И к психологу-консультанту
< игтема общих, профессиональных и морально-этических «|ч омилний, предъявляемых к психологическому консультирован и н> и к практической работе психолога-консультанта, лучше Мги Г. Искусство психологического консультирования. — М., МГМ (УК. всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант». 1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту. 2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы. 3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента. 4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безус * цией прав человека. 5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется 6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения. 8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам. 9. Обязательной составной частью работы психолога-консуль 10. В случае вынужденного применения психологических мето 11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или пере 12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию 13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами. 14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить. 15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хра Соблюдение всех этих правил или этических норм является обя-ительным в практической работе психолога-консультанта. Ксть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профес-< иоиально-подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия касают-
• и тою, как психолог-консультант ведет себя по отношению к кли-ппу 1з разных ситуациях психологического консультирования, как им иыходит из затруднительных случаев, которые нередко возникали и процессе проведения психологического консультирования. Представленная ниже таблица 1 включает в себя перечисление в • (шипении десяти особенностей поведения хорошего и'плохого пси-*•» ни.т консультанта. Таблица 1 (1>и мнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта
§•* = «и н.= м...... И<-их. консультирование» В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами. 1. Способность к эмпатии, Сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека — клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны змпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому
консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло1. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанции] между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переде лать себя. Эмпатия — это основное межличностное качество, которым дол жен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве я ляется готовность, желание и способность человека психологии ски чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазам на время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной т~ ке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на в протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, ок~ вается способным лучше и глубже понимать клиента, эффектив ему помогать.
' м*а г: Искусство психологического консультирования. — С. 98. Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту. Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним — значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке. Во-вторых, открытость — это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недо-гтатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант — это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.
И третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпа-ши сопутствует открытости, одно без другого существовать прак- шчески не может. Иод выражением личной заботы психолога-консультанта о кли- ♦ -1н г понимается такое внешнее поведение психолога-консультан- * учылиту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком Л«>о|и > желательность — это также важное психологическое качество киигудьтанта. Хотя данное качество коррелирует практически со»«ми перечисленными выше качествами личности, однако оно имеет N»»и ш «<)Гх гвенные индивидуальные проявления. К ним, в частности, ними пил умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни • «учи ик ь и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, Лм \ • ■ I м 1111 о, д< >брожелательный стиль общения с ним. и.1.1 и м место в практике психологического консультирования за-&ММ.П | I»к палываемое безоценочное отношение психолога-консуль- танта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего — это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант,, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить. Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование — это процесс, в котором обе стороны — психолог-консультант и клиент — как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда Клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он
сам считает нужным. Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, кли-! ент прав. Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное | Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую ДИ станцию в общении с клиентом надо понимать следующим образов Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась. Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться «о своей проблемой — это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными сред-< I вами воздействия на клиента. Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и ж ими него поведения психолога-консультанта по отношению к кли-«III у. Есть, однако, и ря& специальных требований, предъявляемых ц «и гуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, устий я ми проведения психологического консультирования являют- * и < /к'дующие: I 11аличие отдельного, изолированного, тихого помещения, ку-ы иг доносятся посторонниег отвлекающие внимание консультан-I и и к /пичгга звуки, — такого, куда нет доступа посторонним лицам ми нргми проведения консультации. '.' Удобное размещение в этом помещении консультанта и кли- * и I л мучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга 1 <>|ц лмизация и проведение консультации в такое время, когда * ими I никуда не спешит и не находится в плохом физическом со- I 1\ пин г во время беседы с психологом-консультантом должен им! 11, и«»|м<)жность отвести взор, повернуться вполоборота или бо-»нм ни «и иопкмшю к психологу-консультанту. "* /1ч■ 'и 1<\>1ыю, чтобы время начала и окончания консультации щщ*ч* Гн.ию четко обозначено. 39- 6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации. 7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации. 8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение. 9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки. Специальные требования,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|