Таможенные органы республики Беларусь
§ 1. Понятие, значение и содержание деятельности таможенных органов Для защиты экономического суверенитета и экономической безопасности, развития внешнеэкономических связей, обеспечения защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц образованы таможенные органы Республики Беларусь. На них возложено осуществление таможенного дела. Под таможенным делом понимается таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь (ст. 1. Таможенного кодекса Республики Беларусь.) Известно, что наше государство поддерживает тесные экономические связи со многими странами мира. Эта тенденция с каждым годом все интенсивнее развивается, что приводит к увеличению перемещения через государственную границу товаров и транспортных средств. При перемещении через границу материальных ценностей иногда допускаются различные злоупотребления и правонарушения, что в итоге приводит к нарушению безопасности страны. Таможенная политика государства является составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь и относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента и Правительства. Основными средствами реализации таможенной политики являются: - установление тарифных и нетарифных мер государственного регулирования; - осуществление государственного таможенного контроля; - участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с
другими государствами. Таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория, внутренние воды и воздушное пространство над ними. На территории Республики Беларусь могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Правовой основой деятельности таможенных органов является Конституция Республики Беларусь, Таможенный кодекс. Закон “О таможенном тарифе” и иные законодательные акты, принятые в соответствии с Конституцией и Таможенным кодексом. Законодательные акты, регулирующие таможенное дело, обратной силы не имеют. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства применяются акты законо- дательства, действующие на день фактического перемещения товаров и транспортных средств через нее. Особое отношение в правовом регулировании отводится международным договорам. Так, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь по таможенному делу, то применяются правила международного договора. § 2. Система и функции таможенных органов Создание и становление таможенных органов Республики Беларусь происходило в период с 1992 по 1994 годы и сопровождалось определенными трудностями. При распаде СССР высококвалифицированные кадры, технические средства, учебные заведения оказались за пределами Республики Беларусь. Проблема осложнялась еще и тем, что Республика Беларусь получила более трех тысяч километров новых границ. В 1992-1993 гг. Белорусское управление Государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, создано 16 таможен, принято на таможенную службу более 2,5 тысяч граждан. В настоящее время в системе таможенных органов функционируют 18 таможен, 234 пункта таможенного оформления, в том числе - 49 пограничных.
Система таможенных органов Республики Беларусь двухзвенна. Высшим звеном является Государствен ный таможенный комитет Республики Беларусь. Вторым звеном является таможня Республики Беларусь. Для нормального функционирования таможенных органов в их структуре создаются таможенные лаборатории и исследовательские учреждения, призванные проводить экспертизы и исследования товаров в таможенных целях. Для подготовки кадров и повышения их квалификации в системе Государственного таможенного комитета действуют учебные заведения. Государственный таможенный комитет создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия. Основными функциями (задачами) таможенных органов являются: - участие в разработке таможенной политики Республики Беларусь и ее реализация; - обеспечение соблюдения законодательства; - принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; - обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь; - защита экономических интересов Республики Беларусь; - применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; - взимание таможенной пошлины, налогов и иных таможенных платежей; - обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь; - ведение борьбы с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресечение незаконного оборота через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказание содействия специальным органам в борьбе с международным терроризмом/ организованной преступностью и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации, осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления;
- ведение Таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; - содействие развитию внешнеэкономических связей, осуществление мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан; - осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Беларусь материалов, а также валютный контроль в пределах своей компетенции; - обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела; - проведение исследовательских работ и консультирование в области таможенного дела и др. Таможенные органы Республики Беларусь возглавляет Государственный таможенный комитет (ГТК Республики Беларусь). Он является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом Республики Беларусь. Председатель ГТК включен в состав Совета Министров Республики Беларусь. Согласно ст.1 Таможенного кодекса таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь. В ГТК образуется коллегия, которую возглавляет председатель ГТК, В нее входят первый заместитель председателя ГТК, заместители председателя ГТК, а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы ГТК. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности таможенных органов. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами председателя ГТК. Председатель Государственного таможенного комитета: - несет персональную ответственность за исполнение возложенных на Комитет задач и функций; - представляет Комитет в государственных органах Республики Беларусь и обеспечивает его взаимодействие с этими органами;
- издает приказы, инструкции и другие нормативные акты в пределах компетенции Комитета, организует проверки их исполнения; - утверждает положение о структурных подразделениях Комитета, таможнях и других подчиненных Комитету предприятиях и учреждениях; - утверждает штатное расписание центрального аппарата Комитета, а также смету расходов на его содержание; - назначает на должности и освобождает от них должностных лиц и нерегистрируемый персонал центрального аппарата Государственного таможенного комитета, руководителей и заместителей руководителей, начальников отделов бухгалтерского учета и отделов кадров таможни, начальников таможенных постов. Назначение и освобождение от должности начальников управления центрального аппарата Комитета, начальников таможен осуществляется председателем Комитета по согласованию с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь. Председатель Государственного таможенного комитета в рамках своих полномочий: - присваивает персональное звание должностным лицам таможенных органов, в установленном порядке вносит представления Президенту Республики Беларусь о присвоении персональных званий высшего руководящего состава должностным лицам таможенных органов; - представляет в установленном порядке работников, которые особенно отличились, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Республики Беларусь; - осуществляет другие функции и пользуется иными правами в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Председатель Комитета имеет право делегировать другим должностным лицам некоторые полномочия, предоставленные ему согласно действующему законодательству Республики Беларусь. Центральным таможенным органом является Государственный таможенный комитет (ГТК), который состоит из структурных подразделений - управлений, отде лов, групп, действующих по функциональному принципу, т е. каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций, возложенных на ГТК. В структуру аппарата Государственного таможенного комитета Республики Беларусь входят: - Управление организации таможенного контроля; - Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями; - Управление тарифного регулирования таможенных доходов и платежей; - Управление кадров, профессиональной подготовки и переподготовки личного состава таможенных органов; - Экономическое управление;
