Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы предварительного расследования




§ 1. Органы предварительного следствия

Предварительное следствие осуществляется следо­вателями прокуратуры, органов внутренних дел, госу­дарственной безопасности и финансовых расследова­ний. В некоторых случаях следствие могут осуществлять прокуроры и начальники следственных подразделений, и тогда на них распространяются все полномочия сле­дователей.

Перечень уголовных дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, установлен ст. 182 УПК Республики Беларусь. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям раз­личной ведомственной принадлежности.

В связи с тем, что следственные органы находятся в различных ведомствах, различна и их структура. Так, в прокуратуре структура следственных подразделений выглядит следующим образом. В аппарате прокуратуры Республики Беларусь имеются:

1. следственный отдел по особо важным делам;

2. следственный отдел в составе Управления по борь­бе с организованной преступностью и коррупцией;

3. следователи-криминалисты.


В аппарате прокуратуры Республики Беларусь следо­ватели находятся не в одном подразделении (например Следственное управление), а входят в другие службы.

В областных центрах и городе Минске структуре;

следственных подразделений схожа с центральным ап­паратом прокуратуры Республики Беларусь. Там также функционируют следственные отделы по важнейшим де­лам, отделы по борьбе с организованной преступнос­тью и коррупцией, а также следователи-криминалисты.

В городах и районах в составе прокуратур имеются старшие следователи и следователи.

В системе Государственного комитета финансовых расследований также есть следственный аппарат. В со­ставе Центрального апппарата (КГБ) имеется следствен­ный отдел, в областных управлениях КГБ есть отделы, отделения.

Наиболее четкая система органов предваритель­ного следствия функционирует в органах внутренних дел. 9 апреля 1999 года Президент Республики Бела­русь издал Указ “О мерах по совершенствованию орга­низации предварительного следствия в органах внут­ренних дел”. Этим Указом определена четкая система следственных подразделений. При МВД Республики Бе­ларусь образован Следственный комитет (центральный аппарат, управления Следственного комитета по обла­стям, г.Минску и на транспорте, районные, городские, районные в городах отделы (отделения) управлений Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте). В статье второй Указа записано, что След­ственный комитет является республиканским органом государственного управления, возглавляющим систему органов предварительного следствия, организующим и осуществляющим производство предварительного след­ствия.


Этим Указом утверждено Положение о Следствен­ном комитете при МВД Республики Беларусь. В статье 7 Положения записано, что вышеназванные следственные подразделения системы органов внутренних дел явля­ются юридическими лицами,' имеют свои печати с изоб­ражением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Основными задачами Следственного комитета являются:

- организация и осуществление предварительного следствия в соответствии с законодательством;

- руководство управлениями Следственного комите­та по областям, г.Минску и на транспорте, район­ными, городскими, районными в городах отделами (отделениями) управлений Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте (далее -территориальные и на транспорте органы предва­рительного следствия) в целях выполнения возло­женных задач и обеспечения законности в их дея­тельности;

- определение основных направлений совершенство­вания следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опы­та, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

- обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями;

- выявление причин преступлений и условий, спо­собствующих их совершению, принятие мер по их устранению;

- иные задачи в соответствии с актами законода­тельства Республики Беларусь.

Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел - начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Республи-


ки Беларусь (далее - начальник Следственного комите­та), который назначается на должность и освобождает­ся от должности Президентом Республики Беларусь.

Начальник Следственного комитета имеет трех за­местителей, в том числе одного первого, которые на­значаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел по согласованию с Прези­дентом Республики Беларусь.

Должность начальника Следственного комитета от­носится к должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел.

Начальник Следственного комитета:

- по согласованию с Министром внутренних дел ут­верждает штатное расписание Следственного коми­тета, структуру и штатное расписание территориаль­ных и на транспорте органов предварительного следствия в пределах численности, установленной Президентом Республики Беларусь, и средств, выде­ленных на содержание органов предварительного следствия;

- перераспределяет штатную численность следова­телей между территориальными и на транспорте органами предварительного следствия, исходя из криминогенной обстановки;

- утверждает: положения о структурных подразделе­ниях Следственного комитета, управлениях След­ственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте;

- типовые положения о районных, городских, район­ных в городах отделах (отделениях) управлений Следственного комитета по областям, г.Минску и на транспорте;

