Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа со сновидениями. Правила и игры




Работа со сновидениями

Перле (Peris, 1970b) считал сны королевской дорогой к интеграции. Сновидения — это экзистенциальные сообщения, а не только отражения незаконченных ситуаций, текущих проблем или симптомов. Если определенные сновидения повторяются, осо­бенно велика вероятность того, что подразумевается очень важная для клиента экзистенциальная проблема. В работе со сновидениями можно выделить четыре этапа. Сначала клиент пересказывает содержание своего сна. На втором этапе клиент повтор­но пересказывает сон или его часть, представляя его как драму, меняя при этом про­шедшее время на настоящее; например фраза: «Я поднимался в гору» превращается в предложение: «Я поднимаюсь в гору». Перле обычно просил клиентов вновь переска­зывать свои сновидения или их часть, «используя настоящее время, как будто клиен­ту это снится теперь» (Peris, 1970b, p. 205).

На третьем этапе клиент становится театральным режиссером, формирует сцену и разговаривает с различными актерами. Например, при работе со сном Мэри-Энн Перле ввел элемент действия, выдвинув предложение: «Теперь давайте начнем это разыгры­вать. Расскажите это мужчине. Скажите мужчине — выразите свое негодование» (Peris, 1970b, p. 206). На четвертом этапе консультант поощряет клиента превращать­ся в различных актеров, бутафоров и во все, что имеется на сцене. Клиенты не должны работать со всем сном. Даже если они идентифицируют себя только с одним или с не­сколькими элементами сновидения, данное упражнение является ценным.

На четвертом этапе работу со сновидениями можно облегчить с помощью техники пустого стула, при этом становится возможным диалог между различными людьми, объектами или частями Эго, которые сталкиваются друг с другом. Эти столкновения в работе со сновидениями делают возможными интеграцию конфликтов и возобновлен­ную идентификацию с теми частями Эго, которые отчуждены (прежде всего это каса­ется ассимиляции проекций). Работа со сновидениями — превосходный способ обна­ружения слабых мест в индивидуальности клиента. Слабые места обычно имеют вид пустот; индивидуумы, имеющие такие незаполненные пространства, пребывают в не­рвозном состоянии и испытывают замешательство.

Правила и игры

Правила

Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться при работе в гештальт-группах. Эти правила обычно перечисляются в начале работы (Levitsky, Peris, 1970; Peris, 1970a), и большая их часть может быть перенесена на индивидуальную работу. Эти правила следующие.

Принцип «здесь-и-теперь». Этот принцип подразумевает поощрение общения в настоящем времени, например с помощью вопроса «Что с вами происходит сейчас? »

Я и ты. Использование личного местоимения «Я», а не безличной формы, и обра­щение непосредственно к другому.

Использование «языка ответственности». Например, перефразирование вы­сказывания «Я не могу это сделать» в выражение «Я не буду это делать».

Использование континуума осознания. Сосредотбчённость на «сейчас», «что» и «как» в отношении поведения, а не на вопросе «почему».

Никаких сплетен. Следует обращаться непосредственно к другому, общение не должно сводиться к обсуждению других людей в их присутствии.

Замена вопросов утверждениями. Членов группы поощряют не к постановке вопросов, посредством которых можно манипулировать окружающей средой с целью получения поддержки, а к замене этих пассивных вопросов более активными и незави­симыми утверждениями.

Игры

Существует множество гештальт-игр и экспериментов, которые консультант может предлагать всякий раз, когда сочтет это уместным. Некоторые показательные игры пе­речислены ниже, причем первые две особенно хорошо подготавливают группу к заня­тию. Ко многим этим играм и экспериментам можно прибегать и при индивидуальной работе с клиентами.

«У меня есть секрет». Каждый клиент думает о чем-либо, что он хранит в тайне и что вызывает у него чувства вины и стыда. При этом человек не делится своим секре­том, но воображает, как другие могли бы отреагировать на него.

«Я беру ответственность на себя». Каждый раз, когда клиенты высказываются, их просят произносить фразу «... и я беру на себя ответственность за это». Например, «Я знаю, что двигаю ногой, и я беру на себя ответственность за это».

Диалоговые игры. Диалоговые игры можно использовать при любых существен­ных расщеплениях личности, таких как «собака сверху» — «собака снизу», хороший парень — негодяй, мужской — женский и т. д.

Движение по кругу. Клиент разрабатывает какую-либо тему или чувство (напри­мер, «Я не выношу всех, кто находится в этой комнате»), обращаясь с определенным заявлением к каждому человеку.

Незаконченное дело. Когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (на­пример, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его. Чувство обиды наиболее ха­рактерно для незаконченного дела.

Проективная игра. Например, индивидуума, который говорит: «Я не могу вам до­верять», можно попросить сыграть роль ненадежного человека, чтобы идентифициро­вать и ассимилировать его собственную ненадежность.

Выявление противоположного (реверсия). Эта игра основана на том, что от­крытое поведение часто представляет собой реверсию глубоко лежащих или скрытых импульсов. Например, приятную молодую леди просят сыграть роль «злобной суки».

Репетиция. Поскольку большинство размышлений — это внутренние репетиции, во время которых разыгрываются различные социальные роли, членов группы побуж­дают делиться своими «репетициями».

Преувеличение. При использовании техники преувеличения можно фокусиро­вать внимание либо на движениях и жестах, либо на устных высказываниях. В каждом случае клиентов просят подчеркивать какие-либо элементы своего поведения, причем делать это постепенно и неоднократно. Ниже приведен пример, взятый из интервью Перлса с его клиенткой Глорией. «Вы можете развить это движение? »;

 «Модифицируйте его таким образом, как будто это элемент танца»;

 «Теперь подчеркните это».

«Вот так, как вы только что сказали, говорите со мной именно так». «Сделайте это снова и снова».

 

Игры, используемые в брачном консультировании. Во время одной из этих игр партнеры оказываются лицом к лицу и при этом по очереди говорят друг другу «Я оби­жаюсь на тебя потому... », за чем следует «Что я в тебе ценю, так это... ». Также часто используется игра-открытие, в ходе которой партнеры поочередно описывают друг дру­га, начиная свое описание с предложения «Я вижу... ». Цель этого упражнения — за­ставить партнеров устанавливать связь с действительностью, а не со своими фантази­ями, которые касаются другого человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...