Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое сопровождение развития ребенка-дошкольника




Основные задачи психолога, работающего с детьми дош­кольного возраста, связаны с психологическим сопровожде­нием естественного развития ребенка. Психологическое сопровождение – наблюдение за естественным развитием ребенка и своевременное оказание психологической помощи с целью предупреждения различных психологических трудностей. Систематические диагностические обследования детей проводятся психологом в каждой возрастной группе детского сада в начале и в конце учебного года. Это позволяет осуществлять контроль за развитием у детей психических процессов – памяти, речи, внимания, мышления, что имеет большое значение для решения такой немаловажной задачи, как формирование у детей готовности к обучению в школе. Но психологическое сопровождение развития ребенка должно включать в себя не только тренировку психических процессов и функций, но и раз­витие эмоциональной сферы, навыков общения и основ произвольности психических процессов.

Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Активные мимические и пантомимические проявления чувств способствуют разрядке эмоций, снятию нервного напряжения. Восприятие внешнего выражения эмоций пробуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у детей, что играет важную роль в общении. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движении тела.

Человеческий организм самой природой запрограмми­рован на поиск приспособительных реакций к изменяющим­ся условиям среды. Развитие самоощущения, самопонимания, самосознания – первый этап тренировки психической произвольности. Высокая степень осознанности своих эмоций и пове­дения еще не означает власти над ними; необходимо научиться контролировать их, регулировать, изме­нять в желаемом направлении. Произвольность психической регуляции тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли. У дошкольников преобладают непроизвольное внимание, ориентация на внешние стимулы и кон­троль со стороны. По мере созревания определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своим поведением.

Способность произвольной регуляции состоит из следующих умений в определенных сферах психики:

- в сфере общения: умение понимать и различать эмоциональные состояния; сопереживать, принимать позицию другого, чувствовать его эмоциональное состояние; отвечать адекватными чувствами на эмоциональное состояние участников обще­ния;

- в поведении: умение определять цели своих поступков; находить средства их достижения; проверять эффективность выбранных путей действиями или опытом чувств; умение предвидеть результат своих действий, поступков и брать на себя ответственность;

- в двигательной сфере: умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять характер ощущений (напряжение – расслабление, тяжесть – легкость) и характер движений (сила – слабость, резкость – плавность, темп, ритм);

- в эмоциональной сфере: умение направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощу­щения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно); направлять свое внимание на мышечные ощущения и экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции окружающих; умение «воспроизво­дить» эмоции по заданному образцу.

Способностью целенаправленно руководить своими действиями обладают лишь зрелые, сформировавшиеся личности. Если начать развивать и трениро­вать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. В дошкольном возрасте развитие основ произвольности психической регуляции у детей наиболее эффективно может проходить с применением приемов психогимнастики. Психогимнастика – специальные упражнения, направленные на развитие умений про­извольной регуляции в различных сферах психики – движении, эмоциях, обще­нии, поведении. Курс специальных занятий включает упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Каждое упражнение включает фантазию, чувства и движения для того, чтобы ребенок учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Разработкой системы занятий на основе метода психогимнастики занимались М. Чистякова, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, Г. Юнова и другие.

 

Психогимнастика относится к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Психогимнастика представляет собой модификацию групповой психотерапевтической методики Дж. Морено, широко известной как «психодрама». На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций: выразительным движениям (мимика, пантомимика) и выразительным свойствам речи (вокальная мимика). Основной акцент делается на обучение детей технике выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслабления.

В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со своими ровесниками, или легче выражать свои чувства и понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность).

Занятие по психогимнастике может включать в себя, помимо специальных этюдов и упражнений, подвижные игры, элементы ритмики, пантомиму, коллективные игры и танцы. Занятие состоит из трех фаз:

1) снятие напряжения – подвижная игра или различные варианты бега или ходьбы;

2) пантомимические этюды и упражнения – разыгрывание различных ситуаций;

3) заключительная стадия, закрепляющая чувство принадлежности к группе, – коллективные игры или танцы.

 

Формирование произвольности у детей с помощью методов психогимнастики представляет собой систему занятий в форме игр-драматизаций на увлекательные темы. Дети играют и при этом учатся управлять собой. Через всю последовательность упражнений прослеживается сюжетно-ролевое содержание. Отсутствие внешних атрибутов – основное условие игры. Все предметы игрового упражнения должны быть воображаемыми, они обозначаются физическими действиями или замещаются предметами обычного окруже­ния, что облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Тематика игр и задачи постепенно усложняются, продолжительность занятий зависит от возрастной группы и заинтересованности детей (25-35 минут). Занятие начинается с общей разминки: основная задача – сбро­сить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить его на активную работу и общение. Выполня­ются несколько игровых упражнений на внимание или подвижная игра. Упражнения на внимание должны быть разнообраз­ны по форме и характеру, объекты внимания – звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда и др. («Что изменилось?», «Угадай, чей голос?», «Узнай по описанию», «Кто самый веселый (грустный)?» и др.). Подвижные игры должны быть на­правлены на общую деятельность и совместные движения детей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...