Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника осознания. Симпатия и фрустрация. Выявление фантазий




Техника осознания

Гештальт-консультирование является скорее эмпирическим, чем вербальным или интерпретирующим подходом. В процессе совместной работы консультантов и клиен­тов накапливаются сведения о том, как клиенты нарушают свой контакт с жизнью. Гештальт-консультанты требуют от клиентов, чтобы они как можно полнее ощущали себя в «здесь-и-теперь» и старались осознать как смысл своих манипуляций в настоящем, так и нарушения на границе контакта, а также чтобы они заново пережили не разрешенные в прошлом проблемы и полученные травмы. Перле (Peris, 1973) считал, что в основе его подхода лежит простая фраза «Теперь я осознаю». Слово «теперь» важно потому, что оно удерживает консультантов и клиентов в настоящем и подтверждает тот факт, что данное переживание (опыт) может иметь место только в настоящем; слово «осознаю» имеет большое значение потому, что оно дает и консультантам, и клиентам наилучшее пред­ставление о ресурсах, которые в данный момент имеются у клиентов. Осознание всегда имеет место в настоящем и открывает возможности для действия. ;, -,.,,.

Клиентов просят осознать язык своего тела, ощутить собственное дыхание, осо­бенности голоса и эмоции, а также отдать себе отчет в каких бы то ни было навязчивых мыслях. Ниже приведены несколько примеров того, как Перле обращал внимание сво­ей клиентки Глории на ее невербальное поведение. Эти примеры взяты из серии филь­мов «Три подхода к психотерапии» (Three Approaches to Psychotherapy) (Dolliver, 1991, p. 299; Peris, 1965).

«Что вы делаете с вашими ногами теперь? »

«Вы осознаете свою улыбку? »

«ВЫ не поеживались в последнюю минуту».

«Вы отдаете себе отчет в том, что ваши глаза влажные? »

«Вы осознаете свое выражение лица? »

Поскольку клиенты часто сами прерывают свои контакты, они нередко находят трудным оставаться в «здесь-и-теперь». Техника осознания в действительности явля­ется техникой концентрации, иногда называемой фокальным осознанием. С помощью этой техники клиенты учатся переживать каждое «теперь» и осознавать каждую свою потребность, а также то, как их чувства и поведение, имеющие отношение к одной об­ласти, связаны с чувствами и поведением, имеющими отношение к другим областям. Таким образом клиенты не только приходят к пониманию того факта, что они наруша­ют (прерывают) свой контакт с самими собой и с миром, но и осознают, что именно они прерывают и как они это делают, задействуя невротические механизмы интроекции, проекции и т. д. Клиентов также просят выполнять домашнее задание, состоящее в рас­смотрении занятия с точки зрения систематического применения техники осознания.

Симпатия и фрустрация

Сопереживания клиенту недостаточно, поскольку, сопереживая, консультант от­казывается от себя и, в худшем случае, допускает слияние. Одна лишь симпатия вре­дит клиенту. Что действительно необходимо, так это комбинация симпатии и фрустра­ции. Клиенты должны испытывать фрустрацию при предпринимаемых ими попытках 'контролировать консультанта посредством невротического манипулирования, клиен­та^ следует учиться использовать свое умение манипулировать с целью удовлетворе­ния своих реальных потребностей. Консультант сосредоточивается на том, чтобы за­ставить клиента глубже осознавать себя, а не приобретать фобии, когда клиент начи­нает чувствовать дискомфорт.

Перле создавал такие ситуации, в которых его клиенты ощущали себя «увязшими в фрустрации» и затем начинали все меньше и меньше уклоняться, пока не оказывались 'Готовыми мобилизовать собственные ресурсы. Перле неоднократно доводил клиентов до фрустрации и ждал их столкновения лицом к лицу со своими блоками, запретами и способами уклонения от реальности, при этом клиенты учились осознавать свои глаза, уши, мускулы, ощущать себя авторитетными и испытывать чувство безопасности. Фру­страция часто позволяет открыть, что фобический тупик существует не в действитель­ности, а лишь в воображении; в результате клиенты понимают, что постоянное ожида­ние катастрофы мешает им использовать собственные доступные ресурсы. Кроме того, фрустрация помогает клиентам выражать свои требования непосредственно, а не скры­вать их с помощью невротических манипуляций. Императив — это первичная комму­никационная форма, и клиенты, которые могут прямо заявлять, в чем они нуждаются, и при этом имеют в виду именно то, что говорят, делают наиболее важный шаг в про­цессе консультирования.

