Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика проблематики консультирования в начальной школе




Поступление ребенка в школу связано с возникновени­ем важнейшего личностного новообразования – внутрен­ней позиции школьника. Это мотивационный аспект, обеспечивающий направленность ребенка на учебу, эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хо­рошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребнос­ти ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание не­успеха, плохого отношения к себе со стороны пе­дагогов и одноклассников, боязнь и нежелание посе­щать школу. Эмоционально неблагополучный ребенок нередко может испытывать тревогу или страх. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Страх испытывается при «витальной» угрозе, а тревога – при угрозе социальной (межличностным отношениям, положению в обществе). В отличие от страха, тревога не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Тревожные дети очень чув­ствительны к результатам собственной деятельности, бо­лезненно боятся и избегают неудачи. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожным детям трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут решить, правильно или неправильно сделали, ждут оценки от взрослого. По отношению к этим детям используются специ­альные оценки: максимально конкретизируется сфера действия оценочного сужде­ния, оцениваются отдельные элементы, особенно успешные. Особое отношение тревожного ребенка к успеху-неуспеху повышает травматическую вероятность неудач, которые он почти всегда объясняет собственной неполноценностью, отсутствием способностей. Это делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фи­гуру учителя в его глазах, что отражается на мотивации учения – стремление де­лать все, как говорит учитель.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, щемит в области сердца, ладони становятся влажны­ми. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симп­томы говорят о перенапряжении психофизиологических фун­кций организма.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувстви­тельных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родите­лей, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны ро­дителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные от­ношения между родителями; психические травмы типа ис­пуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большей эмоци­ональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с дру­гими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длитель­ных и неразрешимых переживаний детей. Чаще это чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с ро­дителями дети, чье представление о себе искажено эмоцио­нальными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник бе­зопасности, авторитета и любви.

Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спро­воцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужден­ным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по по­воду отметок. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих учеников, что впоследствии может привести к неврозам и школобоязни.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, неуверен­ные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испы­тывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски, так как именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители их проверяют и при этом очень драматично от­носятся к ошибкам: наказывают ре­бенка или оказывают на него психологическое давление. В младшем школьном возрасте отметка вос­принимается ребенком как оценка всей его личности («ты плохой, потому что ты плохо учишься»), в результате возникает неразрешимый внут­ренний конфликт, который сопровождается чувством неопреде­ленности, неуверенности в себе и различными страхами.

В ряде случаев страх перед школой бывает вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрес­сии с их стороны. Особенно это характерно для эмоцио­нально чувствительных и педагогически запущенных детей. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер или исчезают совсем. Но, принимая длитель­ный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контроли­ровать их. Школьные страхи лишают ребенка психологического комфорта, ра­дости учения и способствуют развитию детских не­врозов.

Выявить страхи младших школьников можно с помо­щью различных методов. Метод неоконченных предложений используется для ди­агностики страхов в различных сферах общения и деятель­ности школьника. Ребенку предлагается закончить предло­жения («Когда я думаю о школе...», «Когда я иду в школу...», «Когда я отвечаю у доски...», «Когда учитель задает вопрос, я...»). В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые очень важно знать учителю. Для коррекции страхов используются методы игротерапии и арттерапии.

Школьная тревожность – фор­ма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учеб­ных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов, сверст­ников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадек­ватность, неполноценность, не уверен в правильности сво­его поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он всего боит­ся, раним, мнителен, повышенно чувствителен, относится ко всему слишком серьезно. Тревожность часто оказывается предвестником невроза, и работа по ее преодолению – это работа по психопрофилактике невроза.

Высокий уровень школьной тревожности и снижение самооценки характерны для пе­риода поступления в школу, первых месяцев учебы. После адаптационного периода (от 1 до 3 месяцев) положение меняется: эмоцио­нальное самочувствие и самооценка стабилизируются. Психологи выделяют два способа преодоления тревож­ности у детей:

1) выработка конструктивных способов поведения в труд­ных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой;

2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

Для преодоления школьной тревожности у детей необходимо:

- сформировать у детей определенный уровень притязаний, соответствующий внутренней позиции школьника (гипертрофированные по­требности, порождая бурные эмоциональные реакции, пре­пятствуют формированию продуктивных навыков деятель­ности, общения);

- развивать у детей оперативные навыки поведения, деятельности, общения (новые навыки более высокого уровня позволят детям отказаться от неправиль­но сложившихся способов реализации мотива);

- вести работу по снятию излишнего напряжения в школь­ных ситуациях.

Для снятия тревожности у младших школьников используется метод последовательной десенсибилизации. Суть метода заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связан­ные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, на­чиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу, испуг. «Отреагирование» страха, тревоги, напряжения осуществляется с помощью игр-драматизаций, где сначала с помощью кукол, а затем без них, в форме театральных этюдов дети изображают ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени, чтобы «зрителям» было страшно. Поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.

Боль­шое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения и ус­пехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен еще научиться. Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и к любому результату, который должен восприниматься ребенком как ори­ентир на пути овладения знаниями и умениями. Та­кое отношение позволяет сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности. Работа по снятию школьной тревожности и страхов будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, при поддерживающем ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...