Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие психолога и педагога в организации воспитательно-образовательного процесса




Психолог, спо­собствуя развитию и воспитанию детей в детском саду, оказывая им помощь в преодолении различных психологических трудностей и проблем, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка, его социализацию и подготовку к обучению в школе. Традиционно психолого-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста направлена на формирование у них готовности к обучению в школе. Но подготовка ребенка к школе является прерога­тивой педагогов и родителей, поэтому внимание психолога должно быть на­правлено на решение психологических проблем. Источником проблем часто является то обстоятельство, что в работе с детьми упор делается на интеллектуальное развитие в ущерб их эмоциональному развитию. Помимо основных профессиональных задач, психолог совместно с воспитателями в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми решает следующие задачи:

1. Прием вновь поступающих детей и оказание им помощи в адаптации.

2. Создание благоприятного психологического климата в группах детского сада.

3. Определение нервно-психического состояния детей, выявление нервно и соматически ослабленных детей в группах.

4. Социально-психологическая диагностика положения детей в группах, своевременное устранение конфликтных ситуаций.

5. Психопрофилактическая работа с семьей.

 

Наиболее эффективные результаты от психологической работы можно получить, если начинать ее с детьми двух-трех лет, так как за время пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении достигается прочный и доверительный контакт психолога и воспитателя с детьми и родителями, своевременно преодолеваются возрастные проблемы развития. В этот период родители могут перестроить свои неправильно сформировавшиеся установки на воспитание детей и взаимоотношения в семье.

Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка лежит в основе организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Индивидуальный подход в условиях детского сада реализуется прежде всего путем создания в каждой возрастной группе эмоционально благоприятной психологической атмосферы, положительного микроклимата, в котором ребенок может чувствовать себя защищенным и уверенным. Психологический климат – это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие, доброжелательность, свободное выражение собственного мнения, отсутствие какого-либо давления друг на друга, отзывчивость, взаимопомощь и дружелюбие.

Переполненность групп в детских садах (28-30 детей в группе), неукомплектованность штата, отсутствие младшего обслуживающего персонала – помощников воспитателей ведет к увеличению нагрузки на педагогов. Часто воспитатели больше заняты организацией режима дня и уходом за детьми, чем их воспитанием и обучением. Это иногда приводит к появлению бездушия, формализма и авторитарности некоторых педагогов. Детский сад со всеми своими недостатками может оказаться сверхсильным раздражителем для неокрепшей нервной системы ребенка, стать последней каплей, переполнившей чашу нервно-психической выносливости организма. Как следствие, у детей нередко возникают невротические реакции, появляются различные проблемы в поведении и общении. Психолог должен найти подход к воспитателю, наметить пути изменения его отношения к своей работе, помочь отыскать более интересные формы работы с детьми и усовершенствовать стиль педагогической деятельности.

По характеру отношений детей в группе можно судить о качестве работы воспитателя. Доказано исследованиями, что стиль руководства является предпосылкой и следствием уровня развития группы. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. Выделяют три стиля руководства (лидерства): авторитарный, демократичный и либеральный (попустительский). Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы, невозможность обсуждения решений руководителя. Демократичный стиль предполагает коллегиальность, поощрение инициативы и взаимовыручку в коллективе. Попустительский (либеральный, анархичный) стиль предполагает безынициативность, пассивность руководителя, уклонение от управления коллективом, само отстранение от руководства.

Авторитарный стиль руководства воспитателя не позволяет развиться приемлемым формам группового общения у детей, отчуждает их друг от друга, увеличивает крайности ролевой дифференциации – диктат одних детей и изоляцию, неприятие других. Эти формы общения могут закрепиться у детей и стать своего рода стереотипом в дальнейшей их жизни. Анархический, попустительский стиль руководства приводит к эмоциональному расторможению группы, неуправляемому поведению детей, росту агрессивности, невротизации эмоционально чувствительных и впечатлительных детей. Только демократичный стиль руководства способен развить дружеские связи между детьми и коллективные начала в их общении. Психолог должен помочь воспитателю найти оптимальный стиль общения с детьми, в индивидуальной беседе объяснить педагогу его недостатки и подсказать пути их преодоления.

Занятия с детьми в детском саду должны носить развивающий, комплексный, игровой характер, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно, свободно высказывать свои мысли, не бояться быть наказанными или получить плохую оценку воспитателя. В этом случае они научатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение окружающих, защищать свои интересы и эффективно общаться с людьми в дальнейшем. Использование классно-урочной формы проведения занятий в детском саду неэффективно и недопустимо. Психолог помогает воспитателям находить интересные для детей, нетрадиционные и эффективные формы и методы обучения; с этой целью можно организовать систематические (1-2 раза в месяц) групповые консультации – «Школу педагогического мастерства» для воспитателей.

По­нятие «готовность ребенка к школе» – комплексное, мно­гогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависи­мости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры. Большое значение имеет положительное отношение к учению (мотивационная готовность), способ­ность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. При определении уровня готовности ребенка к школь­ному обучению учитываются психологическая и социальная готовность, развитие психофизиологических функций и состояние здоровья, развитие познавательной деятельности.

Учебная деятельность требует от ребенка определен­ного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен до­стичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифферен­цировать предметы и явления окружающего мира, быть способным планировать свою деятельность и осуществлять самоконт­роль. Не менее важны навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Готовность ребенка к обучению в школе должна рассматриваться не как результат специально организованных занятий по подготовке к школе, а как итог развития ребенка за весь период дошкольного детства (таблица 1).

Таблица 1 Структура готовности ребенка к школе

Специальная

готовность

Психологическая готовность

Физическая

готовность

личностная

и социально-психологическая

интеллектуальная

эмоционально-волевая

Умение

читать

Умение считать

Умение

писать

Принятие позиции школьника

Отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Умение войти в детский коллектив

Умение действовать совместно с другими

Ориентировка ребенка в окружающем мире

Запас знаний, усвоенных в системе

Желание узнавать новое

Любознательность

Сенсорное развитие, развитие речи, мышления, воображения

Способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением

Умение организовать рабочее место

Положительное отношение к целям деятельности, стремление к достижению результата, преодолению трудностей

Состояние здоровья

Физическое развитие

Развитие анализаторных систем

Развитие мелких групп мышц

Развитие

основных движений

 

товности ребенка к обу­чению в школе определяется при помощи комплекса методик, направленных на выявление особенностей развития памяти, внимания, мышления, воображения и развития речи. Используются следующие диагностические тесты и методики: «Запоминание картинок», «Запоминание слов» («Пиктограмма»), «Последовательные картинки», «Исключение лишнего», «Перцептивное моделирование», «Дорожки» («Полянки») – тест Венгера, тест «Дом – дерево – человек», «Рисунок человека» и другие. Психодиагностическое обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (март – апрель).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...