Психологического консультирования
Кроме общих требований, описанных в предыдущем параграфе данной главы, есть еще и ряд специальных, особых требований, касающихся практики проведения психологического консультирования в различных областях: интимно-личностной, семейной, педагогической и деловой. Особые требования предъявляются к психологу-консультанту и к психологическому консультированию в интимно-личностной сфере. Здесь в общении с клиентом психолог-консультант должен быть особенно тонким и весьма деликатным человеком, вызывать к себе безусловное доверие со стороны клиента и иметь собственный достаточно большой опыт интимно-личностного общения с самыми разными людьми. Желательно, чтобы психолог-консультант был человеком несколько более старшего возраста, чем клиент. Это связано с последним из указанных выше моментом, а именно — наличием значительного жизненного опыта в соответствующей области. Однако разница в возрасте между психологом-консультантом и клиентом не должна быть слишком большой. Если она будет велика и составит, например, более 20 лет, то психолог-консультант и клиент окажутся людьми, принадлежащими к разным поколениям. Вследствие этого между ними может возникнуть возрастное недо- понимание и неверие. Люди чуть более старшего возраста часто о()./1адают достат^ным жизненным опытом для того, чтобы давать разумные советц другим, и вмеСте с тем сами еще не забыли, какими пни оыли, наход^сь в возрасте клиента. Такие люди, имея разницу в мо.фасте, принадлежат обычно к одному и тому же поколению, поэ-и>му сравнительно легко находят между собой взаимопонимание. следующее в^ное требование, касающееся психологического консультирован^ по интимно-личностным вопросам, можно сформулировать так. психолог-консультант, проводящий работу с кли-гшом, сам не ДЦЛжен иметь острых, неразрешенных проблем ин-»имно-личностн^го характера, особенно таких, по поводу которых пи консультируй клиента. Если это не так, то психолог-консуль-1.ШТ вольно или невольно будет весьма субъективен в своем отношении к клиенту и в оценивании его проблемы и, сам того не замечая, станет ревностно и предвзято относиться к клиенту. В этих условиях он вря^ ли СМоЖет соответствовать указанным выше тре-(мжания и вряд;га будет способен реально помочь своему клиенту «■ловом и делом. Не рекомендуется, в частности, проводить психо-»Ю1 ическое консультирование или же обращаться за практической не ихологической помощью по вопросам регулирования личных и.1лимоотношенцй> избавления от комплексов к тем консультантам, V которых имекугся собственные комплексы или проблемы в личных, интимных взаимоотношениях с людьми.
В практически решеНии данной проблемы, с которой очень ча- <го сталкиваются начинающие психологи-консультанты, полезной может оказаться следующая процедура: прежде чем приступать к <.«мостоятельно^ практике проведения психологического консуль-шрования, например> по проблемам интимно-личностного харак-и'1>а, психологу-консультанту самому желательно пройти консуль-I.и щю по этому Опросу у более опытного коллеги. И если при этом обнаружится, чть у самоГо консультанта есть нерешенные проблемы интимно-личностного характера, то он не должен приступать к «к ихологическо^ консультированию других по этой проблеме до их пор, пока сщ от Нее не избавится. Здесь, кстати, действует жизненное правило: за битого - двух небитых дают. Оно означает, что.учше иметь прьблему и избавиться от нее, чем совсем не иметь проблем. Еще одно важное условие, обеспечивающее эффективность ин-. имно-личностн<зГо консультирования, - это достаточное время на «I о проведение. ^ело в том> что проблемы интимно-личностного характера быстро 11е решаются и относятся, во-первых, к разряду та-"их' кот°Рые тРебуют длительного изучения и не менее длительно-11,1 ,еРиода их Ранения. Во-вторых, при решении подобных проблем
