Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы государственной безопасности республики Беларусь




§ 1. Основные задачи и направления деятельности органов государственной безопасности

Обеспечение безопасности граждан на террито­рии Республики Беларусь и за ее пределами является важнейшей задачей государства.

Под безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К числу основных объектов безопасности относятся:

- личность - ее права и свободы;

- общество - его материальные и духовные ценности;

- государство - его конституционный строй, сувере­нитет и территориальная целостность.

Руководство деятельностью органов государствен­ной безопасности осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности при выпол­нении возложенных на них задач руководствуются прин­ципами законности, уважения и соблюдения прав и сво­бод личности, гуманизма, единства системы органов


государственной безопасности и централизации управ­ления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, независимости от деятельности политических партий и общественных объединений.

В соответствии со ст.8 Закона Республики Бела­русь “Об органах государственной безопасности Рес­публики Беларусь” от 3 декабря 1997 г. на органы государственной безопасности возлагаются такие задачи, как:

1) предупреждение, выявление и пресечение разведы­вательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также от­дельных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности Республики Беларусь;

2) добывание разведывательной информации об угро­зе безопасности Республики Беларусь в политичес­кой, экономической, военной, экологической, ин­формационной и гуманитарной сферах;

3) защита независимости и территориальной целост­ности Республики Беларусь, ее конституционного строя, экономических интересов, промышленного, военного и научно-технического потенциала;

4) борьба с терроризмом, организованной преступно­стью, коррупцией, нелегальной миграцией, незакон­ным оборотом наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также материалов, подлежащих экспертному контролю;

5) предупреждение, выявление и пресечение преступ­лений;

6) контроль за обеспечением защиты государствен­ных секретов в государственных органах, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях независи­мо от форм собственности;


7) обеспечение государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обес­печение криптографической и инженерно-техни­ческой безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и ее учреждениях за рубежом.

Борьбу с преступностью органы государственной безопасности ведут в соответствии с законодательством Республики Беларусь путем осуществления оператив­но-розыскных мероприятий.

Деятельность органов государственной безопаснос­ти осуществляется в таких направлениях, как контрразве­дывательная деятельность; разведывательная деятельность;

борьба с преступностью; организация правительственной и оперативной связи.

Однако деятельность органов государственной бе­зопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, а также на­носить вред окружающей среде. Сведения об органи­зации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельно­сти составляют государственную тайну.

Контрразведывательная деятельность - это дея­тельность органов государственной безопасности в пре­делах своих полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных госу­дарств, а также отдельных лиц, направленной нс причи­нение ущерба безопасности Республики Беларусь.

Эта деятельность строго регламентирована. Чтобы начать ее осуществление, необходимо наличие закон­ных оснований. Таковыми являются:


наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организа­ций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба Республике Беларусь;

- необходимость обеспечения безопасности объек­тов оборонного комплекса, транспорта и связи, дру­гих стратегических объектов, а также безопасности приоритетных научных разработок;

- необходимость обеспечения защиты сведений, со­ставляющих государственную тайну, а также изу­чения (проверки) лиц, оказывающих содействие органам государственной безопасности на конфи­денциальной основе;

- обеспечение надлежащих условий для деятельнос­ти органов государственной безопасности и их со­трудников.

Порядок применения негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельно­сти определяется Законом Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельности” и нормативными актами Комитета государственной безопасности Рес­публики Беларусь.

Контрразведывательная деятельность, затрагивающая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений граждан, допускается толь­ко на основании санкции прокурора в порядке, предус­мотренном законодательством Республики Беларусь.

Разведывательная деятельность органов государ­ственной безопасности осуществляется в целях получе­ния информации о внешних угрозах национальной бе­зопасности Республики Беларусь, других сведений разведывательного характера для реализации интере­сов государства, а также для защиты физических и юри­


дических лиц Республики Беларусь за рубежом от про­тивоправных посягательств.

Разведывательная информация представляется Пре­зиденту Республики Беларусь, а по его поручению - дру­гим государственным органом.

