Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генеральный прокурор Республики Беларусь




ПРОКУРАТУРА РБ

§ 1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности

В соответствии с Конституцией Республики Бела­русь и Законом “О прокуратуре Республики Беларусь” надзор за точным и единообразным исполнением зако­нов, декретов, указов и иных нормативных актов мини­стерствами и другими подведомственными Совету Ми­нистров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организа­циями и учреждениями, общественными объединения­ми, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчи­ненных ему прокуроров.

Реализуя свои полномочия по осуществлению над­зора за точным и единообразным исполнением зако­нов, прокуроры следят за тем, чтобы все перечислен­ные органы государственной власти и управления, общественные формирования, должностные лица и граждане действовали на основе зоконности, обеспе­чивали охрану прав и свобод граждан, правопорядка, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.


Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуро­ров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем выявления и своевременного устранения на­рушений законов, привлечения виновных к ус­тановленной законом ответственности.

Законом “О прокуратуре Республики Беларусь” оп­ределены основные направления прокурорского надзора:

- за исполнением законов органами власти и управ­ления, предприятиями, учреждениями и организа­циями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

- за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие;

- за соответствием закону судебных решений;

- за исполнением законов в местах содержания за­держанных, предварительного заключения, при ис­полнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения бес­препятственно входить на территорию и в помеще­ния предприятий, учреждений и организаций (неза­висимо от форм собственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;


- требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, ин­струкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, проведе­ния проверок и ревизий деятельности предприятий, учреждений и организаций;

- вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, ис­требовать от них декларации об источниках дохо­дов;

- проверять законность административного задержа­ния граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения;

- освобождать своим постановлением лиц, незакон­но подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

При установлении нарушений закона прокурор вправе:

- опротестовывать противоречащие закону постанов­ления по делом об административных правонарушениях;

- вносить представления с требованием об устране­нии нарушений закона;

- официально предупреждать должностных лиц, граж­дан о недопустимости нарушения ими требований закона;

- предъявлять в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности.

Полномочия прокурора и осуществление над­зора за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, доз-


нание и предварителмов следствие, заключаются в том, что прокурор уполномочен:

- проверять исполнение требований законов о при­еме, регистрации и разрешении заявлений и сооб­щений с совершенных или готовящихся преступле­ниях;

- требовать от этих органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дозна­ния, предварительного следствия;

- рассматривать и разрешать жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предвари­тельное следствие;

- отменять незаконные и необоснованные постанов­ления следователя и органа дознания;

- санкционировать заключение под стражу, произ­водство обыска, наложение ареста на почтово-теле-графную корреспонденцию и ее выемку, прослуши­вание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, извлечение трупа из места захоронения (эксгумацию), помещение подозреваемого или обви­няемого, не содержащегося под стражей, в лечеб­но-психиатрическое учреждение, отстранение об­виняемого от должности;

- продлевать и устанавливать срок расследования, содержания под стражей;

- возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия для производства до­полнительного расследования и другие.

При осуществлении надзора за соответствием за­кону судебных решений прокурор вправе:

- участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел, давать заключения по гражданским делам;


- приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда;

- направлять в суд представления о пересмотре ре­шений по гражданским делам и заключения о во­зобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

- истребовать из суда любое дело, по которому ре­шение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу;

- отзывать принесенные им протесты до начала рас­смотрения протеста судом;

- проверять законность решений приговоров/ опре­делений и постановлений по гражданским и уго­ловным делам, делам об административных право­нарушениях.

Прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об адми­нистративных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым са­мим прокурором.

Кроме того, прокурор в суде поддерживает госу­дарственное обвинение.

При осуществлении надзора за законностью в местах лишения свободы прокурор:

- в любое время посещает места заключения;

- знакомится с документами, на основании которых лмца подвергнуты аресту, лишению свободы. При выявлении незаконного лишения лица свободы про­курор своим постановлением немедленно освобож­дает это лицо. В то же время, если зги меры приме­нены судом, то прокурор отменить их не вправе.