- информирует Президента Республики Беларусь и Министра внутренних дел о состоянии следствен­


ной работы, о ходе расследования преступлений, имеющих большой общественный резонанс, а так­же предоставляет соответствующую информацию по данным вопросам средствам массовой информации;

- определяет порядок приема граждан в системе ор­ганов предварительного следствия;

- распределяет в установленном порядке средства по статьям сметы расходов, выделяемых из респуб­ликанского бюджета на содержание системы орга­нов предварительного следствия;

- определяет и утверждает порядок выплаты должност­ных окладов и других видов денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава систе­мы органов предварительного следствия;

- устанавливает в соответствии с законодательством и в пределах прав, делегированных Министром внутренних дел, тарифные коэффициенты для оп­ределения должностных окладов, других основных видов денежного довольствия/ а также размеры и порядок оказания материальной помощи работни­кам системы органов предварительного следствия;

- устанавливает в соответствии с законодательством и в пределах прав, делегированных Министром внутренних дел, размеры дополнительных видов де­нежного довольствия и заработной платы работни­кам системы органов предварительного следствия;

- осуществляет в системе органов предварительного следствия государственную кадровую политику;

~ распределяет обязанности между заместителями начальника Следственного комитета;

~ назначает в установленном порядке на должности, освобождает от должностей работников системы органов предварительного следствия, отстраняет их от исполнения служебных обязанностей и др.


Уголовно-процессуальный закон наделяет следова­теля широкими полномочиями, что позволяет ему само­стоятельно принимать все решения, связанные с ходом. расследования и производством следственных действий. Однако в некоторых случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных дей­ствий. Кроме того, следователь обязан выполнять указа­ния прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. По некоторым вопросам следователь может возразить прокурору (ст. 36 УПК).

Следователь процессуально независим, его полно­мочия носят властный характер. Суть этого выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящему­ся в производстве следователя. Он может в любой мо­мент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предвари­тельное следствие, но которое возбуждено и расследу­ется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, орга­низациями, должностными лицами и гражданами,

Должности следователей подразделяются на сле­дователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам.

Объем полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принад­лежности, они одинаковые. Содержание и направле­ние деятельности следователя определяются задачами уголовного судопроизводства. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким спосо-


бом совершено, выявить всех лиц, причастных к его со­вершению, выяснить все признаки преступления, обра­зующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, причины и условия, способство­вавшие совершению преступления.

Следователь должен принять меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации имущества. Обстоятель­ства дела должны быть изучены следователем всесто­ронне, полно и объективно с тем, чтобы обеспечить наказание действительно виновного и оградить неви­новного от необоснованного привлечения к ответ­ственности. Кроме того, следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потер­певших от преступления. С этой целью он должен разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Для выполнения данных задач следователь обязан в преде­лах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления и лиц, виновных в совершении преступления.

Порядок приема, прохождения службы и увольне­ния со службы следователей такой же, как у работни­ков милиции. Однако в социальном плане следователи защищены более надежно. Так, в статье четвертой Ука­за Президента от 09.04.99 г. дано поручение Совету Министров Республики Беларусь решить вопрос о до­полнительных мерах по усилению социальной защиты следователей, предусмотрев увеличение им размеров денежного содержания. Это положение распространя­ется на всех следователей, независимо от того, в каком ведомстве они работают.


§ 2. Органы дознания

Уголовные дело расследуются в форме предвари­тельного следствия и дознания. Если предварительное следствие проводят следователи и это их главная и единственная задача, то расследование в форме до­знания проводится органами дознания, где расследова­ние уголовных дел не главная и не единственная их задача. На органы дознания возлагается принятие не­обходимых оперативно-розыскных и иных мер в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших. На них возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступ­лений. Устанавливая обязанности органа дознания. За­кон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания. Именно милиция занима­ется оперативно-розыскной деятельностью и осуществ­ляет процессуальное расследование по большинству уголовных дел в форме дознания.

Основная обязанность милиции при производстве дознания состоит в выполнении неотложных следствен­ных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обяза­тельно. Кроме того, на органы дознания возлагается обя­занность выполнения указаний и поручений следователя по производству розыскных и следственных действий по делам, находящимся в производстве следователя.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и дознавателя..

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу,


отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответствен­ность за качество расследования (ст. 38 УПК).

