Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ I. Органы внутренних дел, их задачи и структура

Важное место в системе правоохранительных ор­ганов отводится органам внутренних дел. На них возло­жены широкие правоохранительные функции государ­ства.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД], которое является республиканским органом го­сударственного управления, осуществляющим в преде­лах своих полномочий управление в сфере защиты прав и свобод граждан, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и координирующим дея­тельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МВД подчиняется Прези­денту Республики Беларусь и Правительству Республи­ки Беларусь.

МВД возглавляет систему органов внутренних дел и внутренних войск, в которую входят:

1. центральный аппарат Министерства;

2. комитеты при МВД и их территориальные подраз­деления;


3. главные управления, управления и отделы внутрен­них дел областей; городов, районов, районов в городах;

4. управления, отделы, отделения внутренних дел на транспорте;

5. областные, региональные и на транспорте управ­ления, отделы Комитета по организованной пре­ступности и коррупции при МВД;

6. территориальные подразделения:

а) главное управление службы “Охрана”;

б) комитет по исполнению наказаний;

в) Государственный экспертно-криминалистический центр;

г) центр тылового обеспечения;

д) подразделения внутренних войск, гражданской обороны, специальные учебные заведения и др.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь основными задачами МВД яв­ляются:

1) руководство органами и подразделениями внутрен­них дел в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

2) совершенствование правового обеспечения деятель­ности органов и подразделений внутренних дел;

3) обеспечение законности в деятельности органов и подразделений внутренних дел;

4) разработка и принятие в пределах своей компетен­ции мер по охране общественного порядка и обес­печению общественной безопасности;

5) разработка и осуществление мер по предотвраще­нию и пресечению преступлений и административ-


ных правонарушений, обнаружению и раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших;

6) организация защиты всех форм собственности от противоправных посягательств;

7) обеспечение исполнения уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции;

8) обеспечение выполнения задач в системе терри­ториальной обороны Республики Беларусь;

9) совершенствование работы с кадрами;

10) развитие и укрепление материально-технической базы органов и подразделений внутренних дел.

Правовой основой деятельности МВД являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, между­народные договоры Республики Беларусь, а также при­казы, инструкции и другие нормативные акты МВД.

Деятельность МВД строится на принципах законно­сти, гуманизма, уважения прав человека, единонача­лия, гласности при содействии государственных орга­нов, трудовых коллективов, общественных объединений, населения.

В соответствии с названными принципамиМВД осуществляет важные функции:

- координирует деятельность всех органов и подраз­делений внутренних дел;

- определяет приоритетные направления совершен­ствования организации и деятельности органов и подразделений внутренних дел;

- осуществляет анализ состояния правопорядка и пре­ступности, разрабатывает долгосрочные и опера­тивные прогнозы развития криминогенной ситуа­


ции и на этой основе вносит в установленном по­рядке в органы государственной власти предложе­ния об укреплении законности, обеспечении об­щественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, орга­низует взаимодействие со средствами массовой информации;

- разрабатывает и вносит в установленном порядке в соответствующие органы предложения по совер­шенствованию законодательства по вопросам, от­несенным к компетенции МВД;

- организует и осуществляет централизованное ин­формационное обеспечение деятельности органов и подразделений внутренних дел, формирует рес­публиканские справочно-информационные фонды, профилактические, оперативные и криминалисти­ческие учеты;

- оказывает органам и подразделениям внутренних дел консультационно-методическую и научную по­мощь, осуществляет их инспектирование;

- устанавливает и развивает связи, а также органи­зует взаимодействие с милицией (полицией) других государств и международными организациями пу­тем заключения договоров и соглашений;

~ осуществляет непосредственное руководство внут­ренними войсками;

- осуществляет оперативное управление силами и сред­ствами органов и подразделений внутренних дел при проведении республиканских и межрегиональных ме­роприятий по обеспечению правопорядка;

- организует и осуществляет в установленном поряд­ке контроль за соблюдением установленных пра­вил открытия и функционирования объектов, над-


зор за которыми возложен на милицию, а также приобретения, хранения и транспортировки ору­жия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных веществ и наркотических средств;

- разрабатывает и согласовывает республиканские стандарты в сфере безопасности дорожного дви­жения;

