Психологические трудности дошкольника и пути их преодоления
Основная проблематика консультирования сконцентрирована вокруг индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. На протяжении дошкольного детства ребенок переживает несколько критических возрастных периодов. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса определяет возможность последующего развития личности. В критические периоды родители должны быть особенно внимательны к детям, проявлять чуткое отношение и поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал себя защищенным. Особенно важно для родителей в этот период найти «золотую середину» в отношениях с ребенком и вместе с ним преодолеть все трудности. Планы, которые ребенок постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию активности и инициативы, а переживание повторных неудач, наоборот, может привести его к покорности и чувству вины. Кризис первого года определяется тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. В зависимости от этого у ребенка развивается чувство глубокого доверия к миру или, наоборот, чувство недоверия. Кризис трех лет связан с первым опытом самостоятельности, с приобретением автономии. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («я сам»). Возможные реакции ребенка: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость и др. Строгий или непоследовательный внешний контроль со стороны родителей приводит к неблагоприятному исходу кризиса: у ребенка закрепляются упрямство и негативизм, которые впоследствии могут перерасти в агрессивность. Кризис 6-7 лет связан с перестройкой познавательных процессов, формированием произвольности, расширением сферы общения, установлением отношений в новом коллективе. С переходом ребенка в школу меняется его социальная позиция, увеличиваются нагрузки на организм, ведущей становится учебная деятельность. Исход кризиса связан с результатами и достижениями, с оценкой воспитателей и учителей, с отношением родителей. В ситуации критичности педагогов или родителей у ребенка формируется чувство неполноценности, неверие в свои силы, происходит потеря интереса к учению.
Проблемы общения у детей дошкольного возраста часто обусловлены проблемами эмоционально-личностного характера. В детском саду часто выявляются дети, которые непопулярны среди сверстников. Эти дети необщительны, у них отсутствуют избирательные контакты, они не принимают активного участия в играх, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Перед психологом стоят следующие задачи: выяснение причины данной проблемы, переориентация недоброжелательного отношения к ним сверстников, постепенное вовлечение необщительных детей в совместную деятельность и обучение их навыкам общения. Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, в отсутствии контактов с другими детьми, в отказе от участия в игровых объединениях. В таком случае предметом внимания психолога выступают симптом малообщительности и внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом преодоления малообщительности является использование эмоционального комментария (проговаривания) взрослым всего происходящего вокруг: это помогает ребенку эмоционально откликаться на воспринимаемое. Далее ребенку предлагается самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов. Идентичному анализу подвергаются литературные произведения, рассматриваемые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на которые он подчеркивает особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Ребенок накапливает типы выразительных экспрессивно-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобретает опыт коммуникативной деятельности. После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.
Защитная реакция ребенка может выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Ребенок чувствует глубокое истощение, неспособность осмысливать происходящее, свою незащищенность и бессилие. Единственное, чем ребенок может себе помочь, – это плач. Коррекция такого поведения ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях. Сочувствуя страданиям ребенка, мы помогаем ему избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности. В работе с детьми психолог часто сталкивается с «комплексом Золушки» у детей. Этот комплекс характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие (низкая самооценка), безразличие к себе, неопрятность, равнодушие, неуверенность. Необходимо включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовосприятие ребенка, вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе) и личностным достоинствам. Первостепенное значение имеет активное, положительное отношение педагогов и родителей, демонстрирующих самому ребенку его положительные качества. Нарушения в поведении дошкольника могут быть детерминированы наличием в группе жесткой фиксации позиционных ролей во всех видах деятельности и общения (роль «подчиненного», роль «руководителя»). Работа психолога в этом случае направлена на снятие симптома фиксации ролей и на создание условий, когда каждый ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчиненный» ситуации успеха в разных видах деятельности, особенно в игре, и сделать их заметными для всех сверстников.
Предметом коррекционной работы могут стать и проблемы развития игровой деятельности: неразвитость у детей игровых умений, неадекватность способов игровых действий, двигательное беспокойство и др. Основными задачами психолога являются следующие: обогащение представлений детей об игровой деятельности; привлечение внимания детей к сюжетам игр, содержанию игровых действий, к игровым умениям сверстников, их жизнерадостному настроению; обучение детей реализации игровых замыслов; формирование умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребенка к придумыванию собственных игровых сюжетов. Необходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий. У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импульсивным содержанием. Следует максимально совершенствовать их игровые операции, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других партнеров. Для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, которые бы позволили им управлять своим двигательным беспокойством. Искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими сюжетами, требующими высокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре импульсивному ребенку может быть предложена ведущая роль, но при этом он должен быть точно информирован взрослым о правилах и целях игры.
Читайте также: I. Психологические и поведенческие техники, подготавливающие к увеличению продолжительности жизни. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|