Развитие гештальт-консультирования
Развитие гештальт-консультирования Со времени смерти Перлса практика гештальт-консультирования изменилась во многих отношениях (Yontef, Simkin, 1989). Во-первых, в настоящее время делается меньший акцент на фрустрации, а жесткое столкновение клиентов лицом к лицу воспринимается как манипулятивное. Гештальт-консультанты сейчас отдают предпочтение более мягкому подходу и больше интересуются восприятием своих клиентов. Во-вторых, современные гештальт-консультанты в большей степени склонны к самораскрытию, при этом они не скрывают свои опасения, оборонительную позицию и замешательство. Гештальт-консультантов побуждают выступать с «Я»-высказываниями, чтобы усилить их контакт с клиентами и фокусировку клиентов. Описывая методы своей работы, Лаура Перле (Peris, 1970с) приводит примеры раскрытия собственных мыслей и чувств, использования физического контакта и того, как она делилась личными проблемами и жизненным опытом. Лаура Перле руководствовалась следующим принципом: следует прибегать к самораскрытию только в том случае, если оно сможет помочь клиентам сделать шаг вперед. В-третьих, гештальт-консультанты могут открыто использовать психоаналитические формулировки для описания структуры характера. В-четвертых, гештальт-кон-сультирование проводится как индивидуально, так и в группах, а часто в комбинированной форме. Некоторые гештальт-консультанты используют стиль Перлса, работая с индивидуумами перед группой. Другие гештальт-консультанты в большей степени, чем Перле, поощряют взаимодействие членов группы и их сотрудничество. В-пятых, современные гештальт-консультанты «уделяют большое внимание преподаванию теоретических основ и работе с познанием в целом» (Yontef, Simkin, 1989, p. 331).
Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других подходов. Например, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом (Dusay, Dusay, 1989; James, Jongeward, 1971). Консультирование по реализму ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В основе консультирования по реализму лежит теория контроля. Ниже будут рассмотрены некоторые основные концепции этой теории. Активный язык Компонентами поведения являются мышление, совершение действий и переживание чувств. В то время как для обозначения совершения действий и мышления всегда используются глаголы (например, бегать и размышлять), для обозначения чувств обычно используются прилагательные (например, подавленный) или существительные (например, депрессия). Однако люди выбирают не только мысли и действия, но и чувства. Чувство типа депрессии возникает не само по себе, люди предпочитают быть подавленными. В связи с этим Глассер предпочитает использовать глаголы, а не существительные и прилагательные, когда речь идет о чувствах. Вот несколько примеров использования глаголов для обозначения чувств — депрессирование, тревожение, головоболе-ние, гневление, фобирование*. С помощью такого «активного» языка Глассер пробует описывать поведение, которое люди выбирают, пытаясь управлять миром с целью удовлетворения своих потребностей. Базисные потребности Теория контроля рассматривает людей как индивидуумов, движимых базисными потребностями, которые присущи людям с рождения. Все человеческое поведение представляет собой проявление попытки контролировать мир с целью наиболее полного удовлетворения базисных потребностей. Люди не могут отдохнуть от своих потребностей. Как только люди осознают какую-либо потребность, у них не остается никакого выбора, и они начинают пытаться удовлетворить эту потребность во что бы то ни стало; когда же данная потребность оказывается удовлетворенной, ей на смену приходят другие потребности. Человеческая жизнь представляет собой постоянное удовлетворение различных потребностей и разрешение постоянно возникающих между ними конфликтов. Выделяют пять следующих базисных потребностей — потребность в выживании, в принадлежности, в могуществе, в свободе и в развлечении (в интересном).
Потребность в выживании и воспроизведении. Эта физическая потребность обусловлена активностью так называемого старого мозга, который входит в состав группы мелких структур, расположенных на вершине спинного мозга. Гены людей «поручают» старому мозгу выполнение всех действий, необходимых для выживания, а также для поддержания здоровья и воспроизводства. Глассер проводит различие между старым мозгом и корой головного мозга, или «новым мозгом», который сформировался в процессе человеческой эволюции намного позже. Существуют многочисленные связи между маленьким «подсознательным» старым мозгом и огромным «сознательным» новым мозгом, который является субстратом осознания и сознательного поведения. У большинства людей старый мозг с прмощью нового мозга достаточно хорошо справляется с удовлетворением потребности в выживании. Однако на протяжении большей части жизни у человека возникают более сложные и часто противоречивые потребности, требующие удовлетворения. Такие потребности возникают в «сознательном» новом мозгу. Глассер (Glasser, 1984b) называет их «психологическими потребностями», потому что люди должны удовлетворять их скорее психологически, чем физически. Глассер подчеркивает, что основа этих потребностей все-таки биологическая, а связанные с ними «генетические команды» являются не менее важными, чем «генетические команды», связанные с физической потребностью в выживании и воспроизведении. Теперь рассмотрим четыре психологические потребности. Потребность принадлежать — любить, участвовать (разделять с кем-либо что-либо) и сотрудничать. Эта потребность может быть удовлетворена посредством общения с семьей, друзьями, группами, классами и даже домашними животными, растениями и любимыми неодушевленными объектами, такими как лодка или компьютер.
Потребность в могуществе. Эта потребность может быть удовлетворена посредством получения высокого статуса, признания, а также посредством принуждения других повиноваться. Потребность в могуществе часто противоречит потребности принадлежать. Потребность принадлежать побуждает людей к установлению отношений, которые затем могут трансформироваться в борьбу сил. Потребность в свободе. Людям необходимо иметь возможность свободно выбирать, как они проживут свою жизнь или, по крайней мере, выбирать некоторые аспекты жизни. Люди должны двигаться, как им нравится, свободно выражать себя и общаться с теми, с кем они хотят иметь дело. Потребность в свободе может противоречить другим потребностям, например потребности принадлежать другому человеку, будучи его супругом (супругой) или родителем. Также совершенно необходимо, чтобы выбранное поведение, которое позволяет удовлетворить определенную потребность, не препятствовало другим удовлетворять их потребности. Потребность в интересном (развлечении, забаве). Потребность в развлечении имеет столь же большое значение, как и другие потребности. Развлечение является основной «генетической командой» для всех животных с высокоразвитой нервной системой, потому что именно развлечение позволяет им эффективно учиться. Развлечение дает возможность избежать тяжелой, нудной работы в процессе обучения и усиливает мотивацию. Даже старым людям трудно обучаться чему-либо, если в процесс обучения не внесены элементы игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|