Кроме названных направлений прокурорского над­зора деятельность прокуратуры направлена также на обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан. Так, согласно ст. 5 Закона “О прокуратуре Республики Беларусь” при осуществлении своей дея­тельности прокурорские работники обеспечивают со­блюдение гарантированных государством прав и сво­бод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допуска­ется лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, отно­сящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотрен­ных законом обязанностей не требует иного.

Прокурорские работники при расследовании пре­ступлений предоставляют задержанным и заключенным под стражу лицам возможность реализации права на юридическую защиту.

Граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отноше­нии их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагая, что действиями проку­рорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вьцаесгоя-щему прокурору, а в случаях, предусмотренных зако­ном, - в суд.

Существенной гарантией законности и обоснованности избрания меры пресечения заключение под стра­жу является судебная проверка законности и обосно­ванности содержания обвиняемого под стражей, а также


Продления срока содержания под стражей. Судья впра­ве своим постановлением отменить меру пресечения в виде заключения под стражу и освободить из-под стра­жи обвиняемого. Если судья признает содержание под стражей законным и обоснованным, он оставляет жало­бу без удовлетворения.

В ходе осуществления своих полномочий прокурор вправе выносить акты прокурорского надзора. К таким актам относятся:

1. Протест на противоречащий закону акт приносит­ся в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносятся протесты на незакон­ные акты должностных лиц. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соот­ветствие с законом. Протест подлежит обязатель­ному рассмотрению в десятидневный срок после его поступления органом или должностным лицом, в адрес которого он направлен. Если протест от­клоняется, прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением об отмене противоречащего закону акта.

2. Представление - приносится в орган или должнос­тному лицу для устранения нарушений закона, при­чин нарушений и условий, им способствующих. Оно подлежит обязательному рассмотрению в месячный срок, о чем письменно уведомляется прокурор.

3. Постановление. При обнаружении нарушения за­кона должностным лицом или гражданином проку­рор выносит мотивированное постановление о воз­буждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление прокурора может выноситься и в иных случаях как форма выражения его требований.


Постановление прокурора о возбуждении дисцип­линарного производства подлежит рассмотрению соот­ветствующим органом или должностным лицом в деся­тидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору. Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

В случае необоснованного отклонения постанов­ления о привлечении к административной, дисципли­нарной или материальной ответственности прокурор переносит его на рассмотрение вышестоящих органов или вышестоящих должностных лиц.

4. Предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допу­стившему нарушение, либо вышестоящему в по­рядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нару­шение.

Предписание выносится в случаях, когда наруше­ние закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам го­сударства, предприятия/ учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указания на норму закона, которая оказалась нарушенной, и пред­ложения о мерах по восстановлению законности. Пред­писание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоя­щему прокурору, который обязан рассмотреть токую жалобу в десятидневный срок. Однако обжалование не приостанавливает исполнения предписания.


5. Официальное предупреждение прокурор пись­менно объявляет должностному лицу или граждани­ну о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При несогласии с офи­циальным предупреждением лицо, которому оно объяв­лено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

§ 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь

В соответствии со ст. 4 Закона “О прокуратуре Республики Беларусь” принципы организации и деятель­ности органов прокуратуры заключаются в следующем:

1. Органы прокуратуры Республики Беларусь со­ставляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышесто­ящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Единство и централизация органов прокуратуры на­правлены на точное и единообразное исполнение зако­нов при строгой централизации и единстве во всей сис­теме прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Беларусь и ее органы представляют собой единый госу­дарственный орган, объединяющий все виды прокуратур.

Принцип единства и централизации означает един­ство целей и задач, стоящих перед всеми органами про­куратуры, всех звеньев и рангов. Эти цели и задачи


обязательны для всех прокурорских работников Един­ство и централизация прокуратуры определяются также общностью форм и методов осуществления надзора за исполнением законов, средств прокурорского надзора по обнаружению допущенных нарушений закона, а так­же универсальностью правовых средств по устранению и предупреждению нарушений закона. Прокуроры всех рангов руководствуются в своей деятельности единым законодательством. В то же время в св9ей предупреди­тельной деятельности прокурор области, города или района должен быть тесно связан с местными органами власти и управления, однако в вопросах законности он выступает как представитель Генерального прокурора Республики Беларусь

Исходя из названного принципа, вышестоящий про­курор вправе издавать приказы и указания, обязатель­ные для исполнения нижестоящими прокурорами.

