определяют в целом «этику альтруизма». Для того чтобы реально желать блага другому лицу, необходимо умерить притязания на собственное благо. Формой такого смирения желания блага самому себе является аскетизм.

Аскетизм бывает двух видов:

религиозный – его цель – полное подавление животных потребностей в человеке, доходящее до умерщвления плоти;

мирской (нравственный) – направлен на разумное ограничение животных потребностей.

«Этика альтруизма» исторически выступала в следующих формах:

· христианская этика любви к ближнему. Ближний – тот, кто нуждается в нашей помощи. Мерой любви к ближнему является естественное себялюбие: «Возлюби ближнего своего твоего, как самого себя». Но наряду с этим к мотиву блага другому здесь присоединяется мотив любви к Богу. Человек любит в другом не просто себя, но как бы Бога в себе, духовное начало, присущее всем людям. Разновидностью христианской этики любви к ближнему выступает этика ненасилия. Не противится злу силою – значит желать блага другому, даже если он желает зла тебе;

· этика сострадания. Мотив желания блага другому лицу может иметь здесь разные импульсы. По Артуру Шопенгауэру, источник сострадания кроется в отождествлении себя с другими. Видя страдания других, человек невольно ставит себя на их место, испытывая сходные чувства. Таким образом, альтруистический мотив предполагает здесь вполне очевидную эгоистическую реакцию, которую можно отнести к проявлению естественного себялюбия. Сострадание для Владимира Соловьёва имеет чисто альтруистическую окраску. Это не просто отождествление себя с другим, но признание за другим его собственного значения – права на существование и наибольшее благополучие;

· этика долга или нравственных обязанностей. Согласно Г. В. Ф. Гегелю, обязанности человека делятся на четыре рода: а) обязанности перед самим собой; б) перед семьёй; в) перед государством, обществом; г) перед людьми вообще. Первый тип «этики долга» – перед самим собой, перед своим духовным началом – разрабатывался римскими стоиками. Второй тип, включающий обязанности перед семьёй, государством, обществом, получил своё развитие в моральных теориях социального служения, движения к общему благу (примером такой этики является теория коммунистической морали). Синтезом двух этих типов этики долга выступает этика «категорического императива» (безусловного повеления) Иммануила Канта. Нравственный закон повелевает относиться к человечеству, как в своём собственном лице, так и в лице другого, только как к цели и никогда – как к средству. Желание блага другому основано здесь на нравственном требовании: «Поступай согласно такой максиме (мотиву), руководствуясь которой ты мог пожелать, чтобы она могла стать всеобщим законом», или иными словами, поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: «поступай так, как я»;

· этика благоговения перед жизнью. Эта разновидность альтруистической этики уходит своими корнями в учение древнеиндийских и древнекитайских мудрецов о непротивлении злу насилием и непричинения вреда живому. В своём классическом варианте она связана с именем А. Швейцера. Особенность этой этики в том, что мотив желания блага другому распространяется на всё живое, а не только на людей.

Третий мотивжелание зла другому. Данный мотив получает своё обоснование, как правило, в сочетании с другими мотивами. Так в сочетании с мотивом блага себе, он образует крайне индивидуалистический вариант «этики эгоизма», этики «человека из подполья» (Ф. М. Достоевский). Более оригинальным вариантом является сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания блага другим. Характерным примером такого рода этики можно считать ницшеанскую этику «любви к дальнему». Смысл её – в желании зла ближнему (несовершенному, духовно выродившемуся человеку) во имя желания блага дальнему, «сверхчеловеку». Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания зла себе способно привести к «радикальной мизантропии» и «маниакальному человеконенавистничеству». Основанием такой этики может служить только некая сатанинская идея «проклятия жизни» и «триумфа смерти». Прообраз такой «этики» можно видеть в коллективном самоубийстве фанатиков религиозных сект.

Четвёртый мотивжелание зла себе – в своём чистом виде выходит за рамки этики и представляет собой психопатологический импульс аутоагрессии. Этическая ценность этого мотива проявляется, прежде всего, в сочетании с мотивами желания блага себе и желания блага другим. В первом случае речь идёт о «дуалистической этике подвижничества»: желании блага собственной душе и зла собственной плоти (в духе борьбы христианских аскетов со злыми страстями). Во втором случае – об этике «радикального альтруизма», граничащего с фанатичным самопожертвованием, подобным тому, какое имеет место в поведении животных, когда отдельные особи жертвуют собой ради интересов или спасения рода.

JJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJJ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...