Матричный анализ хозяйственного портфеля.
Достаточно популярным инструментом маркетингового анализа является матричный анализ хозяйственного портфеля фирмы. Хозяйственный портфель – это все виды деятельности, которыми занимается фирма или все товары и услуги, которые она предлагает. Первая матрица для анализа была разработана Бостонской консалтинговой группой и получила 3 названия: BCG, БКГ и матрица «рост/доля». Это двухклеточная матрица по каждой оси одна из которых показывает долю рынка относительно основного конкурента, другая темпы роста отрасли
Доля рынка Низкая Высокая
1. «Трудные дети» - это фирмы (товары) имеющие низкую долю рынка в отраслях развивающихся высокими темпами (в новых отраслях). Если в них вкладывать средства есть шанс, что они превратятся в «звезды», при недостаточном финансировании станут «собаками». 2. «Звезды» - фирмы (товары) имеющие высокую долю рынка в отраслях развивающихся высокими темпами (лидеры в новых отраслях). Они приносят высокую прибыль, которую полностью тратят на поддержание своего лидирующего положения, поэтому требуют дополнительной финансовой поддержки. 3. «Дойные коровы» - фирмы (товары) имеющие высокую долю рынка в отраслях развивающихся замедленными темпами. (Лидеры в «стареющих» отраслях). Приносят высокие прибыли самим или столько средств не требуется, поэтому за их счет можно финансировать «трудных детей» и «звезд». 4. «Собаки» - фирмы (товары) имеющие низкую долю рынка в стагнирующих отраслях (стагнация – спад, затухание). Убыточные, от них следует избавляться.
Матрица БКГ имеет существенные недостатки: отсутствуют средние значения, поэтому в дополнение к ней была разработана матрица «привлекательность отрасли/позиция в конкуренции» или «МакКинзи» (Мак-Кинси)» или GE (название объясняется тем, что матрица разработана фирмой MacKinsey and Company по заказу General Electric).
Привлекательность отрасли Высокая Средняя Низкая
По данной матрице все виды бизнеса, которыми занимается фирма, делятся на 5 видов: 1. Бизнес с высокой привлекательность имеющий наивысший авторитет () 2. Бизнес средний привлекательности, который требует небольших инвестиции для поддержание существующего состояния () 3. Стабильный бизнес за счет, которого можно поддерживать другие виды бизнеса – «дойная корова» () 4. Бизнес с повышенной долей риска вложение, в которые может принести хороший результат, а может и нет () 5. Проигрышный бизнес – «собаки» ().
Для того чтобы определить позицию в конкуренции лучше воспользоваться взвешенной оценкой конкурентоспособности. Для определения привлекательности отрасли можно так же использовать взвешенную оценку или воспользоваться методикой рассмотренной в вопросе № 1.
Однако в дополнение к матрице GE была разработана еще одна матрица – жизненного цикла отрасли.
Конкурентная позиция
Сильная Средняя Высокая
В этой матрице бизнес А – развивающийся (будущий победитель); B - потенциальный проигравший; С – сегодняшний победитель («звезды»); Д – «дойная корова»; Е – проигравший («собака»).
SWOT- анализ. SWOT – анализ (ССВУ - анализ) – это анализ сильных и слабых внутренних сторон компании, потенциальных внешних возможностей и угроз. SWOT – анализ является комбинированным инструментом, который позволяет совместить анализ внешней среды с анализом внутренней среды и выработать подходящую стратегию. Результат SWOT – анализа оформляется в так называемой таблице SWOT, которая имеет следующий вид.
Поле СИВ отражает какие сильные стороны позволяют реализовать имеющиеся возможности (например, лучшие рекламные компании позволяют привлечь дополнительные сегменты рынка или выйти на новые). Поле СЛВ – отражает какие возможности помогут уменьшить слабые стороны (например, ослабленные позиции фирм конкурентов может повысить имидж анализируемой фирмы). Поле СИУ – отражает какие сильны стороны могут уменьшить угрозы (например, изменение вкусов и предпочтений потребителей не так страшны фирме, которая завоевала лояльность потребителей). Поле СЛУ – отражает какие слабы стороны усиливают угрозу (например, не адекватные финансовые ресурсы усиливают угрозу дорогостоящих законодательных требований).
Примеры сильных, слабых сторон, возможностей и угроз
Самый простой способ проведения SWOT-анализа – это определить соотношение количество сильных сторон и возможностей по отношению к слабым сторонам и угрозам. Если соотношение 50:50 (а то и меньше) позиции анализируемого предприятия очень слабые. При соотношении 60:40 и выше позиции хорошие. Более подробный анализ делается при помощи ранее изобр. таблицы.
Д/з. Провести SWOT –анализ. Сначала разделительный, потом цельную таблицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|