По психологическому консультированию,
СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА........ 189 Советы по вопросам, связанным с темпераментом...... 190 Общие рекомендации по коррекции черт характера.... 196 Советы по развитию воли............................................... 198 Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера................................................................. 200 Советы по развитию коммуникативных черт характера 202 Консультирование по потребностно-мотивационным ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ............... 212 Отсутствие интереса к людям........................................ 214 Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей..,....................... 215 Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них.......................................................... 218 Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей.................................................. 222 ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ............................................. 226 Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни....... 227 Неудачи в выборе профессии, условий и места работы 232 Неудачи в продвижении по службе................................ 234 Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности............................................... 236 Неудачи в конкуренции с другими людьми................... 240 ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.......... 247 Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения................................ 249
Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми 250 Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях.............................................. 251 Наличие антипатий в общении клиента с людьми........ 255 Неспособность клиента быть самим собой................... 260 Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми................................. 261 Неспособность клиента быть лидером.......................... 264 Неспособность клиента подчиняться другим................ 268 Неумение клиента предупреждать и разрешать ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 277 Основные вопросы семейного консультирования......... 280 Взаимоотношения с будущим супругом....................... 281 Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье...................................................... 282 Взаимоотношения супругов с их родителями.............. 293 ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................................... 311 Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками 313 Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников................................... 322 Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.................................................. 327 Консультирование родителей юношей и девушек....... 330 ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ.......................................................................... 338 Неудачи личного характера........................................... 340 Неудачи в развитии потребностей и интересов............ 343 Неудачи в изменении эмоций и чувств.......................... 346 Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера...................................................................... 351 Неудачи в избавлении от комплексов............................ 355 Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми........................................... 364
ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.............. 370 Психогенные заболевания.............................................. 372 Психогенные сердечные заболевания............................ 373 Психогенные нарушения пищеварения.......................... 375 Изменчивость настроения клиента................................ 379 Депрессивные состояния................................................ 383 Снижение работоспособности....................................... 385 Бессонница........................................................................392 Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)...... 394 ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ..................................................... 400 Руководство личными отношениями людей................. 401 Руководство деловыми отношениями людей................ 409 Принятие и реализация решений по персональным делам.................................................. 414 Принятие и реализация решений по рабочим делам.... 416 Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы............................ 417 Неумение убеждать людей............................................. 421 ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................. 427 Что такое результативность психологического Как оценивать результаты психологического консультирования............................................................ 430 Причины йедостаточной результативности психологического консультирования............................. 432 УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... 471 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРЕДИСЛОВИЕ Психологическое консультирование -- это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.
Знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для тех, кто собирается стать практическими психологами, но также для социальных работников и де-фектологов (профессионалов в сфере специальной психологии). Без психологического консультирования сейчас не обходится ни одна программа вузовской подготовки указанных специалистов, и есть веские основания ожидать, что в ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов. Значительное количество психологов с высшим психологическим образованием, подготовленных за последние годы в различных вузах России, испытывает острую потребность в пополнении своих знаний в области психологического консультирования, но эта потребность до сих пор еще не полностью удовлетворена. Одна из наиболее веских причин такого состояния дел заключается, на наш взгляд, в том, что до сих пор в Российской Федерации не был опубликован ни один вузовский учебник по психологическому консультированию. Данная книга, как надеется ее автор, в каком то степени сможет восполнить этот пробел. Как базовый учебник по психологическому консультированию для высших учебных заведений, готовящих на государственной основе практических психологов, эта книга имеет многоцелевое назначение. Она, во-первых, может служить учебным пособием для тех, кто еще только собирается стать психологом-практиком, социальным работником или специальным психологом (дефектологом) и должен изучить психологическое консультирование как одну из обязательных дисциплин. Во-вторых, эта книга, несомненно, будет полезна тем, кто уже работает практическим психологом и занимается психологическим консультированием. В ней содержится немало ценных, практически полезных советов и для неплохо знающих свое дело специалистов.