часто действуют методом проб и ошибок, и обычно необходимо время на исправление допускаемых ошибок. Заранее, кроме того, вообще бывает сложно установить, сколько времени может понадобиться на практическое решение такой проблемы. Психолог-консультант, берущийся за решение подобной проблемы, во-первых, должен иметь достаточный резерв времени на проведение работы с клиентом, во-вторых, заранее предупреждать обратившегося к нему за помощью клиента о том, что на решение его проблемы может понадобиться достаточно много времени. Желательно также — и это относится не только к психологическому консультированию на интимно-личностную тему, но и к другим видам консультирования — заранее хотя бы приблизительно определить требуемое время и поставить об этом в известность клиента. Рассмотрим теперь некоторые специальные условия успешности проведения психологического консультирования по вопросам семейного характера. Здесь, приступая к консультированию, психологу прежде всего необходимо знать общие законы формирования семьи и развития семейных взаимоотношений, чтобы с учетом эти" законов давать клиентам разумные и обоснованные практически рекомендации. Наиболее важными законами подобного рода являются еледующи 1. В то время, когда семья только еще создается (это в перву очередь касается молодых семей), будущие супруги, как правил не могут еще относиться друг к другу вполне объективно и беспр страстно. Они в той или иной степени субъективны и, как правил идеализируют друг друга, предвзято друг к другу относятся, п~ увеличивая, достоинства, преуменьшая или вовсе не замечая нед статков. В силу этого и ряда других обстоятельств через некото~ время в молодой семье наступает взаимное охлаждение молод супругов друг к другу. Это, в частности, связано с тем, что со вре нем яркие эмоциональные переживания притупляются и наступ период привыкания людей друг к другу. Кроме того, по мере при ретения не только положительного жизненного опыта совмест жизни молодые супруги лучше друг друга узнают, и не только с ложительной 'стороны. Дело здесь в том, что многое из того п жительного, чем они в действительности обладают, уже, как п~ ло, было им известно до заключения брака, а многое из того, что в них отрицательного, они или не осознавали, или не прояв" вольно или невольно скрывали друг от друга.
2. Чаще всего период временного взаимного охлаждения во имоотношениях супругов наступает уже после рождения их п го ребенка, обычно на втором или третьем году совместной ж Это, в частности, связано с тем, что после рождения первого ка мать начинает уделять ему больше внимания и времени, чем супругу, и ее требования к последнему одновременно возрастают. Однако впоследствии, примерно к 3—4-летнему возрасту ребенка, обстановка в семье, ухудшившаяся по указанным выше причинам, как правило, вновь нормализуется. Поэтому, проводя психологическое консультирование молодых семей, к которым указанные законы имеют прямое отношение, следует разъяснять супругам, что происходящее с ними — это хотя и неприятное, но закономерное явление, которое не следует воспринимать как трагедию или катастрофу. Нужно, напротив, набраться терпения и пойти на взаимные уступки, компромисс, и довольно скоро все станет в семье на свои места. 3. Какими бы психологически похожими друг на друга людьми ни были супруги, в чем-то существенно важном для их совместной жизни они все же будут отличаться друг от друга, и это рано или поздно приведет к возникновению разногласий между ними. Наличие разных точек зрения по одним и тем же вопросам у членов семьи является скорее нормой, чем отклонением от нее. Противоречия между супругами рано или поздно возникают в любой семье, и в ном плане благополучные семьи отличаются от неблагополучных км, что в первых — благополучных — супруги быстро научаются принимать эти противоречия как нормальное явление, идти на взаимные уступки, а во вторых — неблагополучных — идут на конфликты и не умеют искать компромисса.
