Психологическая поддержка детей младшего школьного возраста
В период адаптации к школе ребенок нуждается в психологической поддержке, для реализации которой необходимы совместные усилия семьи и школы. Ребенок, поступающий в школу, проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития: меняются интересы, ценности, уклад его жизни. В детском саду индивидуальные особенности ребенка принимались и учитывались родителями и воспитателями. С переходом в школу ребенок попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, для него еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, с другой стороны, социальная ситуация предъявляет новые требования, ставит перед необходимостью освоения новых форм жизнедеятельности. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, выступает для ребенка стрессогенной; у него повышается психическая напряженность, что может отразиться и на физическом состоянии, и на здоровье, и на поведении ребенка. Младший школьник сохраняет еще много детских качеств; наивность, непосредственность, легкомыслие, импульсивность поведения. Как дошкольник, он еще отличается подвижностью, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, но постепенно он начинает утрачивать детскую непосредственность, у него появляется другая логика мышления, учение становится для него значимой деятельностью. У ребенка начинает складываться новый уровень потребностей, позволяющий ему действовать, руководствуясь своими целями и требованиями; у него формируется внутренняя позиция школьника. Готовность к обучению в школе определяется по таким параметрам, как контроль, планирование, мотивация и уровень развития интеллекта ребенка (таблица 2).
Таблица 2 Определение готовности к обучению в школе
При поступлении ребенка в школу сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым, более совершенным; происходит стандартизация условий жизни ребенка. Родители, учителя, психолог должны помочь ребенку принять новую социальную роль – роль школьника. По данным исследований, в среднем 15-20% первоклассников сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. В этом случае учебная деятельность и школьная жизнь воспринимаются ребенком с формальной, а не с содержательной стороны. Ориентация на самоизменение и усвоение научного знания не становится для него актуальной. Поэтому на начальном этапе обучения большое значение приобретает создание для таких детей особых условий, органично сочетающих игровую и учебную деятельности, – организация своеобразной комплексной деятельности. По форме эта деятельность является игровой, а по направленности носит учебный характер.
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Адаптация – это приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными мотивами и интересами. Дезадаптация школьная – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Преодоление той или иной формы дезадаптации должно быть направлено на устранение вызывающих ее причин (таблица 3). Таблица 3 Причины школьной дезадаптации
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. В ее основе часто лежат бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил. Неспособность ребенка справиться с ролью ученика негативно влияет на его адаптацию в других средах общения: возникает общая средовая дезадаптация ребенка, социальная отгороженность, отвержение. Особенность внутреннего мира младшего школьника заключается в том, что он еще мало знает о содержании своих переживаний, они не в полной мере осознаны. Только дети с высокой личностной рефлексией способны анализировать то, что с ними происходит. На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями – гневом, страхом, тоской или вегетативными нарушениями. Явления школьной дезадаптации могут проявляться в повышении температуры, тошноте, рвоте. Конфликты в семье часто вызывают у детей слезливость, расстройство внимания, энурез.
Ребенок семи-восьми лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции с причинами, их вызывающими. На протяжении младшего школьного возраста дети воспринимают все более сложные явления, ярче их переживают и больше осознают свои переживания. Только к подростковому возрасту у ребенка складывается своя система ценностей, и он находит способы предъявить их, готов идти на конфронтацию со взрослыми, чтобы отстоять свое право действовать по собственному усмотрению. Автономия же младшего школьника только складывается. Ребенок не всегда различает, чего хочет он сам, что хотят от него взрослые, ему трудно отделить свои намерения от предъявляемых к нему требований. Проблемы ребенка должны рассматриваться во всей полноте жизненных обстоятельств, связей и отношений: психологу необходимо изучить картину развития ребенка, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера. В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо создать для него дома комфортные условия, обеспечить эмоционально благоприятную атмосферу в семье. Классный руководитель должен окружить детей вниманием и заботой, поощрять их малейшие успехи, формировать у них познавательный интерес. Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения, формирование у детей мотивации учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка и степени овладения учебной деятельностью. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – показателем положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе, успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.
Читайте также: I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|