Органы предварительного расследования
§ 1. Органы предварительного следствия Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований. В некоторых случаях следствие могут осуществлять прокуроры и начальники следственных подразделений, и тогда на них распространяются все полномочия следователей. Перечень уголовных дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, установлен ст. 182 УПК Республики Беларусь. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности. В связи с тем, что следственные органы находятся в различных ведомствах, различна и их структура. Так, в прокуратуре структура следственных подразделений выглядит следующим образом. В аппарате прокуратуры Республики Беларусь имеются: 1. следственный отдел по особо важным делам; 2. следственный отдел в составе Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией; 3. следователи-криминалисты. В аппарате прокуратуры Республики Беларусь следователи находятся не в одном подразделении (например Следственное управление), а входят в другие службы. В областных центрах и городе Минске структуре; следственных подразделений схожа с центральным аппаратом прокуратуры Республики Беларусь. Там также функционируют следственные отделы по важнейшим делам, отделы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также следователи-криминалисты. В городах и районах в составе прокуратур имеются старшие следователи и следователи. В системе Государственного комитета финансовых расследований также есть следственный аппарат. В составе Центрального апппарата (КГБ) имеется следственный отдел, в областных управлениях КГБ есть отделы, отделения.
Наиболее четкая система органов предварительного следствия функционирует в органах внутренних дел. 9 апреля 1999 года Президент Республики Беларусь издал Указ “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел”. Этим Указом определена четкая система следственных подразделений. При МВД Республики Беларусь образован Следственный комитет (центральный аппарат, управления Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте, районные, городские, районные в городах отделы (отделения) управлений Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте). В статье второй Указа записано, что Следственный комитет является республиканским органом государственного управления, возглавляющим систему органов предварительного следствия, организующим и осуществляющим производство предварительного следствия. Этим Указом утверждено Положение о Следственном комитете при МВД Республики Беларусь. В статье 7 Положения записано, что вышеназванные следственные подразделения системы органов внутренних дел являются юридическими лицами,' имеют свои печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Основными задачами Следственного комитета являются: - организация и осуществление предварительного следствия в соответствии с законодательством; - руководство управлениями Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте, районными, городскими, районными в городах отделами (отделениями) управлений Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте (далее -территориальные и на транспорте органы предварительного следствия) в целях выполнения возложенных задач и обеспечения законности в их деятельности;
- определение основных направлений совершенствования следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия; - обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями; - выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению; - иные задачи в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел - начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Республи- ки Беларусь (далее - начальник Следственного комитета), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Начальник Следственного комитета имеет трех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Должность начальника Следственного комитета относится к должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел. Начальник Следственного комитета: - по согласованию с Министром внутренних дел утверждает штатное расписание Следственного комитета, структуру и штатное расписание территориальных и на транспорте органов предварительного следствия в пределах численности, установленной Президентом Республики Беларусь, и средств, выделенных на содержание органов предварительного следствия; - перераспределяет штатную численность следователей между территориальными и на транспорте органами предварительного следствия, исходя из криминогенной обстановки; - утверждает: положения о структурных подразделениях Следственного комитета, управлениях Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте; - типовые положения о районных, городских, районных в городах отделах (отделениях) управлений Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте; - информирует Президента Республики Беларусь и Министра внутренних дел о состоянии следствен
ной работы, о ходе расследования преступлений, имеющих большой общественный резонанс, а также предоставляет соответствующую информацию по данным вопросам средствам массовой информации; - определяет порядок приема граждан в системе органов предварительного следствия; - распределяет в установленном порядке средства по статьям сметы расходов, выделяемых из республиканского бюджета на содержание системы органов предварительного следствия; - определяет и утверждает порядок выплаты должностных окладов и других видов денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава системы органов предварительного следствия; - устанавливает в соответствии с законодательством и в пределах прав, делегированных Министром внутренних дел, тарифные коэффициенты для определения должностных окладов, других основных видов денежного довольствия/ а также размеры и порядок оказания материальной помощи работникам системы органов предварительного следствия; - устанавливает в соответствии с законодательством и в пределах прав, делегированных Министром внутренних дел, размеры дополнительных видов денежного довольствия и заработной платы работникам системы органов предварительного следствия; - осуществляет в системе органов предварительного следствия государственную кадровую политику; ~ распределяет обязанности между заместителями начальника Следственного комитета; ~ назначает в установленном порядке на должности, освобождает от должностей работников системы органов предварительного следствия, отстраняет их от исполнения служебных обязанностей и др. Уголовно-процессуальный закон наделяет следователя широкими полномочиями, что позволяет ему самостоятельно принимать все решения, связанные с ходом. расследования и производством следственных действий. Однако в некоторых случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий. Кроме того, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. По некоторым вопросам следователь может возразить прокурору (ст. 36 УПК).
Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Суть этого выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в производстве следователя. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, Должности следователей подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. Объем полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности, они одинаковые. Содержание и направление деятельности следователя определяются задачами уголовного судопроизводства. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким спосо- бом совершено, выявить всех лиц, причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Следователь должен принять меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации имущества. Обстоятельства дела должны быть изучены следователем всесторонне, полно и объективно с тем, чтобы обеспечить наказание действительно виновного и оградить невиновного от необоснованного привлечения к ответственности. Кроме того, следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. С этой целью он должен разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Для выполнения данных задач следователь обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления и лиц, виновных в совершении преступления. Порядок приема, прохождения службы и увольнения со службы следователей такой же, как у работников милиции. Однако в социальном плане следователи защищены более надежно. Так, в статье четвертой Указа Президента от 09.04.99 г. дано поручение Совету Министров Республики Беларусь решить вопрос о дополнительных мерах по усилению социальной защиты следователей, предусмотрев увеличение им размеров денежного содержания. Это положение распространяется на всех следователей, независимо от того, в каком ведомстве они работают.
§ 2. Органы дознания Уголовные дело расследуются в форме предварительного следствия и дознания. Если предварительное следствие проводят следователи и это их главная и единственная задача, то расследование в форме дознания проводится органами дознания, где расследование уголовных дел не главная и не единственная их задача. На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных мер в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших. На них возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений. Устанавливая обязанности органа дознания. Закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания. Именно милиция занимается оперативно-розыскной деятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинству уголовных дел в форме дознания. Основная обязанность милиции при производстве дознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Кроме того, на органы дознания возлагается обязанность выполнения указаний и поручений следователя по производству розыскных и следственных действий по делам, находящимся в производстве следователя. Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и дознавателя.. Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования (ст. 38 УПК). Дознаватель - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Он, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь только Законом. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора, то дознаватель многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Например, только орган дознания вправе возбудить уголовное дело, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производство по делу и др. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются. В отличие от следователя все указания прокурора для органа дозна-• ния являются обязательными. Кроме милиции к органам дознания относятся следующие правоохранительные органы и должностные лица: 1) органы милиции; 2) органы государственной безопасности; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; 5) органы пограничных войск; 6) таможенные органы; 7) органы финансовых расследований; 8) органы государственного пожарного надзора; 9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь; 10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. Следует отметить, что, кроме производства дознания по уголовным делам, на органы дознания возлагается: ускоренное производство; прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном и готовящемся преступлении; производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой обществен ной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо до его установления. § 1. Министерство юстиции Республики Беларусь, его органы, их система и задачи Министерство юстиции Республики Беларусь является органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере юстиции. Свою деятельность оно строит на основе Конституции Республики Беларусь и Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь от I декабря 1995 г. В систему Министерства юстиции входят: ~ управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; ~ государственные нотариальные конторы; - Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. В соответствии с п. 3 Положения на Министерство юстиции возложены следующие основные задачи: ~ участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства Республики Беларусь; ~ организационно-правовое обеспечение судебно-правовой реформы; - обеспечение необходимых условий для функционирования областных. Минского городского, районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; - организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом возложено на судебных исполнителей; - государственная регистрация нормативных актов министерств, иных центральных органов управления и Национального банка Республики Беларусь; - представление интересов Республики Беларусь в пределах своей компетенции в деятельности на международном уровне; - регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; - организация и развитие системы юридических услуг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан; - организация работы по развитию и совершенствованию правовой информации; - организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, содействие развитию правовой науки; - обеспечение кадрами судов и других органов юстиции, повышение квалификации кадров; - материально-техническое и финансовое обеспечение областных и Минского городского, районных (городских) судов и подведомственных органов юстиции. Для реализации названных задач Министерство юстиции: - разрабатывает по поручению Президента и Правительства Республики Беларусь и по собственной инициативе проекты законодательных и иных нормативных актов; - дает заключения о проектах законодательных актов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь; - обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Минюс-та, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства; — осуществляет работу по систематизации и подготовке предложений о кодификации законодательства и содействует ее совершенствованию, ведет банк нормативных актов Республики Беларусь, участвует в подготовке и выпуске кодексов и сборников законодательства Республики Беларусь; - разрабатывает и осуществляет меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей; — осуществляет с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи; — осуществляет в установленном порядке лицензирование отдельных видов юридической деятельности; - руководит государственным нотариатом, организует его материально-техническое обеспечение, ведет реестр нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой; — оказывает методическую помощь органам загса; ~ сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям; собирает и изучает статистические данные о деятельности адвокатов, обобщает и распространяет положительный опыт их работы; содействует коллегиям адвокатов в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении их деятельности; принимает меры по защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью; совместно с Белорусским республиканским союзом адвокатов обеспечивает работу Квалификационной комиссии адвокатов; - изучает состояние правовой работы в министерствах и иных центральных органах управления, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, оказывает им методическую помощь в совершенствовании и налаживании этой работы; - организует разработку проектов международных договоров по оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и другие (см. п.5 Положения). Минюст осуществляет свою деятельность через структурные подразделения Министерства, а также через управления юстиции областей и города Минска. Для реализации поставленных задач Минюст наделен соответствующими правами. Так, в соответствии с п.7 Положения Министерство юстиции Республики Беларусь имеет право: ~ запрашивать у министерств и иных центральных органов управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на министерство задач; - возбуждать в установленном порядке ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судей областных, Минского городского, районных (городских) судов; - устанавливать в пределах своей компетенции прямые связи с органами юстиции других государств и международными юридическими организациями по вопросам деятельности судов и других органов юстиции; - знакомиться в министерствах и других центральных органах управления с работой по подготовке, принятию, учету и систематизации подлежащих государственной регистрации их нормативных актов, вносить обязательные для исполнения представления об устранении допущенных ими нарушений установленного порядка принятия и регистрации нормативных актов; - вносить в Кабинет Министров Республики Беларусь предложения об отмене нормативных актов министерств и иных центральных органов управления, принятых с нарушением установленного порядка; - привлекать специалистов и научных работников в качестве экспертов для дачи заключений о нормативных актах министерств и иных центральных органов управления, предоставленных на государственную регистрацию. Декрет Президента Республики Беларусь № 12 “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь” от 3 мая 1997 г. предоставил Министерству юстиции дополнительные права по руководству деятельностью адвокатуры и нотариата. В соответствии с названным Декретом Министерство юстиции имеет право: ~ издавать нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры и нотариата; ~ приостанавливать не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и объединений нотариусов и вносить в эти органы представления об отмене таких решений; - осуществлять в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с общим и методическим руководством адвокатурой и нотариатом; - контролировать соблюдение законодательства лицами, осуществляющими адвокатскую или нотариальную деятельность; - получать от адвокатов и нотариусов сведения, связанные с выполнением законодательства о нотариальной и адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны и тайны нотариальных действий; - регистрировать уставы коллегий адвокатов и объединений частных нотариусов (частных нотариальных контор); - вносить в коллегии адвокатов представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности, которые обязательно рассматриваются в двухнедельный срок; - аннулировать при наличии предусмотренных законодательством оснований лицензии на право занятия адвокатской и частной нотариальной деятельностью. Руководит работой Министерства юстиции Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр юстиции имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и несут ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей. Руководство подразделениями Министерства осуществляют их начальники, назначаемые Министром юстиции. Министр юстиции наделен широкими полномочиями: - руководит Министерством и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций; - вносит в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; - распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства по руководству отдельными направлениями его деятельности; - утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах численности и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства, а также положения (уставы) о подведомственных ему учреждениях и организациях; - нанимает на работу, в том числе на контрактной основе, работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных ему учреждений и организаций; ~ создает в установленном порядке фонды на представительские цели и иные внеплановые мероприятия; - поощряет в установленном порядке работников органов юстиции, награждает их Почетными грамотами, нагрудными знаками; ~ согласовывает с областными и Минским городским исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов; - издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций системы Министерства и иных центральных органов управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются в соответствии с действующим законодательством. Министр юстиции Республики Беларусь осуществляет и другие права в соответствии с действующим законодательством. Важную роль в организации работы Министерства и принятии принципиальных решений играет коллегия, которая образуется в составе Министра (председатель), заместителей Министра (по должности), а также других руководящих работников и ведущих специалистов системы Министерства. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказом Министра. В случае разногласия между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Кабинет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии в свою очередь имеют право информировать Кабинет Министров Республики Беларусь о своей позиции. Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может создаваться научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение о нем утверждаются Министерством. § 2. Организационное обеспечение деятельности судов В ст.9 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” записано, что независимость судей обеспечивается созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей. Эта функция возлагается на Министерство юстиции. В эту функцию входят вопросы формирования судебной системы, кадрового обеспечения судов (пополнение и укрепление судейского корпуса специалистами, способными выполнять задачи отправления правосудия на современном уровне), организации профессиональной подготовки судей и сотрудников аппаратов судов. В связи с реализацией положений концепции судеб-но-правовой реформы об укреплении независимости судей возникает необходимость создания качественно нового уровня материально-технического обеспечения органов правосудия и удовлетворения социально-бытовых нужд судей и сотрудников аппарата судов. Из этого следует, что назначением организационного обеспечения деятельности судов является создание надлежащих условий для нормального отправления правосудия, рассмотрения и разрешения судебных дел в соответствии с законом. Концепция судебно-правовой реформы сохраняет за органами юстиции функцию организационного обеспечения деятельности судов, но при этом уточняет ее содержание. В соответствии с Концепцией указанная функция охватывает решение таких вопросов, как: 1) подготовка предложений об оптимальной штатной численности судейского корпуса, технических работников и вспомогательного персонала; 2) подбор совместно с вышестоящими судами кандидатур на должности судей для рекомендации их органам судейского самоуправления; 3) прогнозирование необходимой численности обучающихся в системе высшего и среднего специального образования для пополнения кадров судов и органов юстиции; 4) участие в разработке программ обучения и в приеме экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях по юридическим специальностям; 5) переподготовка и повышение квалификации судей; 6} ведение статистического и персонального учета сведений о кадрах. Эти требования изложены в ст. 15 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”. В ней отмечается, что Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности областных. Минского городского, районных (городских) и военных судов. В отношении хозяйственных судов областей организационное обеспечение деятельности осуществляет Высший Хозяйственный суд Республики Беларусь. Названные органы юстиции разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов; осуществляют с участием судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному обеспечению деятельности судов. В организационную сферу обеспечения судебной деятельности входит организация приема населения, рассмотрение заявлений и жалоб граждан, обеспечение своевременного рассмотрения и разрешения дел и различных производств, делопроизводство, поддержание в надлежащем порядке и пополнение информационного фонда судса (законодательных и справочных материалов), своевременность обращения к исполнению приговоров и решений по гражданским делам. Кроме того, для полного осуществления правосудия требуется повседневная работа по обеспечению организационного взаимодействия судов с правовыми учреждениями, выполняющими связанные с судами функции на досудебных стадиях судопроизводства и в ходе судебного разбирательства. Эту работу осуществляют следователи, прокуроры, органы дознания, органы внутренних дел, экспертные учреждения, адвокатура. Таким образом, созданию нормальных условий в судах общей юрисдикции и военных судах призваны способствовать органы юстиции. При этом следует учитывать, что сфера правосудия и сфера организационного обеспечения судебной деятельности не совпадают. Они осуществляются разными субъектами и методами: суд -профессиональными, а органы юстиции — организационно-распорядительными методами. Порядок взаимодействия Министерства юстиции с объединениями и организациями адвокатов определяется Законом “Об адвокатуре” от 15 июня 1993 г. и п.5, 12 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь. Министерство юстиции руководит государственным нотариатом, ведет реестр нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой. Министерство юстиции открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. В Концепции судебно-правовой реформы изложены предложения по передаче органам юстиции всех полномочий по организации исполнения судебных решений с образованием для этого судебной милиции (судебных приставов), которая занималась бы принудительным исполнением судебных решений и других исполнительных документов, надзором за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, охраной судов, судебных работников и участников процесса во время его проведения. Кроме того, в Конституции предлагается возложить на органы юстиции руководство исправительно-трудо-выми учреждениями (кроме их охраны), подготовку кадров для этих учреждений, разработку и реализацию мер по ресоциализации осужденных. К ведению органов юстиции предлагается отнести управление службами паспортизации, виз и регистрации. Все это позволит освободить суды и правоохранительные органы от несвойственных им функций, повысит гарантии защищенности личности от необоснованного произвола. § 3. Нотариат Система государственных органов и должностных лиц, специально предназначенных для удостоверения различного рода юридических актов, засвидетельствования подлинности подписей на документах и копий с них, а также совершение других действий, предусмотренных законом в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, именуется нотариатом. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой. Кроме того, нотариальные действия могут совершать должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией, Правовой основой нотариальной деятельности является Закон от 30.04.1974 г. “О государственном нотариате”, в котором определены задачи государственного нотариата, система органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия, виды нотариальных действий и основные правила их совершения. Совершение нотариальных действий является правоохранительной деятельностью, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия многочисленны и разнообразны. В статье 13 Закона “О нотариате” дан перечень видов нотариальных действий: - удостоверение сделки (договоры, завещания, доверенности и др.); - принятие мер к охране наследственного имущества; - выдача свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; - наложение запрещения отчуждения жилого дома; - свидетельство верности копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах; - свидетельство верности перевода документов с одного языка на другой; ~ удостоверение фактов нахождения гражданина в живых или фактов нахождения гражданина в опре- деленном месте, а также тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке; - удостоверение времени предъявления документов; - принятие на хранение документов и др. Подобные виды нотариальных действий совершают исполнительные комитеты местных органов власти и консульские учреждения. В Республике Беларусь создана четкая система органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. В столице Республики Беларусь - городе Минске и областных центрах одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы для совершения наиболее сложных нотариальных действий. В областном центре, где учреждает
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|