1. Каждый член семьи принадлежит как личность семье и явля-ги я вместе с тем вполне самостоятельным, независимым челове-ьим, имеющим свои, не всегда полностью связанные с семьей, интересы. Как член семьи он должен брать на себя определенные обя-1.Н и нити перед ней, однако как самостоятельный человек он может и к» I жен иметь в семье относительную свободу действий. Нормаль-ми и /|/| я благополучия современной европейской семьи является си-|\.1ппя, при которой, с одной стороны, права и обязанности каждо-н. ч к па семьи перед ней как бы уравновешиваются, ас другой стороны, нес без исключения члены данной семьи получают в ней оди-М.1М.НЫГ права и равный объем обязанностей. С добровольного со-«1,н и я кого-либо одного и остальных членов семьи допускается не-(минпмгрное распределение между ними семейных обязанностей, ми I ми»ы с случаи несправедливого распределения обязанностей или ♦и | мм пчгн им нрав кого-либо из членов семьи в пользу других ее членим 1и |у I, как правило, к возрастанию напряженности в семье и, в кит 'нтм счете, — к ее психологическому неблагополучию. * >< I.томимся на некоторых общих правилах, которые психоло-н мни \1 манту следует принимать во внимание, проводя психо-4м1нч«1 кис консультирование. Не рекомендуется, например, в процессе проведения психологического консультирования супругов по проблемам взаимоотношений между ними становиться на сторону одного из супругов, так как в большинстве случаев в возникновении любой проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях почти всегда виноваты все участвующие в них люди, т.е. как минимум две вовлеченные в конфликт стороны. Это, однако, не означает, что их вина в конфликте обязательно должна быть абсолютно одинаковой, что оба участника в равной мере ответственны за него. Это лишь значит, что односторонние действия психолога-консультанта в пользу только одного из супругов могут привести не к устранению, а к усугублению конфликтной ситуации, так как они вряд ли встретят понимание со стороны того супруга, который выступает виновником конфликта (если бы он сам это достаточно хорошо понимал и принимал, то и самого конфликта, наверное/не было бы). Иными словами, поддержка одной стороны в конфликте никогда не приведет к его разрешению. Данное правило особенно важно соблюдать тогда, когда психологическое консультирование проводится в очной форме, в присутствии обоих супругов. Если предметом консультирования является получение от пси
Далее важно дать понять клиенту, что такие же или иные недсй Заметим, что признание характерологических недостатков супру! Желательно также объяснить будущим супругам, как им следует себя вести в тех случаях и ситуациях, если один из них начнет открыто проявлять имеющиеся у него недостатки, а также научить соответствующим практическим действиям, т. е. показать, как они смогут друг другу психологически помочь в описанной сложной ситуации внутрисемейной жизни. Желательно, чтобы приемы и средства, рекомендуемые психологом-консультантом, были хорошо освоены и продемонстрированы в консультации обоими супругами, вступающими в брак. Если брак между собой заключают уже немолодые люди и к тому же долгое время жившие порознь и в одиночестве, то их обязательно нужно предупредить о том, что в совместной жизни у них неизбежно будут возникать проблемы, связанные с их психологической несовместимостью друг с другом, обусловленной отсутствием опыта жизни с другими людьми и адаптации к ним. Таким людям при проведении их психологического консультирования по поводу предстоящего вступления в.брак можно рекомендовать следующее: прежде чем заключать брак, надо определиться, смогут ли они в принципе оказаться совместимыми друг с другом 11 о I фивычкам, взглядам, образу жизни. Практическое консультирование таких людей вполне может проходить, например, по следующему плану: I. Психологическое тестирование каждого из клиентов в от-н'чыюсти при помощи методик, определяющих их потенциальную психологическую совместимость друг с другом, с целью вы-мшения того, в чем конкретно по своим личностным качествам ими могут оказаться совместимыми и несовместимыми друг с ф\'К>М. "' Информирование с взаимного согласия клиентов о том, что в •и психологии одинаково, совместимо и что не одинаково и не сов- Мп I ИМО. * Iвыяснение того, хочет ли и может ли практически каждый из I I Остановка и проведение непосредственно в помещении пси-#м |м| м'нч кой консультации социально-психологического экспе-(м«м«и 1.1, иыясияющего потенциальную совместимость будущих пирую»! Последующее информирование супругов о том, каковы |*^п -и.(.