Порядок проведения разведывательных мероприя­тий, использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности опреде­ляется нормативными актами Комитета государствен­ной безопасности Республики Беларусь.

Сведения об организации, тактике, методах и сред­ствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Борьба органов государственной безопасности с преступностью ведется путем осуществления оператив­но-розыскных мероприятий по предупреждению, выявле­нию, пресечению и раскрытию террористической дея­тельности, организованной преступности, коррупции, нелегальной миграции, незаконного оборота наркотичес­ких средств, оружия, ядерных материалов и их компонен­тов, а также материалов, подлежащих экспертному конт­ролю, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством к их ведению, а также по предупреждению, выявлению и пресечению деятельнос­ти незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ста­вящих своей целью насильственное свержение или из­менение конституционного строя Республики Беларусь.

Осуществляя борьбу с преступностью, органы го­сударственной безопасности тесно взаимодействуют с органами внутренних дел, Государственным таможен­ным комитетом, Государственным комитетом финансо­вых расследований, прокуратурой и Государственным комитетом пограничных войск.


§ 2. Права и обязанности органов государственной безопасности

Для решения стоящих перед органами государствен­ной безопасности задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства они наделены необхо­димыми полномочиями - правами и обязанностями. Орга­ны государственной безопасности имеют право:

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;

- осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств/ проводящих разведывательную и иную деятельность, направлен­ную на причинение ущерба безопасности Респуб­лики Беларусь, а также в преступные группы;

- осуществлять дознание и предварительное след­ствие по делам о преступлениях, отнесенных зако­нодательством Республики Беларусь к ведению ор­ганов государственной безопасности;

- использовать по договору или устному соглашению помещения (служебные и жилые) государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также граж­дан для обеспечения служебной деятельности ор­ганов государственной безопасности;

- устанавливать на конфиденциальной основе отноше­ния сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

- входить беспрепятственно, при необходимости с по­вреждением запирающих устройств, в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, в поме­щения и на территорию предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются основа­


ния подозревать их в совершении преступлений, осуществлять задержание таких лиц;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попыт­кой проникновения и проникновением на специаль­но охраняемые территории и объекты;

вносить в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации, а также в обществен­ные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз государственной безопасности Республики Беларусь, совершению преступлений, дознание и предварительное след­ствие по которым отнесены к их ведению;

получать безвозмездно от государственных орга­нов, предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от форм собственности и общественных объединений информацию, необходимую для вы­полнения своих задач;

получать в органах, ведающих распределением и назначением радиочастот, полосы радиочастот для исключительного использования их радиосредства­ми правительственной и оперативной связи;

использовать в случае необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие государ­ственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также общественным объединениям и гражданам;

использовать в случаях, не терпящих отлагатель­ства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям неза­висимо от форм собственности, общественным объединениям и гражданам для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц,


совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреж­дения, а также для проезда к месту происшествия;

- вести оперативный учет лиц, совершивших государ­ственные преступления и проверяемых по подозре­нию в совершении таких преступлений;

- производить специальную проверку лиц в связи с допуском к государственным секретам, кроме слу­чаев, предусмотренных законодательством Респуб­лики Беларусь;

- осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, включая предотвращение проникно­вения специальных служб и организаций иностран­ных государств, преступных групп и отдельных лиц, в том числе с использованием технических средств, к защищаемым органами государственной безопас­ности сведениям;

- создавать специальные подразделения для локали­зации и пресечения актов терроризма и иных об­щественно опасных посягательств и другие.

