Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По психологическому консультированию,




СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА........ 189

Советы по вопросам, связанным с темпераментом...... 190

Общие рекомендации по коррекции черт характера.... 196

Советы по развитию воли............................................... 198

Рекомендации по совершенствованию деловых

черт характера................................................................. 200

Советы по развитию коммуникативных черт характера 202

Консультирование по потребностно-мотивационным
проблемам....................................................................... 205

ГЛАВА XII

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КОММУНИКАТИВНОМУ

И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ............... 212

Отсутствие интереса к людям........................................ 214

Неумение привлекать к себе внимание, оказывать

положительное впечатление на людей..,....................... 215

Неумение высказывать комплименты и правильно

реагировать на них.......................................................... 218

Неумение точно воспринимать и оценивать

социальные роли людей.................................................. 222

ГЛАВА XIII

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ

В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ............................................. 226

 

Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни....... 227


Неудачи в выборе профессии, условий и места работы 232

Неудачи в продвижении по службе................................ 234

Неудачи в поддержании и сохранении

своей работоспособности............................................... 236

Неудачи в конкуренции с другими людьми................... 240

ГЛАВА XIV

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.......... 247

Основные проблемы в межличностных отношениях

людей, причины их возникновения................................ 249

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми 250

Отсутствие взаимных симпатий в личных

человеческих отношениях.............................................. 251

Наличие антипатий в общении клиента с людьми........ 255

Неспособность клиента быть самим собой................... 260

Невозможность эффективного делового

взаимодействия клиента с людьми................................. 261

Неспособность клиента быть лидером.......................... 264

Неспособность клиента подчиняться другим................ 268

Неумение клиента предупреждать и разрешать
межличностные конфликты............................................ 271

ГЛАВА XV

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 277

Основные вопросы семейного консультирования......... 280

Взаимоотношения с будущим супругом....................... 281

Взаимоотношения между супругами

в сложившейся семье...................................................... 282

Взаимоотношения супругов с их родителями.............. 293

ГЛАВА XVI

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ

ИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................................... 311

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками 313

Психолого-педагогическое консультирование

родителей младших школьников................................... 322

Решение психолого-педагогических проблем

подросткового возраста.................................................. 327

Консультирование родителей юношей и девушек....... 330


ГЛАВА XVII

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ,

СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ

НЕУДАЧАМИ.......................................................................... 338

Неудачи личного характера........................................... 340

Неудачи в развитии потребностей и интересов............ 343

Неудачи в изменении эмоций и чувств.......................... 346

Неудачи в коррекции недостатков темперамента

и характера...................................................................... 351

Неудачи в избавлении от комплексов............................ 355

Неудачи в установлении хороших личных

взаимоотношений с людьми........................................... 364

ГЛАВА XVIII

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ

САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.............. 370

Психогенные заболевания.............................................. 372

Психогенные сердечные заболевания............................ 373

Психогенные нарушения пищеварения.......................... 375

Изменчивость настроения клиента................................ 379

Депрессивные состояния................................................ 383

Снижение работоспособности....................................... 385

Бессонница........................................................................392

Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)...... 394

ГЛАВА XIX

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ..................................................... 400

Руководство личными отношениями людей................. 401

Руководство деловыми отношениями людей................ 409

Принятие и реализация решений

по персональным делам.................................................. 414

Принятие и реализация решений по рабочим делам.... 416

Неумение обращаться к людям с просьбами

и правильно реагировать на просьбы............................ 417

Неумение убеждать людей............................................. 421

ГЛАВА XX

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................. 427

 

Что такое результативность психологического
консультирования........................................................... 428


Как оценивать результаты психологического

консультирования............................................................ 430

Причины йедостаточной результативности

психологического консультирования............................. 432

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»........
438

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... 471

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ......................................................
472

СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ
ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ
ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ....................................... 518


ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологическое консультирование -- это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая срав­нительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоя­тельной сферы деятельности наряду с такими традиционными фор­мами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умения­ми в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Знания в области психологического консультирования являют­ся обязательными не только для тех, кто собирается стать практи­ческими психологами, но также для социальных работников и де-фектологов (профессионалов в сфере специальной психологии).