Дознаватель - это должностное лицо, уполномо­ченное органом дознания на производство дознания. Он, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь только Законом. Дознаватель несет ответственность за закон­ность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоя­тельно, кроме случаев, когда требуется санкция проку­рора, то дознаватель многие решения принимает с со­гласия начальника органа дознания или по его поручению. Наиболее важные действия и решения со­вершаются и принимаются органом дознания. Напри­мер, только орган дознания вправе возбудить уголовное дело, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производ­ство по делу и др. Практически это означает, что дан­ные решения принимаются от имени начальника орга­на дознания либо им утверждаются. В отличие от следователя все указания прокурора для органа дозна-• ния являются обязательными.

Кроме милиции к органам дознания относятся следующие правоохранительные органы и должност­ные лица:

1) органы милиции;

2) органы государственной безопасности;

3) командиры воинских частей, соединений, началь­ники военных учреждений и гарнизонов;


4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

5) органы пограничных войск;

6) таможенные органы;

7) органы финансовых расследований;

8) органы государственного пожарного надзора;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воз­душных судов, находящихся вне пределов Респуб­лики Беларусь;

10) главы дипломатических представительств и кон­сульских учреждений Республики Беларусь.

Следует отметить, что, кроме производства дозна­ния по уголовным делам, на органы дознания возлага­ется: ускоренное производство; прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совер­шенном и готовящемся преступлении; производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой обществен ной опасности, и менее тяжких преступлениях, по кото­рым не установлено подлежащее привлечению в каче­стве обвиняемого лицо до его установления.


§ 1. Министерство юстиции Республики Беларусь, его органы, их система и задачи

Министерство юстиции Республики Беларусь явля­ется органом исполнительной власти по реализации го­сударственной политики в сфере юстиции. Свою дея­тельность оно строит на основе Конституции Республики Беларусь и Положения о Министерстве юс­тиции Республики Беларусь от I декабря 1995 г.

В систему Министерства юстиции входят:

~ управления юстиции областных и Минского город­ского исполкомов;

~ государственные нотариальные конторы;

- Научно-исследовательский институт проблем крими­нологии, криминалистики и судебной экспертизы.

В соответствии с п. 3 Положения на Министерство юстиции возложены следующие основные задачи:

~ участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства Респуб­лики Беларусь;

~ организационно-правовое обеспечение судебно-правовой реформы;


- обеспечение необходимых условий для функциони­рования областных. Минского городского, районных (городских) судов при соблюдении принципа незави­симости судей и подчинения их только закону;

- организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом воз­ложено на судебных исполнителей;

- государственная регистрация нормативных актов министерств, иных центральных органов управле­ния и Национального банка Республики Беларусь;

- представление интересов Республики Беларусь в пределах своей компетенции в деятельности на международном уровне;

- регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуще­ствление контроля за соблюдением ими их уставов;

- организация и развитие системы юридических ус­луг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан;

- организация работы по развитию и совершенство­ванию правовой информации;

- организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, содействие развитию правовой науки;

- обеспечение кадрами судов и других органов юс­тиции, повышение квалификации кадров;

- материально-техническое и финансовое обеспече­ние областных и Минского городского, районных (го­родских) судов и подведомственных органов юстиции.

Для реализации названных задач Министерство юстиции:

- разрабатывает по поручению Президента и Пра­вительства Республики Беларусь и по собственной


инициативе проекты законодательных и иных нор­мативных актов;

- дает заключения о проектах законодательных актов Республики Беларусь, декретов и указов Президен­та Республики Беларусь и постановлений Кабине­та Министров Республики Беларусь;

- обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Минюс-та, разрабатывает предложения по совершенство­ванию законодательства;

— осуществляет работу по систематизации и подго­товке предложений о кодификации законодатель­ства и содействует ее совершенствованию, ведет банк нормативных актов Республики Беларусь, уча­ствует в подготовке и выпуске кодексов и сборни­ков законодательства Республики Беларусь;

- разрабатывает и осуществляет меры, направлен­ные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;

— осуществляет с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи;

— осуществляет в установленном порядке лицензиро­вание отдельных видов юридической деятельности;

- руководит государственным нотариатом, организу­ет его материально-техническое обеспечение, ве­дет реестр нотариальных контор и нотариусов, за­нимающихся частной практикой;

