Нормативно-правовое регулирование деятельности суда присяжных в Республике Казахстан.
Принятию Закона РК «О присяжных заседателях» предшествует достаточно длительный процесс эволюционирования правовой системы Казахстана. В этом смысле считаем важным остановиться на рассмотрении теоретических предпосылок создания указанного Закона. Для рассмотрения вопроса о введении суда присяжных в Казахстане была создана рабочая группа национальной комиссии по вопросам демократизации и развития гражданского общества при Президенте Республики Казахстан. Главной задачей рабочей группы было определить правильные подходы к проблеме создания суда присяжных и наметить определенные пути ее решения в условиях Казахстана. На третьем заседании рабочей группы, состоявшегося 13 января 2005 года обсуждался альтернативный вариант законопроекта «О присяжных заседателях судов РК». В основу его заложена англосаксонская модель суда присяжных.[38] Следует упомянуть, что еще совсем недавно все говорили о том, что Казахстану более всего подходит континентальная модель суда присяжных. Некоторые члены рабочей группы, в том числе и прокуратура республики, настаивали на том, что в стране нужно применять именно континентальную модель. Несмотря на это, подавляющим большинством голосов было принято решение, что нужно остановиться на англосаксонской модели. По словам М.С. Нарикбаева «это означает, что присяжные отвечают только на один вопрос: виновен подсудимый или нет, а решение таких вопросов, как квалификация преступления, мера наказания, остается за профессиональным судьей»[39]. Первое заседание рабочей группы по рассмотрению законопроектов о поэтапном введении института суда с участием присяжных заседателей в Казахстане было проведено 23 декабря 2004 года в г. Алматы. На этом заседании обсуждались два официальных законопроекта о присяжных заседателях и процессуальная процедура рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей. Представленные законопроекты были подвергнуты критике и принято решение о необходимости разработки альтернативных законопроектов, в связи с чем 23 декабря 2004 года была создана специальная рабочая подгруппа, в состав которой вошли доктор юридических наук Е.Н. Нургалиева, кандидат юридических наук Г.Ж. Сулейменова, кандидат юридических наук Т.Г. Рахимов. В рабочую группу были представлены материалы по суду присяжных Д.И. Нурумовым - координатором БДИПЧ/ОБСЕ по вопросам верховенства права в Центральной Азии. 28 декабря 2004 года состоялось второе заседание рабочей группы с участием судей Верховного Суда Республики Казахстан, представителей Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, политических партий. На обоих заседаниях было предложено внести изменения и дополнения в представленные проекты законов. На этом заседании было принято решение о дополнительном введении в состав рабочей группы специалистов в сфере уголовно-процессуального права докторов юридических наук М.Ч. Когамова и А.Н. Ахпанова.
Особо следует отметить, что в ходе первого заседания по обсуждению законопроектов выявилось, что предлагаемая континентальная модель суда с участием присяжных заседателей, при которой рассмотрение вопроса о виновности и наказании подсудимого должны осуществлять профессиональные судьи и присяжные заседатели совместно, не соответствует п. 2 ст. 75 Конституции Республики Казахстан. Данное несоответствие выражено в том, что предлагается модель суда не с участием присяжных заседателей, а суда с участием шеффенов (асессоров), т.е. допущено смешение двух институтов: в одну процессуальную форму объединены элементы суда присяжных и суда шеффенов, т.е. совмещены два разных несовместимых правовых института. Хотя следует указать, что в мировой практике ряд стран отказались от суда присяжных в его классической форме, но при этом сохранили его название. Например, во Франции присяжные, хотя и существуют, но участвуют в деле на правах шеффенов, т.е. в единой коллегии с профессиональным судьей, в Германии создан собственный национальный правовой институт шеффенов - в окружных (районных) судах эти представители народа в единой коллегии с судьёй участвуют на правах присяжных заседателей.[40] Стороны пришли к мнению, что такая практика еще не дает оснований идти по такому же пути Казахстану. Главная причина этого заключалась в том, что Конституция Казахстана предусматривает именно суд с участием присяжных заседателей, а не шеффенов, тогда как другие страны, и в частности Франция и Германия, не связаны своими Конституциями, в которых не предусматривается рассмотрение дел с участием присяжных заседателей. В этой связи возник вопрос, если представленная ими модель является судом присяжных, то в чем его принципиальное отличие от института суда шеффенов, народных заседателей? При этом следует указать, что в мировой практике рассмотрения дел с участием присяжных заседателей главной принципиальной особенностью такого суда является то, что присяжные образуют самостоятельную независимую от судей-профессионалов коллегию, которая принимает самостоятельное процессуальное решение по делу, определяющее содержание приговора. И здесь принципиальное значение имеют отнюдь не терминологические расхождения, а сама идея суда с участием именно присяжных заседателей. Суд с участием присяжных - это не просто сочетание слов, это правовое явление, имеющее вполне конкретную сущность. В рамках этой сущности присяжные (как бы они ни назывались), попав в единую коллегию с профессиональным судьёй, тем самым утрачивают право на принятие самостоятельного решения по вопросу факта, просто перестают быть собственно присяжными. То же и с шеффенами: если они, как им и полагается, заседают в единой коллегии с профессиональным судьёй, то они в принципе не могут участвовать в деле «на правах присяжных заседателей». Западно-европейская традиция действительно допускает заседание в единой коллегии профессиональных судей, шеффенов (асессоров) и присяжных заседателей. Но в контексте нашей Конституции такое решение вопроса, то есть решение его на основе объединения признаков суда присяжных и суда шеффенов, могло означать только одно - отказ от идеи суда присяжных, что противоречит п.2 ст. 75 Конституции РК[41].
