Генеральный прокурор Республики Беларусь
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ПРОКУРАТУРА РБ § 1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом “О прокуратуре Республики Беларусь” надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, должностные лица и граждане действовали на основе зоконности, обеспечивали охрану прав и свобод граждан, правопорядка, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины. Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности. Законом “О прокуратуре Республики Беларусь” определены основные направления прокурорского надзора: - за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); - за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- за соответствием закону судебных решений; - за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. При осуществлении общего надзора прокурор вправе: - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов; - требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, проведения проверок и ревизий деятельности предприятий, учреждений и организаций; - вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, истребовать от них декларации об источниках доходов; - проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; - освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами. При установлении нарушений закона прокурор вправе: - опротестовывать противоречащие закону постановления по делом об административных правонарушениях; - вносить представления с требованием об устранении нарушений закона; - официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона; - предъявлять в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности. Полномочия прокурора и осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, доз-
нание и предварителмов следствие, заключаются в том, что прокурор уполномочен: - проверять исполнение требований законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений с совершенных или готовящихся преступлениях; - требовать от этих органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия; - рассматривать и разрешать жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие; - отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и органа дознания; - санкционировать заключение под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-теле-графную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, извлечение трупа из места захоронения (эксгумацию), помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, отстранение обвиняемого от должности; - продлевать и устанавливать срок расследования, содержания под стражей; - возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия для производства дополнительного расследования и другие. При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе: - участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел, давать заключения по гражданским делам; - приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда; - направлять в суд представления о пересмотре решений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам; - истребовать из суда любое дело, по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу; - отзывать принесенные им протесты до начала рассмотрения протеста судом; - проверять законность решений приговоров/ определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
Прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Кроме того, прокурор в суде поддерживает государственное обвинение. При осуществлении надзора за законностью в местах лишения свободы прокурор: - в любое время посещает места заключения; - знакомится с документами, на основании которых лмца подвергнуты аресту, лишению свободы. При выявлении незаконного лишения лица свободы прокурор своим постановлением немедленно освобождает это лицо. В то же время, если зги меры применены судом, то прокурор отменить их не вправе. Кроме названных направлений прокурорского надзора деятельность прокуратуры направлена также на обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан. Так, согласно ст. 5 Закона “О прокуратуре Республики Беларусь” при осуществлении своей деятельности прокурорские работники обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав и свобод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного. Прокурорские работники при расследовании преступлений предоставляют задержанным и заключенным под стражу лицам возможность реализации права на юридическую защиту. Граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отношении их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагая, что действиями прокурорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вьцаесгоя-щему прокурору, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд.
Существенной гарантией законности и обоснованности избрания меры пресечения заключение под стражу является судебная проверка законности и обоснованности содержания обвиняемого под стражей, а также Продления срока содержания под стражей. Судья вправе своим постановлением отменить меру пресечения в виде заключения под стражу и освободить из-под стражи обвиняемого. Если судья признает содержание под стражей законным и обоснованным, он оставляет жалобу без удовлетворения. В ходе осуществления своих полномочий прокурор вправе выносить акты прокурорского надзора. К таким актам относятся: 1. Протест на противоречащий закону акт приносится в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносятся протесты на незаконные акты должностных лиц. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок после его поступления органом или должностным лицом, в адрес которого он направлен. Если протест отклоняется, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта. 2. Представление - приносится в орган или должностному лицу для устранения нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих. Оно подлежит обязательному рассмотрению в месячный срок, о чем письменно уведомляется прокурор. 3. Постановление. При обнаружении нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление прокурора может выноситься и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору. Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок. В случае необоснованного отклонения постановления о привлечении к административной, дисциплинарной или материальной ответственности прокурор переносит его на рассмотрение вышестоящих органов или вышестоящих должностных лиц.
4. Предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия/ учреждения, организации или гражданина. В предписании должны содержаться указания на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложения о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть токую жалобу в десятидневный срок. Однако обжалование не приостанавливает исполнения предписания. 5. Официальное предупреждение прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору. § 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь В соответствии со ст. 4 Закона “О прокуратуре Республики Беларусь” принципы организации и деятельности органов прокуратуры заключаются в следующем: 1. Органы прокуратуры Республики Беларусь составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Единство и централизация органов прокуратуры направлены на точное и единообразное исполнение законов при строгой централизации и единстве во всей системе прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Беларусь и ее органы представляют собой единый государственный орган, объединяющий все виды прокуратур. Принцип единства и централизации означает единство целей и задач, стоящих перед всеми органами прокуратуры, всех звеньев и рангов. Эти цели и задачи обязательны для всех прокурорских работников Единство и централизация прокуратуры определяются также общностью форм и методов осуществления надзора за исполнением законов, средств прокурорского надзора по обнаружению допущенных нарушений закона, а также универсальностью правовых средств по устранению и предупреждению нарушений закона. Прокуроры всех рангов руководствуются в своей деятельности единым законодательством. В то же время в св9ей предупредительной деятельности прокурор области, города или района должен быть тесно связан с местными органами власти и управления, однако в вопросах законности он выступает как представитель Генерального прокурора Республики Беларусь Исходя из названного принципа, вышестоящий прокурор вправе издавать приказы и указания, обязательные для исполнения нижестоящими прокурорами. 