мы >г()1 о эксперимента. * 11|»«и к I авление будущим супругам возможности открыто за- 6. Проведение заключительного этапа психологического консультирования, во время которого психолог-консультант должен будет проинформировать клиентов о том, каково его профессиональное заключение относительно благополучия их предстоящего брака. Здесь психологу следует быть по-человечески весьма деликатным и вместе с тем последовательным, принципиальным и профессионально честным. В любом случае он обязан предупредить будущих супругов о том, что поскольку они взрослые люди, то вряд ли могут в совместной жизни рассчитывать на то, что их личные взаимоотношения будут безоблачными, а также о том, что их персональная психология и поведение не смогут быстро измениться во время брака таким образом, чтобы это полностью устроило каждого из супругов. Если же они действительно настроены серьезно и во что бы то ни стало хотят сохранить свой брак и семью, то неизбежно должны будут принять друг друга такими, какие они есть. В психолого-педагогическом консультировании очень валено, чтобы сам психолог-консультант имел педагогическое образование и достаточно хорошо ориентировался в теории и практике педагогики. Необходим также и собственный опыт по обучению и воспитанию детей, желательно — разного возраста. Но и этого для успешного проведения психолого-педагогического консультирования недостаточно. В отличие от обычного педагога, ученого-психолога или преподавателя, консультант-психолог не имеет права открыто проявлять отрицательные реакции на поведение клиента и внешне демонстрировать ему свое отношение. Это правило действует даже том случае, если клиент явно нарушает принятые нормы педагогической этики или морали. Обсуждая выше этические нормы поведения психолога-консультанта, мы уже говорили о том, что он не имеет права проявлять свой негативизм по отношению к клиенту. Это в особенности касается подростков и их родителей, которые могут обращаться в психологическую консультацию. Их поведение по отношению к психологу-консультанту далеко не всегда является педагогически безупречным и выдержанным. При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям - советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним). Это обстоятельство следует принимать во внимание. За консультацией к психологу также может обратиться подросток с проблемой, которая порождена не им самим, а в общении с ним окружающими его взрослыми людьми: родителями или учителями. Тогда проведение психологической консультации только с самим ребенком вряд ли сможет всерьез изменить к лучшему сложившееся положение дел. Во-первых, подросток еще не настолько взрослый человек, чтобы глубоко понять, принять и правильно реализовать в общении со взрослыми людьми те рекомендации, которые ему может дать психолог-консультант. Во-вторых, взрослые люди, которые своим неправильным поведением создают проблему в общении с подростком, далеко не всегда готовы прислушиваться к его мнению, особенно если инициатива в исправлении сложившегося неблагополучного положения дел принадлежит не им, а ребенку. Здесь для успешного решения проблемы необходимо так называемое системное или многоканальное психологическое консультирование. В случае его проведения практические рекомендации со стороны психолога получают все участники конфликтной или проблемной ситуации, и при этом, как правило, каждый из них знает, кто и какие рекомендации получил. В результате создается ситуация, в которой каждый участник может не только следить за собой и другими, но реально помогать другим в выполнении полученных рекомендаций. Сформулированное выше положение является общим для большинства ситуаций проведения психологического консультирования по психолого-педагогическим вопросам, за исключением таких ситуаций, когда объектом психолого-педагогического воздействия становятся дети до младшего школьного возраста включительно, а практические рекомендации от психолога-консультанта получают взрослые люди: родители, учителя или воспитатели ребенка. Психолого-педагогическое консультирование, как и консультирование по интимно-личностным вопросам, редко проводится как одноразовая акция, так как педагогический процесс достаточно сложен и использование полученных рекомендаций далеко не сразу приводит к желаемым результатам. Кроме того, на пути реализации рекомендаций нередко возникают новые, неожиданные вопросы, проблемные ситуации, требующие специального обсуждения с психологом. Педагогическая перестройка поведения — это всегда сложное, чреватое ошибками дело, так как здесь можно столкнуться с укоренившимися в сознании человека педагогическими предубеждениями. Рассмотрим теперь особенности проведения психологического консультирования по деловым вопросам. Здесь, как и во всех дру- гих случаях психологического консультирования, психолог для того, чтобы быть в состоянии дать разумные и эффективные рекомендации клиенту, сам должен хорошо знать то дело, по поводу которого он консультирует клиента. Если у психолога-консультанта нет собственного жизненного опыта участия в соответствующем деле, то такой опыт необходимо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультирования. Иногда, правда, это условие не удается полностью соблюсти, так как