Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту




Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, пред­ставляющие собой так называемый средний слой населения и нахо­дящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понима­ются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, дейст­вительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизнен­ных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта. Те, кто обращаются в психологическую консультацию, — это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить об­стоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-кон­сультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вы­нуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, ис­кать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологиче­ских консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются след­ствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникнове­нии у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как по­пу 11 ить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно спра-нитм'.и со своей проблемой. За консультативной помощью к психо-<нн у человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

и,


душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близ­кими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое непри­ятными последствиями.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обраща­ются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конк­ретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нуж­ное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди — просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серь­езных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Сре­ди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят уз­нать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пыта­ются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в нелов­кое положение.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профес-(потального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также < Iсм, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной ники обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в и ом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет

• гОя не вполне этично.

Чом психологическое консультирование отличается

От других видов практической психологической

Помощи человеку

11<-ихслогическое консультирование отличается от других видов

• •!■,11.И1ПИ Iфактической психологической помощи людям следующи-
ми (нмоиными особенностями. В отличие, например, от индивиду-
«м.т.и и групповой психотерапии оно предполагает относительно


кратковременный период и эпизодический характер личных кон­тактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индиви­дуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с кли­ентом — от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачибаемых

на работу с клиентом.

В психотерапии (в отличие от практики психологического кон­сультирования) активную роль в избавлении клиента от психоло­гических проблем играет психолог. Именно он предпринимает ак­тивные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто вос­принимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психо­логическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их прак­тическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиен­тами в отличие от консультирования проводимая психотерапевти­ческая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, ког­да клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика в на­чале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в ос­новном должна опираться на результаты непосредственного наблю­дения консультанта за поведением клиента, когда консультант об­щается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно по­лучаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет бо­лее заметную роль, проводится обычно в самом начале консульта­ции и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результате работы с клиентом психолог-консуль­тант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его сонетами). Консультант отвечает лишь за правильность своих вы-н()дов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность прилагаемых клиенту практических рекомендаций. В других ви-1.14 психотерапевтической практики психолог несет личную ответ-«тппии'ть за конечные результаты своей работы с клиентом, по-

III


скольку сам занимается коррекцией психологии и поведения кли­ента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приема­ми и методами психотерапии, за исключением тех, которые он мо­жет применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессио­нально владеть ее методами, так как в их применении и заключает­ся основная часть его работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...