Выявление фантазий

Ограниченность техники осознания, как уже было отмечено ранее, заключается в ее медлительности. Для того чтобы ускорить терапию, Перле широко применял фанта­зирование в устной, письменной или драматической форме. Ниже приводится пример, взятый из серии фильмов «Три подхода к психотерапии» (Three Approaches to Psycho­therapy) (Dolliver, 1991, p. 300; Peris, 1965), где Перле поощряет Глорию описывать некую фантазию, v. г

«Вы можете описать угол, куда вы хотели бы пойти? », «Вообразите, что вы находитесь в этом углу и вы в абсолютной

безопасности. Теперь скажите, что бы вы делали в этом углу? » «Что я должен делать тогда, когда вы находитесь в этом углу? »

Во время интервью Перле также попросил Глорию описать свои фантазии, которые связаны с ним (Dolliver, 1991, р. 301).

«Теперь что я мог бы вам сделать? » «Какого возраста я должен быть? »

(Для Глории, чтобы она могла его ругать. ) «Как мне следует держаться? Предложите мне фантазию.

Как я могу показать свой интерес к вам? » «Что мне следовало бы делать? Как мне следовало бы скрывать свои чувства? »

Долливер отмечает, что всякий раз, когда Глория давала Перлсу обратную связь, отражающую, как она его воспринимает, Перле расценивал эту обратную связь как перенос фантазии, дающий представление о проецируемых качествах клиентки,

Методы драмы

«Монотерапия», которую, возможно, лучше называть монодрамой, является фор­мой психодрамы. Однако следует отметить одно отличие. При монотерапии никто, кроме самого клиента, не участвует в драме, клиент сам создает сцену, играет все роли под собственным руководством и полностью самовыражается.

При использовании техники челнока консультант просит клиента попеременно пе­реключать внимание с одной области на другую. Например, клиент может поперемен­но переходить от визуализации какого-либо события из прошлого к организмическому переживанию этого события «здесь-и-теперь». Или же клиентов можно побуждать к попеременному переходу от их чувств, возникших во время какого-либо инцидента и относящихся к этому инциденту, к их проекциям в данном инциденте. Например, кли­ент, который сердится на коллегу из-за того, что тот подхалимничает перед начальни­ком, может перейти к переживанию своих собственных потребностей и желания полу­чить одобрение босса. Существует еще одна методика, цель которой заключается в побуждении клиентов к переходу от разговора к выслушиванию самих себя. После про­изнесения каждой фразы терапевт спрашивает клиента: «Вы осознаете смысл этого предложения? ». Данная методика помогает клиентам прекратить безостановочную болтовню, которая мешает им ощущать самих себя и выслушивать других.

Использование техники драмы и фантазирования может включать в себя как пре­бывание клиента на «горячем стуле», так и работу с пустым стулом. «Горячий стул» занимает человек, с которым консультант в настоящее время работает перед группой. Пустой стул — это второй стул, который является «приспособлением для мысленного представления-идентификации... ожидающим заполнения созданными в воображении клиента персонажами и предметами» (Peris, 1969b, p. 224). При использовании данной методики основное значение придается попеременному переходу клиентов от одной части своего «Я» к другой или переходу от одного персонажа драмы к другому; такие переходы становятся возможными при смене стульев.

Диалоги «собаки сверху» — «собаки снизу» — один из наиболее ярких примеров применения техники челнока (здесь используется как работа фантазии, так и пустой стул). Перле полагал, что в своем воображении многие люди, играя, представляют себе сцены самоистязания, в которых происходит внутренний конфликт между управляющим («собака сверху») и управляемым («собака снизу»). «Собака сверху» (или Супер-эго) справедлива, авторитарна, любит указывать, что «следует», а что «не следует», взыска­тельна и угрожает катастрофой, если ее требования не выполняются. «Собака снизу» (или внутреннее Эго) хитра, она управляет подлизываясь, заняв оборонительную пози­цию, оправдываясь, играя роль плачущего младенца и так далее. Типичные заявления «собаки снизу» — «Завтра», «Я очень стараюсь», «У меня такие хорошие намерения». Заставляя клиента перемещаться между двумя этими полярностями, гештальт-консуль-тант помогает ему понять, какова структура его поведения, а также помогает клиенту добиться согласованности (для этого консультант побуждает клиента входить в контакт со своим организмическим «Я») между этими двумя борющимися клоунами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...