В-третьих, она может сыграть полезную роль в самообразовании для тех, кто просто интересуется практической психологией как системой знаний и умений, полезной человеку в повседневной жизни. Иногда по разным причинам нет реальной возможности обратиться за помощью к профессиональному психологу-консультанту, и приходится такую психологическую помощь своим близким оказывать самим. В книге читатель найдет основные, последовательно и доступно изложенные сведения о том, что такое психологическое консультирование, как оно организуется и проводится. Здесь дается большое количество примеров и практически полезных советов по поводу того, как вести психологическое консультирование, направленное па решение многих типичных проблем, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Для того чтобы данная книга отвечала своей задаче и удовлетворяла все обозначенные выше запросы, автор не только сделал ее информационно насыщенной, но и снабдил необходимым для студентов и преподавателей учебно-методическим аппаратом. Читатель здесь найдет контрольные вопросы, помещенные ц начале глав, упражнения, практические задания, ключевые понятия, представленные в конце каждой главы, а также термино-югический словарь, программу по психологическому консуль-| ированию и краткий список дополнительной литературы для самостоятельного чтения и повышения квалификации в области м< пхологического консультирования, помещенный в конце про-Ф.тммы. В той же программе представлен учебный план курса 11< ихологическое консультирование», расписанный для разных форм обучения: очной, очно-заочной и заочной. <)сновное назначение контрольных вопросов, с которых начина- • и • я каждая из двадцати основных глав учебника, состоит в том, что • предварительным ориентиром для читателя в содержании со- • • и"тстиующей главы,
И • развернутым планом изложения материала для преподавателя, • источником вопросов, которые можно ставить и обсуждать на семинарских занятиях со студентами, • средством самоконтроля за усвоением соответствующего материала. Цель упражнений заключается в том, чтобы повторить и закрепить теоретические знания, изложенные в соответствующей главе, а назначение практических заданий — перевести полученные и закрепленные в сознании учащегося знания в конкретные, практические умения и навыки.
Назначение перечня ключевых понятий, завершающих каждую главу, состоит в том, чтобы обратить внимание читателей на то новое и основное, что они должны знать и уметь делать после изучения материала, изложенного в соответствующей главе учебника, а также — перёд сдачей зачетов и экзаменов — помочь им восстановить в памяти встречающиеся в тексте научные понятия. Преподавателю курса «Психологическое консультирование» рекомендуется прежде всего обращать внимание студентов на контрольные вопросы, чтобы они заранее могли знать, хорошо представлять себе, какие сведения они смогут получить при изучении соответствующей главы. Обширный терминологический словарь, включающий в себя развернутые определения около 430 терминов, играет в учебнике весьма важную и, вместе с тем, не вполне привычную для словарей роль. Он, во-первых, содержит определения основных научных терминов, встречающихся в тексте учебника. Во-вторых, в нем немало слов и словосочетаний, которые, строго говоря, не являются научными терминами. Это!1 словарь представляет собой своеобразный, соединенный с обычным толковым словарем, предметный указатель, предназначенный не только для общей ориентировки читателя в обсуждаемых в учебнике проблемах и вопросах, но и для того, чтобы студент, не перелистывая в обратном порядке учебник, смог быстро вспомнить определения основных понятий, связанных с теорией и практикой проведения психологического консультирования. Как учебный курс психологическое консультирование предполагает три вида занятий: лекционные, семинарские и практические. Материалом для лекций является основное содержание глав учебника. Имеющиеся в конце глав упражнения рекомендуется выполнять сразу после лекций или непосредственно на семинарских занятиях, а практические задания — самостоятельно или на практических занятиях, если таковые включены в программу обучения. Желательно также, чтобы те, кто изучает данную дисциплину и в будущем собирается заниматься самостоятельной консул ьтаци- онной практикой, сдавали отдельный зачет по выполнению практических заданий к каждой главе. Для того чтобы читатель, еще не знакомый с содержанием данного учебника, мог заранее его представить в целом и намного подробнее, чем это сделано в оглавлении, достаточно обратиться к учебному плану и программе, имеющимся в последней главе. План и программа полностью соответствуют тексту учебника, содержанию его отдельных глав и параграфов (в программе они выделены специальными заголовками и шрифтами). Ключевые слова, помещенные в конце глав учебника, для удобства пользования ими также разделены на группы, каждая из которых образует отдельный абзац. Такие группы слов соответствуют содержанию отдельных параграфов текущей главы учебника. Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов. Для этого необходимо знать и уметь пользоваться разно- < /фазными психологическими методиками и тестами. Достаточный для практического психолога-консультанта минимальный набор таких методик и тестов имеется в книге: Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Учебник для студентов высших педагогических учебных заве-и'пий (М.: Владос, 1998). На эту книгу мы будем постоянно < сылаться в новом учебнике, особенно в главах, посвященных при • к мхологического консультирования. Поэтому ее рекомендуется Г< гь еще одна особенность этого учебника, на которую заранее Ч..1Г'кк'ь бы обратить внимание читателя. Это — советы и рекомен-ммии известных в мире практических психологов начинающим • тин профессиональную деятельность психологам-консультантам. <»ни специально подобраны автором и в систематизированном ви- Ч.ппе обращайтесь к этой части текста, в особенности тогда, ког-м им приступаете к практическому проведению психологического • "м«у н.1 ирования, \ии)р будет признателен всем.,..и прежде всего своим коллегам,»» «и н.1111.1 на учебник, за любые, в том числе критические, замечании..питы и рекомендации. Их можно адресовать непосредственна. ■ ■ и и р V у' I еб 11 и ка или направлять в издательство. ГЛАВА1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|