- организует в соответствии со своей компетенцией деятельность органов внутренних дел по вопросам гражданства Республики Беларусь, свободы пере­движения, выбора места пребывания и жительства в пределах Республики Беларусь, выезда за преде­лы Республики Беларусь и въезда на ее террито­рию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;

- организует и непосредственно осуществляет в пре­делах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных правонарушениях, дознания и предварительного следствия;

- проводит экспертизы по уголовным делам, исследо­вания по материалам оперативно-розыскной дея­тельности и делам об административных правона­рушениях;

- обеспечивает содержание, охрану и конвоирова­ние задержанных и взятых под стражу лиц;

- обеспечивает охрану особо важных государствен­ных объектов, специальных грузов, складов (баз) и воинских грузов при перевозках;

- оказывает помощь пограничным войскам в задер­жании нарушителей Государственной границы Рес­публикиБеларусь;


— организует охрану объектов на договорной основе в случаях и порядке, установленных Правитель­ством Республики Беларусь;

— принимает неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи и охране имущества, остав­шегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычай­ных событиях;

— участвует в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае его введения на тер­ритории республики или в отдельных местностях;

— устанавливает единые требования к организации делопроизводства в органах и подразделениях внутренних дел;

— организует систему обеспечения собственной бе­зопасности;

— обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества лиц, находящихся в опасности в связи с оказанием ими помощи правоохранительным органам в предот­вращении, раскрытии и расследовании преступления;

— осуществляет издательскую деятельность, в том чис­ле издает газету, бюллетени, сборники норматив­но-правовых актов, материалы конференций по вопросам деятельности органов и подразделений внутренних дел, организует подготовку теле- и ра­диопрограмм;

- организует подготовку кадров в учебных заведени­ях МВД, разрабатывает должностные квалификаци­онные требования к работникам органов и подраз­делений внутренних дел;

- разрабатывает на основе законодательства общие требования, условия и порядок прохождения служ­бы в органах и подразделениях внутренних дел, а также типовые нормативы штатной численности;


- представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь для рассмотрения проекты за­конов Республики Беларусь, декретов, указов и рас­поряжений Президента Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Министра;

- вносит в Правительство Республики Беларусь предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию МВД, а также об отмене приказов, ин­струкций и иных актов министерства, других респуб­ликанских органов государственного управления, противоречащих законодательным актам Республики Беларусь, декретам, указам и распоряжениям Прези­дента Республики Беларусь, постановлениям и рас­поряжениям Правительства Республики Беларусь;

- информирует в пределах, определяемых законода­тельством, Национальное собрание Республики Бе­ларусь, Президента Республики Беларусь, Прави­тельство Республики Беларусь, общественные объединения, трудовые коллективы, население и средства массовой информации о состоянии пра­вопорядка и мерах по его укреплению;

- определяет порядок приема граждан в органах и подразделениях внутренних дел;

- определяет в пределах своей компетенции разви­тие международного сотрудничества, в порядке, ус­тановленном законодательством, заключает между­народные договоры и вносит предложения о введении должностей представителей МВД в зару­бежных государствах;

- командирует в соответствии с законодательством за границу работников органов и подразделений внутренних дел;

- вводит временно в органах и подразделениях внут­ренних дел дополнительную отчетность;


- устанавливает тарифные коэффициенты для опре­деления должностных окладов и других основных видов денежного довольствия применительно к та­рифным коэффициентам, утвержденным Министер­ством труда, по типовым должностям;

- определяет и утверждает порядок выплаты должно­стных окладов и других видов денежного доволь­ствия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащим внутрен­них войск;

- распределяет в установленном порядке средства по статьям сметы расходов, выделяемых из респуб­ликанского бюджета на содержание МВД;

- устанавливает размеры и порядок оказания мате­риальной помощи пенсионерам МВД из числа ря­дового и начальствующего состава органов внут­ренних дел, военнослужащих внутренних войск;

- создает в установленном порядке фонды на пред­ставительские цели и иные внеплановые меропри­ятия за счет бюджетных ассигнований на содержа­ние центрального аппарата МВД и средств внебюджетных фондов;

- привлекает силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск в соответствии с действующим законодательством для решения служебно-боевых задач;

- осуществляет в органах и подразделениях внутрен­них дел государственную кадровую политику в пре­делах своей компетенции;