— оказывает методическую помощь органам загса;

~ сотрудничает с объединениями и организациями ад­вокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям; собирает и изучает статистические данные о деятельности адвокатов, обобщает и распространяет положительный опыт


их работы; содействует коллегиям адвокатов в ма­териально-техническом, информационно-правовом обеспечении их деятельности; принимает меры по защите адвокатов от преследований, необоснован­ных ограничений и посягательств в связи с их про­фессиональной деятельностью; совместно с Бело­русским республиканским союзом адвокатов обеспечивает работу Квалификационной комиссии адвокатов;

- изучает состояние правовой работы в министер­ствах и иных центральных органах управления, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, оказывает им методическую помощь в совершенствовании и налаживании этой работы;

- организует разработку проектов международных до­говоров по оказанию правовой помощи по граж­данским, семейным и уголовным делам и другие (см. п.5 Положения).

Минюст осуществляет свою деятельность через структурные подразделения Министерства, а также че­рез управления юстиции областей и города Минска.

Для реализации поставленных задач Минюст наде­лен соответствующими правами. Так, в соответствии с п.7 Положения Министерство юстиции Республики Бе­ларусь имеет право:

~ запрашивать у министерств и иных центральных ор­ганов управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц информа­цию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на министерство задач;

- возбуждать в установленном порядке ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судей областных, Минского городского, районных (городских) судов;


- устанавливать в пределах своей компетенции пря­мые связи с органами юстиции других государств и международными юридическими организациями по вопросам деятельности судов и других органов юс­тиции;

- знакомиться в министерствах и других центральных органах управления с работой по подготовке, при­нятию, учету и систематизации подлежащих госу­дарственной регистрации их нормативных актов, вносить обязательные для исполнения представле­ния об устранении допущенных ими нарушений установленного порядка принятия и регистрации нормативных актов;

- вносить в Кабинет Министров Республики Бела­русь предложения об отмене нормативных актов министерств и иных центральных органов управле­ния, принятых с нарушением установленного по­рядка;

- привлекать специалистов и научных работников в качестве экспертов для дачи заключений о норма­тивных актах министерств и иных центральных ор­ганов управления, предоставленных на государ­ственную регистрацию.

Декрет Президента Республики Беларусь № 12 “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь” от 3 мая 1997 г. предоставил Министерству юстиции до­полнительные права по руководству деятельностью ад­вокатуры и нотариата. В соответствии с названным Дек­ретом Министерство юстиции имеет право:

~ издавать нормативные акты, регулирующие деятель­ность адвокатуры и нотариата;

~ приостанавливать не соответствующие законода­тельству решения руководящих органов коллегий


адвокатов и объединений нотариусов и вносить в эти органы представления об отмене таких реше­ний;

- осуществлять в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с общим и методи­ческим руководством адвокатурой и нотариатом;

- контролировать соблюдение законодательства ли­цами, осуществляющими адвокатскую или нотари­альную деятельность;

- получать от адвокатов и нотариусов сведения, свя­занные с выполнением законодательства о нотари­альной и адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны и тайны нотариаль­ных действий;

- регистрировать уставы коллегий адвокатов и объе­динений частных нотариусов (частных нотариаль­ных контор);

- вносить в коллегии адвокатов представления о при­влечении адвокатов к дисциплинарной ответствен­ности, которые обязательно рассматриваются в двухнедельный срок;

- аннулировать при наличии предусмотренных законо­дательством оснований лицензии на право занятия адвокатской и частной нотариальной деятельностью.

Руководит работой Министерства юстиции Ми­нистр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр юстиции имеет заместителей, которые на­значаются на должности и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и несут ответствен­ность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей. Руковод­ство подразделениями Министерства осуществляют их начальники, назначаемые Министром юстиции.