Важно подчеркнуть, что во многих странах с развитой правовой системой (например, в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Испании, Бельгии, Австрии, Дании, Норвегии, России и других странах) эффективно действуют суды присяжных. И опыт нашего ближайшего соседа России - наглядное свидетельство тому, что суд с участием присяжных является одним из важнейших направлений демократического преобразования суда, формирования нового правосознания, укрепления имиджа правосудия в общественном мнении. Представленные рабочей группой законопроекты были направлены на реализацию конституционного положения о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, установленных законодательством. Законопроектами было также предусмотрено внесение изменений и дополнений в УПК РК, ГПК РК, КоАП РК, связанные с введением судопроизводства с участием присяжных. И такие изменения были внесены Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей» от 16 января 2006 года. Характерно, при подготовке указанного закона был учтен мировой и, в первую очередь, российский опыт функционирования суда с участием присяжных. Вместе с тем, учтены и собственные правовые традиции, а потому рассмотрение дел с участием присяжных должно иметь специфические черты, но в то же время воспринять такие отдельные элементы зарубежных правовых систем, которые соответствуют демократическим принципам отправления правосудия[42].
Суд с участием присяжных согласно Закону «О присяжных заседателях» имеет специфические свойства и не является точной копией западного образца. Во-первых, сохраняется смешанная форма процесса, при которой обвиняемый знакомится со всеми материалами дела лишь по окончании предварительного расследования, свидетели и эксперты выступают как объективные источники доказательств, не будучи «на стороне обвинения или защиты». Во-вторых, казахстанское судебное разбирательство, в отличие от англосаксонского, не распадается на два отделенных друг от друга, порой, несколькими месяцами этапа: постановление вердикта и вынесение приговора. Наказание определяется судьей в том же процессе, хотя и без участия присяжных заседателей. В третьих, обвиняемый может выбирать между традиционным производством (т.е. рассмотрением дела судебным составом, состоящим из трех профессиональных судей) и судом присяжных. Право выбора есть и у подсудимых в англосаксонских странах, но, как правило, оно связывается с признанием вины. Логическим завершением множества споров о природе и содержании института суда присяжных стало принятие пакета законодательных актов о суде присяжных: Закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях», а также Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей» от 16 января 2006 года. В чем заключаются особенности суда с участием присяжных по Закону РК «О суде присяжных заседателях»? Казахстанский суд с участием присяжных по указанному закону изначально состоял из двух профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (ст.544 Уголовно-процессуального кодекса РК). После принятия соответствующих изменений 10 декабря 2009 года фигура второго судьи была упразднена и количество присяжных доведено до десяти. За основу формирования скамьи-присяжных заседателей взята российская модель - основной и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Законом установлен возрастной ценз на участие в деле в качестве присяжного - 25 лет (ст. 10 Закона «О присяжных заседателях»). Определен перечень лиц, которые не могут быть присяжными заседателями в силу должностного положения, вероисповедания, а также в силу их участия в качестве сторон в уголовном процессе. Помимо этого, присяжными не могут быть лица, имеющие не снятую и не погашенную судимость, лица, признанные судом недееспособными или ограничение дееспособными и некоторые другие категории граждан. Организационные вопросы, связанные с формированием списков кандидатов в присяжные заседатели, проверкой граждан на соответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели, возлагаются на местные исполнительные органы, которые направляют единый список или список запасных кандидатов в областной или приравненный к нему суд (ст. 8 Закона «О присяжных заседателях»).