- распределяет обязанности между заместителями Министра;

- назначает на должности и освобождает от должно­стей работников органов и подразделений внут­ренних дел в установленном порядке, отстраняет


их от должностей до принятия решений в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь;

- вносит Президенту Республики Беларусь представ­ления о назначении лиц начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих внут­ренних войск на должности заместителей Мини­стра, иные должности высшего начальствующего и высшего офицерского состава и освобождении их от этих должностей, о присвоении им специальных званий высшего начальствующего состава и воин­ских званий высшего офицерского состава;

- вносит в установленном порядке представления о награждении государственными наградами работ­ников органов и подразделений внутренних дел, поощряет и налагает на них взыскания в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь, награждает средний, старший, высший начальству­ющий состав органов внутренних дел, офицеров и генералов внутренних войск именным холодным и огнестрельным оружием;

- учреждает памятные знаки и медали;

- в установленном порядке в пределах своей компе­тенции присваивает первые и очередные, специ­альные и воинские звания работникам органов и подразделений внутренних дел, снижает их в спе­циальном, воинском звании и лишает специально­го, воинского звания, а также восстанавливает в специальном, воинском звании;

- организует и контролирует служебно-боевую и мо­рально-психологическую подготовку сотрудников органов и подразделений внутренних дел;

- принимает в пределах своей компетенции меры, на­правленные на решение проблем ветеранов орга­нов и подразделений внутренних дел, молодежи, а


также на привлечение их к сотрудничеству в борь­бе с преступностью.

Министр в установленном порядке в пределах сво­ей компетенции издает приказы, директивы, инструкции, наставления, распоряжения, обязательные для исполне­ния работниками органов, подразделений внутренних дел. В необходимых случаях приказы, инструкции могут издаваться совместно либо по согласованию с другими министерствами и руководителями иных республиканс­ких органов государственного управления.

Изданные Министром нормативные акты, касаю­щиеся прав, свобод и обязанностей граждан или нося­щие межведомственный характер, являются обязатель­ными для выполнения другими республиканскими органами государственного управления, а также долж­ностными лицами и гражданами, на которых они рас­пространяются, при условии их государственной регис­трации в Министерстве юстиции.

Для рассмотрения основных вопросов оперативно-служебной деятельности в МВДсоздается коллегия, которой руководит Министр. Численность и персо­нальный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь.

На заседания коллегии в необходимых случаях мо­гут быть приглашены руководители других государствен­ных органов.

Из приведенного перечня следует, что МВД выпол­няет в стране множество функций, и это накладывает на ее сотрудников высокую ответственность за их каче­ственное осуществление. Для выполнения этих задач и функций в МВД, в областных, городских и районных под разделениях органов внутренних дел созданы соответ­ствующие службы, которые осуществляют свою деятель­ность под контролем МВД. В самом аппарате МВД для


осуществления координирующих, организационных и контрольных функций создана четкая организационная структура, которая включает в себя:

1. аппарат Министра, в который входят руководители аппарата Министра, помощник Министра, совет­ник Министра, центральное оперативно-организа­ционное управление, управление правового обес­печения и международного сотрудничества, управление связи, группа главных инспекторов, сек­ретариат, адъюнкт Министра;

2. комитет по организованной преступности и коррупции;

3. комитет по исполнению наказаний;

4. Главное управление командующего внутренними войсками;

5. Главное управление службы охраны;

6. Государственный экспертно-криминалистический центр;

7. информационно-аналитический центр;

8. центр связи и автоматизации;

9. центр служебного собаководства;

10. центр тылового обеспечения;

11. информационно-культурный центр;

12. пресс-центр;

13. бюро паспортизации населения;

14. Национальное центральное бюро Интерпола.

Кроме того, в структуру МВД входят Следственный комитет, служба собственной безопасности и централь­ное финансовое управление.

Таким образом, для осуществления той или иной функции в структуре центрального аппарата МВД со­зданы подразделения и службы, на которые и возложе­но исполнение названных функций.


§ 2. Организация милиции в Республике Беларусь

Главным звеном в системе МВД является милиция, которая осуществляет наибольшее число правоохрани­тельных функций. Деятельность милиции осуществляется на основе Закона “О милиции” от 26 февраля 1991 г.