2 Органы прокуратуры Республики Беларусь осу­ществляют полномочия в пределах своей ком­петенции независимо от органов государствен­ной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Рес­публики Беларусь.

Принцип независимости в деятельности прокурату­ры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массо­вой информации и общественных объединений.

Чтобы обеспечить независимость органов Прокура­туры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов. Прокурорские ра­ботники не могут являться членами общественных объе-


йнений, преследующих политические цели, и прини-мать участие в их деятельности

Общественные объединения, преследующие поли-тические цели, не могут создаваться в органах и учреж-дениях прокуратуры.

Прокурорское воздействие по пресечению нару-шений закона, от кого бы они не исходили, включает в себя

а) равенство всех и каждого перед законом;

б) обязанность прокуроров не только выявлять нару­шения законов, но и своевременно устранять эти нарушения, принимать меры к восстановлению прав и законных интересов граждан;

в) обязанность принимать меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к ус­тановленной законом ответственности.

3 Органы прокуратуры Республики Беларусь при­нимают меры по пресечению нарушений зако­на, от кого бы они не исходили, восстановле­нию нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укреп­ления правопорядка реализуется в различных формах Наиболее распространенными являются-- организация и проведение межведомственных сове­щаний Они посвящаются, главным образом, обсуж­дению итогов работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью за определенный пери­од - квартал, полугодие, год, а также состоянию борьбы с определенной категорией преступлений: с организованной преступностью; с наркобизнесом; с преступлениями среди несовершеннолетних и тд.


На эти совещания приглашаются работники право­охранительных органов, от которых зависит решение обсуждаемых проблем, представители государственных органов, ученые-юристы, психологи, педагоги.

Межведомственное совещание принимает реше­ние, которое проводится в жизнь приказами руководи­телей правоохранительных органов, каждый издает при­каз по своему ведомству;

- совместные выезды работников правоохранитель­ных органов в области, города и районы для прове­дения проверок наказания практической помощи местным правоохранительным органам в организа­ции борьбы с преступностью. Выезду предшествует изучение состояния работы тех органов, деятель­ность которых предстоит проверять. Для этого раз­рабатывается совместный план проверки Возглав­ляет бригаду проверяющих, как правило, один из руководителей прокуратуры

Каждый из проверяющих знакомится с работой по своему профилю. В итоге составляется общая справка, которая подписывается всеми проверяющими. Результа­ты проверки в обязательном порядке обсуждаются на собрании коллектива работников правоохранительных органов;

- составление совместных планов по организации борьбы с преступностью. В этих планах закладыва­ются мероприятия по усилению борьбы с преступ­ностью, которые могут носить организационный, процессуальный или воспитательный характер. План может составляться на квартал, полугодие, год;

- направление совместных информационных писем и методических рекомендаций. Информационные письма представляют собой итоговый документ об­


суждения той или иной проблемы на заседании межведомственного совещания или координацион­ного совета, в котором дается анализ деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговых органов, комитета финансовых рассле­дований и суда по борьбе с преступностью;

- установление единого отчёта и статистической от­четности.

4. Органы прокуратуры Республики Беларусь вза­имодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в информировании обще­ственности в средствах массовой информации о назна­чении прокуроров, о состоянии законности. Реализуя этот принцип, прокурорские работники систематичски выступают перед трудовыми коллективами с информа­цией о состоянии борьбы с преступностью, о состоянии законности.

После окончания расследования уголовных дел сле­дователи часто докладывают трудовым коллективам при­чины совершенного преступления и предлагают меры по недопущению новых преступлений. Кроме того, про­курорские работники выступают по телевидению, ра­дио и в других средствах массовой информации.

Органы прокуратуры Республики Беларусь действу­ют гласно и открыто в той мере, в какой это не проти­воречит требованиям закона об охране прав и свобод личности.

5. Принцип законности означает, что органы про­куратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Республики Беларусь законами.