- Правовое управление; - Управление таможенной статистики и информационных технологий; - Управление организации проектирования объектов таможенной инфраструктуры и социального развития; - Контрольно-ревизионный отдел; - Инспекция по личному составу. В пределах своей компетенции ГТК издает нормативные акты по таможенному делу, которые являются обязательными для исполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Вторым звеном таможенных органов являются таможни, которые осуществляют таможенный контроль, взимание таможенных сборов и налогов, предотвращение. контрабанды, сбор необходимых статистических данных и другие функции в сфере таможенного дела. Таможня — это государственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех импортируемых и экспортируемых товаров, а также багажа, почтовых отправлений и других грузов. Территорию обслуживания таможен определяет ГТК, который образует и ликвидирует их. Таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, текущие счета по учету бюджетных средств в банках и иных кредитных учреждениях. § 3. Полномочия таможенных органов Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом Республики Беларусь, принятым Парламентом Республики Беларусь 17 декабря 1997 года. Законом “О таможенном тарифе”, а также другими законами Республики Беларусь, Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, нормативными актами Правительства Республики Беларусь. Рассмотрим некоторые полномочия таможенных органов при осуществлении своих функций. Взимание таможенных платежей включает: - таможенные пошлины; - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Беларусь и возобновление действия лицензий; - сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; - таможенные сборы за таможенное оформление; - таможенные сборы за хранение товаров; - таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров и другие. Эти платежи взимаются при перемещении через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств. Кроме того, таможенные платежи взимаются за оказание таможенными органами услуг. Таможенная пошлина взимается при перемещении товаров через таможенную границу. За таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, и товаров не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, взимаются таможенные сборы. За таможенное оформление товаров и транспортных средств в неустановленном для этого месте и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере. Ставки, которые устанавливаются ГТК по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Таможенное оформление товаров производится должностными лицами таможенных органов и заключается в выдаче заинтересованному лицу разрешения таможенного органа на перемещение находящихся под таможенным контролем товаров через таможенную границу. Таможенный и валютный контроль заключается в совершении таможенными органами действий в целях проверки соблюдения юридическими и физическими лицами установленных законом порядка и правил ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Таможенный контроль проводится путем: - проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; - таможенного досмотра; - учета товаров и транспортных средств; - устного опроса физических и должностных лиц; - проверки системы учета и отчетности. В ходе осуществления таможенного контроля таможенные органы могут назначать либо проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, а также личный досмотр, который проводится по письменному разрешению начальника таможенного органа Республики Беларусь или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Беларусь либо находящееся в зоне таможенного контроля транзитной зоны аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Беларусь или международного договора Республики Беларусь. Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого лица проводится только медицинским работником. О проведении личного досмотра составляется протокол. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Вред, причинен ный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежит. Валютный контроль. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является органом валютного контроля в Республике Беларусь. Иные таможенные органы Республики Беларусь являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК Республики Беларусь, Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Республики Беларусь, за исключением периметров свободных таможенных зон, свободных вкладов, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. В целях обеспечения высших органов власти информацией о состоянии внешней торговли Республики Беларусь, контроля за поступлением в бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля, анализа состояния и развития внешней торговли Республики Беларусь, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы Республики Беларусь ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь, а также представляют и публикуют данные таможенной статистики. В целях обеспечения иных задач, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь, этими органами ведется специальная таможенная статистика. § 4. Таможенные органы Республики Беларусь как органы дознания Согласно УПК Республики Беларусь таможенные органы являются органами дознания. А это значит, что кроме таможенных функций таможенные органы осуществляют расследование уголовных дел. В соответствии со ст.220 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-куль-турных ценностей, уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. Эти преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Беларусь. Порядок возбуждения уголовных дел, их расследование регулируются УПК Республики Беларусь. Так, согласно ст.186 УПК Республики Беларусь, орган дознания при наличии признаков преступления возбуждает уголовное дело, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров. О начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Данный вид дознания не может продолжаться более десяти суток, после чего дело направляется следователю. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные действия только по поручению следователя. Для расследования уголовных дел в таможенных органах созданы специальные подразделения, как в ГТК, так и в таможнях. § 5. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях Таможенные органы проводят большую работу по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений таможенных правил. В Таможенном кодексе Республики Беларусь дан исчерпывающий перечень административных таможенных правонарушений. К ним относятся: - выдача без разрешения таможенного органа Республики Беларусь, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них; - нарушение режима склада временного хранения; - перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля; - сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь; - перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием документов или средств идентификации; - недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Республики Беларусь; - оскорбление должностного лица таможенного органа, проводящего таможенный контроль, таможенное оформление или производство по делу об административном таможенном правонарушении, а равно понятых или угроза совершения насильственных действий в отношении этих лиц; - отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений; - воспрепятствование проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения; - нарушение режима зоны таможенного контроля; - неостановка транспортного средства; - нарушение порядка производства таможенного оформления; - нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств; - нарушение порядка уничтожения товаров; - нарушение сроков уплаты таможенных платежей и другие. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях ведется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для успешного производства по этим делам законодательством определен перечень мер обеспечения этого производства. К ним относятся: - административное задержание лица (ст. 240 КоАП); - личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП); - изъятие вещей и документов (ст. 244 КоАП). Эти меры содержатся в Кодексе об административных правонарушениях. В Таможенном кодексе Республики Беларусь в (ст.225) изложены другие меры обеспечения производства по делам об административных таможенных правонарушениях. К ним относятся: - экспертиза; - поручение о производстве отдельных действий по делу; - истребование документов, необходимых для производства по делу; - проведение таможенного обследования; - осмотр; - предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания; - проведение ревизий, проверки, инвентаризации; - наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество. Названные меры назначаются и проводятся в форме, схожей с Уголовно-процессуальной, хотя имеется некоторое отличие. Например, не предусмотрен четкий порядок назначения экспертизы, роль в этом правонарушителя. За совершение административного правонарушения предусматриваются следующие виды взысканий: - предупреждение; - штраф; - возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; - конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; ~ лишение специального права, предоставленного данному гражданину; - исправительные работы; - административный арест (ст.23 КАП). Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане Республики Беларусь, способные по уровню образования, личным деловым и моральным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи. Им устанавливается ношение форменной одежды, которая выдается бесплатно. Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах регламентируются Положением о прохождении службы. Должностным лицам таможенных органов гарантируются надлежащие условия для исполнения своих служебных обязанностей. Никто не имеет права понуждать должностное лицо выполнять обязанности, не возложенные законом на таможенные органы. В таможенных органах не создаются структуры политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели. Должностным лицам таможенных органов запрещено: - заниматься предпринимательской деятельностью, быть поверенными у третьих лиц по таможенным вопросам; - выполнять какую бы то ни было оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности; - выполнять связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении субъектами хозяйствования; - организовывать забастовки и участвовать в их проведении. Оскорбление должностного лица таможенного органа, угроза, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Должностным лицам таможенных органов для выполнения своих обязанностей предоставляются определенные полномочия. Они могут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Но прежде, чем применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, должностные лица таможенных органов обязаны: - предупредить о намерении их применения, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни и здоровью; - обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа; - стремиться в зависимости от характера и степени - опасности лиц, совершивших правонарушения, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным. О всех случаях смерти или причинения тяжких телесных повреждений незамедлительно уведомляется прокурор. Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь. Физическая сила применяется для пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным распоряжениям или требованиям, воспрепятство-вания доступу в помещения, на территорию, к товарам и транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем, иных действий, препятствующих выполнению возложенных обязанностей, если ненасильсгвенные способы не обеспечивают выполнение этих обязанностей. Должностные лица таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие специальные средства: ~ для отражения нападения на работников таможенных органов или иных лиц; — для отражения нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; — для задержания правонарушителей, доставления их в служебные помещения таможенного органа, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление, иное противодействие; — для пресечения физического сопротивления; — для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование остановиться. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления. Огнестрельное оружие применяется для: ~ отражения группового или вооруженного нападения на должностных лиц таможенных органов и граждан в местах производства операций таможен ного контроля и проведения мероприятии по пресечению контрабанды и административных таможенных правонарушений; — задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законное требование о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений; — отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, транспортные средства и любые иные объекты, охраняемые таможенными органами; — самозащиты должностного лица таможенного органа и защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, либо для предотвращения захвата огнестрельного оружия должностного лица таможенного органа. Применению огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении применить его в форме устного заявления об этом или выстрела вверх. Оплата труда должностных лиц таможенных органов состоит из должностного оклада и оклада по персональному званию, а также надбавок за знание иностранного языка, за выслугу лет. Оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток предоставляется ежегодно. Дополнительный отпуск предоставляется после пяти лет службы на два дня, после 10 лет - на 4 дня, после 15 лет - на 6 дней. Должностные лица таможенных органов в командировке пользуются правом на приобретение вне очереди проездных документов и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|