Органы государственной безопасности республики Беларусь
§ 1. Основные задачи и направления деятельности органов государственной безопасности Обеспечение безопасности граждан на территории Республики Беларусь и за ее пределами является важнейшей задачей государства. Под безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К числу основных объектов безопасности относятся: - личность - ее права и свободы; - общество - его материальные и духовные ценности; - государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Руководство деятельностью органов государственной безопасности осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь. Органы государственной безопасности при выполнении возложенных на них задач руководствуются принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности, гуманизма, единства системы органов государственной безопасности и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, независимости от деятельности политических партий и общественных объединений. В соответствии со ст.8 Закона Республики Беларусь “Об органах государственной безопасности Республики Беларусь” от 3 декабря 1997 г. на органы государственной безопасности возлагаются такие задачи, как: 1) предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности Республики Беларусь; 2) добывание разведывательной информации об угрозе безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах;
3) защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя, экономических интересов, промышленного, военного и научно-технического потенциала; 4) борьба с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также материалов, подлежащих экспертному контролю; 5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений; 6) контроль за обеспечением защиты государственных секретов в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; 7) обеспечение государственных органов, предприятий, учреждений и организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и ее учреждениях за рубежом. Борьбу с преступностью органы государственной безопасности ведут в соответствии с законодательством Республики Беларусь путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Деятельность органов государственной безопасности осуществляется в таких направлениях, как контрразведывательная деятельность; разведывательная деятельность; борьба с преступностью; организация правительственной и оперативной связи. Однако деятельность органов государственной безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, а также наносить вред окружающей среде. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов государственной безопасности в пределах своих полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной нс причинение ущерба безопасности Республики Беларусь. Эта деятельность строго регламентирована. Чтобы начать ее осуществление, необходимо наличие законных оснований. Таковыми являются: наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба Республике Беларусь; - необходимость обеспечения безопасности объектов оборонного комплекса, транспорта и связи, других стратегических объектов, а также безопасности приоритетных научных разработок; - необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также изучения (проверки) лиц, оказывающих содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе; - обеспечение надлежащих условий для деятельности органов государственной безопасности и их сотрудников. Порядок применения негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется Законом Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельности” и нормативными актами Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании санкции прокурора в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Разведывательная деятельность органов государственной безопасности осуществляется в целях получения информации о внешних угрозах национальной безопасности Республики Беларусь, других сведений разведывательного характера для реализации интересов государства, а также для защиты физических и юри дических лиц Республики Беларусь за рубежом от противоправных посягательств.
Разведывательная информация представляется Президенту Республики Беларусь, а по его поручению - другим государственным органом. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяется нормативными актами Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну. Борьба органов государственной безопасности с преступностью ведется путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, нелегальной миграции, незаконного оборота наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также материалов, подлежащих экспертному контролю, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством к их ведению, а также по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное свержение или изменение конституционного строя Республики Беларусь. Осуществляя борьбу с преступностью, органы государственной безопасности тесно взаимодействуют с органами внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом финансовых расследований, прокуратурой и Государственным комитетом пограничных войск. § 2. Права и обязанности органов государственной безопасности Для решения стоящих перед органами государственной безопасности задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства они наделены необходимыми полномочиями - правами и обязанностями. Органы государственной безопасности имеют право: - осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;
- осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств/ проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на причинение ущерба безопасности Республики Беларусь, а также в преступные группы; - осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Республики Беларусь к ведению органов государственной безопасности; - использовать по договору или устному соглашению помещения (служебные и жилые) государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также граждан для обеспечения служебной деятельности органов государственной безопасности; - устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; - входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств, в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, в помещения и на территорию предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; - проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются основа ния подозревать их в совершении преступлений, осуществлять задержание таких лиц; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попыткой проникновения и проникновением на специально охраняемые территории и объекты; вносить в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз государственной безопасности Республики Беларусь, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению; получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и общественных объединений информацию, необходимую для выполнения своих задач; получать в органах, ведающих распределением и назначением радиочастот, полосы радиочастот для исключительного использования их радиосредствами правительственной и оперативной связи; использовать в случае необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также общественным объединениям и гражданам; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям и гражданам для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц,
совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия; - вести оперативный учет лиц, совершивших государственные преступления и проверяемых по подозрению в совершении таких преступлений; - производить специальную проверку лиц в связи с допуском к государственным секретам, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; - осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, включая предотвращение проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц, в том числе с использованием технических средств, к защищаемым органами государственной безопасности сведениям; - создавать специальные подразделения для локализации и пресечения актов терроризма и иных общественно опасных посягательств и другие. Органы государственной безопасности обязаны: - информировать Президента Республики Беларусь и по его поручению другие государственные органы об угрозе безопасности Республики Беларусь; - предупреждать, выявлять и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на причинение ущерба безопасности Республики Беларусь; - выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены актами законодательства Республики Беларуси к их ведению, осуществлять розыск лиц, со вершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; осуществлять контрразведывательные мероприятия по обеспечению в пределах своих полномочий безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках, внутренних войсках, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел Республики Беларусь, таможенных органах и органах Государственного комитета финансовых расследований; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность приоритетных научных разработок; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность государственных органов, проводить мероприятия по обеспечению безопасности граждан Республики Беларусь за ее пределами; оказывать в пределах своих полномочий содействие Службе безопасности Президента Республики Беларусь и Главному управлению государственной охраны при Президенте Республики Беларусь по вопросам, относящимся к их компетенции; оказывать в пределах своей компетенции содействие пограничным войскам Республики Беларусь в обеспечении охраны Государственной границы Республики Беларусь; участвовать в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся въезда на территорию Республики Беларусь и выезда за ее пределы граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь. Деятельность органов государственной безопасности многогранна, затрагивает интересы граждан, должностных лиц, учреждений, организаций. Чтобы эта деятельность осуществлялась в рамках действующего законодательства, за органами государственной безопасности осуществляется контроль Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Надзор за точным и единообразным соблюдением законов и иных актов законодательства Республики Беларусь органами государственной безопасности осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции. § 3. Правовая и социальная защита сотрудников органов государственной безопасности Органы государственной безопасности комплектуются военнослужащими, рабочими и служащими. Военнослужащие органов государственной безопасности (за исключением военнослужащих срочной службы), а также лица из числа рабочих и служащих, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов государственной безопасности. Сотрудником органов государственной безопасности может быть гражданин Республики Беларусь, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. Военнослужащие органов государственной безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Республики Беларусь о прохождении военной службы с учетом установленных законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Военнослужащим, рабочим и служащим органов государственной безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников. Военнослужащие органов государственной безопасности не вправе совмещать военную службу (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью) с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятия научной, преподавательской и другой творческой работой, если это не препятствует исполнению служебных обязанностей. Сотрудники органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов государственной безопасности, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законодательством Республики Беларусь. Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований сотрудника органов государственной безопасности, оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество, а также другие действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. Сотрудники органов государственной безопасности имеют право на оправданный профессиональный риск. Риск признается оправданным, если совершенное действие объективно вытекало из сложившихся обстоятельств, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия и сотрудник, допустивший риск, предпринял в создавшейся обстановке все возможные меры для предотвращения причинения вреда. Сотрудники органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей имеют право по специальному знаку бесплатно пользоваться всеми видами общественного и железнодорожного пассажирского транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси). При направлении в служебные командировки сотрудники органов государственной безопасности пользуются правам бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта независимо от наличия мест. Сотрудникам органов государственной безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. При исполнении сотрудником органов государственной безопасности служебных обязанностей не допускается его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного используемого им транспорта без официального представителя органов государственной безопасности, кроме случаев задержания его при совершении преступления. Сведения о сотрудниках органов государственной безопасности, выполняющих (выполнявших) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с их согласия в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Органы государственной безопасности обязаны обеспечить личную безопасность своих сотрудников и членов их семей от связанных со служебной деятельностью преступных посягательств на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество. Эти меры применяются при наличии реальной угрозы их жизни, здоровью и собственности. К таким мерам относятся: - личная охрана, охрана жилища и имущества; - выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; - временное помещение в безопасное место; - перевод с согласия сотрудника и членов его семьи на другое место службы (работы) или изменение места учебы либо переселение в другое место жительства; - изменение паспортных данных и замена документов. Сотрудники органов государственной безопасности подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, за счет средств органов государственной безопасности. Сотрудникам органов государственной безопасности разрешается хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. В случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Беларусь “О милиции” и другими актами законодательства Республики Беларусь, они имеют право применять оружие, специальные средства и физическую силу. Финансирование органов государственной безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных предусмотренных законодательством Республики Беларусь источников. § 4. Система органов государственной безопасности Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят: - Комитет государственной безопасности Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, осуществляющий в пределах своих полномочий управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Комитет государственной безопасности возглавляет Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, назначенный на должность и освобожденный от должности Президентом Республики Беларусь; - управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы); - управление военной контрразведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям и управление военной контрразведки находятся в подчинении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учебные заведения, военно-медицинские, оздоровительные учреждения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения. Правовой основой деятельности органов государственной безопасности являются Конституция Республики Беларусь, Закон “Об органах государственной безопасности Республики Беларусь” от 3 декабря 1997 года, Положе ние о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, Закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, международные договоры Республики Беларусь. В органах государственной безопасности и подчиненных им подразделениях запрещается создание и деятельность политических партий, общественных объединений, преследующих политические цели. Не допускается ограничение прав и свобод личности, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь. Лицо, полагающее, что органами государственной безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать их действия в вышестоящий орган Комитета государственной безопасности, прокуратуру или суд. В случае нарушения сотрудниками органов государственной безопасности законных прав и свобод личности руководитель соответствующего органа государственной безопасности обязан принять меры по защите и восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к установленной законодательством Республики Беларусь ответственности. Органы государственной безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. Взаимодействие органов государственной безопасности со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|