Техника осознания. Симпатия и фрустрация. Выявление фантазий
Техника осознания Гештальт-консультирование является скорее эмпирическим, чем вербальным или интерпретирующим подходом. В процессе совместной работы консультантов и клиентов накапливаются сведения о том, как клиенты нарушают свой контакт с жизнью. Гештальт-консультанты требуют от клиентов, чтобы они как можно полнее ощущали себя в «здесь-и-теперь» и старались осознать как смысл своих манипуляций в настоящем, так и нарушения на границе контакта, а также чтобы они заново пережили не разрешенные в прошлом проблемы и полученные травмы. Перле (Peris, 1973) считал, что в основе его подхода лежит простая фраза «Теперь я осознаю». Слово «теперь» важно потому, что оно удерживает консультантов и клиентов в настоящем и подтверждает тот факт, что данное переживание (опыт) может иметь место только в настоящем; слово «осознаю» имеет большое значение потому, что оно дает и консультантам, и клиентам наилучшее представление о ресурсах, которые в данный момент имеются у клиентов. Осознание всегда имеет место в настоящем и открывает возможности для действия. ;, -,.,,. Клиентов просят осознать язык своего тела, ощутить собственное дыхание, особенности голоса и эмоции, а также отдать себе отчет в каких бы то ни было навязчивых мыслях. Ниже приведены несколько примеров того, как Перле обращал внимание своей клиентки Глории на ее невербальное поведение. Эти примеры взяты из серии фильмов «Три подхода к психотерапии» (Three Approaches to Psychotherapy) (Dolliver, 1991, p. 299; Peris, 1965). «Что вы делаете с вашими ногами теперь? » «Вы осознаете свою улыбку? » «ВЫ не поеживались в последнюю минуту». «Вы отдаете себе отчет в том, что ваши глаза влажные? » «Вы осознаете свое выражение лица? »
Поскольку клиенты часто сами прерывают свои контакты, они нередко находят трудным оставаться в «здесь-и-теперь». Техника осознания в действительности является техникой концентрации, иногда называемой фокальным осознанием. С помощью этой техники клиенты учатся переживать каждое «теперь» и осознавать каждую свою потребность, а также то, как их чувства и поведение, имеющие отношение к одной области, связаны с чувствами и поведением, имеющими отношение к другим областям. Таким образом клиенты не только приходят к пониманию того факта, что они нарушают (прерывают) свой контакт с самими собой и с миром, но и осознают, что именно они прерывают и как они это делают, задействуя невротические механизмы интроекции, проекции и т. д. Клиентов также просят выполнять домашнее задание, состоящее в рассмотрении занятия с точки зрения систематического применения техники осознания. Симпатия и фрустрация Сопереживания клиенту недостаточно, поскольку, сопереживая, консультант отказывается от себя и, в худшем случае, допускает слияние. Одна лишь симпатия вредит клиенту. Что действительно необходимо, так это комбинация симпатии и фрустрации. Клиенты должны испытывать фрустрацию при предпринимаемых ими попытках 'контролировать консультанта посредством невротического манипулирования, клиента^ следует учиться использовать свое умение манипулировать с целью удовлетворения своих реальных потребностей. Консультант сосредоточивается на том, чтобы заставить клиента глубже осознавать себя, а не приобретать фобии, когда клиент начинает чувствовать дискомфорт. Перле создавал такие ситуации, в которых его клиенты ощущали себя «увязшими в фрустрации» и затем начинали все меньше и меньше уклоняться, пока не оказывались 'Готовыми мобилизовать собственные ресурсы. Перле неоднократно доводил клиентов до фрустрации и ждал их столкновения лицом к лицу со своими блоками, запретами и способами уклонения от реальности, при этом клиенты учились осознавать свои глаза, уши, мускулы, ощущать себя авторитетными и испытывать чувство безопасности. Фрустрация часто позволяет открыть, что фобический тупик существует не в действительности, а лишь в воображении; в результате клиенты понимают, что постоянное ожидание катастрофы мешает им использовать собственные доступные ресурсы. Кроме того, фрустрация помогает клиентам выражать свои требования непосредственно, а не скрывать их с помощью невротических манипуляций. Императив — это первичная коммуникационная форма, и клиенты, которые могут прямо заявлять, в чем они нуждаются, и при этом имеют в виду именно то, что говорят, делают наиболее важный шаг в процессе консультирования.