Законом «О присяжных заседателях» регламентируются общие условия производства с участием присяжных заседателей (определена подсудность дел суду с участием присяжных заседателей, гарантии независимости присяжного заседателя). Суду с участием присяжных заседателей подсудны уголовные дела о преступлениях, за которые уголовным законодательством предусмотрена смертная казнь, при условии наличия ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела таким судом. Такие дела изначально были отнесены к подсудности областных и приравненных к ним судов, а с образованием в Казахстане с 10 декабря 2009 года специализированных межрайонных судов по особо тяжким преступлениям подсудность таких дел была закреплена за этими судами. Судебное разбирательство в суде с участием присяжных в соответствии с Законом РК «О присяжных заседателях» состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных частей: 1) предварительное слушание; 2) подготовительная часть судебного заседания; 3) формирование коллегии присяжных заседателей; 4) судебное следствие; 5) прения сторон и последнее слово подсудимого; 6) постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей; 7) напутственное слово председательствующего; 8) вынесение и провозглашение вердикта; 9) обсуждение последствий вердикта; 10) постановление приговора. Присяжные не должны быть склонны закрывать глаза на нарушения закона и недостаточность собранных улик. Введение суда присяжных требует существенного повышения качества предварительного расследования, государственного обвинения и защиты с точки зрения их всесторонности, объективности и полноты. Учитывая, что уровень следствия в настоящее время далеко не всегда отвечает необходимым требованиям, введение суда присяжных является фактором, который способствует повышению качества расследования, что является в настоящее время актуальной проблемой. Закрепляемая Законом «О присяжных заседателях» модель суда с участием присяжных заседателей отвечает историческим традициям и современным требованиям о необходимости построения в Казахстане институтов гражданского общества и правового государства. Прежде всего, разграничена компетенция судей и присяжных заседателей. Профессиональные судьи - судьи права - ведут судебное заседание, решают все правовые вопросы, в том числе, о квалификации деяния подсудимого, назначении наказания, возмещении ущерба и т.д. Присяжные же решают только вопросы факта, т.е. было ли преступление, совершил ли его подсудимый и виновен ли он в нем, а также заслуживает ли он снисхождения при осуждении. Вердикт присяжных не мотивируется и присяжные не несут за него юридическую ответственность. Он может быть отменен апелляционной инстанцией только по мотивам процессуальных нарушений. Судебное разбирательство основано строго на принципе состязательности: председательствующий не вправе задавать вопросы, допросы ведут стороны - обвинение и защита. В то же время судья не является посторонним наблюдателем в ходе судебного следствия. Он обязан вникать в процесс доказательства виновности или невиновности подсудимого, поскольку именно председательствующий формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей в совещательной комнате. Вследствие этого, от судьи во многом зависит объективность вердикта присяжных заседателей. Вопрос о виновности подсудимого решают присяжные, принимая вердикт. На основе вердикта председательствующий решает вопрос о квалификации деяния подсудимого и о мере его наказания. Таким образом, Закон «О присяжных заседателях» разграничивает компетенцию судьи и присяжных при постановлении приговора. Законодательство Республики Казахстан о присяжных заседателях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Уголовно-процессуального кодекса, Закона «О присяжных заседателях» и иных нормативно-правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «О присяжных заседателях», то применяются правила международного договора. В соответствии с нормами закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях» от 16 января 2006 года N 121, который вступил в силу с 1 января 2007 года, присяжный заседатель – это гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном законом, и принявший присягу, а кандидат в присяжные заседатели - гражданин Республики Казахстан, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели для последующего участия в процедуре отбора присяжных заседателей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. Существуют определённые требования к кандидатам в присяжные заседатели. В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица, не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста двадцати пяти лет, имеющие непогашенную либо неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов; лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам не допускаются. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу, лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных заседателей, лица старше шестидесяти пяти лет, а также священнослужители. В целях обеспечения участия граждан Республики Казахстан в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно к 1 декабря года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. В этой связи местные исполнительные органы вправе запрашивать у государственных органов, организаций и граждан информацию, необходимую для проверки соответствия граждан требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным в Законе. Ответы на запросы местных исполнительных органов должны быть направлены в их адрес не позднее трех рабочих дней со дня получения. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются в алфавитном порядке. В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте двадцати пяти лет - дополнительно день и месяц) и место жительства кандидата в присяжные заседатели. Предварительный список кандидатов в присяжные заседатели - предварительный первичный или предварительный запасной список кандидатов в присяжные заседатели, составляющий основу для проведения процедуры случайной выборки граждан; Первичный список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от района (города областного значения), составляющий основу при составлении единого списка кандидатов в присяжные заседатели; Единый список кандидатов в присяжные заседатели - основной список кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы), содержащий число граждан, определяемое председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда; Запасной список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от числа граждан, постоянно проживающих в областном центре (городе республиканского значения, столице), предназначенный для привлечения кандидатов в присяжные заседатели к процедуре отбора присяжных заседателей после использования ресурсов единого списка кандидатов в присяжные заседатели; Дополнительный список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы), составляемый в случае отсутствия ресурсов единого и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели; Количество граждан, включаемых в первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, основывается на количестве кандидатов в присяжные заседатели, ежегодно представляемом председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда. Представление председателя соответствующего областного и приравненного к нему суда должно быть направлено в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) не позднее 1 сентября года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор присяжных заседателей для участия в судебном разбирательстве по спискам кандидатов в присяжные заседатели. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) ежегодно, не позднее трехдневного срока со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда, определяет количество кандидатов в присяжные заседатели от каждого района (города областного значения) и уведомляет местные исполнительные органы района (города областного значения) о количестве кандидатов в присяжные заседатели. 1. Для составления первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган района (города областного значения): 1) составляет в месячный срок со дня получения уведомления о количестве кандидатов в присяжные заседатели от района предварительный первичный список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей соответствующего района (города областного значения) из числа постоянно проживающих в административно-территориальной единице граждан путем исключения из списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей 10 настоящего Закона; Для составления запасного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы): 1) составляет в месячный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от числа граждан, постоянно проживающих в областном центре (городе республиканского значения, столице), предварительный запасной список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей из числа граждан, постоянно проживающих в областном центре либо в другом постоянном месте нахождения суда соответствующей области (города республиканского значения, столицы), путем исключения из таких списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели; 2) в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного запасного списка кандидатов в присяжные заседатели обеспечивает гражданам возможность ознакомиться в помещении местного исполнительного органа с предварительным запасным списком кандидатов в присяжные заседатели, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 3) проводит случайную выборку граждан из предварительного запасного списка кандидатов в присяжные заседатели в количестве, равном одной четвертой от количества граждан, включаемых в единый список кандидатов в присяжные заседатели; 4) по результатам случайной выборки составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели, скрепляет печатью местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы). Действия местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), а также действия (бездействие) местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), нарушающие права граждан на участие в процедурах отбора для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, могут быть обжалованы в суде в семидневный срок с момента окончания срока ознакомления граждан с предварительным запасным списком кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Общий срок проведения процедур не должен превышать два месяца со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы). Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы): составляет на основе первичных списков кандидатов в присяжные заседатели единый список кандидатов в присяжные заседатели; направляет единый и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствующий областной и приравненный к нему суд. Данная процедура проводится местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) не позднее чем в трехмесячный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы). В исключительных случаях, когда ресурсы единого и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели исчерпаны, председатель областного и приравненного к нему суда вправе по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан направить в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) представление о требуемом дополнительном количестве граждан и о необходимости в связи с этим составления дополнительного списка кандидатов в присяжные заседатели. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) в десятидневный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда составляет в зависимости от требуемого количества граждан дополнительные списки кандидатов в присяжные заседатели и направляет их в соответствующий областной и приравненный к нему суд. Граждане вправе обращаться в местные исполнительные органы с заявлениями о незаконном включении или не включении конкретных лиц в предварительные первичные или предварительные запасные списки кандидатов в присяжные заседатели либо исключении их из этих списков, а также допущенных неточностях в данных о кандидатах в присяжные заседатели. Местные исполнительные органы в пятидневный срок рассматривают поступившие заявления и принимают решения, которые могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Местные исполнительные органы обязаны регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из списков лиц, не соответствующих требованиям Закона. В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка кандидатов в присяжные заседатели, суд уведомляет об этом местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы). Права, обязанности присяжного заседателя и ограничения в действиях, связанные с рассмотрением дела четко определены статьей 13 Закона, согласно которой присяжный заседатель имеет право: - участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств с тем, чтобы получить возможность самостоятельно по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей; - задавать через председательствующего вопросы участникам процесса; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в судебном следствии; - обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании документов и по другим непонятным для него вопросам, относящимся к делу; -делать письменные заметки во время судебного заседания. Присяжный заседатель обязан: - соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего; - являться в указанное судом время для исполнения обязанностей присяжного заседателя, а также для продолжения судебного разбирательства в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается; - в случае невозможности явиться в суд заранее оповестить председательствующего о причинах неявки. Присяжный заседатель не вправе: -отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела; - вступать в контакт во время слушания дела по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего; - собирать сведения в ходе разбирательства дела вне судебного заседания; - разглашать сведения об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с его участием в закрытом судебном заседании, а также нарушать тайну совещательной комнаты. Невыполнение присяжным заседателем обязанностей, а также несоблюдение ограничений, предусмотренных настоящей статьей, влекут ответственность, установленную законом Республики Казахстан, а также возможность отстранения присяжного заседателя председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела. Лицо, отобранное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, принимает соответствующую присягу. Вызов необходимого числа кандидатов в присяжные заседатели в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется секретарем судебного заседания в соответствии с распоряжением председательствующего судьи суда, рассматривающего уголовное дело с участием присяжных заседателей. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей не более одного раза в течение календарного года на все время рассмотрения уголовного дела. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании. Оплата труда присяжному заседателю обеспечивается уполномоченным государственным органом, осуществляющим материально-техническое и иное обеспечение деятельности областного и приравненного к нему суда, ему выплачивается по окончании рассмотрения конкретного дела, а в случае, если рассмотрение дела затягивается, ежемесячно за счет бюджетных средств вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи областного и приравненного к нему суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Командировочные расходы возмещаются кандидату в присяжные заседатели (присяжному заседателю) в порядке и размере, установленных законодательством Республики Казахстан для работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа. При исполнении обязанностей присяжного заседателя за ним сохраняется место его основной работы. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускается. На присяжного заседателя в период осуществления им обязанностей в суде распространяются гарантии независимости судей, установленные законами. ЛИТЕРАТУРА:
1. Введение суда присяжных в Республике Казахстан: Вопросы теории и практики. Материалы круглого стола. ОБСЕ. 2005. 2. Правовая реформа в Казахстане. №1 (27)2005. Жалыбин С. М. Суд присяжных в Казахстане: состояние проблемы. Российский судья, научно-практическое и информационное издание, №2-2003. 3. Когамов М. Справедливость, доверие и компетентность, Казахстанская правда, 19.01.2005. 4. Концепция участия присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан, «Предупреждение преступности» №1, 2003; 5. М. Нарикбаев. Пояснительная записка к законопроектам «О присяжных заседателях судов Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей» // Правовая реформа №1 (27)2005 С.60-61. 6. Р. Юрченко. К верховенству закона, а не эмоций. Казахстанская правда, №35, 02.2005. 7. Жалыбин С. М. Суд присяжных в Казахстане: состояние проблемы. Российский судья. Научно-практическое и информационное издание, №2-2003 8. Толеубекова Б.Х. Вердикт сердца. Мнение присяжных заседателей может серьезно повлиять на приговор суда. Юридическая газета. 2002. 16 октября
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы теоретические предпосылки принятия Закона «О присяжных заседателях»? 2. Когда и какая модель суда присяжных принята в Казахстане? 3. Какими законодательными актами регламентируется деятельность суда с участием присяжных заседателей в Республике Казахстан? 5. Каков возрастной ценз присяжного заседателя? 6. Назовите этапы судебного разбирательства по делам с участием присяжных заседателей? 7. Роль судьи при составлении и разрешении вопросов перед присяжными заседателями перед удалением их в совещательную комнату? 8. В чем отличия вердикта и приговора? 9. Какова подсудность дел с участием присяжных заседателей? 10. В чем отличия присяжного заседателя от кандидата в присяжные заседатели? 11. Назовите требования к кандидатам в присяжные заседатели? 12. Какие существуют списки кандидатов в присяжные заседатели?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|