Министр юстиции наделен широкими полномо­чиями:

- руководит Министерством и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;

- вносит в установленном порядке в Кабинет Мини­стров Республики Беларусь проекты актов законо­дательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

- распределяет обязанности между своими заместите­лями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства по руковод­ству отдельными направлениями его деятельности;

- утверждает структуру и штатное расписание цент­рального аппарата Министерства в пределах чис­ленности и расходов на его содержание, положе­ния о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства, а также положения (уста­вы) о подведомственных ему учреждениях и орга­низациях;

- нанимает на работу, в том числе на контрактной основе, работников центрального аппарата Мини­стерства и руководителей подведомственных ему учреждений и организаций;

~ создает в установленном порядке фонды на предста­вительские цели и иные внеплановые мероприятия;

- поощряет в установленном порядке работников ор­ганов юстиции, награждает их Почетными грамо­тами, нагрудными знаками;

~ согласовывает с областными и Минским городским исполкомами предложения о кандидатурах на дол­жности начальников управлений юстиции этих ис­полкомов;


- издает приказы и инструкции и дает указания, обя­зательные для исполнения работниками судов и дру­гих органов юстиции, учреждений и организаций си­стемы Министерства и иных центральных органов управления, а также должностными лицами и граж­данами, на которых они распространяются в соот­ветствии с действующим законодательством.

Министр юстиции Республики Беларусь осуществ­ляет и другие права в соответствии с действующим за­конодательством.

Важную роль в организации работы Министерства и принятии принципиальных решений играет коллегия, которая образуется в составе Министра (председатель), заместителей Министра (по должности), а также других руководящих работников и ведущих специалистов сис­темы Министерства.

Коллегия рассматривает основные вопросы дея­тельности Министерства, в том числе подведомствен­ных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказом Министра.

В случае разногласия между Министром и коллеги­ей при обсуждении вопросов и принятии решений Ми­нистр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Кабинет Министров Республики Беларусь, а чле­ны коллегии в свою очередь имеют право информиро­вать Кабинет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Для рассмотрения научных рекомендаций и пред­ложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может создаваться научно-консуль­тативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение о нем утвер­ждаются Министерством.


§ 2. Организационное обеспечение деятельности судов

В ст.9 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” записано, что независимость су­дей обеспечивается созданием необходимых организа­ционно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей. Эта функция возлагается на Министерство юстиции.

В эту функцию входят вопросы формирования судеб­ной системы, кадрового обеспечения судов (пополнение и укрепление судейского корпуса специалистами, спо­собными выполнять задачи отправления правосудия на современном уровне), организации профессиональной подготовки судей и сотрудников аппаратов судов.

В связи с реализацией положений концепции судеб-но-правовой реформы об укреплении независимости су­дей возникает необходимость создания качественно ново­го уровня материально-технического обеспечения органов правосудия и удовлетворения социально-бытовых нужд су­дей и сотрудников аппарата судов. Из этого следует, что назначением организационного обеспечения деятельнос­ти судов является создание надлежащих условий для нор­мального отправления правосудия, рассмотрения и разре­шения судебных дел в соответствии с законом.

Концепция судебно-правовой реформы сохраняет за органами юстиции функцию организационного обес­печения деятельности судов, но при этом уточняет ее содержание. В соответствии с Концепцией указанная функция охватывает решение таких вопросов, как:

1) подготовка предложений об оптимальной штатной численности судейского корпуса, технических ра­ботников и вспомогательного персонала;


2) подбор совместно с вышестоящими судами канди­датур на должности судей для рекомендации их органам судейского самоуправления;

3) прогнозирование необходимой численности обуча­ющихся в системе высшего и среднего специально­го образования для пополнения кадров судов и ор­ганов юстиции;

4) участие в разработке программ обучения и в приеме экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях по юридическим специальностям;

5) переподготовка и повышение квалификации судей;

6} ведение статистического и персонального учета

сведений о кадрах.

Эти требования изложены в ст. 15 Закона “О судоус­тройстве и статусе судей в Республике Беларусь”. В ней отмечается, что Министерство юстиции Республики Бела­русь осуществляет организационное и материально-тех­ническое обеспечение деятельности областных. Минско­го городского, районных (городских) и военных судов.

В отношении хозяйственных судов областей орга­низационное обеспечение деятельности осуществляет Высший Хозяйственный суд Республики Беларусь.

Названные органы юстиции разрабатывают и вно­сят предложения по вопросам организации судов; осу­ществляют с участием судов подбор и подготовку кан­дидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статис­тики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление не­зависимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному обеспечению деятельности судов.

В организационную сферу обеспечения судебной деятельности входит организация приема населения,


рассмотрение заявлений и жалоб граждан, обеспече­ние своевременного рассмотрения и разрешения дел и различных производств, делопроизводство, поддержание в надлежащем порядке и пополнение информационного фонда судса (законодательных и справочных материалов), своевременность обращения к исполнению приговоров и решений по гражданским делам.

