Органы внутренних дел республики Беларусь
§ I. Органы внутренних дел, их задачи и структура Важное место в системе правоохранительных органов отводится органам внутренних дел. На них возложены широкие правоохранительные функции государства. Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД], которое является республиканским органом государственного управления, осуществляющим в пределах своих полномочий управление в сфере защиты прав и свобод граждан, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МВД подчиняется Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь. МВД возглавляет систему органов внутренних дел и внутренних войск, в которую входят: 1. центральный аппарат Министерства; 2. комитеты при МВД и их территориальные подразделения; 3. главные управления, управления и отделы внутренних дел областей; городов, районов, районов в городах; 4. управления, отделы, отделения внутренних дел на транспорте; 5. областные, региональные и на транспорте управления, отделы Комитета по организованной преступности и коррупции при МВД; 6. территориальные подразделения: а) главное управление службы “Охрана”; б) комитет по исполнению наказаний; в) Государственный экспертно-криминалистический центр; г) центр тылового обеспечения; д) подразделения внутренних войск, гражданской обороны, специальные учебные заведения и др. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь основными задачами МВД являются: 1) руководство органами и подразделениями внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
2) совершенствование правового обеспечения деятельности органов и подразделений внутренних дел; 3) обеспечение законности в деятельности органов и подразделений внутренних дел; 4) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; 5) разработка и осуществление мер по предотвращению и пресечению преступлений и административ- ных правонарушений, обнаружению и раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших; 6) организация защиты всех форм собственности от противоправных посягательств; 7) обеспечение исполнения уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции; 8) обеспечение выполнения задач в системе территориальной обороны Республики Беларусь; 9) совершенствование работы с кадрами; 10) развитие и укрепление материально-технической базы органов и подразделений внутренних дел. Правовой основой деятельности МВД являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, международные договоры Республики Беларусь, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД. Деятельность МВД строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека, единоначалия, гласности при содействии государственных органов, трудовых коллективов, общественных объединений, населения. В соответствии с названными принципами МВД осуществляет важные функции: - координирует деятельность всех органов и подразделений внутренних дел; - определяет приоритетные направления совершенствования организации и деятельности органов и подразделений внутренних дел; - осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуа
ции и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации; - разрабатывает и вносит в установленном порядке в соответствующие органы предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД; - организует и осуществляет централизованное информационное обеспечение деятельности органов и подразделений внутренних дел, формирует республиканские справочно-информационные фонды, профилактические, оперативные и криминалистические учеты; - оказывает органам и подразделениям внутренних дел консультационно-методическую и научную помощь, осуществляет их инспектирование; - устанавливает и развивает связи, а также организует взаимодействие с милицией (полицией) других государств и международными организациями путем заключения договоров и соглашений; ~ осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками; - осуществляет оперативное управление силами и средствами органов и подразделений внутренних дел при проведении республиканских и межрегиональных мероприятий по обеспечению правопорядка; - организует и осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением установленных правил открытия и функционирования объектов, над- зор за которыми возложен на милицию, а также приобретения, хранения и транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных веществ и наркотических средств; - разрабатывает и согласовывает республиканские стандарты в сфере безопасности дорожного движения; - организует в соответствии со своей компетенцией деятельность органов внутренних дел по вопросам гражданства Республики Беларусь, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Республики Беларусь, выезда за пределы Республики Беларусь и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;
- организует и непосредственно осуществляет в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных правонарушениях, дознания и предварительного следствия; - проводит экспертизы по уголовным делам, исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях; - обеспечивает содержание, охрану и конвоирование задержанных и взятых под стражу лиц; - обеспечивает охрану особо важных государственных объектов, специальных грузов, складов (баз) и воинских грузов при перевозках; - оказывает помощь пограничным войскам в задержании нарушителей Государственной границы Республики Беларусь; — организует охрану объектов на договорной основе в случаях и порядке, установленных Правительством Республики Беларусь; — принимает неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи и охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях; — участвует в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае его введения на территории республики или в отдельных местностях; — устанавливает единые требования к организации делопроизводства в органах и подразделениях внутренних дел; — организует систему обеспечения собственной безопасности; — обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества лиц, находящихся в опасности в связи с оказанием ими помощи правоохранительным органам в предотвращении, раскрытии и расследовании преступления; — осуществляет издательскую деятельность, в том числе издает газету, бюллетени, сборники нормативно-правовых актов, материалы конференций по вопросам деятельности органов и подразделений внутренних дел, организует подготовку теле- и радиопрограмм; - организует подготовку кадров в учебных заведениях МВД, разрабатывает должностные квалификационные требования к работникам органов и подразделений внутренних дел;