Без психологического консультирования сейчас не обходится ни одна программа вузовской подготовки указанных специалистов, и есть веские основания ожидать, что в ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна при­близится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-кон­сультантов.

Значительное количество психологов с высшим психологиче­ским образованием, подготовленных за последние годы в различ­ных вузах России, испытывает острую потребность в пополнении своих знаний в области психологического консультирования, но эта потребность до сих пор еще не полностью удовлетворена.

Одна из наиболее веских причин такого состояния дел заключа­ется, на наш взгляд, в том, что до сих пор в Российской Федерации не был опубликован ни один вузовский учебник по психологиче­скому консультированию. Данная книга, как надеется ее автор, в ка­ком то степени сможет восполнить этот пробел.


Как базовый учебник по психологическому консультированию для высших учебных заведений, готовящих на государственной основе практических психологов, эта книга имеет многоцелевое назначение.

Она, во-первых, может служить учебным пособием для тех, кто еще только собирается стать психологом-практиком, социальным работником или специальным психологом (дефектологом) и должен изучить психо­логическое консультирование как одну из обязательных дисциплин.

Во-вторых, эта книга, несомненно, будет полезна тем, кто уже ра­ботает практическим психологом и занимается психологическим кон­сультированием. В ней содержится немало ценных, практически по­лезных советов и для неплохо знающих свое дело специалистов.

В-третьих, она может сыграть полезную роль в самообразовании для тех, кто просто интересуется практической психологией как систе­мой знаний и умений, полезной человеку в повседневной жизни. Иногда по разным причинам нет реальной возможности обратиться за помощью к профессиональному психологу-консультанту, и приходит­ся такую психологическую помощь своим близким оказывать самим.

В книге читатель найдет основные, последовательно и доступно изложенные сведения о том, что такое психологическое консульти­рование, как оно организуется и проводится. Здесь дается большое количество примеров и практически полезных советов по поводу того, как вести психологическое консультирование, направленное па решение многих типичных проблем, с которыми люди сталкива­ются в своей повседневной жизни.

Для того чтобы данная книга отвечала своей задаче и удов­летворяла все обозначенные выше запросы, автор не только сде­лал ее информационно насыщенной, но и снабдил необходимым для студентов и преподавателей учебно-методическим аппара­том. Читатель здесь найдет контрольные вопросы, помещенные ц начале глав, упражнения, практические задания, ключевые по­нятия, представленные в конце каждой главы, а также термино-югический словарь, программу по психологическому консуль-| ированию и краткий список дополнительной литературы для са­мостоятельного чтения и повышения квалификации в области м< пхологического консультирования, помещенный в конце про-Ф.тммы. В той же программе представлен учебный план курса 11< ихологическое консультирование», расписанный для разных форм обучения: очной, очно-заочной и заочной.

<)сновное назначение контрольных вопросов, с которых начина-

• и • я каждая из двадцати основных глав учебника, состоит в том, что
'•ни являются:

• предварительным ориентиром для читателя в содержании со-

• • и"тстиующей главы,


 



И


развернутым планом изложения материала для преподавателя,

• источником вопросов, которые можно ставить и обсуждать на семинарских занятиях со студентами,

• средством самоконтроля за усвоением соответствующего

материала.

Цель упражнений заключается в том, чтобы повторить и закре­пить теоретические знания, изложенные в соответствующей главе, а назначение практических заданий — перевести полученные и за­крепленные в сознании учащегося знания в конкретные, практиче­ские умения и навыки.

Назначение перечня ключевых понятий, завершающих каждую главу, состоит в том, чтобы обратить внимание читателей на то но­вое и основное, что они должны знать и уметь делать после изуче­ния материала, изложенного в соответствующей главе учебника, а также — перёд сдачей зачетов и экзаменов — помочь им восстано­вить в памяти встречающиеся в тексте научные понятия.