В соответствии со ст. 1 названного законамили­ция в Республике Беларусь представляет собой государственный вооруженный право­охранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, свободы и законные инте­ресы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств.

На милицию возложены ответственные задачи:

1) охрана общественного порядка;

2) обеспечение личной и имущественной безопаснос­ти граждан, а также общественной безопасности;

3) предотвращение и пресечение преступлений и дру­гих правонарушений;

4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

5) защита всех форм собственности от противоправ­ных посягательств;

6) оказание помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации воз­ложенных на них обязанностей;


7) исполнение уголовных наказаний и административ­ных взысканий в пределах своей компетенции.

Деятельность милиции строится на принципах закон­ности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, тесной связи с трудовыми коллективами и населением.

Милиция защищает каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлеж­ности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Милиция может ограничить права и свободу граж­дан лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом.

В соответствии с Законом “О милиции” она под­разделяется на криминальную и милицию обществен­ной безопасности, специальную и транспортную мили­цию, и милицию по организованной преступности и коррупции.

Главные задачи криминальной милиции ~ это вы­явление и раскрытие преступлений, а также осуществ­ление оперативно-розыскной деятельности.

В состав криминальной милиции входят подразде­ления уголовного розыска, по экономическим преступле­ниям, по незаконному обороту наркотиков, по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, централь­ное бюро Интерпола, экспертно-криминалистические подразделения. Криминальная милиция входит в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел, а также Министерства внутренних дел.

Начальники криминальной милиции областей, го­родов и районов являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел этих администра­тивно-территориальных образований.


Особая роль в системе криминальной милиции от­водитсяподразделениям по организованной преступ­ности и коррупции.

В соответствии с Положением “Об Управлении по борьбе с организованной преступностью” от 29 мая 1992 г. на это подразделение возлагаются следующие задачи:

1) выявление, изобличение и пресечение деятельнос­ти организованных преступных групп, совершаю­щих тяжкие преступления;

2) раскрытие преступлений, совершенных в отношении членов правительства, депутатов Республики Беларусь, членов посольств и консульских представительств;

3) раскрытие убийств, получивших широкий обще­ственный резонанс или совершенных способом, опасным для жизни многих людей, либо в связи с выполнением потерпевшим служебного или обще­ственного долга;

4) раскрытие преступлений, связанных с умышленным уничтожением государственного или общественно­го имущества, совершенных общественно опасным способом и повлекшим человеческие жертвы и иные тяжкие последствия, либо причинивших круп­ный материальный ущерб;

5) розыск опасных преступников, скрывшихся от след­ствия и суда, при наличии обоснованной информа­ции о нахождении их в зарубежных государствах;

6) борьба с коррупцией, незаконным оборотом валюты, ценных бумаг, наркотических средств, с торговлей оружием, а также с преступлениями в сфере экспор­та и импорта продукции и в банковской системе;

7) пресечение преступных групп, имеющих междуна­родные связи, в том числе посягающих на истори­ческие, художественные, культурные ценности и предметы религиозного культа и другие.


Для выполнения названных задач подразделения комитета по организованной преступности и коррупции осуществляют такие функции:

1) оперативно-розыскная деятельность;

2) автономный учет негласных сотрудников, лиц, взя­тых в оперативную разработку, и других источни­ков информации;

3) взаимодействие с другими правоохранительными органами при осуществлении своих функций;

4) проведение в отношении задержанных, арестован­ных и осужденных оперативных мероприятий;

5) осуществление меры по обеспечению безопаснос­ти сотрудников и членов их семей, а также свиде­телей и иных лиц, оказавших содействие в рассле­довании и раскрытии преступлений;

6) проведение операций по пресечению противоправной деятельности лиц, входящих в преступные сообщества.

В настоящее время задачи милиции по организован­ной преступности и коррупции расширены. Согласно За­кону Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О милиции” от 29 июня 1998 г.

Милиция по организованной преступности и корруп­ции в пределах своей компетенции решает задачи пре­дотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, а также разработки и осуществления мер по предотвра­щению и пресечению проявлений коррупции в государ­ственных органах, легализации преступных доходов.

Областные, региональные и на транспорте подразде­ления милиции по организованной преступности и корруп­


ции, возглавляемые Комитетом по организованной преступ­ности и коррупции при Министерстве внутренних дел Рес­публики Беларусь (далее - Комитет), образуют единую цен­трализованную систему подразделений этой милиции.

