Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие гештальт-консультирования




Развитие гештальт-консультирования

Со времени смерти Перлса практика гештальт-консультирования изменилась во многих отношениях (Yontef, Simkin, 1989). Во-первых, в настоящее время делается меньший акцент на фрустрации, а жесткое столкновение клиентов лицом к лицу вос­принимается как манипулятивное. Гештальт-консультанты сейчас отдают предпочте­ние более мягкому подходу и больше интересуются восприятием своих клиентов. Во-вторых, современные гештальт-консультанты в большей степени склонны к саморас­крытию, при этом они не скрывают свои опасения, оборонительную позицию и замеша­тельство. Гештальт-консультантов побуждают выступать с «Я»-высказываниями, что­бы усилить их контакт с клиентами и фокусировку клиентов. Описывая методы своей работы, Лаура Перле (Peris, 1970с) приводит примеры раскрытия собственных мыслей и чувств, использования физического контакта и того, как она делилась личными про­блемами и жизненным опытом. Лаура Перле руководствовалась следующим принци­пом: следует прибегать к самораскрытию только в том случае, если оно сможет помочь клиентам сделать шаг вперед.

В-третьих, гештальт-консультанты могут открыто использовать психоаналитиче­ские формулировки для описания структуры характера. В-четвертых, гештальт-кон-сультирование проводится как индивидуально, так и в группах, а часто в комбиниро­ванной форме. Некоторые гештальт-консультанты используют стиль Перлса, работая с индивидуумами перед группой. Другие гештальт-консультанты в большей степени, чем Перле, поощряют взаимодействие членов группы и их сотрудничество. В-пятых, современные гештальт-консультанты «уделяют большое внимание преподаванию тео­ретических основ и работе с познанием в целом» (Yontef, Simkin, 1989, p. 331).

Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других под­ходов. Например, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом (Dusay, Dusay, 1989; James, Jongeward, 1971).

Консультирование по реализму

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В основе консультирования по реализму лежит теория контроля. Ниже будут рас­смотрены некоторые основные концепции этой теории.

Активный язык

Компонентами поведения являются мышление, совершение действий и пережива­ние чувств. В то время как для обозначения совершения действий и мышления всегда используются глаголы (например, бегать и размышлять), для обозначения чувств обыч­но используются прилагательные (например, подавленный) или существительные (на­пример, депрессия). Однако люди выбирают не только мысли и действия, но и чувства. Чувство типа депрессии возникает не само по себе, люди предпочитают быть подавлен­ными. В связи с этим Глассер предпочитает использовать глаголы, а не существитель­ные и прилагательные, когда речь идет о чувствах. Вот несколько примеров использо­вания глаголов для обозначения чувств — депрессирование, тревожение, головоболе-ние, гневление, фобирование*. С помощью такого «активного» языка Глассер пробует описывать поведение, которое люди выбирают, пытаясь управлять миром с целью удов­летворения своих потребностей.

Базисные потребности

Теория контроля рассматривает людей как индивидуумов, движимых базисными потребностями, которые присущи людям с рождения. Все человеческое поведение представляет собой проявление попытки контролировать мир с целью наиболее полно­го удовлетворения базисных потребностей. Люди не могут отдохнуть от своих потреб­ностей. Как только люди осознают какую-либо потребность, у них не остается никако­го выбора, и они начинают пытаться удовлетворить эту потребность во что бы то ни стало; когда же данная потребность оказывается удовлетворенной, ей на смену при­ходят другие потребности. Человеческая жизнь представляет собой постоянное удов­летворение различных потребностей и разрешение постоянно возникающих между ними конфликтов. Выделяют пять следующих базисных потребностей — потребность в выживании, в принадлежности, в могуществе, в свободе и в развлечении (в инте­ресном).

Потребность в выживании и воспроизведении. Эта физическая потребность обусловлена активностью так называемого старого мозга, который входит в состав группы мелких структур, расположенных на вершине спинного мозга. Гены людей «по­ручают» старому мозгу выполнение всех действий, необходимых для выживания, а так­же для поддержания здоровья и воспроизводства.

Глассер проводит различие между старым мозгом и корой головного мозга, или «но­вым мозгом», который сформировался в процессе человеческой эволюции намного поз­же. Существуют многочисленные связи между маленьким «подсознательным» старым мозгом и огромным «сознательным» новым мозгом, который является субстратом осо­знания и сознательного поведения. У большинства людей старый мозг с прмощью но­вого мозга достаточно хорошо справляется с удовлетворением потребности в выжива­нии. Однако на протяжении большей части жизни у человека возникают более слож­ные и часто противоречивые потребности, требующие удовлетворения. Такие потреб­ности возникают в «сознательном» новом мозгу. Глассер (Glasser, 1984b) называет их «психологическими потребностями», потому что люди должны удовлетворять их ско­рее психологически, чем физически. Глассер подчеркивает, что основа этих потребно­стей все-таки биологическая, а связанные с ними «генетические команды» являются не менее важными, чем «генетические команды», связанные с физической потребно­стью в выживании и воспроизведении.

Теперь рассмотрим четыре психологические потребности.

Потребность принадлежать — любить, участвовать (разделять с кем-либо что-либо) и сотрудничать. Эта потребность может быть удовлетворена посредством общения с семьей, друзьями, группами, классами и даже домашними животными, рас­тениями и любимыми неодушевленными объектами, такими как лодка или компьютер.

Потребность в могуществе. Эта потребность может быть удовлетворена посред­ством получения высокого статуса, признания, а также посредством принуждения дру­гих повиноваться. Потребность в могуществе часто противоречит потребности принад­лежать. Потребность принадлежать побуждает людей к установлению отношений, ко­торые затем могут трансформироваться в борьбу сил.

Потребность в свободе. Людям необходимо иметь возможность свободно выби­рать, как они проживут свою жизнь или, по крайней мере, выбирать некоторые аспек­ты жизни. Люди должны двигаться, как им нравится, свободно выражать себя и об­щаться с теми, с кем они хотят иметь дело. Потребность в свободе может противоре­чить другим потребностям, например потребности принадлежать другому человеку, будучи его супругом (супругой) или родителем. Также совершенно необходимо, чтобы выбранное поведение, которое позволяет удовлетворить определенную потребность, не препятствовало другим удовлетворять их потребности.

Потребность в интересном (развлечении, забаве). Потребность в развлече­нии имеет столь же большое значение, как и другие потребности. Развлечение являет­ся основной «генетической командой» для всех животных с высокоразвитой нервной системой, потому что именно развлечение позволяет им эффективно учиться. Развле­чение дает возможность избежать тяжелой, нудной работы в процессе обучения и уси­ливает мотивацию. Даже старым людям трудно обучаться чему-либо, если в процесс обучения не внесены элементы игры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...