- разрабатывает на основе законодательства общие требования, условия и порядок прохождения службы в органах и подразделениях внутренних дел, а также типовые нормативы штатной численности; - представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь для рассмотрения проекты законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Министра; - вносит в Правительство Республики Беларусь предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию МВД, а также об отмене приказов, инструкций и иных актов министерства, других республиканских органов государственного управления, противоречащих законодательным актам Республики Беларусь, декретам, указам и распоряжениям Президента Республики Беларусь, постановлениям и распоряжениям Правительства Республики Беларусь; - информирует в пределах, определяемых законодательством, Национальное собрание Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, общественные объединения, трудовые коллективы, население и средства массовой информации о состоянии правопорядка и мерах по его укреплению; - определяет порядок приема граждан в органах и подразделениях внутренних дел; - определяет в пределах своей компетенции развитие международного сотрудничества, в порядке, установленном законодательством, заключает международные договоры и вносит предложения о введении должностей представителей МВД в зарубежных государствах; - командирует в соответствии с законодательством за границу работников органов и подразделений внутренних дел; - вводит временно в органах и подразделениях внутренних дел дополнительную отчетность; - устанавливает тарифные коэффициенты для определения должностных окладов и других основных видов денежного довольствия применительно к тарифным коэффициентам, утвержденным Министерством труда, по типовым должностям; - определяет и утверждает порядок выплаты должностных окладов и других видов денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск; - распределяет в установленном порядке средства по статьям сметы расходов, выделяемых из республиканского бюджета на содержание МВД; - устанавливает размеры и порядок оказания материальной помощи пенсионерам МВД из числа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск;
- создает в установленном порядке фонды на представительские цели и иные внеплановые мероприятия за счет бюджетных ассигнований на содержание центрального аппарата МВД и средств внебюджетных фондов; - привлекает силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск в соответствии с действующим законодательством для решения служебно-боевых задач; - осуществляет в органах и подразделениях внутренних дел государственную кадровую политику в пределах своей компетенции; - распределяет обязанности между заместителями Министра; - назначает на должности и освобождает от должностей работников органов и подразделений внутренних дел в установленном порядке, отстраняет их от должностей до принятия решений в соответствии с законодательством Республики Беларусь; - вносит Президенту Республики Беларусь представления о назначении лиц начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск на должности заместителей Министра, иные должности высшего начальствующего и высшего офицерского состава и освобождении их от этих должностей, о присвоении им специальных званий высшего начальствующего состава и воинских званий высшего офицерского состава; - вносит в установленном порядке представления о награждении государственными наградами работников органов и подразделений внутренних дел, поощряет и налагает на них взыскания в соответствии с законодательством Республики Беларусь, награждает средний, старший, высший начальствующий состав органов внутренних дел, офицеров и генералов внутренних войск именным холодным и огнестрельным оружием; - учреждает памятные знаки и медали; - в установленном порядке в пределах своей компетенции присваивает первые и очередные, специальные и воинские звания работникам органов и подразделений внутренних дел, снижает их в специальном, воинском звании и лишает специального, воинского звания, а также восстанавливает в специальном, воинском звании; - организует и контролирует служебно-боевую и морально-психологическую подготовку сотрудников органов и подразделений внутренних дел; - принимает в пределах своей компетенции меры, направленные на решение проблем ветеранов органов и подразделений внутренних дел, молодежи, а также на привлечение их к сотрудничеству в борьбе с преступностью. Министр в установленном порядке в пределах своей компетенции издает приказы, директивы, инструкции, наставления, распоряжения, обязательные для исполнения работниками органов, подразделений внутренних дел. В необходимых случаях приказы, инструкции могут издаваться совместно либо по согласованию с другими министерствами и руководителями иных республиканских органов государственного управления. Изданные Министром нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, являются обязательными для выполнения другими республиканскими органами государственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются, при условии их государственной регистрации в Министерстве юстиции. Для рассмотрения основных вопросов оперативно-служебной деятельности в МВД создается коллегия, которой руководит Министр. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь. На заседания коллегии в необходимых случаях могут быть приглашены руководители других государственных органов. Из приведенного перечня следует, что МВД выполняет в стране множество функций, и это накладывает на ее сотрудников высокую ответственность за их качественное осуществление. Для выполнения этих задач и функций в МВД, в областных, городских и районных под разделениях органов внутренних дел созданы соответствующие службы, которые осуществляют свою деятельность под контролем МВД. В самом аппарате МВД для осуществления координирующих, организационных и контрольных функций создана четкая организационная структура, которая включает в себя: 1. аппарат Министра, в который входят руководители аппарата Министра, помощник Министра, советник Министра, центральное оперативно-организационное управление, управление правового обеспечения и международного сотрудничества, управление связи, группа главных инспекторов, секретариат, адъюнкт Министра; 2. комитет по организованной преступности и коррупции; 3. комитет по исполнению наказаний; 4. Главное управление командующего внутренними войсками; 5. Главное управление службы охраны; 6. Государственный экспертно-криминалистический центр; 7. информационно-аналитический центр; 8. центр связи и автоматизации; 9. центр служебного собаководства; 10. центр тылового обеспечения; 11. информационно-культурный центр; 12. пресс-центр; 13. бюро паспортизации населения; 14. Национальное центральное бюро Интерпола. Кроме того, в структуру МВД входят Следственный комитет, служба собственной безопасности и центральное финансовое управление. Таким образом, для осуществления той или иной функции в структуре центрального аппарата МВД созданы подразделения и службы, на которые и возложено исполнение названных функций. § 2. Организация милиции в Республике Беларусь Главным звеном в системе МВД является милиция, которая осуществляет наибольшее число правоохранительных функций. Деятельность милиции осуществляется на основе Закона “О милиции” от 26 февраля 1991 г. В соответствии со ст. 1 названного закона милиция в Республике Беларусь представляет собой государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. На милицию возложены ответственные задачи: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; 3) предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей; 7) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции. Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, тесной связи с трудовыми коллективами и населением. Милиция защищает каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Милиция может ограничить права и свободу граждан лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии с Законом “О милиции” она подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности, специальную и транспортную милицию, и милицию по организованной преступности и коррупции. Главные задачи криминальной милиции ~ это выявление и раскрытие преступлений, а также осуществление оперативно-розыскной деятельности. В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по экономическим преступлениям, по незаконному обороту наркотиков, по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, центральное бюро Интерпола, экспертно-криминалистические подразделения. Криминальная милиция входит в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел, а также Министерства внутренних дел. Начальники криминальной милиции областей, городов и районов являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел этих административно-территориальных образований. Особая роль в системе криминальной милиции отводится подразделениям по организованной преступности и коррупции. В соответствии с Положением “Об Управлении по борьбе с организованной преступностью” от 29 мая 1992 г. на это подразделение возлагаются следующие задачи: 1) выявление, изобличение и пресечение деятельности организованных преступных групп, совершающих тяжкие преступления; 2) раскрытие преступлений, совершенных в отношении членов правительства, депутатов Республики Беларусь, членов посольств и консульских представительств; 3) раскрытие убийств, получивших широкий общественный резонанс или совершенных способом, опасным для жизни многих людей, либо в связи с выполнением потерпевшим служебного или общественного долга; 4) раскрытие преступлений, связанных с умышленным уничтожением государственного или общественного имущества, совершенных общественно опасным способом и повлекшим человеческие жертвы и иные тяжкие последствия, либо причинивших крупный материальный ущерб; 5) розыск опасных преступников, скрывшихся от следствия и суда, при наличии обоснованной информации о нахождении их в зарубежных государствах; 6) борьба с коррупцией, незаконным оборотом валюты, ценных бумаг, наркотических средств, с торговлей оружием, а также с преступлениями в сфере экспорта и импорта продукции и в банковской системе; 7) пресечение преступных групп, имеющих международные связи, в том числе посягающих на исторические, художественные, культурные ценности и предметы религиозного культа и другие. Для выполнения названных задач подразделения комитета по организованной преступности и коррупции осуществляют такие функции: 1) оперативно-розыскная деятельность; 2) автономный учет негласных сотрудников, лиц, взятых в оперативную разработку, и других источников информации; 3) взаимодействие с другими правоохранительными органами при осуществлении своих функций; 4) проведение в отношении задержанных, арестованных и осужденных оперативных мероприятий; 5) осуществление меры по обеспечению безопасности сотрудников и членов их семей, а также свидетелей и иных лиц, оказавших содействие в расследовании и раскрытии преступлений; 6) проведение операций по пресечению противоправной деятельности лиц, входящих в преступные сообщества. В настоящее время задачи милиции по организованной преступности и коррупции расширены. Согласно Закону Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О милиции” от 29 июня 1998 г. Милиция по организованной преступности и коррупции в пределах своей компетенции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, а также разработки и осуществления мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов. Областные, региональные и на транспорте подразделения милиции по организованной преступности и корруп ции, возглавляемые Комитетом по организованной преступности и коррупции при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь (далее - Комитет), образуют единую централизованную систему подразделений этой милиции. Начальник Комитета является начальником милиции по организованной преступности и коррупции и назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министра внутренних дел Республики Беларусь. Начальники областных, региональных и на транспорте подразделений милиции по организованной преступности и коррупции назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел Республики Беларусь по представлению начальника Комитета. Деятельность криминальной милиции направлена прежде всего на обеспечение государственных интересов и нуждается в независимости от влияния местных властей. Поэтому закон вывел криминальную милицию из подчинения местных властей. Криминальная милиция осуществляет в основном оперативно-розыскную деятельность по защите прав, свобод, интересов, собственности граждан, общества, государства от преступных посягательств. Эта деятельность осуществляется гласно и негласно. Для решения служебных задач Закон “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст.5) разрешает применять следующие оперативно-розыскные мероприятия: - опрос граждан; - наведение справок; - сбор образцов для сравнительного исследования; - контрольные закупки; - исследование предметов и документов; - наблюдение; - отождествление личности; - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; - контроль почтово-телеграфных отправлений; - внедрение сотрудников в организованные преступные группы и криминогенные объекты; - цензура корреспонденции осужденных; - прослушивание телефонных и иных переговоров; - слуховой контроль; - снятие информации и технических каналов связи. Следует заметить, что организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. В процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий нарушение конституционных прав и свобод граждан недопустимы. В законе предусмотрен перечень оснований и условий, при наличии которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся: 1. наличие возбужденного уголовного дела; 2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: - о подготовляемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно расследование; - о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; - о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов; 3. поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; 4. запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи. Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Беларусь, если иное не оговорено законом. Милиция общественной безопасности образуется районными, городскими, районными в городах, областными Советами депутатов, ответственна перед ними, подотчетна им и вышестоящим органам внутренних дел. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной служб, службы дознания, виз и регистрации, участковых инспекторов милиции, отряды милиции особого назначения (ОМОН), инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), изоляторы временного содержания задержанных, спецприемники, приемники-распределители и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции. Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, вытекающие из обязанностей милиции. Специальная милиция, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам; милиция режимных территорий и объектов, государственная автомобильная инспекция, а также высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей. Хотя милиция общественной безопасности имеет двойное подчинение, однако местные органы власти и управления не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях. Для осуществления своих задач милиция обязана: 1) принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных посягательств; 2) принимать необходимые меры по защите всех форм собственности от противоправных посягательств; 3) обеспечивать общественный порядок; 4) принимать и регистрировать поступающую информацию о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о них; 5) принимать меры по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений; 6) возбуждать уголовные дела и проводить дознание по ним; 7) в пределах своей компетенции исполнять решения суда; 8) разыскивать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; 9) проводить экспертизы по уголовным делам, исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях; 10) выполнять письменные поручения и указания прокурора, поручения следователя о производстве розыскных и следственных действий в пределах компетенции милиции; 11) исполнять в установленном законом порядке определения судов, постановления прокуроров, следователей и других уполномоченных на то должностных лиц о приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову; 12) содействовать органам здравоохранения в выявлении и доставке в лечебные учреждения лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, потребляющих в немедицинских целях наркотические и другие средства, влекущие одурманивание, больных СПИДом или венерическими заболеваниями, в отношении которых имеются документально подтвержденные основания; 13) содержать, охранять и конвоировать задержанных и взятых под стражу лиц; 14) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов доставленных в милицию лиц и в необходимых случаях принимать меры к оказанию им медицинской или иной помощи; 15) выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений, и принимать в пределах своей компетенции меры к их устранению, устанавливать и осуществлять в соответствии с законом административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также контроль за лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, принимать участие в профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, пьянства, бродяжничества, проституции и других правонарушений; 16) оказывать содействие в социальной адаптации лицам, отбывающим наказание; Особое внимание в Законе “О милиции” обращается на защиту прав и законных интересов граждан. Так, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности милиции запрещается: 1) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан; 2) склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений; 3) прибегать к насилию, угрозам, шантажу и иным неправомерным действиям, ограничивающим права, свободы, законные интересы граждан и должностных лиц. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих неприкосновенность жилища, тайну переписки, почтовых отправлений и телефонных разговоров, допускается только с санкции прокурора или по решению суда. Предметы, документы и другие материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы: 1) в качестве доказательств в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством; 2) в целях получения фактических данных, необходимых для принятия решений уголовно-процессуального характера в соответствии с законодательством; 3) для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений и иных мер борьбы с преступностью. Для осуществления возложенных на милицию задач милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Когда это возможно, применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против женщин с видными признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи. О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия работник милиции обязан сообщить непосредственному начальнику для уведомления прокурора. Применение силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, противоречащих Закону “О милиции”, влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством. Милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для предот- вращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных обязанностей. Милиция применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также служебных животных для: 1) отражения нападения на граждан и работников милиции; 2) освобождения заложников; 3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов; 4) пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений; 5) задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе; 6) пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно, исходя из складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Работник милиции имеет право применять огнестрельное оружие для: 1) защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции; 2) освобождения заложников; 3) пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться; 4) пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием; 5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, либо совершившего тяжкое преступление или совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений. Работники милиции имеют право использовать оружие в следу ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|