Начальник Комитета является начальником мили­ции по организованной преступности и коррупции и на­значается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министра внутренних дел Республики Беларусь.

Начальники областных, региональных и на транспорте подразделений милиции по организованной преступности и коррупции назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел Республики Бе­ларусь по представлению начальника Комитета.

Деятельность криминальной милиции направле­на прежде всего на обеспечение государственных ин­тересов и нуждается в независимости от влияния мест­ных властей. Поэтому закон вывел криминальную милицию из подчинения местных властей.

Криминальная милиция осуществляет в основном оперативно-розыскную деятельность по защите прав, свобод, интересов, собственности граждан, общества, государства от преступных посягательств. Эта деятель­ность осуществляется гласно и негласно.

Для решения служебных задач Закон “Об опера­тивно-розыскной деятельности” (ст.5) разрешает приме­нять следующие оперативно-розыскные мероприятия:

- опрос граждан;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- контрольные закупки;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;


- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтово-телеграфных отправлений;

- внедрение сотрудников в организованные преступ­ные группы и криминогенные объекты;

- цензура корреспонденции осужденных;

- прослушивание телефонных и иных переговоров;

- слуховой контроль;

- снятие информации и технических каналов связи.

Следует заметить, что организация и тактика про­ведения оперативно-розыскных мероприятий составля­ют государственную тайну.

В процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий нарушение конституционных прав и свобод граждан недопустимы. В законе предусмотрен перечень оснований и условий, при наличии которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:

1. наличие возбужденного уголовного дела;

2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

- о подготовляемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно расследование;

- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов;

3. поручения следователя, указания прокурора или оп­ределения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;


4. запросы других органов, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность;

5. запросы международных правоохранительных орга­низаций и правоохранительных органов иностран­ных государств в соответствии с договорами (со­глашениями) о правовой помощи.

Гражданство, национальность, пол, место житель­ства, социальное, имущественное и должностное поло­жение, принадлежность к общественным объединени­ям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведе­ния в отношении их оперативно-розыскных мероприя­тий на территории Республики Беларусь, если иное не оговорено законом.

Милиция общественной безопасности образует­ся районными, городскими, районными в городах, област­ными Советами депутатов, ответственна перед ними, подотчетна им и вышестоящим органам внутренних дел.

В состав милиции общественной безопасности вхо­дят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной служб, службы дознания, виз и регистра­ции, участковых инспекторов милиции, отряды милиции особого назначения (ОМОН), инспекции по делам не­совершеннолетних (ИДН), изоляторы временного содер­жания задержанных, спецприемники, приемники-распре­делители и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, выте­кающие из обязанностей милиции.

Специальная милиция, ее органы и подразделе­ния образуются Министерством внутренних дел Респуб­лики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной


милиции входят: милиция охраны объектов по догово­рам; милиция режимных территорий и объектов, госу­дарственная автомобильная инспекция, а также высшие и средние специальные учебные заведения, научно-ис­следовательские учреждения и иные подразделения, не­обходимые для осуществления возложенных на мили­цию обязанностей.

Хотя милиция общественной безопасности имеет двойное подчинение, однако местные органы власти и управления не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об адми­нистративных правонарушениях.

Для осуществления своих задач милиция обязана:

1) принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и за­конных интересов граждан от противоправных по­сягательств;

2) принимать необходимые меры по защите всех форм собственности от противоправных посягательств;

3) обеспечивать общественный порядок;

4) принимать и регистрировать поступающую инфор­мацию о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о них;

5) принимать меры по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений;

6) возбуждать уголовные дела и проводить дознание по ним;

7) в пределах своей компетенции исполнять решения суда;

8) разыскивать лиц, скрывающихся от органов дозна­ния, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения


уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

9) проводить экспертизы по уголовным делам, исследова­ния по материалам оперативно-розыскной деятельно­сти и делам об административных правонарушениях;

10) выполнять письменные поручения и указания проку­рора, поручения следователя о производстве ро­зыскных и следственных действий в пределах ком­петенции милиции;

11) исполнять в установленном законом порядке опреде­ления судов, постановления прокуроров, следовате­лей и других уполномоченных на то должностных лиц о приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову;

