Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические трудности дошкольника и пути их преодоления




Основная проблематика консультирования сконцентрирована вокруг индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. На протяжении дошкольного детства ребенок переживает несколько критических возрастных периодов. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса определяет возможность последующего развития личности. В критические периоды родители должны быть особенно внимательны к детям, проявлять чуткое отношение и поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал себя защищенным. Особенно важно для родителей в этот период найти «золотую середину» в отношениях с ребенком и вместе с ним преодолеть все трудности. Планы, которые ребенок постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию активности и инициативы, а переживание повторных неудач, наоборот, может привести его к покорности и чувству вины.

Кризис первого года определяется тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. В зависимости от этого у ребенка развивается чувство глубокого доверия к миру или, наоборот, чувство недоверия. Кризис трех лет связан с первым опытом самостоятельности, с приобретением автономии. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («я сам»). Возможные реакции ребенка: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость и др. Строгий или непоследовательный внешний контроль со стороны родителей приводит к неблагоприятному исходу кризиса: у ребенка закрепляются упрямство и негативизм, которые впоследствии могут перерасти в агрессивность.

Кризис 6-7 лет связан с перестройкой познавательных процессов, формированием произвольности, расширением сферы общения, установлением отношений в новом коллективе. С переходом ребенка в школу меняется его социальная позиция, увеличиваются нагрузки на организм, ведущей становится учебная деятельность. Исход кризиса связан с результатами и достижениями, с оценкой воспитателей и учителей, с отношением родителей. В ситуации критичности педагогов или родителей у ребенка формируется чувство неполноценности, неверие в свои силы, происходит потеря интереса к учению.

Проблемы общения у детей дошкольного возраста часто обусловлены проблемами эмоционально-личностного характера. В детском саду часто выявляются дети, которые непопулярны среди сверстников. Эти дети необщительны, у них отсутствуют избирательные контакты, они не принимают активного участия в играх, а их личностные качества низко оценивают­ся детьми. Перед психологом стоят следующие задачи: выяснение причины данной проблемы, переориента­ция недоброжелательного отношения к ним сверстников, постепенное вовлечение необщительных детей в совместную деятельность и обучение их навыкам общения.

Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, в отсутствии контактов с другими детьми, в отказе от участия в игровых объединениях. В таком случае предметом внимания психолога выступают симптом малообщительности и внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом преодоления малообщительности является использова­ние эмоционального комментария (проговаривания) взрослым всего происхо­дящего вокруг: это помогает ребенку эмоционально откликаться на воспринимаемое. Далее ребен­ку предлагается самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстни­ков, их споров, конфликтов. Идентичному анализу подвер­гаются литературные произведения, рассматрива­емые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на которые он подчеркивает особенности проявлений чело­веческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Ребенок накапливает типы выра­зительных экспрессивно-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобре­тает опыт коммуникативной деятельности. После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.

Защитная реакция ребенка может выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляю­щие поведением. Ребенок чувствует глубокое истощение, неспособность осмысливать происходящее, свою незащищенность и бессилие. Единственное, чем ребенок может себе помочь, – это плач. Коррекция такого поведения ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях. Сочувствуя страданиям ребенка, мы помогаем ему избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

В работе с детьми психолог часто сталкивается с «комплексом Зо­лушки» у детей. Этот комплекс характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие (низкая самооценка), безразличие к себе, неопрятность, равнодушие, неуверенность. Необходимо включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовосприятие ребенка, вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе) и личностным достоинствам. Первостепенное значение имеет активное, положительное отношение педагогов и родителей, демонстрирующих самому ребенку его положитель­ные качества.

Нарушения в поведении дошкольника могут быть детер­минированы наличием в группе жесткой фиксации пози­ционных ролей во всех видах деятельности и общения (роль «подчиненного», роль «руководителя»). Работа психолога в этом случае направлена на снятие симптома фиксации ролей и на созда­ние условий, когда каждый ребенок сможет быть как веду­щим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчи­ненный» ситуации успеха в разных видах деятельности, осо­бенно в игре, и сделать их заметными для всех сверстников.

Предметом коррекционной работы могут стать и проблемы развития игровой деятельности: неразвитость у детей игровых умений, неадекват­ность способов игровых действий, двигательное беспокойство и др. Основными задачами психолога являются следующие: обо­гащение представлений детей об игровой деятельности; привлечение внимания детей к сюжетам игр, содержа­нию игровых действий, к игровым умениям сверстников, их жизнерадостному настро­ению; обучение детей реализации игровых замыслов; формирование умений сосредоточиваться на сво­ей роли, использовать по назначению игрушки; стимулиро­вание ребенка к придумыванию собственных игровых сюжетов. Необ­ходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру, опре­делять последовательность действий.

У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импуль­сивным содержанием. Следует максимально совершенство­вать их игровые операции, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других парт­неров. Для детей с повышенной моторной активностью необхо­димо создать такие условия, которые бы позволили им уп­равлять своим двигательным беспокойством. Искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими сюжетами, требующими вы­сокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре им­пульсивному ребенку может быть предложена ведущая роль, но при этом он должен быть точно информирован взрослым о правилах и целях игры.

Поделиться:





Читайте также:

I. Психологические и поведенческие техники, подготавливающие к увеличению продолжительности жизни.
АНАЛИЗ УРОКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В действительности, трудности — это испытания для нас, своего рода проверка, по которой определяют степень нашей значимости перед Аллахом.
Вопрос 3. Психологические особенности осмотра места происшествия.
Вопрос 56.Интернализация внешних эффектов по А. Пигу: сущность, практические трудности
Вопрос №2. Психологические теории потребностей
Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ
Глава 9. СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА
Деятельность, направленная на создание необходимых предпосылок для радикального преодоления глобального кризиса, для осуществления гуманистической трансформации общества.
Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...