Кроме того, для полного осуществления правосу­дия требуется повседневная работа по обеспечению организационного взаимодействия судов с правовыми учреждениями, выполняющими связанные с судами функции на досудебных стадиях судопроизводства и в ходе судебного разбирательства. Эту работу осуществ­ляют следователи, прокуроры, органы дознания, органы внутренних дел, экспертные учреждения, адвокатура.

Таким образом, созданию нормальных условий в судах общей юрисдикции и военных судах призваны спо­собствовать органы юстиции. При этом следует учиты­вать, что сфера правосудия и сфера организационного обеспечения судебной деятельности не совпадают. Они осуществляются разными субъектами и методами: суд -профессиональными, а органы юстиции — организаци­онно-распорядительными методами.

Порядок взаимодействия Министерства юстиции с объединениями и организациями адвокатов определяется Законом “Об адвокатуре” от 15 июня 1993 г. и п.5, 12 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции руководит государственным нотариатом, ведет реестр нотариальных контор и нотариу­сов, занимающихся частной практикой. Министерство юс­тиции открывает и упраздняет государственные нотариаль­ные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, устанавливает по­рядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельнос­ти, а также осуществляет другие полномочия, предусмот­ренные законодательством Республики Беларусь.


В Концепции судебно-правовой реформы изложены предложения по передаче органам юстиции всех полномо­чий по организации исполнения судебных решений с обра­зованием для этого судебной милиции (судебных приставов), которая занималась бы принудительным исполнением судеб­ных решений и других исполнительных документов, надзо­ром за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, охраной судов, судебных работников и участников процесса во время его проведения.

Кроме того, в Конституции предлагается возложить на органы юстиции руководство исправительно-трудо-выми учреждениями (кроме их охраны), подготовку кад­ров для этих учреждений, разработку и реализацию мер по ресоциализации осужденных. К ведению органов юс­тиции предлагается отнести управление службами пас­портизации, виз и регистрации. Все это позволит осво­бодить суды и правоохранительные органы от несвойственных им функций, повысит гарантии защи­щенности личности от необоснованного произвола.

§ 3. Нотариат

Система государственных органов и должностных лиц, специально предназначенных для удосто­верения различного рода юридических актов, засвидетельствования подлинности подписей на документах и копий с них, а также совер­шение других действий, предусмотренных за­коном в целях обеспечения защиты прав и ох­раняемых законом интересов граждан и юридических лиц, именуется нотариатом.


Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой. Кроме того, но­тариальные действия могут совершать должностные лица органов исполнительной власти и консульских уч­реждений в соответствии с их компетенцией,

Правовой основой нотариальной деятельности яв­ляется Закон от 30.04.1974 г. “О государственном но­тариате”, в котором определены задачи государствен­ного нотариата, система органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия, виды нотариаль­ных действий и основные правила их совершения.

Совершение нотариальных действий является право­охранительной деятельностью, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия многочисленны и разнооб­разны. В статье 13 Закона “О нотариате” дан пере­чень видов нотариальных действий:

- удостоверение сделки (договоры, завещания, дове­ренности и др.);

- принятие мер к охране наследственного имуще­ства;

- выдача свидетельства о праве на наследство, о пра­ве собственности на долю в общем имуществе суп­ругов;

- наложение запрещения отчуждения жилого дома;

- свидетельство верности копий документов и выпи­сок из них, а также подлинность подписи на доку­ментах;

- свидетельство верности перевода документов с од­ного языка на другой;

~ удостоверение фактов нахождения гражданина в живых или фактов нахождения гражданина в опре-


деленном месте, а также тождественности гражда­нина с лицом, изображенным на фотографической карточке;

- удостоверение времени предъявления документов;

- принятие на хранение документов и др.

Подобные виды нотариальных действий соверша­ют исполнительные комитеты местных органов власти и консульские учреждения.

В Республике Беларусь создана четкая система ор­ганов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. В столице Республики Беларусь - городе Мин­ске и областных центрах одна из государственных нота­риальных контор учреждается в качестве первой госу­дарственной нотариальной конторы для совершения наиболее сложных нотариальных действий.

В областном центре, где учреждает

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...