12) содействовать органам здравоохранения в выявле­нии и доставке в лечебные учреждения лиц, зло­употребляющих спиртными напитками, потребляю­щих в немедицинских целях наркотические и другие средства, влекущие одурманивание, больных СПИДом или венерическими заболеваниями, в отноше­нии которых имеются документально подтвержден­ные основания;

13) содержать, охранять и конвоировать задержанных и взятых под стражу лиц;

14) обеспечивать соблюдение прав и законных интере­сов доставленных в милицию лиц и в необходимых случаях принимать меры к оказанию им медицинс­кой или иной помощи;

15) выявлять причины и условия, способствующие со­вершению преступлений и других правонарушений, и принимать в пределах своей компетенции меры к их устранению, устанавливать и осуществлять в со­ответствии с законом административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свобо­ды, а также контроль за лицами, осужденными к


мерам наказания, не связанным с лишением сво­боды, принимать участие в профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних, наркомании, пьянства, бродяжничества, проституции и других правонарушений;

16) оказывать содействие в социальной адаптации ли­цам, отбывающим наказание;

Особое внимание в Законе “О милиции” обраща­ется на защиту прав и законных интересов граждан. Так, при осуществлении оперативно-розыскной дея­тельности милиции запрещается:

1) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан;

2) склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений;

3) прибегать к насилию, угрозам, шантажу и иным непра­вомерным действиям, ограничивающим права, свобо­ды, законные интересы граждан и должностных лиц.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих неприкосновенность жилища, тайну пере­писки, почтовых отправлений и телефонных разговоров, допускается только с санкции прокурора или по реше­нию суда.

Предметы, документы и другие материалы, полу­ченные в ходе оперативно-розыскной деятельности, мо­гут быть использованы:

1) в качестве доказательств в порядке, предусмотрен­ном уголовно-процессуальным законодательством;

2) в целях получения фактических данных, необходимых для принятия решений уголовно-процессуального характера в соответствии с законодательством;

3) для предотвращения, пресечения и раскрытия пре­ступлений и иных мер борьбы с преступностью.


Для осуществления возложенных на милицию за­дач милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обя­занностей не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства и огне­стрельное оружие применяются исходя из складываю­щейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Когда это возможно, применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать пре­дупреждения о намерении их использовать.

Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против женщин с видными признаками бе­ременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев со­вершения ими вооруженного нападения или иных дей­ствий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях, когда избежать применения физи­ческой силы, специальных средств и оружия невозмож­но, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и иму­ществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

О ранении или смерти лица вследствие примене­ния физической силы, специальных средств или оружия работник милиции обязан сообщить непосредственно­му начальнику для уведомления прокурора.

Применение силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, противоречащих Закону “О мили­ции”, влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

Милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для предот-


вращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных обязанностей.

Милиция применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и дру­гие специальные и транспортные средства, а также слу­жебных животных для:

1) отражения нападения на граждан и работников ми­лиции;

2) освобождения заложников;

3) отражения нападения на здания, помещения, со­оружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захвачен­ных объектов;

4) пресечения неповиновения или сопротивления закон­ным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданс­кий долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;

5) задержания и доставления в милицию или иное слу­жебное помещение лиц, совершивших правонару­шение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания за­держанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или при­чинить вред окружающим или себе;

6) пресечения массовых беспорядков и групповых на­рушений общественного порядка,


Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции само­стоятельно, исходя из складывающейся обстановки, ха­рактера правонарушения и личности правонарушителя.

Работник милиции имеет право применять огне­стрельное оружие для:

1) защиты граждан и самозащиты от нападения, угро­жающего смертью или причинением вреда здоро­вью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;

2) освобождения заложников;

3) пресечения общественно опасных действий, пред­ставляющих собой угрозу жизни, здоровью или иму­ществу людей, а равно задержания лиц, совершив­ших такие действия и пытающихся скрыться;

4) пресечения группового или вооруженного нападе­ния на органы внутренних дел, охраняемые объек­ты, войсковой или служебный наряд органов внутрен­них дел, а также пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушени­ями и попытками завладения огнестрельным оружием;

5) задержания лица, оказывающего вооруженное со­противление, либо совершившего тяжкое преступ­ление или совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выпол­нить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7