3.11 Расчет валов на совместное действие изгиба и кручения
3. 11 Расчет валов на совместное действие изгиба и кручения Валы редуктора нагружены силами, действующими в зацеплениях передач, и испытывают деформации изгиба и кручения. Для упрощения расчетов принято, что силы сосредоточенные, приложены в срединах венцов зубчатых колес и направлены по нормалям к профилям зубьев в полюсах зацепления. При расчете эти силы раскладывают на составляющие, действующие вдоль координатных осей. Схема редуктора и усилий, действующих в передачах, приведена на рис. 3. 20. Рисунок 19. Силы, действующие в зацеплениях передач Усилия, действующие в передачах: окружные - , , , где - делительный диаметр шестерни в среднем сечении зуба; - делительный диаметр колеса в среднем сечении зуба; , - делительный диаметр шестерни цилиндрической передачи; - делительный диаметр колеса цилиндрической передачи; , , осевые – , где - угол профиля делительный; - угол делительного конуса шестерни конической передачи; ,
радиальные – , , ,
Последовательность расчета рассмотрим на примере промежуточного вала, подвергающегося действию наибольшего числа сил.
Реакции в опорах вала (подшипниках) от сил, действующих в плоскости XOZ вдоль оси Z (рис. 20):
Отсюда:
Отсюда:
Реакции в опорах вала от сил, действующих в плоскости XOY вдоль осей Х и Y:
Отсюда:
Отсюда:
Суммарные реакции:
Изгибающие моменты и эпюры, обусловленные силами, действующими в плоскости XOZ: участок вала АВ –
При : При :
участок вала ВС -
При :
При :
участок вала СD –
При :
При :
Изгибающие моменты и эпюры, обусловленные силами, действующими в плоскости ХOY: участок вала АВ –
При : При :
участок вала ВС -
При :
При :
участок вала СD –
При :
При :
По найденным значениям изгибающих моментов строятся эпюры (см. рис. 20). Рисунок 20. Эпюры изгибающих и вращающего моментов промежуточного вала Суммарные изгибающие моменты:
где , если и , если ; Так как по модулю, то
, если , если Так как , то
Диаметр вала в опасном сечении:
Допускаемое напряжение выбирают незначительным, чтобы валы имели достаточную жесткость, обеспечивающую нормальную работу зацепления и подшипников. Валы рекомендуется изготавливать из сталей марок 35, 40, 45, Ст 5, Ст 6, для которых .
Вычисленное значение диаметра вала d в опасном сечении сравниваем с диаметром под колесом, определенным при ориентировочном расчете (см. п. 3. 4. 2). Должно выполняться условие: . При невыполнении этого условия следует принять равным и вновь определить размеры вала.
Условие выполняется. 3. 12 Расчет вала на сопротивление усталости Расчет вала на сопротивление усталости заключается в определении действительного коэффициента запаса прочности для сечения, имеющего наибольший изгибающий момент, и сопоставление его с допускаемым. Методика расчета вала изложена в [1, с. 190-193, 196-198]. Расчет выполняем для промежуточного вала. Уточненные расчеты на сопротивления усталости отражают влияние разновидности цикла напряжений, статических и усталостных характеристик материалов, размеров, формы и состояния поверхности. Расчет выполняют в форме проверки коэффициента запаса прочности, минимально допустимое значение, которого принимают в диапазоне в зависимости от ответственности конструкции и последствий разрушения вала, точности определения нагрузок и напряжений, уровня технологии изготовления и контроля. Для каждого из установленных предположительно опасных сечений вычисляют коэффициент :
где и – коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:
здесь и – амплитуды напряжений цикла; и – средние напряжения цикла; и – коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла напряжений для рассматриваемого сечения. В расчетах валов принимают, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу: и , а касательные напряжения – по отнулевому циклу:
Тогда:
Напряжения в опасных сечениях выполняются по формулам:
где - результирующий изгибающий момент, Н⋅ м; - момент сопротивления сечения вала при изгибе.
здесь - ширина шпонки, [1, с. 476, табл. 24. 29]; - высота шпонки, [1, с. 476, табл. 24. 29]
где - крутящий момент, Н⋅ м; - момент сопротивления сечения вала при кручении.
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении: , где и - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения для Ст. 45, [1, с. 185, табл. 10. 2]; и - коэффициенты, которые вычисляют по формулам: , где и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений [1, с. 192, табл. 10. 11]; и - коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения, [1, с. 191, табл. 10. 8]; и - коэффициенты влияния качества поверхности [1, с. 191, табл. 10. 8]; - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, [1, табл. 10. 9]. , , Коэффициент влияния асимметрии цикла для рассматриваемого сечения вала:
где - коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений [1, табл. 10. 2];
,
Условие прочности выполнено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|