2 Органы прокуратуры Республики Беларусь осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь. Принцип независимости в деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации и общественных объединений. Чтобы обеспечить независимость органов Прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объе- йнений, преследующих политические цели, и прини-мать участие в их деятельности Общественные объединения, преследующие поли-тические цели, не могут создаваться в органах и учреж-дениях прокуратуры. Прокурорское воздействие по пресечению нару-шений закона, от кого бы они не исходили, включает в себя а) равенство всех и каждого перед законом; б) обязанность прокуроров не только выявлять нарушения законов, но и своевременно устранять эти нарушения, принимать меры к восстановлению прав и законных интересов граждан; в) обязанность принимать меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к установленной законом ответственности. 3 Органы прокуратуры Республики Беларусь принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка реализуется в различных формах Наиболее распространенными являются-- организация и проведение межведомственных совещаний Они посвящаются, главным образом, обсуждению итогов работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью за определенный период - квартал, полугодие, год, а также состоянию борьбы с определенной категорией преступлений: с организованной преступностью; с наркобизнесом; с преступлениями среди несовершеннолетних и тд. На эти совещания приглашаются работники правоохранительных органов, от которых зависит решение обсуждаемых проблем, представители государственных органов, ученые-юристы, психологи, педагоги. Межведомственное совещание принимает решение, которое проводится в жизнь приказами руководителей правоохранительных органов, каждый издает приказ по своему ведомству; - совместные выезды работников правоохранительных органов в области, города и районы для проведения проверок наказания практической помощи местным правоохранительным органам в организации борьбы с преступностью. Выезду предшествует изучение состояния работы тех органов, деятельность которых предстоит проверять. Для этого разрабатывается совместный план проверки Возглавляет бригаду проверяющих, как правило, один из руководителей прокуратуры Каждый из проверяющих знакомится с работой по своему профилю. В итоге составляется общая справка, которая подписывается всеми проверяющими. Результаты проверки в обязательном порядке обсуждаются на собрании коллектива работников правоохранительных органов; - составление совместных планов по организации борьбы с преступностью. В этих планах закладываются мероприятия по усилению борьбы с преступностью, которые могут носить организационный, процессуальный или воспитательный характер. План может составляться на квартал, полугодие, год; - направление совместных информационных писем и методических рекомендаций. Информационные письма представляют собой итоговый документ об суждения той или иной проблемы на заседании межведомственного совещания или координационного совета, в котором дается анализ деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговых органов, комитета финансовых расследований и суда по борьбе с преступностью; - установление единого отчёта и статистической отчетности. 4. Органы прокуратуры Республики Беларусь взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка. Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в информировании общественности в средствах массовой информации о назначении прокуроров, о состоянии законности. Реализуя этот принцип, прокурорские работники систематичски выступают перед трудовыми коллективами с информацией о состоянии борьбы с преступностью, о состоянии законности. После окончания расследования уголовных дел следователи часто докладывают трудовым коллективам причины совершенного преступления и предлагают меры по недопущению новых преступлений. Кроме того, прокурорские работники выступают по телевидению, радио и в других средствах массовой информации. Органы прокуратуры Республики Беларусь действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности. 5. Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Республики Беларусь законами. Особо строгие требования к законности прокурорского надзора предъявляются в сфере уголовного судопроизводства. Любое нарушение или отступление от закона в стадиях предварительного расследования или судебного разбирательства уголовных дел влечет за собой существенные нарушения или ограничения прав и законных интересов граждан. Это незаконные задержания и аресты, необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности и другие нарушения. § 3. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры. Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуратура, как государственный орган, строится в соответствии с административным устройством страны, установленным Конституцией Республики Беларусь (ст. 9) и другими законодательными актами. Органы прокуратуры Республики Беларусь имеют четкую систему. Систему прокуратуры образуют рэспубликанская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуоатуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам. В систему органов прокуратуры входят Белорусская военная прокуратура и транспортная прокуратура. Военная прокуратура состоит из Белорусской военной прокуратуры, приравненной к областной прокуратуре, и межгарнизонной военной прокуратуры, действующей на правах межрайонной прокуратуры. Транспортная прокуратура состоит из Белорусской транспортной прокуратуры, приравненной к областной прокуратуре, и восьми транспортных прокуратур, действующих на правах межрайонных прокуратур. В структуре аппарата прокуратуры Республики Беларусь имеется отдел по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте. Генеральный прокурор Республики Беларусь несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Закон “О прокуратуре Республики Беларусь”. В отсутствие Генерального прокурора Республики Беларусь или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств (болезнь и др.) не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполнение возлагается на одного из его заместителей. Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь по его представлению назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор Республики Беларусь. В прокуратуре Республики Беларусь имеется коллегия в качестве совещательного органа. На заседаниях коллегии рассматривается состояние работы по основным направлениям деятельности прокуратуры, обсуждаются вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов, указаний и других наиболее важных нормативных актов, заслушиваются отчеты прокуроров областей, управлений и отделов республиканской прокуратуры, результаты проверок работы подчиненных прокуратур. На основании решений коллегии Генеральный прокурор издает приказ. Прокуроры всех степеней назначаются на должность сроком на пять лет. Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Республики Беларусь и нормативных актов Генерального прокурора Республики Беларусь. Они вправе издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей. Образуются коллегии в составе прокурора (председателя), его первого заместителя и заместителей (по должности), и других прокурорских работников. На их заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнение приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь по осуществлению надзора за исполнением законов и борьбе с преступностью, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры Они назначаются на должность сроком на пять лет, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Сообщения о назначении прокурора на должность и об освобождении от должности публикуются в печати. В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности: - по собственному желанию; - в связи с выходом в отставку; - в связи с переходом на другую работу; - в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья; - по результатам аттестации; - в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда; - по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь. Структуру центрального аппарата прокуратуры Республики Беларусь составляют управления и отделы: управление организации работы и методики прокурорского надзора; управление по надзору за следствием в органах прокуратуры; управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией; управление общего надзора; управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения; отдел кадров; отдел по надзору за исполнением таможенного и налогового законодательства; отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам; отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних; международно-правовой отдел; отдел организации и ведения делопроизводства и другие службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|