Выявление фантазий Ограниченность техники осознания, как уже было отмечено ранее, заключается в ее медлительности. Для того чтобы ускорить терапию, Перле широко применял фантазирование в устной, письменной или драматической форме. Ниже приводится пример, взятый из серии фильмов «Три подхода к психотерапии» (Three Approaches to Psychotherapy) (Dolliver, 1991, p. 300; Peris, 1965), где Перле поощряет Глорию описывать некую фантазию, v. г «Вы можете описать угол, куда вы хотели бы пойти? », «Вообразите, что вы находитесь в этом углу и вы в абсолютной безопасности. Теперь скажите, что бы вы делали в этом углу? » «Что я должен делать тогда, когда вы находитесь в этом углу? » Во время интервью Перле также попросил Глорию описать свои фантазии, которые связаны с ним (Dolliver, 1991, р. 301). «Теперь что я мог бы вам сделать? » «Какого возраста я должен быть? » (Для Глории, чтобы она могла его ругать. ) «Как мне следует держаться? Предложите мне фантазию. Как я могу показать свой интерес к вам? » «Что мне следовало бы делать? Как мне следовало бы скрывать свои чувства? » Долливер отмечает, что всякий раз, когда Глория давала Перлсу обратную связь, отражающую, как она его воспринимает, Перле расценивал эту обратную связь как перенос фантазии, дающий представление о проецируемых качествах клиентки, Методы драмы «Монотерапия», которую, возможно, лучше называть монодрамой, является формой психодрамы. Однако следует отметить одно отличие. При монотерапии никто, кроме самого клиента, не участвует в драме, клиент сам создает сцену, играет все роли под собственным руководством и полностью самовыражается.
При использовании техники челнока консультант просит клиента попеременно переключать внимание с одной области на другую. Например, клиент может попеременно переходить от визуализации какого-либо события из прошлого к организмическому переживанию этого события «здесь-и-теперь». Или же клиентов можно побуждать к попеременному переходу от их чувств, возникших во время какого-либо инцидента и относящихся к этому инциденту, к их проекциям в данном инциденте. Например, клиент, который сердится на коллегу из-за того, что тот подхалимничает перед начальником, может перейти к переживанию своих собственных потребностей и желания получить одобрение босса. Существует еще одна методика, цель которой заключается в побуждении клиентов к переходу от разговора к выслушиванию самих себя. После произнесения каждой фразы терапевт спрашивает клиента: «Вы осознаете смысл этого предложения? ». Данная методика помогает клиентам прекратить безостановочную болтовню, которая мешает им ощущать самих себя и выслушивать других. Использование техники драмы и фантазирования может включать в себя как пребывание клиента на «горячем стуле», так и работу с пустым стулом. «Горячий стул» занимает человек, с которым консультант в настоящее время работает перед группой. Пустой стул — это второй стул, который является «приспособлением для мысленного представления-идентификации... ожидающим заполнения созданными в воображении клиента персонажами и предметами» (Peris, 1969b, p. 224). При использовании данной методики основное значение придается попеременному переходу клиентов от одной части своего «Я» к другой или переходу от одного персонажа драмы к другому; такие переходы становятся возможными при смене стульев. Диалоги «собаки сверху» — «собаки снизу» — один из наиболее ярких примеров применения техники челнока (здесь используется как работа фантазии, так и пустой стул). Перле полагал, что в своем воображении многие люди, играя, представляют себе сцены самоистязания, в которых происходит внутренний конфликт между управляющим («собака сверху») и управляемым («собака снизу»). «Собака сверху» (или Супер-эго) справедлива, авторитарна, любит указывать, что «следует», а что «не следует», взыскательна и угрожает катастрофой, если ее требования не выполняются. «Собака снизу» (или внутреннее Эго) хитра, она управляет подлизываясь, заняв оборонительную позицию, оправдываясь, играя роль плачущего младенца и так далее. Типичные заявления «собаки снизу» — «Завтра», «Я очень стараюсь», «У меня такие хорошие намерения». Заставляя клиента перемещаться между двумя этими полярностями, гештальт-консуль-тант помогает ему понять, какова структура его поведения, а также помогает клиенту добиться согласованности (для этого консультант побуждает клиента входить в контакт со своим организмическим «Я») между этими двумя борющимися клоунами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|