Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая поддержка детей младшего школьного возраста




В период адаптации к школе ребенок нуждается в психологической поддержке, для реализации которой необходимы совместные усилия семьи и школы. Ребенок, поступающий в школу, проходит через кризис разви­тия, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития: меняются интересы, ценности, уклад его жизни. В детском саду индивидуальные особенности ребенка принима­лись и учитывались родителями и воспитателями. С переходом в школу ребенок попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, для него еще не потеряла своей актуальности иг­ровая деятельность, с другой стороны, социальная ситуация предъявляет новые требования, ставит перед не­обходимостью освоения новых форм жизнедеятельности. Новая социальная ситуация вводит ре­бенка в строго нормированный мир отношений, выступает для ребенка стрессогенной; у него повышается психическая напряженность, что может отразиться и на физическом состоянии, и на здоровье, и на поведении ребенка.

Младший школьник сохраняет еще много детских качеств; наивность, непосредственность, легкомыслие, импульсивность поведения. Как дошкольник, он еще отличается подвижностью, неустойчивостью внимания, общей недостаточнос­тью воли, но постепенно он начинает утрачивать детскую непосредственность, у него появляется другая логика мышления, учение становится для него значимой деятельностью. У ребенка начинает складываться новый уровень потребнос­тей, позволяющий ему действовать, руководствуясь своими целями и требованиями; у него формируется внут­ренняя позиция школьника. Готовность к обучению в школе определяется по таким параметрам, как контроль, планирование, мотивация и уро­вень развития интеллекта ребенка (таблица 2).

Таблица 2

Определение готовности к обучению в школе

Параметры готовности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Планирование – умение организовать деятельность в соответствии с ее целью Действия ребенка не соответствуют поставленной цели Действия ребенка частично соответствуют поставленной цели Действия ребенка полностью соответствуют поставленной цели
2. Контроль – умение сопоставить результаты своих дей­ствий с целью Несоответствие результатов поставленной цели Частичное соответствие результатов цели Соответствие результатов намеченной цели
3. Мотивация учения -стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их Ребенок ориентируется на те свойства предметов, которые доступны орга­нам чувств Ребенок стремится ориентироваться на обобщенные свойства предметов, на­ходить и использовать эти обобщения Ребенок познает свойства окружающего мира, их закономерности, использует эти знания в жизни
4. Уровень развития интеллекта Неумение слушать задание, ошибки в выполнении простых логических операций Неумение слушать задание, простые логические операции выполняет без ошибок Умение слушать внимательно и без ошибок выполнять логические операции

 

При поступлении ребенка в школу сложившиеся в дош­кольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым, более совершенным; происходит стандартизация условий жизни ребенка. Родители, учителя, психолог должны помочь ребенку принять новую социальную роль – роль школьника. По данным исследований, в среднем 15-20% пер­воклассников сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. В этом случае учебная деятельность и школьная жизнь воспринимаются ребенком с фор­мальной, а не с содержательной стороны. Ориентация на самоизменение и усвоение научного знания не становится для него актуальной. Поэтому на начальном этапе обучения большое значение приобретает создание для таких детей особых условий, орга­нично сочетающих игровую и учебную деятельности, – организация своеобразной комплексной дея­тельности. По форме эта дея­тельность является игровой, а по направленности носит учебный характер.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться для описания различных проблем и трудно­стей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Адаптация – это приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными мотивами и интересами. Дезадаптация школьная – это образование не­адекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отно­шений, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Преодоление той или иной фор­мы дезадаптации должно быть направлено на устранение вызывающих ее причин (таблица 3).

Таблица 3

Причины школьной дезадаптации

Форма дезадаптации Возможные причины
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности От­сутствие помощи и внимания со сторо­ны родителей, учителей; недостаточное интеллектуальное и психомоторное раз­витие ребенка
Неумение произвольно управлять своим поведением Неправильное вос­питание в семье (отсутствие внеш­них норм, ограни­чений)
Неспособность принять темп школьной жизни Игнорирование индиви­дуальных особенно­стей детей (слабый тип нервной системы); соматически ослаблен­ные дети; за­держки развития у детей
Неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности, семья не выпус­кает его, родители используют его для решения своих проблем

 

Главная причина школьной дезадаптации в младших клас­сах связана с характером семейного воспитания. В ее основе часто лежат бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил. Неспособность ребенка справиться с ролью ученика негативно влияет на его адаптацию в других сре­дах общения: возникает общая средовая дезадапта­ция ребенка, социальная отгорожен­ность, отвержение. Особенность внутреннего мира младшего школь­ника заключается в том, что он еще мало знает о содержании своих пере­живаний, они не в полной мере осознаны. Только дети с высокой личностной рефлексией способны анализировать то, что с ними происходит. На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями – гневом, страхом, тоской или вегетативными нарушениями. Явления школь­ной дезадаптации могут проявляться в повышении темпе­ратуры, тошноте, рвоте. Конфликты в семье часто вызы­вают у детей слезливость, расстройство внимания, энурез.

Ребенок семи-восьми лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции с причинами, их вызывающими. На протяжении младшего школьного возраста дети воспринимают все более сложные явления, ярче их переживают и больше осознают свои переживания. Только к подростковому возрасту у ребенка складывается своя система ценностей, и он находит способы предъявить их, готов идти на конфронтацию со взрослыми, чтобы отстоять свое право действовать по соб­ственному усмотрению. Автономия же младшего школьника только складывается. Ребенок не всегда различает, чего хочет он сам, что хотят от него взрослые, ему трудно отделить свои намерения от предъяв­ляемых к нему требований. Проблемы ребенка должны рассматриваться во всей полноте жизненных обстоятельств, связей и отношений: психологу необходимо изучить картину развития ребенка, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера.

В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо создать для него дома комфортные условия, обеспечить эмоционально благоприятную атмосферу в семье. Классный руководитель должен окружить детей вниманием и заботой, поощрять их малейшие успехи, формировать у них познавательный интерес. Личностно-ориентированное обучение предполагает, преж­де всего, активизацию внутренних стимулов учения, формирование у детей мотивации уче­ния. По изменениям этого параметра можно судить об уров­не школьной адаптации ребенка и степени овладения учеб­ной деятельностью. Снижение уровня школь­ной мотивации может служить критерием школьной дезадап­тации ребенка, а его повышение – показателем положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе, успешно осваивает новую соци­альную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Поделиться:





Читайте также:

I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
III. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Q Мы обсудили особенности составления заключения при оценке психических функций у детей. А есть ли специфика нейропсихо-логической диагностики в детском возрасте?
S: Особенности течения брюшного тифа у детей раннего возраста
S: Причины патологических потерь жидкости при кишечных инфекциях у детей
S: Прокол при проведении люмбальной пункции у детей старшего возраста осуществляется
А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
А также за одеждой детей.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...