Основы экспертизы дорожно-транспортных происшествий
Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный. Вероятностный метод исследования позволяет оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Такой подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период. При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности - его причины и последствия. Каждое ДТП, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы транспортных средств, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.п.). Дорожно-транспортное происшествие с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание. Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП. Цель экспертизы ДТП. Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими соответствующими знаниями в области науки и техники. Целью экспертизы ДТП является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.
Виды экспертизы ДТП. Экспертизу ДТП можно классифицировать по нескольким признакам. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. По составу участников различают единоличную, комиссионную и комплексную экспертизу. Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании его отдельных обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных ДТП с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов в области безопасности дорожного движения. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может письменно представить свое особое мнение, обосновав его. Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одной области и требуют участия разных специалистов. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторную экспертизу. Первичная экспертиза подразумевает ответы эксперта-автотехника на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении дознавателя, следователя или определении суда. Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.
Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. При повторной экспертизе в состав комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизе. Судебная экспертиза ДТП. Под судебной экспертизой ДТП подразумевается процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств. Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке лица, имеющие специальные знания, - это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, учреждений высшего и среднего профессионального образования. В основном при проведении судебной экспертизы ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики. Назначение судебной экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение. Постановление о назначении судебной экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной (заключительной).
В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого. В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП: • координаты места и время ДТП; • характеристика проезжей части и ее состояния; • тип и техническое состояние транспортных средств; • скорость движения транспортных средств и пешеходов; • длина и характер следов торможения или качения колес; • расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части; • характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП. В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи Уголовно-процессуального кодекса, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу. В результативной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы. Материалы на ДТП, связанные с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, передаются органам дознания и следствия, при необходимости назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого шире. В сложившейся практике к крупным относят ДТП, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения либо значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.
Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения, определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием, выясняет состояние здоровья потерпевших. Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на дорожном покрытии, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени. Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: «Имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?» Для достижения этой цели эксперт-автотехник в ходе экспертизы должен решить несколько частных задач, которые в зависимости от обстоятельств ДТП могут встретиться в различных комбинациях: • выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП: техническое состояние транспортных средств и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и используемые для управления движением технические средства; • отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование; • установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками; • определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям правил дорожного движения и других нормативных актов. Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП, служебного эксперта, его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт. Проводя расследование, служебный эксперт должен:
осмотреть место ДТП и транспортные средства, при необходимости сфотографировать их, уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП; с разрешения работников дознания или следствия ознакомиться с протоколом осмотра и схемой места ДТП, другими документами, сделать их копии; установить дату, время и место ДТП, категорию дороги, модели и номерные знаки транспортных средств, их техническое состояние, численность погибших и раненых, число поврежденных транспортных средств и количество поврежденного груза, основные сведения о водителях, их состоянии, метеоусловия, условия видимости, время суток, дорожные условия, очевидные причины ДТП; • выяснить обстоятельства ДТП и все предшествовавшие ДТП или способствующие ему факторы, изучая причины ДТП, оценить действия водителя и их соответствие правилам дорожного движения, выявив при этом лиц, нарушивших требования правил, инструкций и приказов. В заключение необходимо выяснить, имеется ли связь между ДТП и упущениями в работе по обеспечению безопасности дорожного движения на данном предприятии. Производство судебной экспертизы ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Доказательства предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу. Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжение эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования. К этим материалам относятся следующие: • постановление следователя о назначении экспертизы; • протокол осмотра места ДТП; • схема ДТП; • протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства; • справка по ДТП. Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей. Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на место ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Служебный эксперт может снять копии с оформленных сотрудниками ГИБДД МВД России документов. Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД МВД России, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска. Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Первичное расследование ДТП и оформление документации, как правило, возлагают на дежурного по подразделению ГИБДД МВД России или инспектора дорожно-патрульной службы. Протокол осмотра места ДТП содержит дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре. Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения. Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстояний между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием метеоусловий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т. п. Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на дорожном покрытии. Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры. Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем транспортных средств, влияющих на безопасность: тормозной системы, рулевого управления, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации. Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, его краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адресов лечебных учреждений, в которые они направлены, информацию о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, и их водителях. Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т. е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП. Этапы экспертизы ДТП. Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы: • ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи; • экспертиза и оценка исходных данных; • построение информационной модели исследуемого ДТП; • проведение расчетов, составление графиков и схем; • оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП; • формулирование выводов; • составление и оформление заключения эксперта. Получив постановление о назначении судебной экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если, изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются неустраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление о назначении судебной экспертизы, и запросить новые материалы. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов, их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется расчетами, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы. При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства. Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований. В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств. Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении судебной экспертизы. Заключение эксперта-автотехника. Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода. В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы. Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. В конце исследовательской части приводят экспертную оценку полученных результатов. Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце. По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде. Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.
Контрольные вопросы
1. Приведите классификацию ДТП и виды анализа ДТП. 2. Опишите систему учета и анализа ДТП. 3. Опишите методы изучения ДТП и их цели. 4. Перечислите виды экспертизы ДТП. 5. Опишите производство экспертного исследования ДТП.
ГЛАВА 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|