Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
Сведения о ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность по ДТП, которая ведется органами ГИБДД МВД России. Решение вопроса о включении сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность основано на определении погибшего и раненого. Согласно Правилам учета ДТП к погибшим относятся лица, погибшие на месте ДТП либо умершие от его последствий в течение семи последующих суток. По определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, погибшим считается лицо, скончавшееся на месте ДТП или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. В разных странах срок, на протяжении которого смерть пострадавшего в ДТП относит его к категории погибшего в ДТП, различен, что затрудняет сравнение статистических данных о последствиях ДТП. Так, в Греции этот срок составляет 3 суток, во Франции - 6 суток, в Италии - 7 суток, в США - 30 суток. Раненый - лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее 1 суток либо необходимость амбулаторного лечения. Первичная информация, отраженная в карточках учета ДТП, из всех регионов направляется в общий государственный банк данных, на основании которых формируется государственная статистическая отчетность о ДТП, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 26.12.1995. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации» организован учет:
численности нарушителей правил дорожного движения; числа административных правонарушений и преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; численности граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; числа автомототранспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД МВД России. Учет ДТП в Российской Федерации в соответствии с Правилами учета ДТП наряду с государственной системой учета должен осуществляться также организациями, эксплуатирующими транспортные средства, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомств и частных дорог. В медицинских учреждениях подлежат учету все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие вследствие ДТП. На уровне организаций - владельцев транспортных средств сообщения о ДТП регистрируются в журнале учета ДТП. Сведения о происшествиях регистрируются в течение 1 суток независимо от последствий и размера материального ущерба. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение 3 лет. Ответственность за полноту учета и правильность регистрации и передачи сведений о ДТП несет руководитель организации. Организации сверяют с городскими или районными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими до 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Согласно Правилам учета ДТП: органы внутренних дел при получении сообщений о ДТП с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают сведения о них администрации организаций - владельцев транспортных средств. Дорожным и коммунальным организациям передаются сведения о ДТП, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия;
органы внутренних дел не реже 1 раза в месяц предоставляют возможность сверять данные о ДТП представителям министерств, ведомств, транспортных организаций, дорожных, коммунальных и других организаций по показателям, предусмотренным формой отчетности этих предприятий и организаций о ДТП, и заверяют правильность проведенной сверки; руководители городских и районных органов внутренних дел, ГИБДД МВД России не реже 1 раза в месяц организуют сверку сведений о ДТП с данными лечебно-профилактических учреждений, моргов и страховых компаний. Детальный анализ всех видов ДТП основан на выявлении факторов и причин, их вызывающих. В соответствии с целями и задачами анализа ДТП различают количественный, качественный, топографический анализ. Количественный анализ ДТП оценивает уровень аварийности по месту (пересечение, магистраль, город, регион, страна, весь мир) и времени их совершения (час, день, месяц, год). Различают абсолютные показатели (общее число ДТП, численность погибших или раненых, суммарный ущерб от ДТП) и относительные показатели (число ДТП, приходящихся на 100 тыс. жителей, на 1 тыс. транспортных средств, на 1 тыс. водителей, на 1 км протяжения дороги, на 1 млн. км пробега и др.). Абсолютные показатели дают общее представление об уровне аварийности, позволяют проводить сравнительный анализ во времени для определенного региона и показывают тенденции изменения этого уровня. Однако более объективными являются относительные показатели, позволяющие проводить сравнительный анализ уровня аварийности различных стран, регионов, городов, магистралей и др. Из перечисленных показателей наиболее распространенным и объективным является показатель относительной аварийности k а, учитывающий пробег транспортных средств:
где - число ДТП за рассматриваемый период; - суммарный пробег транспортных средств за этот же период, км. С учетом среднесуточной интенсивности N, авт./сут, движения транспортных средств в течение года на участке магистрали протяженностью l, км, показатель относительной аварийности на 1 млн. км пробега: В связи с различной степенью тяжести последствий ДТП для возможности сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент k т тяжести ДТП, определяемый как отношение численности погибших к численности пострадавших за определенный период времени:
По данным официальной статистики, показатель тяжести ДТП колеблется в различных странах от 2 до 20 погибших на 100 пострадавших. В России тяжесть последствий ДТП в течение последних 5 лет составляет 11 - 12 погибших на 100 пострадавших. Следует учитывать, что полнота охвата ДТП с легкими телесными повреждениями может искажать показатель k т. Для оценки тяжести отдельного вида ДТП (столкновение, опрокидывание и т.п.) используется показатель, представляющий собой отношение численности погибших (пострадавших) к числу ДТП данного вида. Интегральная оценка опасности отдельных элементов дорожной сети с учетом тяжести последствий ДТП может быть определена интегрированным показателем k и опасности или тяжести ДТП: где m -число рассматриваемых участков дорожной сети; Р i - показатели тяжести ДТП, учитывающие повреждения транспортных средств, сооружений и элементов обустройства дороги, степень тяжести ранения и гибель людей; n i - число ДТП за год по принятой классификационной группе тяжести; N - среднесуточная интенсивность транспортного потока, авт./сут; l - протяженность участка дороги, км Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП и степени их влияния на ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждой из составляющих системы водитель – автомобиль – дорога - среда. Основной причиной ДТП является ошибка человека (см. подразд. 1.4). Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы: • несоблюдение правил дорожного движения участниками движения; • выбор водителями режимов движения, при которых происходит потеря возможности контролировать транспортное средство, в результате чего возникают заносы, опрокидывания, столкновения и т.п.; • снижение психофизиологических функций участников движения в результате переутомления, болезни, употребления алкогольных напитков, наркотиков, лекарств или под влиянием факторов, способствующих изменению нормального состояния (нездоровый климат на работе или в семье, болезнь близких и т.п.);
• неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств; • неправильное размещение и крепление груза; • неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной инфраструктуры; • неудовлетворительная организация дорожного движения и др. При анализе ДТП наиболее часто причину его возникновения относят к водителю, который должен компенсировать несовершенство составляющих системы водитель - автомобиль - дорога - среда необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности должностных лиц, например, ДТП, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения дорог, неудовлетворительного состояния проезжей части, неправильной или некачественной разметки дорог, неправильной установки и неудовлетворительного состояния дорожных знаков и т.п. Анализ различных видов ДТП показал, что на каждые 100 ДТП приходится примерно 250 причин и сопутствующих факторов. В отрезке времени, непосредственно предшествующем ДТП, и в процессе его развития влияние разных причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах ДТП эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе ДТП необходимо выявлять все причинно-следственные связи. В обратном случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествовавших ДТП. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия. Топографический анализ ДТП предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечение, участок дороги, магистраль, город, регион, страна и др.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП; линейный график ДТП; масштабную схему (ситуационный план) ДТП. Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. В зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т.д. В результате на карте в наглядном виде проявляются очаги ДТП, что немаловажно для принятия соответствующих мер специалистами.
Линейный график ДТП, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике показывают неблагополучные дорожные условия в местах их сосредоточения. Масштабная схема ДТП представляет собой схему ДТП на пересечении (площади, участке дороги и т.д.), выполненную в крупном масштабе. На масштабной схеме ДТП символическими изображениями наносят транспортные средства, участников ДТП, направления их движения, тяжесть последствия ДТП, дату, время суток, номер учетной карточки ДТП. Схема позволяет принимать решения о необходимости совершенствования организации дорожного движения на конкретном участке дорожной сети.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|