одному человеку практически невозможно быть хорошим знатоком всех возможных профессий и дел, в связи с которыми в психологическую консультацию могут обращаться клиенты. В данном случае для того, чтобы не оказаться полным дилетантом в соответствующем деле, психологу-консультанту рекомендуется вначале подробно расспросить клиента о том, чем он профессионально занимается, узнав о характере его работы и о тех проблемах, которые в ней возникают. Делать это надо не стесняясь и открыто, с самого начала консультации честно признавшись клиенту в том, что в его профессии психолог-консультант разбирается недостаточно хорошо, а потому и не в состоянии дать сразу максимально эффективные полезные рекомендации. Помочь в этом деле психологу-консультанту могли бы ответы на следующие вопросы, которые в начале консультации он адресует клиенту: Расскажите, пожалуйста, в самых общих чертах о своей работе. Чем вы конкретно занимаетесь? В какие деловые связи и отношения по работе вы обычно вступаете с окружающими людьми? Как складываются ваши личные взаимоотношения с теми людьми, с которыми вы уже находитесь в самых тесных деловых связях? Как вы реально, официально и неофициально, зависите по работе от окружающих людей? Кому вы непосредственно подчиняетесь? Кто находится в вашем личном подчинении? Какие у вас имеются служебные, официальные и неофициальные возможности оказания влияния на людей? Каким образом ваши коллеги по работе могут оказать на вас влияние? Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые давно сложились и более или менее строго соблюдаются в вашем трудовом коллективе? Если они есть, то в чем они состоят и кто их особенно активно поддерживает? Для делового консультирования лучше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта С клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее. Во-первых, такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, здесь и теперь, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение. Во-вторых, в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере. В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у других людей. Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психоло-| ического консультирования означает, что еще до начала консульский с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: иргмя, место, ожидаемые результаты, стоимость и т.п. Упражнения 1 1 1 опробуйте определить, есть ли у вас персональные, личност-мыг качества, которые необходимы хорошо профессионально подин «тленному психологу-консультанту. '.> Дайте своему ответу на предыдущий вопрос развернутое аргу- N•■N1 и |)ованное объяснение, обратив особое внимание на тб, чего вам и /м 11111.1 и момент еще не хватает для того, чтобы стать хорошим пси-*и и и ом-консультантом. Практические задания I • «ми V»ас имеется такая возможность, то внимательно пона-Йни.ним 1а работой какого-либо хорошо вам знакомого психологи»*«»»н у 11. гаи та. Определите, в какой степени он сам в процессе кон-Н п | и|м танин соблюдает основные положения этического кодекса И{нммчг< кого психолога. <м о!||>щптс ему о своих наблюдениях и обсудите с ним резуль-§**м к и ч наблюдений. * < формулируйте для себя самого практические выводы из ре-§1 ♦♦ними проиеденного наблюдения.
Ключевые слова Общее высшее образование. Специальное высшее психологическое научное и практическое образование. Профессиональные качества психолога-консультанта. Персональные (личностные) качества психолога-консультанта. Профессиональные требования, предъявляемые к работе психолога-консультанта. Моральные требования, предъявляемые к поведению психолога-консультанта. Кодекс профессиональной этики практического психолога. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом. Стратегия психологического консультирования (в рекомендациях психолога-консультанта клиенту). Исповедь клиента. Теоретическая ориентация психолога-консультанта. Ограниченность возможностей психолога-консультанта. Мотивация (собственные интересы) клиента. Альтернативные способы поведения клиента. Различные (альтернативные) психотерапевтические подходы. Интерперсональные личностные качества. Эмпатия. Открытость. Доброжелательность. Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту. Психологическая дистанция между психологом-консультантом и клиентом. Конструктивный подход к консультированию. Обстановка (ситуация) консультирования. Оптимальные условия консультирования. Специальные требования, предъявляемые к психологическому консультированию. Психологическая травма. Законы формирования семьи и семейной жизни. Правила проведения психологического консультирования по семейным вопросам. Психологическая совместимость членов семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Системное (многоканальное) консультирование. Принцип «здесь и теперь». Деловой подход к психологическому консультированию. ГЛАВАШ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|