Особо строгие требования к законности прокурор­ского надзора предъявляются в сфере уголовного судо­производства. Любое нарушение или отступление от закона в стадиях предварительного расследования или судебного разбирательства уголовных дел влечет за со­бой существенные нарушения или ограничения прав и законных интересов граждан. Это незаконные задержа­ния и аресты, необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности и другие нарушения.

§ 3. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры

Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры. Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президен­том Республики Беларусь с согласия Совета Республи­ки. Прокуратура, как государственный орган, строится в соответствии с административным устройством стра­ны, установленным Конституцией Республики Беларусь (ст. 9) и другими законодательными актами.

Органы прокуратуры Республики Беларусь имеют четкую систему. Систему прокуратуры образуют рэспубликанская прокуратура, являющаяся центральным аппа­ратом системы органов прокуратуры, прокуоатуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей,


прокуратурам районов (городов), межрайонным прокура­турам. В систему органов прокуратуры входят Белорусская военная прокуратура и транспортная прокуратура.

Военная прокуратура состоит из Белорусской во­енной прокуратуры, приравненной к областной проку­ратуре, и межгарнизонной военной прокуратуры, дей­ствующей на правах межрайонной прокуратуры.

Транспортная прокуратура состоит из Белорус­ской транспортной прокуратуры, приравненной к обла­стной прокуратуре, и восьми транспортных прокуратур, действующих на правах межрайонных прокуратур.

В структуре аппарата прокуратуры Республики Бе­ларусь имеется отдел по надзору за исполнением зако­нов в войсках и на транспорте.

Генеральный прокурор Республики Беларусь

несет ответственность за выполнение задач, возложен­ных на органы прокуратуры Закон “О прокуратуре Рес­публики Беларусь”. В отсутствие Генерального прокуро­ра Республики Беларусь или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств (болезнь и др.) не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполнение возлагается на одного из его замес­тителей.

Заместители Генерального прокурора Респуб­лики Беларусь по его представлению назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор Республики Беларусь.

В прокуратуре Республики Беларусь имеется кол­легия в качестве совещательного органа. На заседа­ниях коллегии рассматривается состояние работы по ос­новным направлениям деятельности прокуратуры,


обсуждаются вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов, указаний и других наиболее важных нормативных ак­тов, заслушиваются отчеты прокуроров областей, уп­равлений и отделов республиканской прокуратуры, ре­зультаты проверок работы подчиненных прокуратур. На основании решений коллегии Генеральный прокурор издает приказ.

Прокуроры всех степеней назначаются на дол­жность сроком на пять лет.

Прокуроры областей, города Минска, приравнен­ные к ним прокуроры руководят деятельностью прокура­тур городов и районов, иных приравненных к ним про­куратур на основе законов, действующих на территории Республики Беларусь и нормативных актов Генерально­го прокурора Республики Беларусь. Они вправе изда­вать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей.

Образуются коллегии в составе прокурора (пред­седателя), его первого заместителя и заместителей (по должности), и других прокурорских работников. На их заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнение прика­зов и указаний Генерального прокурора Республики Бе­ларусь по осуществлению надзора за исполнением за­конов и борьбе с преступностью, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих про­куроров, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры Они назна­чаются на должность сроком на пять лет, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному


прокурору Республики Беларусь. Сообщения о назна­чении прокурора на должность и об освобождении от должности публикуются в печати.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности:

- по собственному желанию;

- в связи с выходом в отставку;

- в связи с переходом на другую работу;

- в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья;

- по результатам аттестации;

- в случае совершения преступления, установленно­го вступившим в законную силу приговором суда;

- по другим основаниям, предусмотренным законода­тельством Республики Беларусь.

Структуру центрального аппарата прокуратуры Республики Беларусь составляют управления и отделы: управление организации работы и методики проку­рорского надзора; управление по надзору за следстви­ем в органах прокуратуры; управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией; управле­ние общего надзора; управление планирования, финан­сирования и материально-технического обеспечения;

отдел кадров; отдел по надзору за исполнением тамо­женного и налогового законодательства; отдел по над­зору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам; отдел по надзору за законностью ис­полнения уголовных наказаний; отдел по надзору за ис­полнением законов о несовершеннолетних; междуна­родно-правовой отдел; отдел организации и ведения делопроизводства и другие службы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...