Органы государственной безопасности обязаны:

- информировать Президента Республики Беларусь и по его поручению другие государственные органы об угрозе безопасности Республики Беларусь;

- предупреждать, выявлять и пресекать разведыватель­ную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также от­дельных лиц, направленную на причинение ущер­ба безопасности Республики Беларусь;

- выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены актами законодательства Республики Бе­ларуси к их ведению, осуществлять розыск лиц, со­


вершивших указанные преступления или подозре­ваемых в их совершении;

осуществлять контрразведывательные мероприятия по обеспечению в пределах своих полномочий бе­зопасности в Вооруженных Силах Республики Бе­ларусь, пограничных войсках, внутренних войсках, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел Республики Беларусь, таможенных органах и органах Государственного комитета фи­нансовых расследований;

обеспечивать в пределах своих полномочий безо­пасность объектов оборонного комплекса, транс­порта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность приоритетных на­учных разработок;

обеспечивать в пределах своих полномочий безо­пасность государственных органов, проводить ме­роприятия по обеспечению безопасности граждан Республики Беларусь за ее пределами;

оказывать в пределах своих полномочий содействие Службе безопасности Президента Республики Бе­ларусь и Главному управлению государственной охраны при Президенте Республики Беларусь по вопросам, относящимся к их компетенции;

оказывать в пределах своей компетенции содей­ствие пограничным войскам Республики Беларусь в обеспечении охраны Государственной границы Республики Беларусь;

участвовать в пределах своих полномочий в реше­нии вопросов, касающихся въезда на территорию Республики Беларусь и выезда за ее пределы граж­дан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания


иностранных граждан и лиц без гражданства на

территории Республики Беларусь.

Деятельность органов государственной безопасно­сти многогранна, затрагивает интересы граждан, долж­ностных лиц, учреждений, организаций. Чтобы эта дея­тельность осуществлялась в рамках действующего законодательства, за органами государственной безопас­ности осуществляется контроль Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.

Надзор за точным и единообразным соблюдением законов и иных актов законодательства Республики Бе­ларусь органами государственной безопасности осуще­ствляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

§ 3. Правовая и социальная защита сотрудников органов государственной безопасности

Органы государственной безопасности комплекту­ются военнослужащими, рабочими и служащими. Воен­нослужащие органов государственной безопасности (за исключением военнослужащих срочной службы), а так­же лица из числа рабочих и служащих, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками ор­ганов государственной безопасности.

Сотрудником органов государственной безопасно­сти может быть гражданин Республики Беларусь, спо­собный по своим личным и деловым качествам, возрас­ту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.


Военнослужащие органов государственной безо­пасности проходят военную службу в соответствии с за­конодательством Республики Беларусь о прохождении военной службы с учетом установленных законодатель­ством особенностей, обусловленных спецификой выпол­няемых ими обязанностей.

Военнослужащим, рабочим и служащим органов государственной безопасности запрещается занимать­ся предпринимательской деятельностью лично или че­рез посредников. Военнослужащие органов государ­ственной безопасности не вправе совмещать военную службу (за исключением случаев, когда это вызвано слу­жебной необходимостью) с иной оплачиваемой деятель­ностью, кроме занятия научной, преподавательской и другой творческой работой, если это не препятствует исполнению служебных обязанностей.

Сотрудники органов государственной безопаснос­ти при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой госу­дарства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов государственной бе­зопасности, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законо­дательством Республики Беларусь.

Неисполнение или воспрепятствование исполне­нию законных требований сотрудника органов государ­ственной безопасности, оскорбление его чести и дос­тоинства, угроза, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество, а также другие действия, препятствующие исполнению возложенных на него обя­занностей, влекут за собой ответственность, предусмот­ренную законодательством Республики Беларусь.

Сотрудники органов государственной безопаснос­ти имеют право на оправданный профессиональный риск. Риск признается оправданным, если совершенное


действие объективно вытекало из сложившихся обстоя­тельств, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия и сотрудник, допустивший риск, предпринял в создавшейся обстановке все воз­можные меры для предотвращения причинения вреда.

Сотрудники органов государственной безопаснос­ти при исполнении служебных обязанностей имеют пра­во по специальному знаку бесплатно пользоваться все­ми видами общественного и железнодорожного пассажирского транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси).

При направлении в служебные командировки со­трудники органов государственной безопасности пользу­ются правам бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта независимо от наличия мест.