Преподавателю курса «Психологическое консультирование» ре­комендуется прежде всего обращать внимание студентов на конт­рольные вопросы, чтобы они заранее могли знать, хорошо представ­лять себе, какие сведения они смогут получить при изучении соот­ветствующей главы.

Обширный терминологический словарь, включающий в себя раз­вернутые определения около 430 терминов, играет в учебнике весьма важную и, вместе с тем, не вполне привычную для словарей роль. Он, во-первых, содержит определения основных научных терминов, встре­чающихся в тексте учебника. Во-вторых, в нем немало слов и словосо­четаний, которые, строго говоря, не являются научными терминами. Это!1 словарь представляет собой своеобразный, соединенный с обычным толковым словарем, предметный указатель, предназначен­ный не только для общей ориентировки читателя в обсуждаемых в учебнике проблемах и вопросах, но и для того, чтобы студент, не перелистывая в обратном порядке учебник, смог быстро вспомнить определения основных понятий, связанных с теорией и практикой проведения психологического консультирования.

Как учебный курс психологическое консультирование предпола­гает три вида занятий: лекционные, семинарские и практические. Ма­териалом для лекций является основное содержание глав учебника.

Имеющиеся в конце глав упражнения рекомендуется выполнять сразу после лекций или непосредственно на семинарских занятиях, а практические задания — самостоятельно или на практических за­нятиях, если таковые включены в программу обучения.

Желательно также, чтобы те, кто изучает данную дисциплину и в будущем собирается заниматься самостоятельной консул ьтаци-


онной практикой, сдавали отдельный зачет по выполнению прак­тических заданий к каждой главе.

Для того чтобы читатель, еще не знакомый с содержанием дан­ного учебника, мог заранее его представить в целом и намного по­дробнее, чем это сделано в оглавлении, достаточно обратиться к учеб­ному плану и программе, имеющимся в последней главе.

План и программа полностью соответствуют тексту учебника, со­держанию его отдельных глав и параграфов (в программе они выде­лены специальными заголовками и шрифтами).

Ключевые слова, помещенные в конце глав учебника, для удоб­ства пользования ими также разделены на группы, каждая из кото­рых образует отдельный абзац. Такие группы слов соответствуют содержанию отдельных параграфов текущей главы учебника.

Психологическое консультирование как область практики вклю­чает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов. Для этого необходимо знать и уметь пользоваться разно-

< /фазными психологическими методиками и тестами.

Достаточный для практического психолога-консультанта мини­мальный набор таких методик и тестов имеется в книге: Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической статисти­ки. Учебник для студентов высших педагогических учебных заве-и'пий (М.: Владос, 1998). На эту книгу мы будем постоянно

< сылаться в новом учебнике, особенно в главах, посвященных при­
менению психологического тестирования в практике проведения

• к мхологического консультирования. Поэтому ее рекомендуется
иметь и использовать вместе с учебником и обращаться к ее мате­
ри.нам для более обстоятельного знакомства с необходимыми для
ш ихолога-консультанта психологическими методиками и тестами.

Г< гь еще одна особенность этого учебника, на которую заранее Ч..1Г'кк'ь бы обратить внимание читателя. Это — советы и рекомен-ммии известных в мире практических психологов начинающим

• тин профессиональную деятельность психологам-консультантам.

<»ни специально подобраны автором и в систематизированном ви-
н и»»меш(М1ы в самом конце данной книги в виде отдельной, завер-
ныницгй ее, главы.

Ч.ппе обращайтесь к этой части текста, в особенности тогда, ког-м им приступаете к практическому проведению психологического

• "м«у н.1 ирования,

\ии)р будет признателен всем.,..и прежде всего своим коллегам,»» «и н.1111.1 на учебник, за любые, в том числе критические, замеча­нии..питы и рекомендации. Их можно адресовать непосредствен­на. ■ ■ и и р V у' I еб 11 и ка или направлять в издательство.



ГЛАВА1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...