Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невроз. Нарушения на границе контакта




Невроз

Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком ин­тенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество мо­жет состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее коли­чество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик не­способен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нару­шений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморе­гуляции в крайне неблагоприятных ситуациях.

Перлс четко разделял понятия «здоровье», «психоз» и «невроз». Здоровые люди на­ходятся в контакте с реалиями как самих себя, так и окружающего мира. При психозе люди оказываются не способными на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майей, особенно часто развиваются фантазии, связанные с идеями мании величия и никчемности. При неврозе идет непрерывная борьба между майей и дей­ствительностью.

Нарушения на границе контакта

Неврозы влекут за собой существенные нарушения на границе контакта. Выделя­ют четыре отдельных, хотя и взаимосвязанных, механизма развития невроза. Невроти­ческие пограничные нарушения равновесия представляют собой «изматывающие, хро­нические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания» (Peris, 1973, р. 32). Однако не все нарушения, обусловленные стремлением к установлению балан­са организм — окружающая среда, являются свидетельством невроза или порождают невроз. Интроекция, проекция, слияние и ретрофлексия — вот четыре механизма на­рушения на границе контакта.

Я уже упоминал, что при интроекции материал, поступающий извне, скорее про­глатывается целиком, чем переваривается должным образом (адекватное «перевари­вание» подразумевает ассимиляцию ценных элементов и отвержение ненужных или ядовитых элементов). Интроекты, или «непереваренные» мысли, чувства и поступки, являются результатами процесса интроекции. Интроекция может рассматриваться как тенденция «присваивать» в качестве части самого себя то, что фактически является частью окружающей среды. Два основных результата интроекции следующие. Во-пер­вых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов: в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами. Во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.

Проекция является оборотной стороной интроекции и характеризуется тенденци­ей рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях: на уровне, связанном с внешней окружающей средой, и на уровне, связанном с «Я». При проецировании мы переносим на дру­гих те наши личные черты, которые нам не нравятся и которые мы не считаем ценными, при этом мы не признаем и не рассматриваем данные тенденции в нас самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными «Я-стандартами», чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду. Проекция элементов собственного «Я» имеет место тогда, когда люди не рассматривают как часть себя области, в которых возникают определенные им­пульсы, или сами эти импульсы. Например, люди иногда говорят: «Мною овладел гнев»; таким образом люди как бы признают, что гнев объективно существует вне их, при этом они могут считать гнев виновником своих неприятностей и не признавать полностью тот факт, что испытываемый ими гнев — это часть их самих.

При слиянии индивидуум недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружаю­щий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Люди, которые не осознают границу контакта между собой и другими, не способны ни устанавливать с окружающими хороший контакт, ни отступать там, где это уместно. При слиянии индивидуумы требуют от других сходства и отказываются терпимо отно­ситься к существующим различиям. Два примера слияния — брачные партнеры и ро­дители, которые отказываются рассматривать своих, соответственно, супругов и де­тей в качестве личностей, отличных от них самих.

При ретрофлексии индивидуумы не в состоянии проводить четкую границу между собой и другими, при этом они обращаются с самими собой так, как они первоначально хотели обращаться с другими людьми или объектами. Например, измотанная мать в конце долгого неудачного дня может направить свои разрушительные импульсы на саму себя. Ретрофлексия буквально означает «резко повернуть назад против». Когда люди «ретрофлексируют», они «переадресовывают» свою активность внутрь и заме­няют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью. Рет­рофлексия не обязательно бывает невротической. В некоторых ситуациях рефлексирование может быть полезно для индивидуума, так как оно позволяет подавлять опреде­ленные реакции. Однако ретрофлексия является патологической, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.

Перлс был чутким лингвистом и использовал языковые возможности как для опи­сания нарушений на границе контакта, так и для оказания помощи клиентам с такими нарушениями. Например, при интроекции личное местоимение «Я» используется тог­да, когда следовало бы употребить местоимение «они». При проекции местоимения «они», «он», «она», «оно» используются вместо должного «Я». При слиянии местоиме­ние «мы» используется тогда, когда в действительности имеются различия между «Я» и другими людьми. При ретрофлексии люди употребляют рефлексивные местоимения «меня», «себя», например, когда утверждают «Я стыжусь самого себя». Ниже приводится сжатое резюме Перлса (Peris, 1973) о недостаточном развитии способности различать, вмешиваться и прерывать, обусловленном четырьмя основны­ми нарушениями на границе контакта. «Интроектор» делает то, что от него ждут дру­гие; «проектор» делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет; человек, пребывающий в состоянии патологического сли­яния, не знает, что, кто и кому делает; " ретрофлектор" делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим» (р. 40).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...