Сотрудникам органов государственной безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, вы­плачивается денежная компенсация в порядке и размере, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При исполнении сотрудником органов государ­ственной безопасности служебных обязанностей не до­пускается его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного использу­емого им транспорта без официального представителя органов государственной безопасности, кроме случаев задержания его при совершении преступления.

Сведения о сотрудниках органов государственной безопасности, выполняющих (выполнявших) специальные задания в специальных службах и организациях иност­ранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с их согласия в случаях, предусмотренных зако­нодательством Республики Беларусь.


Органы государственной безопасности обязаны обес­печить личную безопасность своих сотрудников и членов их семей от связанных со служебной деятельностью преступ­ных посягательств на их жизнь, здоровье, честь, достоин­ство и имущество. Эти меры применяются при наличии ре­альной угрозы их жизни, здоровью и собственности.

К таким мерам относятся:

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- выдача оружия, специальных средств индивидуаль­ной защиты и оповещения об опасности;

- временное помещение в безопасное место;

- перевод с согласия сотрудника и членов его семьи на другое место службы (работы) или изменение места учебы либо переселение в другое место жи­тельства;

- изменение паспортных данных и замена докумен­тов.

Сотрудники органов государственной безопасности подлежат обязательному личному страхованию на слу­чай гибели (смерти), ранения, увечья, заболевания, полу­ченных при исполнении служебных обязанностей, за счет средств органов государственной безопасности.

Сотрудникам органов государственной безопасно­сти разрешается хранение и ношение табельного огне­стрельного оружия и специальных средств. В случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Бела­русь “О милиции” и другими актами законодательства Республики Беларусь, они имеют право применять ору­жие, специальные средства и физическую силу.

Финансирование органов государственной безо­пасности осуществляется за счет средств республикан­ского бюджета и иных предусмотренных законодатель­ством Республики Беларусь источников.


§ 4. Система органов

государственной безопасности

Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят:

- Комитет государственной безопасности Респуб­лики Беларусь - республиканский орган государ­ственного управления, осуществляющий в преде­лах своих полномочий управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Комитет государственной безопасно­сти возглавляет Председатель Комитета государ­ственной безопасности Республики Беларусь, на­значенный на должность и освобожденный от должности Президентом Республики Беларусь;

- управления Комитета государственной безопаснос­ти Республики Беларусь по областям (территори­альные органы);

- управление военной контрразведки Комитета госу­дарственной безопасности Республики Беларусь.

Управления Комитета государственной безопасно­сти Республики Беларусь по областям и управление во­енной контрразведки находятся в подчинении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учебные заведения, военно-медицин­ские, оздоровительные учреждения, воинские части, подразделения специального назначения и иные под­разделения.

Правовой основой деятельности органов государ­ственной безопасности являются Конституция Республики Беларусь, Закон “Об органах государственной безопасно­сти Республики Беларусь” от 3 декабря 1997 года, Положе­


ние о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, Закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, международные договоры Республики Беларусь.

В органах государственной безопасности и подчи­ненных им подразделениях запрещается создание и де­ятельность политических партий, общественных объеди­нений, преследующих политические цели.

Не допускается ограничение прав и свобод лично­сти, за исключением случаев, предусмотренных закона­ми Республики Беларусь.

Лицо, полагающее, что органами государственной безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать их действия в вышестоящий орган Комитета государственной безо­пасности, прокуратуру или суд.

В случае нарушения сотрудниками органов госу­дарственной безопасности законных прав и свобод лич­ности руководитель соответствующего органа государ­ственной безопасности обязан принять меры по защите и восстановлению этих прав и свобод, возмещению при­чиненного ущерба и привлечению виновных к установ­ленной законодательством Республики Беларусь ответ­ственности.

Органы государственной безопасности осуществ­ляют свою деятельность во взаимодействии с министер­ствами и другими республиканскими органами государ­ственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и граж­данами.

Взаимодействие органов государственной безопас­ности со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных госу­дарств осуществляется в соответствии с международны­ми договорами Республики Беларусь.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...